Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Общество ссылалось на незаключение договора о предоставлении участка для строительства и реконструкции горнолыжных трасс.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Тороповой М.В., Беляевой Н.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Гостиничный комплекс "Ак Йорт" на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 по делу N А07-14819/2016 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью Гостиничный комплекс "Ак Йорт - Фаттахов Р.Р. (доверенность от 29.05.2017), Габдракипова С.Р. (доверенность от 29.05.2017).
Общество с ограниченной ответственностью Гостиничный комплекс "Ак Йорт" (далее - общество ГК "Ак Йорт") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - управление) о признании незаконными действия (бездействия) управления, выраженного в незаключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010714:183, площадью 20,3 га (почтовый адрес ориентира: г. Уфа, Советский р-н, ул. Менделеева), сроком на 10 лет, для строительства горнолыжных трасс, реконструкции существующих горнолыжных трасс с организацией зон отдыха населения на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 01.07.2013 N 834-р и приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29.12.2013 N 2468, оформленного письмом от 24.06.2016 N 19934, об обязании управления заключить с обществом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010714:183, площадью 203 022 кв. м (почтовый адрес ориентира: г. Уфа, Советский р-н, ул. Менделеева), сроком на 10 лет, для строительства горнолыжных трасс, реконструкции существующих горнолыжных трасс с организацией зон отдыха населения на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 01.07.2013 N 834-р и приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29.12.2013 N 2468 (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - министерство, третье лицо), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третьи лица).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15.12.2016 (судья А.Ф. Харисов) заявленные требования удовлетворены: суд признал незаконным отказ управления в предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:010714:183, площадью 20,3 га (почтовый адрес ориентира: г. Уфа, Советский р-н, ул. Менделеева), выраженный в письме от 24.06.2016 N 19934, и обязал управление в месячный срок со дня принятия настоящего решения направить в адрес общества проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010714:183, площадью 20,3 га (почтовый адрес ориентира: г. Уфа, Советский р-н, ул. Менделеева).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 (судьи Л.В. Пивоварова, М.И. Карпачева, О.Н. Пирская) решение суда отменено. В удовлетворении требований общества ГК "Ак Йорт" отказано.
В кассационной жалобе общество ГК "Ак Йорт" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции - оставить в силе. Заявитель кассационной жалобы полагает, что при соблюдении условий о публичном информировании, при отсутствии возражений и заявок от иных претендентов, поступивших до момента последующего утверждения акта о выборе и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, такое решение создает обязанность для уполномоченного органа по предоставлению земельного участка для строительства. Проведение торгов в таком случае не предусмотрено, а заинтересованные лица могут обжаловать такое решение в судебном порядке. По мнению заявителя кассационной жалобы, дальнейшее обращение истца с заявлением в орган местного самоуправления в 2014 году явилось продолжением оформления отношений по заключению договора аренды, оно непосредственно связано с ранее произведенными исполнительным органом государственной власти (Правительством Республики Башкортостан) предварительным согласованием места размещения объекта и выбором земельного участка. Общество ГК "Ак Йорт" полагает, что нормы Земельного кодекса РФ не предусматривали возможность уполномоченного органа по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отказаться от предоставления земельного участка после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Кроме того, заявитель кассационной жалобы считает неверным вывод суда апелляционной инстанции о том, что спорный земельный участок является лесным и в рассматриваемом случае согласно ст. 74 Лесного кодекса РФ необходимо было проведение аукциона для предоставления такого земельного участка в аренду.
Также общество ГК "Ак Йорт" не согласно с выводом суда апелляционной инстанции о том, что земельный участок, на который оформлен кадастровый паспорт и который предоставлен заявителю уполномоченным органом, не является тождественным земельному участку, на который утвержден акт выбора. Помимо этого заявитель кассационной жалобы ссылается на отсутствие доказательств того, что горнолыжная трасса является объектом капитального строительства согласно критериям, предусмотренным ч. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении спора судом апелляционной инстанции установлено, что, как указывает заявитель, он с 2001 года сотрудничает с Республиканской детско-юношеской ассоциацией горнолыжного спорта Республики Башкортостан. При этом горнолыжная трасса не соответствует международным стандартам, в связи с чем Республиканская детско-юношеская ассоциация горнолыжного спорта Республики Башкортостан обратилась за содействием к заявителю с просьбой осуществить реконструкцию существующей горнолыжной трассы, строительство новых горнолыжных трасс с организацией зон отдыха населения.
В материалах дела содержится информационное сообщение из газеты "Вечерняя Уфа" (14.04.2012) о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта по ул. Менделеева на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ориентировочной площадью 195 539,83 кв. м, объект, предполагаемый к строительству, - горнолыжные трассы, реконструкция существующих горнолыжных трасс с организацией зон отдыха населения.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 01.07.2013 N 834-р на основании ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации обществу ГК "Ак Йорт" предварительно согласовано место размещения горнолыжных трасс, реконструкции существующих горнолыжных трасс с организацией зон отдыха населения на относящемся к категории земель населенных пунктов земельном участке ориентировочной площадью 19,6 га, отнесенном к территориальной зоне рекреационного назначения, по ул. Менделеева на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Данным распоряжением также утвержден акт выбора испрашиваемого земельного участка от 23.12.2011 N А-81/Ю, дано поручение Министерству оформить право аренды общества ГК "Ак Йорт".
Согласно акту выбора испрашиваемого земельного участка от 23.12.2011 N А-81/Ю, площадь участка - 195 539,83 кв. м, указаны границы земельного участка в соответствии с опорным планом по координатным точкам. Среди прочего в акте указано, что испрашиваемый земельный участок освобожден от капитальной застройки, расположен в рекреационной зоне Р-1, на территории городских лесов, в парковой зоне (пункт 1.2).
Приказом министерства от 29.12.2013 N 2468 принято решение о предоставлении в аренду заявителю земельного участка с кадастровым номером 02:55:010714:183, площадью 203 022 кв. м (почтовый адрес ориентира: г. Уфа, Советский р-н, ул. Менделеева), сроком на 10 лет, для строительства горнолыжных трасс, реконструкции существующих горнолыжных трасс с организацией зон отдыха населения.
Земельный участок площадью 201 836 кв. м (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский р-н, ул. Менделеева, из категории земель: земли населенных пунктов) был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 10.12.2013, с кадастровым номером 02:55:010714:183, с разрешенным использованием: для строительства горнолыжных трасс, реконструкции существующих горнолыжных трасс с организацией зон отдыха населения, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 09.06.2016 N 99/2016/4410082.
29 апреля 2014 года Законом Республики Башкортостан N 90-з внесены изменения в Закон Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республики Башкортостан", а именно: признана утратившей силу ст. 25.1, дававшая право Правительству Республики Башкортостан распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в столице Республики Башкортостан - городе Уфе, отнесенными к территориальным зонам рекреационного назначения.
В связи с указанным 27.06.2014 министерство направило в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан документы для заключения с обществом договора аренды названного выше земельного участка (письмо N ИШ-12/9511).
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан постановлением от 23.09.2014 N 4375 разрешила ООО ГК "Ак Йорт" разработку проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной с запада - ул. Менделеева, с севера - продолжением ул. Бессонова, с юга - лесным массивом в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ориентировочной площадью 32,4 га городских земель.
Управление, рассмотрев обращение общества ГК "Ак Йорт" о предоставлении земельного участка для строительства горнолыжной трассы, письмом от 06.07.2015 N 16072 сообщило, что часть испрашиваемого земельного участка занята городскими лесами. Поскольку данный земельный участок испрашивается обществом для целей строительства на основании утвержденного акта выбора от 23.12.2011 N А-81/Ю, то в силу требований ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации, запрещающих возведение капитальных строений в городских лесах, правовые основания для заключения договора аренды земельного участка отсутствуют.
24 июня 2016 года заинтересованное лицо письмом N 19934 вновь указало заявителю, что отсутствуют правовые основания для заключения договора аренды земельного участка, так как согласно ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации в лесопарковых зонах запрещено размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, а испрашиваемый обществом земельный участок согласно акту выбора от 23.12.2011 N А-81/Ю частично занят городскими лесами. Управление также указало, что предоставление спорного земельного участка возможно только в порядке торгов.
Заявитель, считая указанный отказ незаконным и противоречащим нормам действующего законодательства, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанций правомерно исходил из следующего.
Из анализа норм ст. 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со ст. 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Из распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 01.07.2013 N 834-р и акта выбора испрашиваемого земельного участка от 23.12.2011 N А-81/Ю следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в рекреационной зоне Р-1, на территории городских лесов, в парковой зоне.
В соответствии с п. 9 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В силу ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В силу п. 2 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Из приведенных норм следует, что к лесным участкам могут относиться и земельные участки из иных категорий (отличных от земель лесного фонда).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации городские леса отнесены к категории защитных лесов.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ч. 4 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 5 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Согласно ч. 5.1 ст. 105 названного Кодекса в городских лесах запрещаются определенные виды деятельности, в частности размещение объектов капитального строительства.
При этом арбитражный суд апелляционной инстанции правомерно отмечает, что в отношении ООО ГК "Ак Йорт" на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 01.07.2013 N 834-р и приказа Министерства от 29.12.2013 N 2468 начата процедура именно предоставления земельного участка под строительство капитального объекта, на что указывает, в том числе ссылка на статью 31 Земельного кодекса Российской Федерации "Выбор земельных участков для строительства" в названном распоряжении Правительства Республики Башкортостан (данная статья была действовавшей в момент вынесения указанных распоряжения и приказа).
Доказательства того, что на испрашиваемом земельном участке уже находятся иные объекты, принадлежащие обществу ГК "Ак Йорт", для реконструкции которых земельный участок испрашивается заявителем, последний в материалы дела не представил.
Ввиду изложенного арбитражный суд кассационной инстанции считает верным вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о неправомерности предоставления обществу ГК "Ак Йорт" испрашиваемого земельного участка под строительство.
Также арбитражный суд апелляционной инстанции правомерно отмечает следующее.
В силу ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных ч. 3 и 4 настоящей статьи.
Так, согласно ч. 3 указанной статьи без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: 1) предусмотренных ст. 36, 43 - 45 настоящего Кодекса; 2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; 3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со ст. 43 - 46 настоящего Кодекса; 4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
В соответствии с ч. 4 указанной статьи арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.
Следует отметить, что в период вынесения распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 01.07.2013 N 834-р и приказа Министерства от 29.12.2013 N 2468 ст. 74 названного Кодекса в соответствующей редакции также предусматривала необходимость заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона.
С учетом положений ст. 25, 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен заключаться по результатам аукциона в случаях и для целей, определенных нормами Лесного кодекса Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09). Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена п. 8 ч. 1 ст. 25 названного Кодекса.
Принимая во внимание указанное, общество ГК "Ак Йорт" не представило доказательства наличия оснований для предоставления ему спорного земельного участка в аренду без проведения торгов.
В связи с вышеуказанным арбитражным судом кассационной инстанции отклоняется соответствующий довод заявителя кассационной жалобы об оформлении им необходимых документов, в том числе решения о предварительном согласовании места размещения объекта, согласно ст. 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку предоставление спорного земельного участка в аренду должно осуществляться с учетом вышеуказанных норм Лесного кодекса Российской Федерации по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона.
Также арбитражный суд кассационной инстанции считает правомерным вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о несогласии с выводом арбитражного суда первой инстанции о том, что земельный участок, который испрашивает заявитель, и земельный участок, на который утвержден акт о выборе, являются тождественными.
Так, действительно, в распоряжении Правительства Республики Башкортостан от 01.07.2013 N 834-р площадь земельного участка 19,6 га указана ориентировочная.
Между тем, как отмечено ранее, в акте выбора испрашиваемого земельного участка от 23.12.2011 N А-81/Ю указана не только площадь земельного участка, но и границы испрашиваемого земельного участка согласно опорному плану по координатным точкам. В акте содержится и проект границ земельного участка по координатам.
Также начальником управления в 2012 году утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка площадью 195 534 кв. м на кадастровом плане территории.
Однако, из сопоставления данных схем с кадастровым паспортом испрашиваемого заявителем земельного участка площадью 201 836 кв. м следует, что земельный участок, поставленный на кадастровый учет и испрашиваемый в настоящее время заявителем, включает в себя часть, которая не входила в земельный участок, указанный в акте выбора (координаты по кадастровому плану 5 - 9, 18 - 24).
Разница в площадях указанных земельных участков составляет 6302 кв. м, то есть является существенной.
При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции сделан правомерный вывод о том, что у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных апелляционным судом на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежит, кассационную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно, выводы суда сделаны на основании полного и всестороннего исследования и оценки всех представленных доказательств, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 по делу N А07-14819/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Гостиничный комплекс "Ак Йорт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 02.06.2017 N Ф09-3052/17 ПО ДЕЛУ N А07-14819/2016
Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в незаключении договора аренды земельного участка, обязании заключить договор.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Общество ссылалось на незаключение договора о предоставлении участка для строительства и реконструкции горнолыжных трасс.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2017 г. N Ф09-3052/17
Дело N А07-14819/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Тороповой М.В., Беляевой Н.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Гостиничный комплекс "Ак Йорт" на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 по делу N А07-14819/2016 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью Гостиничный комплекс "Ак Йорт - Фаттахов Р.Р. (доверенность от 29.05.2017), Габдракипова С.Р. (доверенность от 29.05.2017).
Общество с ограниченной ответственностью Гостиничный комплекс "Ак Йорт" (далее - общество ГК "Ак Йорт") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - управление) о признании незаконными действия (бездействия) управления, выраженного в незаключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010714:183, площадью 20,3 га (почтовый адрес ориентира: г. Уфа, Советский р-н, ул. Менделеева), сроком на 10 лет, для строительства горнолыжных трасс, реконструкции существующих горнолыжных трасс с организацией зон отдыха населения на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 01.07.2013 N 834-р и приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29.12.2013 N 2468, оформленного письмом от 24.06.2016 N 19934, об обязании управления заключить с обществом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010714:183, площадью 203 022 кв. м (почтовый адрес ориентира: г. Уфа, Советский р-н, ул. Менделеева), сроком на 10 лет, для строительства горнолыжных трасс, реконструкции существующих горнолыжных трасс с организацией зон отдыха населения на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 01.07.2013 N 834-р и приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29.12.2013 N 2468 (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - министерство, третье лицо), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третьи лица).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15.12.2016 (судья А.Ф. Харисов) заявленные требования удовлетворены: суд признал незаконным отказ управления в предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:010714:183, площадью 20,3 га (почтовый адрес ориентира: г. Уфа, Советский р-н, ул. Менделеева), выраженный в письме от 24.06.2016 N 19934, и обязал управление в месячный срок со дня принятия настоящего решения направить в адрес общества проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010714:183, площадью 20,3 га (почтовый адрес ориентира: г. Уфа, Советский р-н, ул. Менделеева).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 (судьи Л.В. Пивоварова, М.И. Карпачева, О.Н. Пирская) решение суда отменено. В удовлетворении требований общества ГК "Ак Йорт" отказано.
В кассационной жалобе общество ГК "Ак Йорт" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции - оставить в силе. Заявитель кассационной жалобы полагает, что при соблюдении условий о публичном информировании, при отсутствии возражений и заявок от иных претендентов, поступивших до момента последующего утверждения акта о выборе и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, такое решение создает обязанность для уполномоченного органа по предоставлению земельного участка для строительства. Проведение торгов в таком случае не предусмотрено, а заинтересованные лица могут обжаловать такое решение в судебном порядке. По мнению заявителя кассационной жалобы, дальнейшее обращение истца с заявлением в орган местного самоуправления в 2014 году явилось продолжением оформления отношений по заключению договора аренды, оно непосредственно связано с ранее произведенными исполнительным органом государственной власти (Правительством Республики Башкортостан) предварительным согласованием места размещения объекта и выбором земельного участка. Общество ГК "Ак Йорт" полагает, что нормы Земельного кодекса РФ не предусматривали возможность уполномоченного органа по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отказаться от предоставления земельного участка после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Кроме того, заявитель кассационной жалобы считает неверным вывод суда апелляционной инстанции о том, что спорный земельный участок является лесным и в рассматриваемом случае согласно ст. 74 Лесного кодекса РФ необходимо было проведение аукциона для предоставления такого земельного участка в аренду.
Также общество ГК "Ак Йорт" не согласно с выводом суда апелляционной инстанции о том, что земельный участок, на который оформлен кадастровый паспорт и который предоставлен заявителю уполномоченным органом, не является тождественным земельному участку, на который утвержден акт выбора. Помимо этого заявитель кассационной жалобы ссылается на отсутствие доказательств того, что горнолыжная трасса является объектом капитального строительства согласно критериям, предусмотренным ч. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении спора судом апелляционной инстанции установлено, что, как указывает заявитель, он с 2001 года сотрудничает с Республиканской детско-юношеской ассоциацией горнолыжного спорта Республики Башкортостан. При этом горнолыжная трасса не соответствует международным стандартам, в связи с чем Республиканская детско-юношеская ассоциация горнолыжного спорта Республики Башкортостан обратилась за содействием к заявителю с просьбой осуществить реконструкцию существующей горнолыжной трассы, строительство новых горнолыжных трасс с организацией зон отдыха населения.
В материалах дела содержится информационное сообщение из газеты "Вечерняя Уфа" (14.04.2012) о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта по ул. Менделеева на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ориентировочной площадью 195 539,83 кв. м, объект, предполагаемый к строительству, - горнолыжные трассы, реконструкция существующих горнолыжных трасс с организацией зон отдыха населения.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 01.07.2013 N 834-р на основании ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации обществу ГК "Ак Йорт" предварительно согласовано место размещения горнолыжных трасс, реконструкции существующих горнолыжных трасс с организацией зон отдыха населения на относящемся к категории земель населенных пунктов земельном участке ориентировочной площадью 19,6 га, отнесенном к территориальной зоне рекреационного назначения, по ул. Менделеева на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Данным распоряжением также утвержден акт выбора испрашиваемого земельного участка от 23.12.2011 N А-81/Ю, дано поручение Министерству оформить право аренды общества ГК "Ак Йорт".
Согласно акту выбора испрашиваемого земельного участка от 23.12.2011 N А-81/Ю, площадь участка - 195 539,83 кв. м, указаны границы земельного участка в соответствии с опорным планом по координатным точкам. Среди прочего в акте указано, что испрашиваемый земельный участок освобожден от капитальной застройки, расположен в рекреационной зоне Р-1, на территории городских лесов, в парковой зоне (пункт 1.2).
Приказом министерства от 29.12.2013 N 2468 принято решение о предоставлении в аренду заявителю земельного участка с кадастровым номером 02:55:010714:183, площадью 203 022 кв. м (почтовый адрес ориентира: г. Уфа, Советский р-н, ул. Менделеева), сроком на 10 лет, для строительства горнолыжных трасс, реконструкции существующих горнолыжных трасс с организацией зон отдыха населения.
Земельный участок площадью 201 836 кв. м (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский р-н, ул. Менделеева, из категории земель: земли населенных пунктов) был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 10.12.2013, с кадастровым номером 02:55:010714:183, с разрешенным использованием: для строительства горнолыжных трасс, реконструкции существующих горнолыжных трасс с организацией зон отдыха населения, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 09.06.2016 N 99/2016/4410082.
29 апреля 2014 года Законом Республики Башкортостан N 90-з внесены изменения в Закон Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республики Башкортостан", а именно: признана утратившей силу ст. 25.1, дававшая право Правительству Республики Башкортостан распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в столице Республики Башкортостан - городе Уфе, отнесенными к территориальным зонам рекреационного назначения.
В связи с указанным 27.06.2014 министерство направило в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан документы для заключения с обществом договора аренды названного выше земельного участка (письмо N ИШ-12/9511).
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан постановлением от 23.09.2014 N 4375 разрешила ООО ГК "Ак Йорт" разработку проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной с запада - ул. Менделеева, с севера - продолжением ул. Бессонова, с юга - лесным массивом в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ориентировочной площадью 32,4 га городских земель.
Управление, рассмотрев обращение общества ГК "Ак Йорт" о предоставлении земельного участка для строительства горнолыжной трассы, письмом от 06.07.2015 N 16072 сообщило, что часть испрашиваемого земельного участка занята городскими лесами. Поскольку данный земельный участок испрашивается обществом для целей строительства на основании утвержденного акта выбора от 23.12.2011 N А-81/Ю, то в силу требований ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации, запрещающих возведение капитальных строений в городских лесах, правовые основания для заключения договора аренды земельного участка отсутствуют.
24 июня 2016 года заинтересованное лицо письмом N 19934 вновь указало заявителю, что отсутствуют правовые основания для заключения договора аренды земельного участка, так как согласно ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации в лесопарковых зонах запрещено размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, а испрашиваемый обществом земельный участок согласно акту выбора от 23.12.2011 N А-81/Ю частично занят городскими лесами. Управление также указало, что предоставление спорного земельного участка возможно только в порядке торгов.
Заявитель, считая указанный отказ незаконным и противоречащим нормам действующего законодательства, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанций правомерно исходил из следующего.
Из анализа норм ст. 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со ст. 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Из распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 01.07.2013 N 834-р и акта выбора испрашиваемого земельного участка от 23.12.2011 N А-81/Ю следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в рекреационной зоне Р-1, на территории городских лесов, в парковой зоне.
В соответствии с п. 9 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В силу ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В силу п. 2 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Из приведенных норм следует, что к лесным участкам могут относиться и земельные участки из иных категорий (отличных от земель лесного фонда).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации городские леса отнесены к категории защитных лесов.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ч. 4 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 5 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Согласно ч. 5.1 ст. 105 названного Кодекса в городских лесах запрещаются определенные виды деятельности, в частности размещение объектов капитального строительства.
При этом арбитражный суд апелляционной инстанции правомерно отмечает, что в отношении ООО ГК "Ак Йорт" на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 01.07.2013 N 834-р и приказа Министерства от 29.12.2013 N 2468 начата процедура именно предоставления земельного участка под строительство капитального объекта, на что указывает, в том числе ссылка на статью 31 Земельного кодекса Российской Федерации "Выбор земельных участков для строительства" в названном распоряжении Правительства Республики Башкортостан (данная статья была действовавшей в момент вынесения указанных распоряжения и приказа).
Доказательства того, что на испрашиваемом земельном участке уже находятся иные объекты, принадлежащие обществу ГК "Ак Йорт", для реконструкции которых земельный участок испрашивается заявителем, последний в материалы дела не представил.
Ввиду изложенного арбитражный суд кассационной инстанции считает верным вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о неправомерности предоставления обществу ГК "Ак Йорт" испрашиваемого земельного участка под строительство.
Также арбитражный суд апелляционной инстанции правомерно отмечает следующее.
В силу ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных ч. 3 и 4 настоящей статьи.
Так, согласно ч. 3 указанной статьи без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: 1) предусмотренных ст. 36, 43 - 45 настоящего Кодекса; 2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; 3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со ст. 43 - 46 настоящего Кодекса; 4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
В соответствии с ч. 4 указанной статьи арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.
Следует отметить, что в период вынесения распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 01.07.2013 N 834-р и приказа Министерства от 29.12.2013 N 2468 ст. 74 названного Кодекса в соответствующей редакции также предусматривала необходимость заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона.
С учетом положений ст. 25, 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен заключаться по результатам аукциона в случаях и для целей, определенных нормами Лесного кодекса Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09). Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена п. 8 ч. 1 ст. 25 названного Кодекса.
Принимая во внимание указанное, общество ГК "Ак Йорт" не представило доказательства наличия оснований для предоставления ему спорного земельного участка в аренду без проведения торгов.
В связи с вышеуказанным арбитражным судом кассационной инстанции отклоняется соответствующий довод заявителя кассационной жалобы об оформлении им необходимых документов, в том числе решения о предварительном согласовании места размещения объекта, согласно ст. 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку предоставление спорного земельного участка в аренду должно осуществляться с учетом вышеуказанных норм Лесного кодекса Российской Федерации по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона.
Также арбитражный суд кассационной инстанции считает правомерным вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о несогласии с выводом арбитражного суда первой инстанции о том, что земельный участок, который испрашивает заявитель, и земельный участок, на который утвержден акт о выборе, являются тождественными.
Так, действительно, в распоряжении Правительства Республики Башкортостан от 01.07.2013 N 834-р площадь земельного участка 19,6 га указана ориентировочная.
Между тем, как отмечено ранее, в акте выбора испрашиваемого земельного участка от 23.12.2011 N А-81/Ю указана не только площадь земельного участка, но и границы испрашиваемого земельного участка согласно опорному плану по координатным точкам. В акте содержится и проект границ земельного участка по координатам.
Также начальником управления в 2012 году утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка площадью 195 534 кв. м на кадастровом плане территории.
Однако, из сопоставления данных схем с кадастровым паспортом испрашиваемого заявителем земельного участка площадью 201 836 кв. м следует, что земельный участок, поставленный на кадастровый учет и испрашиваемый в настоящее время заявителем, включает в себя часть, которая не входила в земельный участок, указанный в акте выбора (координаты по кадастровому плану 5 - 9, 18 - 24).
Разница в площадях указанных земельных участков составляет 6302 кв. м, то есть является существенной.
При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции сделан правомерный вывод о том, что у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных апелляционным судом на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежит, кассационную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно, выводы суда сделаны на основании полного и всестороннего исследования и оценки всех представленных доказательств, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 по делу N А07-14819/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Гостиничный комплекс "Ак Йорт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.С.ПОЛУЯКТОВ
Судьи
М.В.ТОРОПОВА
Н.Г.БЕЛЯЕВА
А.С.ПОЛУЯКТОВ
Судьи
М.В.ТОРОПОВА
Н.Г.БЕЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)