Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2016 N 20АП-8132/2015 ПО ДЕЛУ N А62-7197/2014

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2016 г. по делу N А62-7197/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 04.02.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., в отсутствие представителей заявителя - индивидуального предпринимателя Исаева Абида Захид оглы (г. Смоленск; ОГРНИП 304673112700093; ИНН 670900018403), ответчика - администрации города Смоленска (г. Смоленск; ОГРН 1026701449719; ИНН 6730012070), третьего лица - департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (г. Смоленск; ОГРН 1026701437212; ИНН 6730042526), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.11.2015 по делу N А62-7197/2014 (судья Лукашенкова Т.В.),

установил:

следующее.
Индивидуальный предприниматель Исаев Абид Захид оглы (далее по тексту - ИП Исаев А.З., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Смоленска (далее по тексту - ответчик, администрация) от 22.10.2014 N 16/02-1548 по невключению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Смоленска и о возложении на администрацию города Смоленска обязанность включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Смоленска, существующую на момент исполнения решения суда, торговый павильон (место), расположенный по адресу: г. Смоленск, по ул. Твардовского, на земельном участке с кадастровым номером 67:27:003 0603:30 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 17.11.2015 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что у ответчика отсутствовали основания для невключения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска торгового павильона, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Твардовского.
В апелляционной жалобе администрация города Смоленска просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на расторжение договора аренды земельного участка от 29.04.2009 N 699/з. По мнению апеллянта, суд первой инстанции вышел за пределы полномочий арбитражного суда, возложив на администрацию обязанность внести изменения в нормативный правовой акт.
ИП Исаев А.З. и департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Исаеву Абиду Захид оглы на праве собственности принадлежит остановочный торговый модуль, расположенный в г. Смоленске по ул. Твардовского, на земельном участке с кадастровым номером 67:27:030603:0028, предоставленном индивидуальному предпринимателю на основании постановлений администрации города Смоленска от 26.12.2001 N 2738, от 18.03.2005 N 673 по договорам аренды от 19.06.2002 N 3040, от 29.04.2009 N 699/з.
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области направил ИП Исаеву А.З. уведомление от 06.2.2013 N 01401/09 о прекращении договора аренды земельного участка от 29.04.2009 N 699/з на основании пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ИП Исаевым А.З. 08.10.2014 подано в Управление по потребительскому рынку и развитию предпринимательства администрации города Смоленска заявление о включении торгового павильона в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска.
Управление по потребительскому рынку и развитию предпринимательства администрации города Смоленска 22.10.2014 направило ИП Исаеву А.З. отказ по включению в схему размещения нестационарных торговых объектов вышеуказанного объекта.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ИП Исаева А.З. в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 131-ФЗ) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения городского округа.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Закона N 131-ФЗ).
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 381-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов (часть 4 статьи 19 Закона N 381-ФЗ).
Судом первой инстанции сделано обоснованное заключение о том, что из анализа вышеприведенных норм следует, что Законом N 381-ФЗ предусмотрено сохранение мест размещения нестационарных торговых объектов в случае утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов либо внесения в нее изменений, если строительство, реконструкция или эксплуатация таких объектов были начаты до утверждения соответствующей схемы.
Такой подход согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлениях от 13.02.2014 по делу N А62-1693/2013, от 24.03.2014 по делу N А62-2537/2013, от 04.08.2014 по делу N А62-4189/2013, от 22.09.2015 по делу N А62-6759/2014, от 12.10.2015 по делу N А62-335/2015.
Постановлением администрации Смоленской области от 27.01.2011 N 38 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов (далее по тексту - Порядок).
Согласно пунктам 7 - 10 названного Порядка органы местного самоуправления городских и сельских поселений Смоленской области и территориальные органы администрации города Смоленска в целях разработки и утверждения схемы выявляют все существующие нестационарные торговые объекты, проводят мониторинг потребности в нестационарных торговых объектах на соответствующей территории, результаты которого представляют в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган осуществляет формирование плана размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования Смоленской области с учетом размещения существующих нестационарных торговых объектов. И уже на основании сформированного плана размещения нестационарных торговых объектов уполномоченный орган разрабатывает схему размещения нестационарных торговых объектов по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
При разработке схемы уполномоченный орган должен учитывать, в том числе размещение существующих нестационарных торговых объектов.
Как следует из материалов дела, ИП Исаеву А.З. принадлежит на праве собственности торговый объект - остановочный торговый модуль, расположенный в городе Смоленске, по ул. Тенишевой (остановка "улица Твардовского"), на земельном участке с кадастровым номером 67:27:03 06 03:0028.
Между комитетом по управлению имуществом г. Смоленска и ЧП Исаевым А.З. 19.06.2002 заключен договор N 3040 аренды земельного участка общей площадью 9 кв. м, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Твардовского, с кадастровым номером 67:27:03 06 03:0028, для установки остановочного торгового модуля.
Постановлением главы города Смоленска от 18.03.2005 N 673 Исаеву А.З. прекращено право аренды земельного участка площадью 9 кв. м по ул. Твардовского, с кадастровым номером 67:27:03 06 03:0028; указанным постановлением из земель, отнесенных к категории земель поселений, ИП Исаеву А.З. предоставлен в аренду сроком до одного года земельный участок площадью 60 кв. м в целях, не связанных со строительством, для замены существующего остановочного торгового модуля, в городе Смоленске, по ул. Тенишевой (остановка "Улица Твардовского").
На основании постановления от 18.03.2005 N 673 департамент 29.04.2009 и ИП Исаев Абид Захид оглы заключили договор аренды земельного участка земельного участка, государственная собственность на который не разграничена N 699/з, сроком на одиннадцать месяцев, которым предпринимателю предоставлен в аренду данный земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030603:30.
Доказательств размещения объекта с нарушениями действующего законодательства администрацией в материалы дела не представлено.
Таким образом, в ходе рассмотрения спора судами установлено, подтверждено материалами дела, что на момент разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов (постановление администрации города Смоленска от 25.12.2012 N 2317-адм) ИП Исаев А.З. пользовался земельным участком на основании действующего договора аренды, эксплуатировал торговый объект на законных основаниях.
Принимая во внимание положения части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, согласно которым утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы и, установив, что ИП Исаев А.З. с 2002 года в испрашиваемом месте расположения использовал земельный участок для размещения торгового павильона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у администрации отсутствовали основания для невключения в схему размещения нестационарных торговых объектов торгового павильона заявителя.
При отсутствии у администрации правовых оснований для невключения в схему, утвержденную постановлением администрации г. Смоленска от 25.12.2012 N 2317-адм, торгового павильона, принадлежащего ИП Исаеву А.З., расположенного в г. Смоленске по ул. Тенишевой (остановка "улица Твардовского"), на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030603:30, требование ИП Исаева А.З. обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Отклоняя довод администрации о том, что на момент обращения предпринимателя в орган местного самоуправления с заявлением о включении торгового павильона в схему размещения нестационарных торговых объектов договор аренды земельного участка прекратил свое действие в связи с односторонним отказом арендодателя от договора, заявленном в порядке пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно указал, что данное обстоятельство не освобождает администрацию от обязанности при утверждении схемы включить в нее функционирующие на законных основаниях нестационарные торговые объекты.
То обстоятельство, что решением Арбитражного суда Смоленской области от 17.02.2015 по делу N А62-7491/2014, вступившим в законную силу, прекращено производство по делу в части требований департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области об освобождении земельного участка, предоставленного ИП Исаеву А.З. по договору аренды земельного участка от 29.04.2009 N 699/з, в связи с отказом от иска в указанной части, а также что администрацией 07.07.2014 произведен снос нестационарного объекта, находящегося на спорном земельном участке, как справедливо указал суд первой инстанции, не имеет существенного значения для решения вопроса о праве предпринимателя требовать включения принадлежащего ему объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, поскольку с 01.03.2015 в соответствии с положениями статей 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" без предоставления земельного участка.
Кроме того, согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Арбитражного суда Центрального от 12.10.2015 по делу N А62-335/2015, правомерность размещения нестационарного торгового объекта не связана с договором аренды земельного участка.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы полномочий арбитражного суда, обязав администрацию внести изменения в нормативный правовой акт, судебной коллегией отклоняется, поскольку при рассмотрении заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо учитывать, что в силу пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при признании указанных решений, действий (бездействия) незаконными в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.
По общему правилу, устранение нарушения прав и законных интересов заявителя состоит в восстановлении положения, существовавшего до принятия незаконного ненормативного акта или осуществления незаконных действий (бездействия), либо понуждении совершить действия, на которые заявитель был вправе рассчитывать при правильном исполнении вышеназванными органами и лицами требований закона и их обязанностей.
С учетом вышеприведенных нормативных положений и обстоятельств настоящего дела возложение судом на ответчика обязанности по включению торгового павильона (места), принадлежащего ИП Исаеву А.З., расположенного в г. Смоленске, по ул. Тенишевой (остановка "улица Твардовского"), на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030603:30, в действующую на момент исполнения решения суда схему, является в рассматриваемом случае лишь адекватной мерой, направленной на восстановление нарушенных администрацией прав предпринимателя, и свидетельствует о соблюдении судом первой инстанции требований пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводов, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не заявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.11.2015 по делу N А62-7197/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Смоленска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА

Судьи
Е.В.МОРДАСОВ
В.Н.СТАХАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)