Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2017 N 18АП-3503/2017, 18АП-3503/2017 ПО ДЕЛУ N А76-22201/2016

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2017 г. N 18АП-3503/2017, 18АП-3503/2017

Дело N А76-22201/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19 февраля 2017 года по делу N А76-22201/2016 (судья Наконечная О.Г.).
В заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Пазуха З.В. (доверенность от 09.01.2017 N 6),
общества с ограниченной ответственностью "МВС-Практик" - Осетров Е.С. (доверенность от 19.10.2016).

Администрация города Челябинска (далее - заявитель, администрация г. Челябинска, администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 02.08.2016 по делу N 4-07/2016, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС России по Челябинской области, антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - КУиЗО г. Челябинска), Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска (далее - ГУАиГ администрации г. Челябинска), Управление по торговле и услугам администрации г. Челябинска (далее - Управление по торговле), общество с ограниченной ответственностью "МВС-Практик" (далее - ООО "МВС-Практик"), Рзянкин Алексей Игоревич (далее - Рзянкин А.И.).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19.02.2017 по настоящему делу требования, заявленные администрацией удовлетворены.
В апелляционной жалобе УФАС России по Челябинской области просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать администрации г. Челябинска в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы антимонопольный орган ссылается на имеющее по его мнению, место быть со стороны арбитражного суда первой инстанции, неправильное применение норм материального права при принятии решения и несоответствие выводов арбитражного суда первой инстанции фактическим обстоятельствам. Так, заинтересованное лицо указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции при принятии решения по делу неправильно применены нормы п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. п. 1, 3 ст. 34, пп. 2 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10 (далее - Порядок, утвержденный решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10), Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для эксплуатации существующих временных нестационарных объектов на территории города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 10.12.2013 N 46/26 (далее - Порядок, утвержденный решением Челябинской городской Думы от 10.12.2013 N 46/26). Помимо данного антимонопольный орган в апелляционной жалобе указывает на то, что арбитражный суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание факт создания администрацией обществу с ограниченной ответственностью "МВС-Практик" преимущественных условий при предоставлении земельного участка.
В представленном письменном мнении на апелляционную жалобу в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Обществом с ограниченной ответственностью "МВС-Практик" отзыв на апелляционную жалобу не представлен. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "МВС-Практик" пояснил, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Иные участники процесса, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, отзывы на апелляционную жалобу не представили и явку уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание представителей иных участников процесса.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений на нее в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, присутствовавших в судебном заседании 23.05.2017, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С выводами арбитражного суда первой инстанции нельзя согласиться.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от гр. Рзянкина Алексея Ивановича 20.11.2015 поступило заявление (т. 2, л.д. 5), в котором сообщалось о получении обществом с ограниченной ответственностью "МВС-Практик" земельного участка с кадастровым номером 74:36:0516001:1421 в г. Челябинске по пр. Ленина, 76 (остановка общественного транспорта "ЮУрГУ") для установки торгово-остановочного комплекса, без проведения аукциона; 30.12.2013 Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска с ООО "МВС-Практик" заключен договор указанного земельного участка.
В этой связи УФАС России по Челябинской области письмами от 22.01.2016 NN 616/07, 616/08 (т. 2, л.д. 7, 8) затребовало необходимую информацию у Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска и у администрации города Челябинска.
Соответствующая информация в антимонопольный орган была предоставлена, в связи с чем, заинтересованным лицом было установлено следующее.
Постановлением администрации г. Челябинска от 13.01.2012 N 2-п была утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска (т. 2, л.д. 55, 56).
Общество с ограниченной ответственностью "МВС-Практик" 11.04.2012 обратилось к главе администрации г. Челябинска с письмом (т. 2, л.д. 58), содержащим просьбу о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Челябинска, в том числе земельного участка для организации торгово-остановочного комплекса (ТОК) по адресу: пр. Ленина, 76 (ЮУрГУ).
Согласно выписке из протокола заседания Комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска от 19.04.2012 N 24 (т. 2, л.д. 50), признано целесообразным включение в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска, на основании заявления ООО "МВС-Практик", торгово-остановочного комплекса по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 76, остановка "ЮУрГУ".
В связи с этим письмом от 25.05.2012 N 12 (т. 2, л.д. 60) ООО "МВС-Практик" обратилось к главе администрации г. Челябинска с просьбой продолжить оформление правоустанавливающих документов для размещения и эксплуатации ТОК по пр. Ленина, 76 (остановка "ЮУРГУ") в Центральном районе г. Челябинска. Также данное письмо содержит просьбу о предоставлении в аренду земельного участка площадью 90 кв. м по указанному адресу, для размещения ТОК.
Согласно выписке из протокола заседания Комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска от 21.06.2012 N 27 (т. 2, л.д. 71), признано целесообразным предоставление земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов, обществу с ограниченной ответственностью "МВС-Практик" - торгово-остановочный комплекс по адресу: пр. Ленина, 76, ост. "ЮУрГУ".
Данное послужило для администрации г. Челябинска основанием для вынесения 22.06.2012 постановления N 114 "О внесении изменения и дополнений в постановление Администрации города Челябинска от 13.01.2012 N 2-п" (т. 2, л.д. 57), которым в частности Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска дополнена пунктом 209 (т. 2, л.д. 57, оборот), устанавливающим местоположение земельного участка для размещения торгово-остановочного комплекса - пр. Ленина, 76, ост. "ЮУРГУ".
Администрацией г. Челябинска представлена выписка из печатного издания "Ведомости. Еженедельный публикатор официальной информации" от 10.07.2012 (т. 2, л.д. 21), которым КУиЗО г. Челябинска, в соответствии с решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10 информировало в том числе о поступлении заявки ООО "МВС-Практик" на размещение временного нестационарного объекта на территории г. Челябинска (ТОК, Центральный район, пр. Ленина, 76, ост. "ЮУрГУ").
В администрацию г. Челябинска 19.07.2012 и 25.07.2012 поступили заявления соответственно от общества с ограниченной ответственностью "Хлебница" (т. 2, л.д. 26) и от общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Уральский металл", в которых упомянутые юридические лица просили:
- - "...предоставить земельный участок N 16 по Ведомости от 10 июля 2012, площадью 100 кв. м, в аренду для размещения торгово-остановочного комплекса по адресу: г. Челябинск, Центральный район, пр. Ленина, 76, ост. "ЮУрГУ" (ООО "Хлебница", письмо от 19.07.2012);
- - "...на основании публикации в газете "Челябинск за неделю" N 24 от 10.07.2012 г., прошу предоставить право заключения договора аренды земельных участков для размещения торгово-остановочных комплексов, находящихся по адресу... пр. Ленина, д. N 76, ост. "ЮУрГУ" (ООО ТД "Уральский металл", письмо от 20.07.2012 N 37).
Управлением по торговле и услугам администрации г. Челябинска на имя заместителя главы города, председателя КУиЗО г. Челябинска 15.08.2012 было направлено письмо N 024-3/1718 (т. 2, л.д. 22, 23), которым последний извещался о том, "...что в течение 20 дней с момента опубликования сведений об объектах в еженедельнике "Челябинск за неделю" в адрес Администрации города Челябинска поступили заявки от иных претендентов на выделение земельных участков для размещения временных нестационарных объектов по указанным адресам. Направляю Вам поступившие заявления и пакеты документов для организации и проведения торгов на приобретение права аренды земельных участков в соответствии с п. 30 указанного Порядка..." (в том числе заявления ООО ТД "Уральский металл" и ООО "Хлебница" в отношении земельного участка для размещения ТОК по адресу: пр. Ленина, 76, ост. "ЮУрГУ", на который претендовало ООО "МВС-Практик" (позиция 14 перечня указанного письма, т. 2, л.д. 22, оборот).
Письмом заместителя председателя КУиЗО г. Челябинска от 31.08.2012 N 14138 (т. 2, л.д. 24) начальнику Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска было сообщено о необходимости организовать работу по формированию соответствующих земельных участков для размещения временных нестационарных объектов, с целью последующего выставления их на аукцион на право заключения договора аренды. К данному письму прилагались: 1) копия газеты "Челябинск за неделю" от 10.07.2012 N 24; 2) копия письма Управления по торговле и услугам от 15.08.2012 N 024-3/1718; 3) копия письма ООО ТД "Уральский металл" от 20.07.2012 N 37; 4) копия письма ООО "Хлебница" от 19.07.2012.
Письмами от 06.09.2012 NN 14533 14535 (т. 2, л.д. 29, 28) КУиЗО г. Челябинска известило ООО ТД "Уральский металл" и ООО "Хлебница" о том, что в соответствии с действующим законодательством извещение о проведении торгов будет опубликовано не менее чем за 30 дней до дня проведения торгов на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru и на официальном сайте администрации города www.cheladmin.ru.
В то же время, 06.09.2012 в администрацию г. Челябинска от ООО "Хлебница" и от ООО ТД "Уральский металл" поступили письма, датированные соответственно 16.08.2012 (т. 2, л.д. 85) и 22.08.2012 (т. 2, л.д. 84), которыми указанные юридические лица отзывали ранее поданные заявки на заключение договора аренды земельного участка для размещения торгово-остановочного комплекса по адресу: пр. Леина, д. 76, ост. "ЮУрГУ".
Письмом от 21.09.2012 (т. 2, л.д. 30) ГУАиГ администрации г. Челябинска известило КУиЗО г. Челябинска и Управление по торговле об отсутствии возможности дальнейшего формирования земельного участка для размещения нестационарного объекта - торгово-остановочного комплекса по проспекту Ленина, 76, остановка "ЮУрГУ", в связи с поступлением вышеупомянутых заявлений обществ с ограниченной ответственностью "Хлебница" и Торговый дом "Уральский металл".
Письмом от 28.09.2012 N 024-5/20135 (т. 2, л.д. 93) Управление по торговле известило ГУАиГ администрации г. Челябинска о том, что 07.09.2012 в канцелярии администрации г. Челябинска зарегистрировано обращение ООО "Хлебница" о снятии заявления о предоставлении в аренду земельного участка для размещения нестационарного объекта - торгово-остановочного комплекса по проспекту Ленина, 76, остановка "ЮУрГУ".
Администрацией г. Челябинска 22.11.2013 издано распоряжение N 7157-к "О предоставлении земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного торгово-остановочного комплекса по проспекту Ленина, 76, остановка "ЮУрГУ" в центральном районе г. Челябинска Обществу с ограниченной ответственностью "МВС-Практик" (т. 2, л.д. 63-64), которым, со ссылкой на решение Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы", распоряжение заместителя главы администрации города по вопросам градостроительства от 10.09.2013 N 5341-г "Об утверждении схемы N 008847-05-2013 расположения земельного участка на кадастровом плане территории по проспекту Ленина, 76, остановка "ЮУрГУ" в Центральном районе г. Челябинска", кадастровый паспорт земельного участка от 27.09.2013 N 7400/101/13-747739, кадастровый номер земельного участка 74:36:05160001:1421, - соответствующий земельный участок площадью 0,0150 га предоставлен в аренду ООО "МВС-Практик" сроком на одиннадцать месяцев для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта - торгово-остановочного комплекса. Данным распоряжением ООО "МВС-Практик" также обязывалось заключить договор аренды земельного участка с Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.
Между КУиЗО г. Челябинска (арендодателем) и ООО "МВС-Практик" (арендатором) 30.12.2013, на основании распоряжения главы администрации г. Челябинска от 22.11.2013 N 7157-к, был заключен договор УЗ N 012453-Вр-2013 аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта на территории города Челябинска (т. 2, л.д. 12-15), которым арендатору был передан в аренду земельный участок площадью 150 кв. м, расположенный по проспекту Ленина, 76, остановка "ЮУрГУ" в Центральном районе г. Челябинска, кадастровый номер 74:36:05160001:1421 из земель населенных пунктов (природно-рекреационная зона), находящихся в распоряжении (собственности) муниципального образования "город Челябинск", для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного торгово-остановочного комплекса.
Согласно пункту 1.4 данного договора, в соответствии с п. 2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны сделки пришли к соглашению о том, что условия настоящего договора применяются к правоотношениям, возникшим с 22.11.2013 до 22.10.2014.
Акт приема-передачи земельного участка составлен сторонами сделки 30.12.2013 (т. 2, л.д. 17).
Должностными лицами: ООО "МВС-Практик", администрации Центрального района г. Челябинска, КУиЗО г. Челябинска 20.10.2014 составлен акт соответствия временного нестационарного объекта эскизному проекту, местоположению и границам занимаемого земельного участка (т. 2, л.д. 52).
Согласно выписке из протокола заседания Комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска от 13.11.2014 N 102 (т. 2, л.д. 70), признано считать целесообразным предоставление земельного участка в аренду для дальнейшей эксплуатации ранее размещенного временного нестационарного объекта по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МВС-Практик" - торгово-остановочный комплекс площадью 150 кв. м по адресу: пр. Ленина, 76, ост. "ЮУРГУ".
Об этом до сведения ООО "МВС-Практик" было доведено письмом Управления по торговле от 01.12.2014 N 024-5/2819 (т. 2, л.д. 67).
Между КУиЗО г. Челябинска (арендодателем) и ООО "МВС-Практик" (арендатором) 27.04.2015 было заключено дополнительное соглашение N 1 о продлении срока действия договора УЗ N 012453-Вр-2013 аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта на территории города Челябинска от 30.12.2013 (т. 2, л.д. 18), которым пункт 1.4 указанного договора изложен в следующей редакции "Срок действия настоящего договора до 22.09.2019".
Сторонами дополнительного указанного соглашения 27.04.2015 составлен акт приема-передачи в аренду земельного участка (т. 2, л.д. 20).
По результатам рассмотрения представленной в УФАС России по Челябинской области информации, антимонопольным органом 20.02.2016 Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска и администрации города Челябинска были выданы предупреждения соответственно N 8-07/16 (т. 2, л.д. 72-74) и N 7-07/16 (т. 2, л.д. 75-77) о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Предупреждением от 20.02.2016 N 7-07/16, в связи с наличием в действиях администрации признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных п. п. 2. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), на основании статьи 39.1 названного Федерального закона администрации предупреждена о необходимости прекращения указанных действий в срок до 21.03.2016 путем отмены распоряжения администрации от 22.11.2013 N 7157-к, в соответствии с которым ООО "МВС-Практик" предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: остановка "ЮУрГУ", пр. Ленина, 76, г. Челябинск, кадастровый номер 74:36:05160001:1421, площадью 0,0150 га.
Со стороны администрации г. Челябинска какого-либо ответа на данное предупреждение не последовало.
В то же время КУиЗО г. Челябинска письмом от 28.03.2016 N 7954 (т. 2. л.д. 86) сообщило заинтересованному лицу, в том числе по поручению администрации г. Челябинска о том, что поскольку обществами с ограниченной ответственностью "Хлебница" и Торговый дом "Уральский металл" заявки на размещение временного нестационарного объекта по пр. Ленина, 76, ост. "ЮУрГУ" были отозваны, нарушение антимонопольного законодательства при заключении договора аренды земельного участка с ООО "МВС-Практик" отсутствует.
В этой связи Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области 04.04.2016 издан приказ N 63 (т. 2, л.д. 88), которым было возбуждено дело N 4-07/16 по признакам нарушения администрацией г. Челябинска, КУиЗО г. Челябинска ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области 02.08.2016 вынесено решение по делу N 4-07/16 о нарушении антимонопольного законодательства (т. 2, л.д. 131-137), которым:
1. Признаны нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктов 2 и 8 указанной нормы, действия администрации по принятию распоряжением от 22.11.2013 N 7157-к решения о предоставлении в аренду ООО "МВС-Практик" земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 76, ост. "ЮУрГУ", без проведения торгов при условии поступления заявок иных хозяйствующих субъектов в отношении указанного земельного участка, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке розничной торговли, оказания услуг, выполнения работ с использованием нестационарных торговых объектов в г. Челябинске, в том числе к созданию преимущественных условий осуществления деятельности одному хозяйствующему субъекту - ООО "МВС-Практик", и необоснованных препятствий осуществления деятельности иным хозяйствующим субъектам посредством ограничения возможности получить рассматриваемый земельный участок для размещения нестационарного торгового объекта по результатам проведения торгов.
2. Признано нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктов 2, 8 указанной нормы, действия Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска по заключению договора от 30.12.2013 УЗ N 012453-Вр-2013 аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 76, ост. "ЮУрГУ", с ООО "МВС-Практик", без проведения торгов при условии поступления заявок иных хозяйствующих субъектов в отношении указанного земельного участка, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке розничной торговли, оказания услуг, выполнения работ с использованием нестационарных торговых объектов в г. Челябинске, в том числе к созданию преимущественных условий осуществления деятельности одному хозяйствующему субъекту - ООО "МВС-Практик", и необоснованных препятствий осуществления деятельности иным хозяйствующим субъектам посредством ограничения возможности получить рассматриваемый земельный участок для размещения нестационарного торгового объекта по результатам проведения торгов.
3. Признано нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктов 2, 8 указанной нормы, действия Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска по заключению с ООО "МВС-Практик" дополнительного соглашения от 27.04.2015 N 1 к договору от 30.12.2013 УЗ N 012453-Вр-2013 аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 76, ост. "ЮУрГУ", при отсутствии законных оснований для заключения дополнительного соглашения, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке розничной торговли, оказания услуг, выполнения работ с использованием нестационарных торговых объектов в г. Челябинске, в том числе к созданию преимущественных условий осуществления деятельности одному хозяйствующему субъекту - ООО "МВС-Практик", и необоснованных препятствий осуществления деятельности иным хозяйствующим субъектам посредством ограничения возможности получить рассматриваемый земельный участок для размещения нестационарного торгового объекта по результатам проведения торгов.
4. Решено выдать администрации и КУиЗО предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
5. Решено передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.
6. Ввиду оснований для принятия, решено не принимать иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции.
Антимонопольным органом 02.08.2016 администрации выдано предписание по делу N 4-07/16 (т. 2, л.д. 138), которым заявителю предписано:
1. В срок до 12.09.2016 прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктов 2, 8 указанной нормы, выразившееся в принятии распоряжением от 22.11.2013 N 7157-к решения о предоставлении в аренду ООО "МВС-Практик" земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 76, ост. "ЮУрГУ", без проведения торгов при условии поступления заявок иных хозяйствующих субъектов в отношении указанного земельного участка, путем отмены распоряжения администрации от 22.11.2013 N 7157-к "О предоставлении земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного торгово-остановочного комплекса по проспекту Ленина, 76, остановка "ЮУрГУ" в Центральном районе г. Челябинска Обществу с ограниченной ответственностью "МВС-Практик", и уведомить о принятом решении ООО "МВС-Практик".
2. В качестве доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания администрации в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представить в Челябинское УФАС России надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающие принятие решения об отмене распоряжения администрации от 22.11.2013 N 7157-к, а также уведомление ООО "МВС-Практик" о принятом решении.
Также антимонопольным органом 02.08.2016 выдано предписание по делу N 4-07/16, в отношении КУиЗО г. Челябинска (т. 2, л.д. 139), которым данному лицу предписано:
1. Прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктов 2, 8 указанной нормы, выразившееся в заключении договора от 30.12.2013 УЗ N 012453-Вр-2013 аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 76, ост. "ЮУрГУ", с ООО "МВС-Практик", без проведения торгов при условии поступления заявок иных хозяйствующих субъектов в отношении указанного земельного участка, заключении дополнительного соглашения от 27.04.2015 N 1 к названному договору при отсутствии законных оснований для заключения дополнительного соглашения о продлении срока действия договора аренды, а именно:
1.1) в срок до 19.09.2016 принять решение о расторжении договора от 30.12.2013 УЗ N 012453-Вр-2013 в соответствии с пунктом 6.4 указанного договора и уведомить о принятом решении ООО "МВС-Практик";
1.2) в срок до 17.10.2016 принять меры по возврату земельного участка, расположенного по адресу: остановка "ЮУрГУ", пр. Ленина, 76, г. Челябинск, кадастровый номер 74:36:05160001:1421, площадью 0,0150 га, переданного по договору от 30.12.2013 УЗ N 012453-Вр-2013.
2. В качестве доказательств исполнения пункта 1 настоящего предписания КУиЗО г. Челябинска представить в Челябинское УФАС России:
2.1) в срок до 23.09.2016 - надлежаще заверенные копии документов, подтверждающих принятие решения о расторжении договора от 30.12.2013 УЗ N 012453-Вр-2013 и уведомление о принятом решении ООО "МВС-Практик";
2.2) в срок до 21.10.2016 - надлежаще заверенные копии подписанных сторонами соглашения о расторжении договора аренды от 30.12.2013 УЗ N 012453-Вр-2013 и акта приема-передачи земельного участка.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2);
- создание дискриминационных условий (пункт 8).
Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством (пункт 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений устанавливалось, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10 был утвержден действовавший на момент возникновения спорных правоотношений, Порядок оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска, разработанный соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами (пункт 1 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10).
Согласно пункту 4 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10, настоящий Порядок регулирует предоставление земельных участков для размещения и эксплуатации в числе прочих, следующих временных нестационарных объектов: нестационарных объектов мелкорозничной торговой сети и объектов оказания услуг населению: павильонов и магазинов модульного типа, торговых киосков, торгово-остановочных комплексов, киосков бытового обслуживания, кафе (закусочных), летних залов, ярмарок, рынков, торгово-выставочных площадок, аттракционов, пунктов проката, приема вторичного сырья.
Согласно пункту 5 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2009 года 3 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается Администрацией города.
Пунктом 14 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10 было дано понятие торгово-остановочного комплекса (ТОК), а именно - нестационарный объект (павильон) ожидания городского транспорта, конструктивно объединенный с торговым киоском или павильоном, при величине общей площади торгового киоска не более 50% от общей площади ТОК.
Согласно пункту 19 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10, предоставление земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта осуществляется на основании правового акта Администрации города Челябинска или должностного лица Администрации города, принятого в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города Челябинска, на срок не более четырех лет одиннадцати месяцев с заключением договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов либо предоставляется в аренду победителю торгов на срок, установленный в пункте 30 настоящего Порядка. В случае невозможности издания правового акта сроком не более четырех лет одиннадцати месяцев по результатам рассмотрения заявки Администрацией города или должностным лицом Администрации города, действующим в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города, предоставление земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта осуществляется на два года.
По истечении срока действия правового акта о предоставлении земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта заявление о продлении договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта подается и рассматривается в соответствии с настоящим Порядком.
В соответствии с пунктом 21 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10, заявление о предоставлении земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта либо о продлении договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта подается на имя Главы Администрации города Челябинска и регистрируется в установленном порядке.
В заявлении должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение и испрашиваемое право на земельный участок.
Согласно пункту 27 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10, по результатам рассмотрения заявки комиссия выносит рекомендации о размещении (установке) временного объекта либо об отказе в его размещении (установке), которые направляются в Администрацию города Челябинска города или должностному лицу Администрации города, действующему в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города для принятия решения.
В случае принятия Администрацией города или должностным лицом Администрации города, действующим в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города, положительного решения о размещении (установке) временного объекта Управление по торговле и услугам Администрации города Челябинска передает документы, предусмотренные пунктом 23 настоящего Порядка, в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - КУИиЗО г. Челябинска), который в течение 5 дней после принятия соответствующего положительного решения публикует информацию о земельном участке, на котором планируется размещение временного нестационарного объекта (п. 28 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10).
Пунктом 30 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10 устанавливалось, что по истечении 20 дней с момента опубликования информации о земельном участке, на котором планируется размещение временного объекта, Управление по торговле и услугам Администрации города Челябинска письменно уведомляет Администрацию города или должностное лицо Администрации города, действующее в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города, утверждающих схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, о наличии или отсутствии иных заявок на размещение временного объекта на данном земельном участке.
В случае если в течение 20 дней после опубликования сообщения о планируемом предоставлении земельного участка для размещения временного нестационарного объекта поступят заявки иных лиц на данный земельный участок, предоставление земельного участка для размещения на нем временного нестационарного объекта осуществляется по результатам торгов на приобретение права аренды данного земельного участка.
В этом случае Администрация города или должностное лицо Администрации города, действующее в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города, утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, направляет ее в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, который в дальнейшем обеспечивает выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Торги проводятся в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим Правила организации и проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Организатором торгов от имени Администрации города Челябинска выступает КУИиЗО г. Челябинска либо действующая на основании договора с ним уполномоченная специализированная организация. Решение о проведении торгов от имени Администрации города Челябинска и об их существенных условиях принимает КУИиЗО г. Челябинска.
Договоры аренды земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов, оформляемые по результатам торгов, заключаются на не более четырех лет одиннадцати месяцев.
Частью 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 01.03.2015 установлено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
В рассматриваемой ситуации имеют место быть следующие обстоятельства.
Первоначально в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска, утвержденную постановлением администрации г. Челябинска от 13.01.2012 N 2-п земельный участок, расположенный по проспекту Ленина, 76, остановка "ЮУрГУ", включен не был; изменения и дополнения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска были внесены постановлением администрации города Челябинска от 22.06.2012 N 114, в связи с удовлетворением заявления ООО "МВС-Практик" о включении в данную Схему торгово-остановочного комплекса по указанному адресу.
Из содержания представленного антимонопольным органом в материалы настоящего дела при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции заключения от 18.05.2016 об обстоятельствах дела N 4-07/16 (т. 2, л.д. 116-120) при этом следует, что УФАС России по Челябинской области подтвердило факт публикации информации о земельном участке, на котором планируется размещение временного нестационарного объекта (исходя из условий п. 28 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10) 10.07.2012 в печатном издании "Челябинск за неделю", в разделе "Ведомости. Еженедельный публикатор официальной информации", однако довод о том, что органом местного самоуправления публикация соответствующих сведений осуществлена в ненадлежащем издании, антимонопольным органом не рассматривался, поскольку в силу ст. 41.1 Закона о защите конкуренции срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства составляет три года (т. 2, л.д. 117).
В этой связи суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить тот факт, что официально, периодическим печатным изданием для опубликования сообщений о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в собственности города Челябинска, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена и извещений о проведении аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в собственности города Челябинска, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, - определена газета "Вечерний Челябинск", лишь постановлением главы города Челябинска (председателем Челябинской городской Думы) от 29.08.2013 N 56-ПГ "Об определении периодического печатного издания".
По факту публикации 10.07.2012 информации о земельном участке в издании "Челябинск за неделю", 19.07.2012 и 25.07.2012 поступили заявления о предоставлении земельного участка по адресу: г. Челябинск, Центральный район, пр. Ленина, 76, ост. "ЮУрГУ", для размещения торгово-остановочного комплекса, от обществ с ограниченной ответственностью "Хлебница" и Торговый дом "Уральский металл".
При этом из содержания имеющегося в материалах настоящего дела письма Управления по торговле от 15.08.2012 N 024-3/1718 (т. 2, л.д. 22, 23) следует, что общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Уральский металл" также подало заявки относительно земельных участков по адресам: пересечение 250-летия Челябинску - Салавата Юлаева, ул. Шершневская, 86; ул. Молодогвардейцев. Общество с ограниченной ответственностью "Хлебница" подало аналогичные заявки относительно земельных участков по адресам: ул. Молодогвардейцев; ул. 50 лет ВЛКСМ, 37 А; ул. Челябинская, 16; пр. Ленина, 85.
Поступление заявок от обществ с ограниченной ответственностью "Хлебница" и Торговый дом "Уральский металл" послужило основанием для направления КУиЗО г. Челябинска в адрес ГУАиГ администрации г. Челябинска письма от 31.08.2012 N 14138 о необходимости организации работы по формированию соответствующих земельных участков для размещения временных нестационарных объектов.
Письмами от 06.09.2012 NN 14533 14535 КУиЗО г. Челябинска извещает ООО ТД "Уральский металл" и ООО "Хлебница" о том, что в соответствии с действующим законодательством извещение о проведении торгов будет опубликовано не менее чем за 30 дней до дня проведения торгов на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru и на официальном сайте администрации города www.cheladmin.ru, и в тот же день, 06.09.2012 в администрацию г. Челябинска от обществ с ограниченной ответственностью Торговый дом "Уральский металл" и "Хлебница" поступают письма, хотя бы и датированные 16.08.2012 и 22.08.2012 об отзыве ранее поданных заявок.
Согласно пункту 31 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10, в случае если после соответствующей публикации в средствах массовой информации о планируемом предоставлении земельного участка для размещения на нем временного нестационарного объекта в течение 20 дней новые заявки на данный участок от иных лиц не поступят, Администрация города Челябинска или должностное лицо Администрации города, действующее в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города Челябинска, утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, направляет ее в течение 5 дней в ГУАиГ для выдачи заявителю с фиксированием информации о дате ее выдачи.
Заявитель после получения утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 32 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10).
После постановки земельного участка на кадастровый учет заявитель представляет кадастровый паспорт земельного участка и копию межевого плана в ГУАиГ (п. 33 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10).
Согласно пункту 34 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10, если в течение 60 дней после утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории заявитель не представит в ГУАиГ кадастровый паспорт земельного участка, заявка этого лица на предоставление земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта с исполнения снимается.
ГАУиГ уведомляет заявителя и комиссию Администрации города о снятии заявки с исполнения.
В соответствии с пунктом 35 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10, после представления кадастрового паспорта земельного участка в течение 10 дней ГУАиГ готовит проект правового акта Администрации города Челябинска или должностного лица Администрации города, действующего в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города, о предоставлении в аренду земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта и направляет его в Администрацию города Челябинска.
Наличие положений ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не снимает с заявителя обязанности по доказыванию тех обстоятельств, на которые он ссылается в обоснование своих требований.
Доказательств совершения действий, предусмотренных пунктами 31 - 35 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10, администрацией при этом не представлено.
Решение Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10 утратило силу в связи с принятием Челябинской городской Думы 25.06.2013 решения N 43/25 "Об утверждении Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска".
Пунктом 21 Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25 (далее - Порядок, утвержденный решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25) предусматривалось, что предоставление земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта, за исключением открытых площадок для складирования строительных материалов, осуществляется по результатам торгов на приобретение права аренды земельного участка на срок четыре года одиннадцать месяцев с заключением договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов в течение 5 дней со дня подписания протокола о результатах торгов.
Торги проводятся в соответствии с действующим законодательством, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков". Организатором торгов от имени Администрации города Челябинска выступает КУИиЗО города Челябинска либо действующая на основании договора с ним уполномоченная специализированная организация (п. 22 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25).
Извещение о проведении торгов подготавливается и размещается КУИиЗО города Челябинска либо действующей на основании договора с ним уполномоченной специализированной организацией в установленном порядке в средствах массовой информации в месячный срок со дня подписания указанного в подпункте 4) пункта 23 настоящего Порядка распоряжения (п. 24 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25).
Общий срок организации и проведения торгов - шесть месяцев с даты утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 25 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25).
Сведения о результатах состоявшихся торгов на приобретение права аренды земельных участков направляются КУИиЗО города Челябинска в Комиссию в течение 3 дней с момента подписания протокола о результатах торгов с целью обеспечения возможности рассмотрения на ее заседаниях вопросов формирования Схемы и внесения в нее изменений (п. 26 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25).
Тем не менее, администрацией г. Челябинска 22.11.2013 издается распоряжение N 7157-к "О предоставлении земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного торгово-остановочного комплекса по проспекту Ленина, 76, остановка "ЮУрГУ", которое в частности содержит ссылку на распоряжение заместителя главы администрации города по вопросам градостроительства от 10.09.2013 N 5341-г "Об утверждении схемы N 008847-05-2013 расположения земельного участка на кадастровом плане территории по проспекту Ленина, 76, остановка "ЮУрГУ" в Центральном районе г. Челябинска", кадастровый паспорт земельного участка от 27.09.2013 N 7400/101/13-747739, кадастровый номер земельного участка 74:36:05160001:1421, - что в равной степени также свидетельствует о нарушении администрацией условий действовавших ранее положений пунктов 31 - 35 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10.
Заключение договора аренды земельного участка происходит между КУиЗО г. Челябинска и ООО "МВС-Практик" 30.12.2013, при этом стороны сделки распространяют ее условия на период с 22.11.2013 до 22.10.2014.
Пунктом 4.1.1 договора от 30.12.2013 УЗ N 012453-Вр-2013 аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта на территории города Челябинска при этом устанавливалось право арендатора (ООО "МВС-Практик") на перезаключение договора на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, переданному арендодателю не позднее чем за 30 календарных дней до истечения срока действия настоящего договора.
Пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
Пунктом 27 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25 устанавливалось, что продление договоров аренды земельных участков по окончании срока их действия с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязательства, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По окончании срока действия договора аренды земельного участка для размещения (установки) временного нестационарного объекта в случае, если срок его не продлен в соответствии с пунктом 27 настоящего Порядка, а также в любое время по требованию КУИиЗО города Челябинска в случаях, предусмотренных законом и договором аренды, владелец объекта обязан демонтировать объект своими силами либо за свой счет в 2-недельный срок с момента направления соответствующего предписания лично или через представителя и сдать земельный участок по акту приема-передачи КУИиЗО города Челябинска (п. 28 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25).
Доказательств того, что арендатор (ООО "МВС-Практик") в предусмотренный пунктом 4.1.1 договора аренды от 30.12.2013 УЗ N 012453-Вр-2013 срок обратился к арендодателю (КУиЗО г. Челябинска) с заявлением о продлении срока действия данного договора, не имеется; напротив из содержания дополнительного соглашения от 27.04.2015 N 1 к указанному договору следует, что общество с ограниченной ответственностью "МВС-Практик" обратилось с неким заявлением, лишь 07.11.2014.
В этой связи срок действия договора аренды от 30.12.2013 УЗ N 012453-Вр-2013 истек 20.10.2014, в связи с чем, у сторон данного договора возникли обязательства, предусмотренные пунктом 28 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25.
Тем не менее, ни одна из сторон сделки данные обязательства не исполнила.
В то же время, согласно выписке из протокола заседания Комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска от 13.11.2014 N 102, признано считать целесообразным предоставление земельного участка в аренду для дальнейшей эксплуатации ранее размещенного временного нестационарного объекта по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МВС-Практик" - торгово-остановочный комплекс площадью 150 кв. м по адресу: пр. Ленина, 76, ост. "ЮУРГУ", о чем до сведения ООО "МВС-Практик" было доведено письмом Управления по торговле от 01.12.2014 N 024-5/2819.
При этом в письме Управления по торговле от 01.12.2014 N 024-5/2819 сделана ссылка на заявления ООО "МВС-Практик" от 07.11.2014 о предоставлении земельных участков в аренду для дальнейшей эксплуатации ранее размещенных временных нестационарных объектов, - что также свидетельствует о том, что ООО "МВС-Практик" осознавало то, что срок действия договора аренды от 30.12.2013 УЗ N 012453-Вр-2013 истек, в связи с чем, вновь имеется необходимость получения в аренду земельного участка.
Между КУиЗО г. Челябинска (арендодателем) и ООО "МВС-Практик" (арендатором) 27.04.2015 было заключено дополнительное соглашение N 1 о продлении срока действия договора УЗ N 012453-Вр-2013 аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта на территории города Челябинска от 30.12.2013, - при том, что правовые основания для совершения данной сделки отсутствовали, поскольку срок действия договора аренды истек, и соответственно, вновь возникла необходимость предоставления обществу с ограниченной ответственностью "МВС-Практик" земельного участка, с соблюдением предусмотренных для этого процедур.
Суд апелляционной инстанции также отмечает то обстоятельство, что в период с 13.11.2014 до 27.04.2015 каких-либо действий, направленных на официальное оформление правоотношений по аренде земельного участка, не осуществлялось.
Совокупность вышеперечисленных обстоятельств (единовременная подача и отзыв заявок обществами с ограниченной ответственностью Торговый дом "Уральский металл" и "Хлебница", несоблюдение условий пунктов 31 - 35 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10, несоблюдение условий пунктов 27, 28 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25, оформление дополнительного соглашения к договору аренды, утратившему силу), - свидетельствует о создании администрацией города Челябинска обществу с ограниченной ответственностью "МВС-Практик" необоснованных преференций в целях получения испрашиваемого земельного участка и фактическом устранении иных возможных претендентов - субъектов предпринимательской деятельности в предоставлении им права на получение земельного участка в аренду (при том, что финансовая привлекательность размещения торгово-остановочного комплекса на спорном земельном участке, расположенном в непосредственной близости от Южно-Уральского государственного университета не вызывает сомнений), - посредством непроведения торгов, необоснованного неприменения к правоотношениям сторон положений пунктов 31 - 35 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10, несоблюдение условий пунктов 27, 28 Порядка, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25.
При наличии вышеперечисленного, у арбитражного суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований, заявленных администрацией города Челябинска.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права и при несоответствии выводов арбитражного суда первой инстанции, положенных в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, фактическим обстоятельствам.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 19 февраля 2017 года по делу N А76-22201/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований администрации города Челябинска отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
А.А.АРЯМОВ
Н.Г.ПЛАКСИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)