Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.10.2016 ПО ДЕЛУ N 33-12927/2016

Требование: Об передаче в собственность земельного участка.

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: На основании договора аренды земельного участка истец является арендатором земельного участка, на данном участке истцом построен жилой дом, на который за ним зарегистрировано право собственности. Истец обратился к ответчику с заявлением о передаче ему в собственность спорного земельного участка, на которое получил ответ о приостановлении решения данного вопроса по причине того, что правообладателем земельного участка является Российская Федерация.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 октября 2016 г. по делу N 33-12927/2016


Судья Попов С.Б.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи Пятовой Н.Л.,
судей Крашенинниковой М.В. и Нижегородцевой И.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе Ф.П.
на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 09 августа 2016 года
гражданское дело по иску Ф.П. к Комитету имущественных отношений г. Арзамаса Нижегородской области о понуждении,
и, заслушав доклад судьи Нижегородцевой И.Л., выслушав объяснения представителя Ф.П. по доверенности Ф.Н., представителя Комитета имущественных отношений г. Арзамаса Нижегородской области по доверенности Л.,

установила:

Истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику, указывая, что на основании договора аренды земельного участка N 444-ж от 14 августа 2000 года и соглашения о внесении изменений в договор аренды от 14 мая 2001 года Ф.П. является арендатором земельного участка площадью <...> кв. м с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>.
На данном земельном участке истцом построен жилой дом, право собственности на который за ним зарегистрировано 03 декабря 2008 года.
Осенью 2012 года Ф.П. обратился в Комитет имущественных отношений г. Арзамаса с заявлением о передаче ему в собственность указанного земельного участка, на которое получил ответ о приостановлении решения данного вопроса по причине того, что правообладателем земельного участка является Российская Федерация. Письмом от 26 февраля 2016 года N 02-14-288 истцу предложено выкупить испрашиваемый участок по цене 20% его кадастровой стоимости в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.07.2015 г. N 41 со ссылкой на то, что решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-32415/2012 зарегистрированное право собственности Российской Федерации прекращено. Вместе с тем указанным решением арбитражного суда право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок признано отсутствующим.
В связи с изложенным истец полагает, что имеет право на получение испрашиваемого земельного участка в собственность по цене, действовавшей на момент его обращения, то есть на 18 октября 2012 года.
Со ссылкой на приведенные обстоятельства Ф.П. просит суд обязать Комитет имущественных отношений администрации г. Арзамаса передать ему в собственность земельный участок площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <...>, по цене, действовавшей на 18 октября 2012 года.
В судебном заседании истец и его представитель по доверенности Ф.Н. иск поддержали.
Представитель ответчика по доверенности Л. иск не признал.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 09 августа 2016 года в удовлетворении исковых требований Ф.П. о понуждении Комитета имущественных отношений г. Арзамаса передать в собственность земельный участок площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <...>, по цене, действовавшей на 18 октября 2012 года, отказано.
В апелляционной жалобе Ф.П. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с неправильным применением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда действительным обстоятельствам дела.
На основании положений ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1).
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч. 2).
Проверив материалы гражданского дела в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения мэра города Арзамаса Нижегородской области от 11.08.2000 г. N 2037-р между Комитетом по управлению имуществом г. Арзамаса и Ф.П. заключен договор N 444-ж аренды земельного участка кадастровый номер <...> от 14 августа 2000 года, по условиям которого истцу в пользование передан земельный участок площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <...>.
На основании распоряжения мэра города Арзамаса Нижегородской области от 16.03.2011 г. N 522-р 14 мая 2001 года между Комитетом по управлению имуществом г. Арзамаса и Ф.П. заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка N 444-ж от 14 августа 2000 года, которым площадь предоставленного в пользование истцу земельного участка определена в размере <...> кв. м (л.д. 21, 37).
13 сентября 2002 года Комитетом имущественных отношений г. Арзамаса и Ф.П. заключено соглашение N 1 к договору аренды земельного участка 3444-ж от 14 августа 2000 года, которым текст данного договора изложен в новой редакции (л.д. 22-27).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право аренды истца на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано 20 сентября 2001 года (л.д. 8).
Из материалов дела следует также, что на спорном земельном участке Ф.П. был возведен жилой дом, право собственности на который за ним зарегистрировано 03 декабря 2008 года (л.д. 9).
18 октября 2012 года Ф.П. обратился в Комитет имущественных отношений г. Арзамаса с заявлением об оформлении ему в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <...>, общей площадью <...> кв. м, однако рассмотрение данного вопроса было отложено до вынесения решения суда об исключении записи о правообладателе испрашиваемого земельного участка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку его правообладателем являлась Российская Федерация (л.д. 7).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30 апреля 2013 года, принятым по гражданскому делу по иску муниципального образования городского округа города Арзамас в лице администрации города Арзамас Нижегородской области к Российской Федерации в лице Территориального Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области о признании права отсутствующим, исковые требования удовлетворены - зарегистрированное за Российской Федерацией право собственности на земельный участок общей площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер <...> (ранее кадастровый номер <...>) признано отсутствующим (л.д. 51-54).
11 февраля 2016 года Ф.П. повторно обратился в Комитет имущественных отношений администрации г. Арзамаса по вопросу об оформлении в собственность испрашиваемого земельного участка, на что письмом от 26.02.2016 г. N 02-14-288 ответчик уведомил истца о том, что по сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним правообладателем вышеуказанного земельного участка является Российская Федерация, вследствие чего органы местного самоуправления не могут распоряжаться им, однако на основании решения Арбитражного суда Нижегородской области на момент дачи ответа вносятся изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в этой связи вопрос о предоставлении земельного участка на праве собственности может быть рассмотрен только после аннулирования записи в реестре. Одновременно со ссылкой на постановление Правительства Нижегородской области от 06.07.2015 г. N 419 "Об утверждении Правил определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи участка без проведения торгов" истцу разъяснено, что цена земельного участка определяется в размере 20% его кадастровой стоимости, и выкупная стоимость земельного участка будет рассчитана в соответствии с законодательством, действующим на момент предоставления земельного участка (л.д. 5-6).
В настоящее время сведения о правообладателе указанного земельного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д. 28, 34).
Разрешая заявленные по данному делу требования, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что они не подлежат удовлетворению.
Согласно с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
По правилам ч. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Так, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса (п. 6 ч. 1 ст. 39.3 ЗК РФ).
В ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ при этом предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу предписаний ст. 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (ч. 2).
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (ч. 3).
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 г. N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" (в редакции Закона Нижегородской области от 04.06.2015 г. N 85-З) Правительство Нижегородской области устанавливает порядок определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Нижегородской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов.
Правила определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов утверждены Постановлением Правительства Нижегородской области от 06.07.2015 г. N 419.
Названным Постановлением Правительства Нижегородской области в п. 2 установлено, что в случае, если граждане или юридические лица обратились с заявлениями о приобретении прав на земельные участки в уполномоченный орган до вступления в силу настоящего постановления, цена продажи земельных участков рассчитывается в порядке, установленном Законом Нижегородской области от 29.06.2012 г. N 81-З "О порядке определения цены и порядке оплаты земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона Нижегородской области от 04.06.2015 г. N 85-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" и признании утратившими силу отдельных законов Нижегородской области"), статьей 8.1 Закона Нижегородской области от 27.12.2007 г. N 195-З "Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона Нижегородской области от 01.06.2015 г. N 80-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области").
В силу ч. 4 ст. 2 Закона Нижегородской области от 29.06.2012 г. N 81-З "О порядке определения цены и порядке оплаты земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках" расчет цены по конкретному земельному участку осуществляется органом исполнительным власти Нижегородской области или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с законодательством на распоряжение соответствующим земельным участком.
Расчет цены производится на основании нормативных правовых актов, действующих на момент подачи заявления, и сведений, содержащихся в приложенных к заявлению документах и отвечающих требованиям нормативных правовых актов на момент подачи заявления.
Размер цены указывается в решении органа исполнительной власти Нижегородской области или органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии с законодательством на распоряжение соответствующим земельным участком, о предоставлении земельного участка на праве собственности.
Применение приведенных положений допускается, если до вступления в силу постановления Правительства Нижегородской области от 06.07.2015 г. N 419 имело место обращение гражданина или юридического лица с заявлением о приобретении прав на земельные участки в уполномоченный орган.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.
На основании ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 10, ч. 2 ст. 11 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ, то есть на момент обращения истца с заявлением об оформлении ему в собственность испрашиваемого земельного участка, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Закон Нижегородской области от 13.12.2005 г. N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" в редакции, действовавшей на момент первоначального обращения истца, предусматривал в ч. 1 ст. 2 аналогичные приведенным в ч. 10 ст. 3 Вводного закона положения.
Таким образом, обращение истца с заявлением от 18 октября 2012 года об оформлении ему в собственность испрашиваемого земельного участка, находящегося по адресу: <...>, имело место в уполномоченный по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, орган - Комитет имущественных отношений администрации г. Арзамаса Нижегородской области.
Вместе с тем, данный орган не является надлежащим ответчиком по делу.
Согласно Уставу города Арзамаса Нижегородской области (принят решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от 30.06.2006 г. N 65) город Арзамас является муниципальным образованием, городом областного значения, наделенным законом Нижегородской области статусом городского округа (ст. 1).
В силу ч.ч. 1 и 5 ст. 41 Устава администрация города Арзамаса является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Арзамас, осуществляет в пределах своих полномочий исполнительные и распорядительные функции по вопросам местного значения, а также отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными и законами Нижегородской области, от имени муниципального образования - городского округа участвует в гражданских правоотношениях, вправе своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде, обладает правами юридического лица.
В п. 7 ч. 4 ст. 43 Устава закреплено, что в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также в случаях, определенных законодательством Российской Федерации и Нижегородской области в отношении участков, находящихся в иных формах собственности, администрация города выступает на торгах (конкурсах, аукционах) в качестве продавца отчуждаемого земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка, определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка, взимает в соответствии с законодательством плату за землю.
Согласно ч. 3 ст. 41 Устава в структуре администрации города выделяются департаменты, управления, комитеты, отделы и другие органы администрации города (структурные подразделения администрации города), деятельность которых регламентируется Положением об администрации города Арзамаса Нижегородской области и ее структуре, утвержденным городской Думой по представлению главы администрации города.
Решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от 28.05.2010 г. N 39 утверждено Положение об администрации города Арзамаса Нижегородской области и ее структуре, в ст. 5 которого установлено, что администрация города является юридическим лицом, от имени муниципального образования - городского округа город Арзамас участвует в гражданских правоотношениях, вправе своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде.
В ст. 17 названного Положения предусмотрено, что администрация города через структурные подразделения осуществляет исполнительно-распорядительные функции по рассмотрению и разрешению вопросов местного значения, не входящих в компетенцию городской Думы.
Статья 32 Положения закрепляет, что в структуре администрации города выделяются департаменты, управления, комитеты, отделы и другие структурные подразделения. При этом под комитетом администрации города понимается структурное подразделение администрации города, осуществляющее межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также регулирование в определенной сфере деятельности.
Согласно ст. 33 Положения комитет имущественных отношений, состоящий, в том числе из отдела отдел муниципального имущества и отдела земельных отношений, входит в структуру администрации города.
В ст. 34 Положения оговорено, что структурные подразделения администрации города действуют на основании положений о них, утвержденных главой администрации города, могут иметь свою печать, заключать от имени администрации города договоры с представителями и организациями, гражданами по предмету своей деятельности, производить другие действия в пределах своих полномочий в соответствии с положениями о них, однако правами юридического лица структурные подразделения не обладают, самостоятельно выступать от своего имени правом не наделены.
Таким образом, Комитет имущественных отношений администрации г. Арзамаса не может быть признан надлежащим ответчиком по делу.
Следовательно, разрешив дело по тому иску, который предъявлен, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, суд принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения и не опровергают выводов, изложенных в нем, поскольку основаны на ошибочном применении и толковании норм материального права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 09 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф.П. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)