Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2017 N 15АП-14000/2017 ПО ДЕЛУ N А32-40937/2016

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2017 г. N 15АП-14000/2017

Дело N А32-40937/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2017 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко М.А.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Казанцева Сергея Сергеевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2017 по делу N А32-40937/2016 по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Казанцева Сергея Сергеевича,
заинтересованное лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края,
принятое в составе судьи Боровика А.М.,
установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Казанцев Сергей Сергеевич (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, заинтересованное лицо) в предоставлении на праве аренды сроком на 49 лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования с кадастровыми номерами 23:26:0101018:2 и 23:26:0101009:7, изложенного в письме от 21.10.2016 N 52-5237-ж/16-12-03, как несоответствующего положениям статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации; об обязании Департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования с кадастровыми номерами 23:26:0101018:2 и 23:26:0101009:7, в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", для целей выращивания кормовой культуры люцерны.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Казанцев Сергей Сергеевич обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что единственным надлежащим доказательством отнесения земельного участка к определенной категории и определенному виду разрешенного использования являются сведения государственного кадастра недвижимости. Согласно представленным кадастровым паспортам земельные участки имеют категорию "земли сельскохозяйственного назначения" и вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования". Податель жалобы также ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нахождение земельных участков в зонах: "зона резерва территорий для размещения производственных, коммунальных объектов и объектов промышленного комплекса", "санитарно-защитная зона". Правила землепользования и застройки имеют значение для вновь образуемых земельных участков, а не уже стоящих на государственном кадастровом учете.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент имущественных отношений Краснодарского края просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. К ходатайству о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя департаментом приобщено письмо Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 22.09.2016 N 71-11121/16-04-01.
Суд протокольным определением с учетом положения абзаца 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приобщил дополнительные доказательства к материалам дела, как доказательства, представленные в обоснование возражений на доводы апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22.09.2016 глава крестьянского (фермерского) хозяйства Казанцев Сергей Сергеевич обратился к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду сроком на 49 лет с кадастровыми номерами 23:26:0101009:7 и 23:26:0101018:2.
Письмом от 21.10.2016 N 52-5237-ж/16-12-03 Департамент имущественных отношений Краснодарского края отказал в предоставлении указанных земельных участков по причине того, что испрашиваемые земельные участки находятся в границах функциональных зон "санитарно-защитная зона (санитарно-защитное озеленение)", "зона усадебной жилой застройки", "зона резерва территорий для размещения производственных, коммунальных объектов, и объектов промышленного комплекса".
Не согласившись с позицией Департамента имущественных отношений Краснодарского края, заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
В силу правил части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведенных норм права следует, что обязательным условием для признания решения органа государственной власти незаконным является установление судом совокупности двух обстоятельств: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением органа государственной власти прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения относится к документам территориального планирования.
В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий городских и сельских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Как разъяснено в абзаце 4 пункта 4 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", подлежащее применению при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, о том, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с особыми условиями землепользования в отношении земельных участков, расположенных в санитарно-защитной зоне, в отношении таких участков могут быть установлены ограничения прав на землю.
Санитарно-защитная зона (далее - СЗЗ): специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме ("РД-АПК 1.10.07.01-12. Система рекомендательных документов в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Методические рекомендации по технологическому проектированию. Методические рекомендации по технологическому проектированию ветеринарных объектов для животноводческих, звероводческих, птицеводческих предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств" (утв. и введены в действие Минсельхозом России 06.07.2012).
В границах СЗЗ допускается размещать сельхозугодья для выращивания технических культур, не используемых для производства продуктов питания. Предприятия, их отдельные здания и сооружения с производствами меньшего класса вредности, чем основное производство. При наличии у размещаемого в СЗЗ объекта выбросов, аналогичных по составу с основным производством, обязательно требование отсутствия превышения гигиенических нормативов на границе СЗЗ и за ее пределами при совместном учете воздействий. Пожарные депо, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, автозаправочные станции, а также связанные с обслуживанием данного предприятия здания управления, конструкторские бюро, учебные заведения, поликлиники, научно-исследовательские лаборатории, спортивно-оздоровительные сооружения для работников предприятия, общественные здания административного назначения.
Нежилые помещения для дежурного аварийного персонала и охраны предприятий, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электрические подстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, питомники растений для озеленения промплощадки, предприятий и санитарно-защитной зоны. Новые пищевые объекты в СЗЗ предприятий пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции при исключении их взаимного негативного воздействия. Объекты, размещение которых в пределах СЗЗ разрешено, не должны занимать более 30%, ее территории.
Жилая зона - часть территории населенного пункта, занятая жилыми зданиями, спортивными сооружениями, зелеными насаждениями и местами кратковременного отдыха населения, а также предназначенная для их размещения в будущем.
Согласно статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав жилых зон могут включаться:
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
5) зоны жилой застройки иных видов.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Согласно действующим нормативам, жилищное строительство включает в себя в том числе обязательное размещение объектов инфраструктуры - дороги, социально - коммунальные объекты.
Предоставление земельного участка сделает невозможным рационально использовать земли, отведенные для жилищного строительства. Генеральные планы муниципальных образований определяют стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности населения.
Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
С учетом изложенного, при решении вопроса о возможности предоставления в порядке статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка уполномоченный орган обязан учитывать содержащиеся в генеральном плане сведения о планируемых к размещению в пределах границ данного земельного участка объектах.
Как верно установлено судом первой инстанции, согласно представленным кадастровым паспортам земельных участков с кадастровыми номерами 23:26:0101009:7 и 23:26:0101018:2 имеют вид разрешенного использования для сельскохозяйственного использования.
В письме Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 07.10.2016 N 77-11849/16-04-01 указано, что в соответствии с генеральным планом Северского поселения, утвержденным решением Совета Северского сельского Северского района от 27 марта 2014 года N 375, земельный участок с кадастровым номером 23:26:0101009:7 расположен в функциональных зонах - "зона сельскохозяйственных угодий", "санитарно-защитное озеленение", "зона усадебной жилой застройки" "резерв территории для размещения производственных, коммунальных объектов и объектов агропромышленного комплекса", "территория общественно-деловой застройки", "зона размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры".
В соответствии с утвержденными документами территориального планирования, документацией по планировке территории, в границах земельного участка размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения местного значения не предусмотрено.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Северского сельского поселения, утвержденными решением Совета Северского сельского поселения Северского района от 26 мая 2016 года N 84, земельный участок расположен в территориальных зонах - "зона сельскохозяйственного использования (СХ-3)", "зона общественно-делового назначения (ОД)".
В границах земельного участка расположены памятники археологии -курганы.
Также указано, что земельный участок частично расположен в границах санитарно-защитной зоны, временной охранной зоны памятников археологии.
Из письма Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 22.09.2016 следует, что в соответствии с генеральным планом Северского сельского поселения Северского района, утвержденным решением Совета Северского сельского поселения Северского района от 27.03.2014 N 375, земельный участок с кадастровым номером 23:26:0101018:2 расположен в границах функциональной зоны - "зона сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с утвержденными документами территориального планирования, документацией по планировке территории, в границах земельного участка размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения местного значения не предусмотрено.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Северского сельского поселения, утвержденным решением Совета Северского сельского поселения Северского района от 26.05.2016 N 84, земельный участок с кадастровым номером 23:26:0101018:2 расположен в границах территориальной зоны - "зона сельскохозяйственного назначения".
Земельный участок с кадастровым номером 23:26:0101018:2 частично расположен в границах зоны охраны памятников, водоохранной зоны. Часть земельного участка расположена в границе зоны возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: заболачиваемость, подтопление, боковая эрозия.
Согласно представленным сведениям Администрацией муниципального образования Северский район Управление архитектуры по земельному участку с кадастровым номером 23:26:0101009:7 от 22.05.2017 следует, что земельный участок частично расположен в зоне сельскохозяйственного использования (СХ-3) и в зоне общественно-делового назначения (ОД). На данном земельном участке расположен курган, курганная группа памятников с границей временной охранной зоны в соответствии с градостроительной документацией, частично земельный участок расположен в санитарно защитной зоне.
Кроме того, в заявления глава КФХ Казанцев С.С. указал, что просит предоставить в аренду земельные участки с кадастровым номером 23:26:0101009:7 площадью 343 046 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, район Северский, в границах СПК "Нива" и с кадастровым номером 23:26:0101018:2 площадью 909 135 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Северский район, в границах СПК "Нива", участок N 320. Земельные участки с целью выращивания кормовой культуры люцерны.
Согласно требованиям статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве заявитель обязан был представить соответствие обоснования размера испрашиваемых земельных участков при обращении с заявлением в администрацию.
Суд апелляционной инстанции установил, что глава КФХ Казанцев С.С. при обращении в департамент также не представил в департамент соответствующие доказательства, объективно подтверждающие как необходимость в приобретении земельных участков в таких размерах, так и возможность предпринимателя эффективного использования данного земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Предусмотренные в абзаце 5 пункта 1 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве (в применимой к спорным отношениям редакции) критерии оценки размера предоставляемого для осуществления фермерским хозяйством его деятельности земельного участка (число членов хозяйства, виды его деятельности) предполагают наличие обоснования (мотивирования, убедительного аргументирования) с их использованием соответствующего размера участка, а не само по себе изложение названных сведений.
Необходимость передачи в долгосрочную аренду испрашиваемых земельных участков значительной площади из заявления не следует, испрашиваемая площадь земельных участков фактически заявителем не обоснована.
Часть 1 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывает участвующих в деле лиц представлять доказательства. Однако достаточное документальное подтверждение обоснованности размеров испрашиваемых спорных земельных участков главой КФХ не было представлено вместе с заявлением.
При таких обстоятельствах, отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края в предоставлении на праве аренды сроком на 49 лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования с кадастровыми номерами 23:26:0101018:2 и 23:26:0101009:7, выразившийся в письме от 21.10.2016 N 52-5237-ж/16-12-03 соответствуют закону и не нарушают прав заявителя по делу.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм земельного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции между сторонами с учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.06.2017 по делу N А32-40937/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)