Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2017 N 17АП-8711/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А60-57684/2016

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2017 г. N 17АП-8711/2017-ГК

Дело N А60-57684/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Дюкина В.Ю., Семенова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
- от заявителя: Макарова Н.А. (паспорт, доверенность от 06.10.2016);
- от ответчика: не явились;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Дачного некоммерческого товарищества "Дубровка"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 апреля 2017 года,
принятое судьей В.В.Парамоновой
по делу N А60-57684/2016
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Дубровка" (ОГРН 1116652001971, ИНН 6652033296)
к Администрации Сысертского городского округа (ОГРН 1026602178151, ИНН 6652004915)
о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков в собственность,

установил:

Дачное некоммерческое товарищество "Дубровка" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Администрации Сысертского городского округа (ответчик) с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 66:25:2703001:387, 66:25:2703001:396, расположенных по адресу: Свердловская область, Сысертский район, ДНТ "Дубровка", уч. 9, 18, выраженного в письме N 05-08723 от 22.09.2016, о возложении на ответчика обязанности заключить с заявителем договор купли-продажи указанных земельных участков.
Решением арбитражного суда от 28.04.2017 (резолютивная часть от 21.04.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда от 28.04.2017 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что размер санитарной зоны, установленной решением Исполкома Свердловского Совета народных депутатов от 11.03.1988 N 81, противоречит СанПиН 2.1.4.1110-02 в части установления границ II пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Границы зон санитарной охраны Нижне-Сысертского водохранилища Министерством природных ресурсов Свердловской области в установленном законом порядке не утверждались. Доказательств опубликования в установленном порядке решения N 81 не представлено. Заявитель считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют материалам дела, выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности не является надлежащим доказательством нахождения испрашиваемых участков во II поясе зоны санитарной охраны Нижне-Сысертского водохранилища и их ограничения в обороте. На территории Ильинского пруда водозаборные сооружения отсутствуют, территория ДНТ "Дубровка" не расположена в зоне санитарной охраны источника питьевого водоснабжения. Заявитель просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Ответчик против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения. Ответчик указывает, что действие ранее принятых нормативных правовых актов по вопросам границ зон санитарной охраны законодательством не ограничено, границы зоны санитарной охраны, установленные решением Исполкома Свердловского Совета народных депутатов от 11.03.1988 N 81, не отменены. Решением Свердловского областного суда от 14.11.2011 в удовлетворении требований о признании решения N 81 недействующим в части размеров второго пояса зоны санитарной охраны отказано.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, за заявителем зарегистрировано право собственности на воздушную линию электропередач ВЛЗ-10 кВ, трансформаторную подстанцию ТП 10/0,4 кВ, имеющие назначение - сооружение электроэнергетики, протяженность - 618 м, площадь - 10 кв. м, расположенные по адресу: Свердловская область, Сысертский район, ДНТ "Дубровка".
Указанные сооружения находятся на двух земельных участках: земельном участке с кадастровым номером 66:25:2703001:387 площадью 500 кв. м, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеющем разрешенное использование: под дачное строительство (организация дачного хозяйства), расположенном по адресу: Свердловская область, Сысертский район, ДНТ "Дубровка", участок N 9,
земельном участке с кадастровым номером 66:25:2703001:396 площадью 5099 кв. м, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеющем разрешенное использование: под дачное строительство (организация дачного хозяйства), расположенном по адресу: Свердловская область, Сысертский район, ДНТ "Дубровка", участок N 18.
Указанные земельные участки были предоставлены заявителю в аренду для дачного строительства на основании договора аренды земельного участка N 12_224 от 21.08.2012, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом и правовой работе Администрации Сысертского городского округа.
14.09.2016 заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 66:25:2703001:387, 66:25:2703001:396 в собственность.
Письмом от 22.09.2016 N 05-08723 ответчик отказал в предоставлении земельных участков в собственность, указав на то, что данные участки расположены во II поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не могут быть предоставлены в частную собственность (п. 14, ч. 5, ст. 27 ЗК РФ).
Полагая, что отказ в предоставлении земельных участков является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что испрашиваемые земельные участки находятся в во II поясе зоны санитарной охраны Нижне-Сысертского водохранилища, в связи с чем, земельные участки ограничены в обороте и могут быть предоставлены только на праве аренды.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно п. 1, подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с п. 5 указанной статьи в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации Сысертского городского округа от 16.08.2012 N 2123 заявителю в аренду под дачное строительство (организацию дачного хозяйства) был предоставлен земельный участок площадью 21601 кв. м, 21.08.2012 был заключен договор аренды указанного земельного участка N 12_224.
Постановлением Администрации Сысертского городского округа от 10.01.2014 N 5 в связи с разделом этого земельного участка в договор аренды N 12_224 внесены изменения, в качестве предмета аренды указаны 18 земельных участков, в том числе, земельные участки с кадастровыми номерами 66:25:2703001:387, 66:25:2703001:396.
В обоснование предоставления земельных участков в собственность заявитель ссылается на возведение на этих земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности.
Земельные участки с кадастровыми номерами 66:25:2703001:387, 66:25:2703001:396 имеют разрешенное использование: под дачное строительство (организацию дачного хозяйства), что не соответствует целям их фактического использования - под сооружения электроэнергетики.
Доказательств утверждения в установленном порядке проекта планировки территории, предусматривающего строительство на указанных земельных участках линейных объектов, в материалы дела не представлено.
Кроме того, в порядке, предусмотренном подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, в собственность без проведения торгов предоставляются земельные участки, занятые объектами недвижимости и необходимые для их использования, площадь которых определяется исходя из их функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на них объектов.
Судом апелляционной инстанции заявителю было предложено представить обоснование необходимости использования для эксплуатации воздушной линии электропередач ВЛЗ-10 кВ протяженностью 618 п. м, трансформаторной подстанции ТП 10/0,4 кВ площадью 10 кв. м земельных участков площадью 500 кв. м и 5099 кв. м. Однако такого обоснования заявителем представлено не было.
В статье 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования садоводческого некоммерческого объединения, предназначен для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде.
В соответствии с п. 2.9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 ЗК РФ.
Согласно статье 32 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (в редакции, действующей с 01.03.2015) организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории. Разработка проектов организации и застройки садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил.
Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения согласовывается с таким объединением, заказавшим данный проект, и утверждается в двухнедельный срок органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок.
До 1 января 2020 года в случае, если в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ утвержден проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, раздел земельного участка, предоставленного указанному объединению или в совместную собственность членов указанного объединения, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки данной территории. При этом утверждение проекта планировки данной территории и проекта межевания данной территории не требуется.
Доказательств разработки и согласования проекта организации и застройки территории Дачного некоммерческого товарищества "Дубровка", предусматривающего образование земельных участков для размещения воздушной линии электропередач ВЛЗ-10 кВ и трансформаторной подстанции, суду также не представлено.
При таких обстоятельствах, оснований для принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, у ответчика не имелось.
Ссылка заявителя на неправомерность оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка в собственность по причине ограничения испрашиваемых земельных участков в обороте судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку наличие исключительного права на предоставление в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 66:25:2703001:387, 66:25:2703001:396 заявителем не доказано.
Таким образом, оспариваемый отказ в предоставлении земельных участков не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 28.04.2017 отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 апреля 2017 года по делу N А60-57684/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА

Судьи
В.Ю.ДЮКИН
В.В.СЕМЕНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)