Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.07.2017 ПО ДЕЛУ N А55-31900/2016

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2017 г. по делу N А55-31900/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2017 года
В полном объеме постановление изготовлено 04 июля 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарями судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03.07.2017 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.03.2017 по делу N А55-31900/2016 (судья Агеенко С.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Самаранефтегаз" (ИНН 6315229162, ОГРН 1026300956990), г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации муниципального района Волжский Самарской области, г. Самара, об оспаривании отказа,
в судебном заседании приняла участие представитель акционерного общества "Самаранефтегаз" Синченкова М.Ю. (доверенность от 01.01.2017 N СНГ-36/17),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

установил:

акционерное общество "Самаранефтегаз" (далее - АО "Самаранефтегаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 14.07.2016 N 92/15/16-03449-010/3224416/1280Д, заключенного между АО "Самаранефтегаз" и Администрацией муниципального района Волжский Самарской области, изложенного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 19.09.2016 N 63/001/328/2016-6081, и об обязании Управления Росреестра по Самарской области произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка N 92/15/16-03449-010/3224416/1280Д от 14.07.2016, заключенного между АО "Самаранефтегаз" и Администрацией муниципального района Волжский Самарской области в отношении земельного участка площадью 3600 кв. м с кадастровым номером 63:17:2201003:57, категория - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, участок в границах СПК им. Т.Г. Шевченко, в восточной части кадастрового квартала 63:17:2201003.
В третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Администрация муниципального района Волжский Самарской области (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.03.2017 по делу N А55-31900/2016 оспариваемое решение Управления Росреестра по Самарской области признано незаконным и на него возложена обязанность произвести государственную регистрацию указанного договора аренды земельного участка.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просило отменить указанное судебное решение и вынести новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению Управления Росреестра по Самарской области, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Управление Росреестра по Самарской области также представило дополнение к апелляционной жалобе.
АО "Самаранефтегаз" в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
В судебном заседании представитель общества просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителя АО "Самаранефтегаз" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между АО "Самаранефтегаз" и Администрацией заключен договор от 14.07.2016 N 92/15/16-03449-010/3224416/1280Д об аренде земельного участка площадью 3600 кв. м с кадастровым номером 63:17:2201003:57, категория - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, участок в границах СПК им. Т.Г. Шевченко, в восточной части кадастрового квартала 63:17:2201003, для недропользования, строительства и эксплуатации объекта "Эксплуатационная скважина N 113 Коренного месторождения" и объектов обустройства скважины (т. 1, л.д. 32-38).
01.08.2016 АО "Самаранефтегаз" обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации вышеуказанного договора аренды земельного участка.
Сообщением от 19.09.2016 N 63/001/328/2016-6081 Управление Росреестра по Самарской области отказало обществу в государственной регистрации вышеуказанного договора аренды земельного участка по мотиву нарушения процедуры предоставления земельного участка (т. 1, л.д. 27-31).
С учетом положений статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно признал незаконным оспариваемое решение Управление Росреестра по Самарской области и обязал его произвести государственную регистрацию указанного договора аренды земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации; здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (ЕГРП).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона о регистрации государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. Пунктом 2 статьи 26 Закона о регистрации предусмотрено, что если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
Согласно описям документов, принятых для оказания государственных услуг, от 29.07.2016 и от 08.09.2016 для государственной регистрации договора аренды АО "Самаранефтегаз" представило в Управление Росреестра по Самарской области: договор аренды с приложением кадастрового паспорта; акт от 11.11.2013 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства "Эксплуатационная скважина N 113 Коренного месторождения" на территории муниципального района Волжский; постановление Администрации от 15.11.2013 N 4667 "Об утверждении акта о выборе земельного участка, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительном согласовании места размещения объекта для строительства объекта: "Эксплуатационная скважина N 113 Коренного месторождения", расположенного по адресу: Самарская область, муниципальный район Волжский, в 2580 м юго-западнее п. Тридцатый"; проект рекультивации нарушаемых земель при строительстве объекта "Эксплуатационная скважина N 113 Коренного месторождения" в границах муниципального района Волжский Самарской области; постановление Администрации от 24.04.2014 N 641 "Об отверждении проекта рекультивации нарушаемых земель при строительстве объекта "Эксплуатационная скважина N 113 Коренного месторождения" в границах муниципального района Волжский Самарской области"; постановление Администрации от 05.11.2015 N 4022 "О предоставлении в аренду Акционерному обществу "Самаранефтегаз" земельного участка (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, участок в границах СПК им. Т.Г. Шевченко, в восточной части кадастрового квартала 63:17:2201003, для недропользования, строительства и эксплуатации объекта "Эксплуатационная скважина N 113 Коренного месторождения" и объектов обустройства скважины" (т. 1, л.д. 32-85).
Таким образом, АО "Самаранефтегаз" представило в Управление Росреестра по Самарской области все документы, необходимые для государственной регистрации договора аренды, содержание которых соответствует требованиям действующего законодательства.
Довод Управления Росреестра по Самарской области о необходимости соблюдения конкурентного порядка предоставления земельного участка в аренду суд первой инстанции обоснованно отклонил.
Ссылка Управления Росреестра по Самарской области в оспариваемом решении на пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", согласно которому передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется без проведения торгов только в том случае, если после предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков поступит одна заявка, является несостоятельной, поскольку данная норма Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признана утратившей силу с 01.03.2015, то есть до обращения АО "Самаранефтегаз" в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации вышеуказанного договора аренды земельного участка.
Кроме того, Управлением Росреестра по Самарской области не учтено, что указанный земельный участок предоставлен обществу в аренду в целях недропользования.
Согласно статье 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом о недрах. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Аналогичный порядок предоставления пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, был предусмотрен пунктом 2.2 статьи 30 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015.
Таким образом, специальные нормы законодательства, регулирующие отношения в сфере недропользования, исключают конкурентный порядок предоставления земельных участков владельцу лицензии на пользование недрами.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что требование Управления Росреестра по Самарской области о публикации сообщения о земельном участке, предлагаемом для передачи в аренду, нарушает пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации, согласно которому не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных данным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного закона и иное не установлено законодательством.
Указанный земельный участок предоставлен обществу в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ), как земельный участок, в отношении которого до 01.03.2015 было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленный статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), предусматривал процедуру предварительного согласования места размещения объекта и утверждения акта о выборе земельного участка со схемой расположения земельного участка, применимую к землям всех существующих категорий без исключения.
Таким образом, довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что законодательством не предусмотрена возможность получения в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, отведенного для целей строительства, является несостоятельным.
Кроме того, согласно пункту 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
На основании указанной нормы земельный участок был переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности распоряжением Губернатора Самарской области от 05.05.2015 N 247-р "О переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую" и постановлением Администрации от 24.04.2014 N 641 "Об отверждении проекта рекультивации нарушаемых земель при строительстве объекта ОАО "Самаранефтегаз": "Эксплуатационная скважина N 113 Коренного месторождения" в границах муниципального района Волжский Самарской области" (т. 1, л.д. 51-52).
Таким образом, постановлением Администрации от 05.11.2015 N 4022 указанный земельный участок был правомерно предоставлен обществу в аренду для недропользования, строительства и эксплуатации скважины после его перевода из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
Ссылку Управления Росреестра по Самарской области на подпункт 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), согласно которому предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка, при этом передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку, как уже отмечено, земельный участок предоставлен обществу с предварительным согласованием места размещения объекта и, таким образом, подпункт 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в рассматриваемом случае неприменим.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные Управлением Росреестра по Самарской области в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 30 марта 2017 года по делу N А55-31900/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН

Судьи
Е.Г.ПОПОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)