Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.06.2017 N 17АП-7768/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А71-16362/2016

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2017 г. N 17АП-7768/2017-ГК

Дело N А71-16362/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.
судей Зелениной Т.Л., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Некрасовой А.С.,
при участии:
- от истца, ООО "АГРОТЕКС" - Батурин А.В., директор, паспорт, сведения из ЕГРЮЛ;
-
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, ООО "АГРОТЕКС",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 апреля 2017 года
по делу N А71-16362/2016,
принятое судьей Мельниковым А.Ю.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "АГРОТЕКС" (ОГРН 1031801650935, ИНН 1834024681)
к Правительству Удмуртской Республики,
Министерству финансов Удмуртской Республики,
Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики,
о понуждении к заключению соглашения об изъятии земельных участков для государственных нужд и возмещении убытков,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АГРОТЕКС" обратилось с иском к Правительству Удмуртской Республики, Министерству финансов Удмуртской Республики, Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики, требуя обязать Правительство Удмуртской Республики в лице Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики подготовить за свой счет соглашение с истцом об изъятии для государственных нужд находящиеся в собственности истца земельных участков с кадастровыми номерами 18:08:022001:81, 18:08:022001:137, 18:08:019003:2535, 18:08:022001:117, 18:08:022001:102, 18:08:019003:2639, 18:08:022001:152, 18:08:019003:2717, 18:08:022001:79, 18:08:022001:150, 18:08:022001:126, 18:08:022001:106, 18:08:019003:2504, 18:08:022001:92, 18:09:022001:149, 18:08:022001:105, 18:08:022001:114, 18:08:019003:2639, 18:08:019003:2468, 18:08:019003:2717, 18:08:019003:2735, а также 1/5 долей от целых земельных участков с кадастровыми номерами 18:08:022001:429, 18:08:019003:2590, зарезервированных Правительством Удмуртской Республики для целей строительства планируемого размещения объекта "Восточный обход города Ижевска от автомобильной дороги М-7 "Волга" до автомобильной дороги Ижевск-Воткинск"; обязать Правительство Удмуртской Республики заключить соглашение с истцом об изъятии для государственных нужд спорных земельных участков; обязать Правительство Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики выкупить для государственных нужд спорные земельные участки по рыночной (оценочной) стоимости на 05.09.2014 равной 14 923 378 руб. 00 коп.; возместить убытки за период с 05.09.2014 по 27.01.2017 в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ от выкупной (рыночной) стоимости изымаемых спорных земельных участков в размере 2 951 456 руб. 00 коп.; возместить убытки, возникшие с 27.01.2017 по дату полной оплаты выкупной цены в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ от выкупной (рыночной) стоимости данных земельных участков.
Министерство финансов Удмуртской Республики иск не признало, указывая, что срок резервирования земельных участков не истек, отказ в выкупе земельных участков не причинил истцу убытков.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 апреля 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец обжаловал решение в апелляционном порядке, просит судебный акт отменить, иск удовлетворить. Полагает, что решение об изъятии земельных участков должно быть принято в течение трех лет со дня утверждения документов территориального планирования и проектов планировки территории, решение об изъятии участков должно было быть принято не позднее 12.09.2015, сведения об обременении всех земельных участков истца внесены в ЕГРП в отсутствие оснований, вследствие невозможности застройки земельных участков и распоряжения земельными участками истцу причинены убытки.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство финансов Удмуртской Республики просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая, что срок резервирования земельных участков не истек, отказ в выкупе земельных участков не причинил истцу убытков.
Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает выводы, сделанные судом первой инстанции, настаивает на том, что действия ответчиков являются законными, и основания для возмещения убытков отсутствуют.
В судебном заседании апелляционного суда директор общества "АГРОТЕКС" придерживался доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, считает, что оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 05.09.2011 N 732-р "Об утверждении границ зон планируемого размещения объекта и резервировании земель для государственных нужд Удмуртской Республики на территории Завьяловского района Удмуртской Республики" утверждены границы зон планируемого размещения объекта "Восточный обход города Ижевска от автомобильной дороги М-7 "Волга" до автомобильной дороги Ижевск-Воткинск", а также зарезервированы для государственных нужд Удмуртской Республики сроком на семь лет земли на территории Завьяловского района для строительства указанного объекта.
Из пояснений истца следует и ответчиками не оспаривается, что в соответствии с указанным решением зарезервированы принадлежащие обществу "АГРОТЕКС" на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 18:08:022001:81, 18:08:022001:137, 18:08:019003:2535, 18:08:022001:117, 18:08:022001:102, 18:08:019003:2639, 18:08:022001:152, 18:08:019003:2717, 18:08:022001:79, 18:08:022001:150, 18:08:022001:126, 18:08:022001:106, 18:08:019003:2504, 18:08:022001:92, 18:09:022001:149, 18:08:022001:105, 18:08:022001:114, 18:08:019003:2639, 18:08:019003:2468, 18:08:019003:2717, 18:08:019003:2735, а также по 1/5 доле земельных участков с кадастровыми номерами 18:08:022001:429, 18:08:019003:2590 общей площадью 91 730,2 кв. м.
В претензии, направленной в адрес ответчиков 31 октября 2016 года, общество "АГРОТЕКС" указало на то, что земельные участки могут быть зарезервированы для муниципальных или государственных нужд на срок не более 3 лет, и просило выкупить зарезервированные земельные участки посредством заключения договора купли-продажи, а также возместить убытки, причиненные в результате незаконных действий органов власти.
Неисполнение указанных требований послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 19.07.2011) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с: 1) выполнением международных обязательств Российской Федерации; 2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 19.07.2011) резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации в части срока, на который могут резервироваться земли для государственных или муниципальных нужд - срок изменен с семи до трех лет.
Ссылаясь на статью 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ, в силу которой срок резервирования уменьшен до трех лет, истец указывает, что принадлежащие ему на праве собственности и зарезервированные Правительством Удмуртской Республики земельные участки должны быть изъяты и выкуплены в срок до 05.09.2013. Поскольку до настоящего момента выкуп зарезервированных участков не осуществлен, по мнению истца, ответчик 1 обязан заключить соглашение об изъятии участков для государственных нужд и их выкупе.
Между тем, в соответствии с п. 3 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в первоначальной редакции) земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет.

Согласно пункту 27 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ он вступил в силу с 1 апреля 2015 года.
Поскольку спорное решение о резервировании земель для государственных нужд на 7 лет (распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 05.09.2011 N 732-р), принято до дня вступления в силу указанного выше Федерального закона, суд правильно отклонил доводы истца об истечении предельного срока резервирования земель.
Согласно пункту 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В силу пункта 3 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
Ссылаясь на указанные нормы, а также указывая, что 20 ноября 2013 года вступили в законную силу Правила землепользования и застройки Муниципального образования "Ягульское", истец полагает, что 20.11.2016 истек трехгодичный срок, предусмотренный для изъятия спорных земельных участков.
Между тем, истцом не учтено, что положения Земельного кодекса Российской Федерации в части указанного срока действуют лишь при наличии проекта планировки спорной территории. Правила землепользования и застройки не являются проектом планировки территории, доказательств наличия утвержденного проекта планировки территории истцом в материалы дела не представлено.
Кроме того, норма пункта 3 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации в рассматриваемом случае не подлежит применению, поскольку решение о резервировании земель для государственных нужд на 7 лет принято до дня вступления в силу Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ.
В статье 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ отсутствуют какие-либо специальные условия для применения введенного в действие указанным Законом пункта 3 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации об установлении предельного срока для принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Однако норма пункта 3 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации корреспондирует с нормой части 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации об установлении предельного срока действия проекта планировки территории, предусматривающего размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов (три года со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов), также введенной в действие Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ. При этом согласно пункту 15 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ положения части 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются в отношении проектов планировки территории, утвержденных до дня вступления в силу Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ.
Истец настаивал на том, что ему причиняет убытки отказ в выкупе земельных участков, и требовал взыскать с ответчиков возмещение убытков в размере процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ от выкупной (рыночной) стоимости изымаемых земельных участков.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как разъяснено в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, ответственность, предусмотренная названными нормами права, наступает при совокупности следующих условий: противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между противоправными действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
Возможность резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрена действующим законодательством и, в рассматриваемом случае, правомерно реализована распоряжением Правительства Удмуртской Республики N 732-р от 05.09.2011.
Кроме того, ответчики не лишены возможности принять решение о выкупе земельных участков или отказаться от их изъятия в течение всего семилетнего срока резервирования.
Поскольку действия ответчиков не являются противоправными, исковые требования о возмещении убытков по заявленным основаниям удовлетворению не подлежали.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений, а также неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Поскольку основания к отмене изменению судебного акта по доводам апелляционной жалобы отсутствуют, в силу статьи 110 АПК РФ госпошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 апреля 2017 года по делу N А71-16362/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Т.В.МАКАРОВ

Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Ю.В.СКРОМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)