Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Обществу было отказано во вступлении в качестве стороны в договор аренды земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Ананьиной Е.А., Окуловой Н.О.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Мелитекс" - Махрова М.А., доверенность от 2 марта 2017 года,
от заинтересованного лица: ДГИ г. Москвы - Саакян Ю.С. доверенность от 30 декабря 2016 года
рассмотрев 19 октября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 14 апреля 2017 года,
принятое судьей Дружининой В.Г.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 18 июля 2017 года,
принятое судьями Свиридовым В.А., Захаровым С.Л., Москвиной Л.А.,
по делу N А40-256877/2016,
по заявлению ООО "Мелитекс" (ОГРН 1037789101987)
о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мелитекс" (далее - ООО "Мелитекс", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ДГИ г. Москвы, Департамент) о признании незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы в предоставлении государственной услуги N 33-5-133722/16-(0)-1 во вступлении ООО "Мелитекс" в договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:91, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 2, 3, 5, со множественностью лиц на стороне арендатора N М-04-048985, зарегистрированный 25 июля 2016 года; обязании Департамента городского имущества города Москвы принять решение о вступлении ООО "Мелитекс" в договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:91, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 2, 3, 5, со множественностью лиц на стороне арендатора N М-04-048985, зарегистрированный 25 июля 2016 года и обязании Департамента городского имущества города Москвы в течение 30 дней с момента вступления в силу решения по настоящему делу направить ООО "Мелитекс" проект дополнительного соглашения о вступлении ООО "Мелитекс" в договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:91, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 2,3,5, со множественностью лиц на стороне арендаторам М-04-048985, зарегистрированный 25 июля 2016 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 апреля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2017 года, требования заявителя удовлетворены.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суды исходили из того, что здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 2,3,5 не является самовольно реконструируемым и основания для включения его в Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения, о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, утвержденный постановлением Правительства города Москвы N 819-ПП от 11 декабря 2013 года, отсутствуют.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Департамент обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить по причине несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и нарушения судами норм права. В обоснование своей кассационной жалобы заинтересованное лицо указывает, что предоставление земельных участков Обществу не соответствует требованиям действующего законодательства.
Представитель Департамента в судебном заседании кассационной инстанции поддержал доводы своей жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты как незаконные и необоснованные.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, полагая, что оспариваемые решение и постановление являются законными и соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно доводов жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Департаментом городского имущества г. Москвы (Заинтересованное лицо) и ООО "Виале" заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:91, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 2, 3, 5, N М-04-048985, зарегистрированный 25 июля 2016 года.
ООО "Мелитекс" (Заявитель) через портал государственных услуг г. Москвы www.pgu.mos.ru 11 октября 2016 года было подано заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:91, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 2, 3, 5, в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке. Заявителю на праве собственности принадлежит нежилое здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001008:91, имеющее адрес: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 2.
Заявителем 26 октября 2016 года был получен отказ в предоставлении данной услуги N 33-5-151807/16-(0)-1. Причиной отказа послужило внесение принадлежащего Заявителю здания в Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, утвержденный постановлением Правительства г. Москвы N 819-ПП от 11 декабря 2013 года.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным пунктом 1.15 постановления Правительства Москвы от 15 мая 2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке" устанавливает состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по запросу (заявлению) физического или юридического лица либо их уполномоченного представителя.
Полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются Департаментом городского имущества города Москвы (п. 2.3.1).
В силу пункта 2.5.1 Административного регламента, предоставление государственной услуги осуществляется на основании следующих документов (сведений): документы, представляемые заявителем; Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги. Запрос оформляется согласно приложению N 1 к Регламенту; Документ, удостоверяющий личность заявителя; документ, подтверждающий полномочие представителя действовать от имени заявителя; правообладатели зданий, сооружений либо помещений в зданиях, сооружениях дополнительно предоставляют нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на здания, сооружения, если права на такие здания, сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (представляются при отсутствии сведений о правах на здания, сооружения, находящиеся на приобретаемом земельном участке, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
В соответствии с пунктом 2.10 Административного регламента установлены основания для отказа в предоставлении государственной услуги.
Согласно пункту 2.10.1.3 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения, о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества.
В обжалуемом отказе указано, что объект по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, вл. 28, стр. 2 включен в Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, утвержденный постановлением Правительства от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Пункт 2.10.1.3 действующего Административного регламента содержит обязательные условия для отказа в оказании государственной услуги (приложение 15 к Постановлению правительства Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП), как включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества. Наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Суды исходили из того, что решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-8656/2015 от 25 мая 2015 г., оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2015 г., Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 декабря 2015 г., Департамент городского имущества Москвы был обязан в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя путем принятия решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:91 ООО "Виале" в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора сроком на 25 лет, направить ООО "Виале" проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:91 со множественностью лиц на стороне арендатора.
Указанным Решением установлено, что включение здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28 стр. 2 в перечень самовольных построек не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
Договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:91 между ДГИ г. Москвы и ООО "Виале" со множественностью лиц на стороне арендатора был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве 25 июля 2016 г.
Таким образом, имеется заключенный и действующий договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:91 между Департаментом городского имущества и собственником помещений в том же здании, в котором расположены помещения, собственником которых является Заявитель, при этом во вступившем в законную силу судебном акте указано, что включение здания, находящегося в собственности ООО "Виале" и Заявителя, в Перечень не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
Кроме того, вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01 апреля 2015 г. по делу А40-89379/2012 Департаменту городского имущества Москвы было отказано в удовлетворении требований к ООО "Мелитекс" о признании объекта - здания по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 2 самовольно реконструированным.
Согласно пункту 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Следовательно, то обстоятельство, что здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 2, не является самовольно реконструируемым и основания для включения его в Перечень отсутствуют, доказано надлежащим образом.
В соответствии с абзацу 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 2 статьи 39.20 ЗК РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Судами сделан обоснованный вывод о том, что Заявитель как собственник помещений в здании, находящемся на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001008:91, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 2, 3, 5, имеет право на вступление в заключенный договор аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора.
Следовательно, обоснован вывод судов об отсутствии у Департамента городского имущества Москвы оснований для вынесения отказа в предоставлении услуги на основании пункта 2.10.1.3 Административного регламента.
Отказ Департамента городского имущества города Москвы в предоставлении государственной услуги N 33-5-133722/16-(0)-1 во вступлении ООО "Мелитекс" в договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:91, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 2, 3, 5, со множественностью лиц на стороне арендатора N М-04-048985, зарегистрированный 25 июля 2016 г. противоречит действующему законодательству.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных судебных актов, перечисленных в части 4 статьи 288 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 апреля 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2017 года по делу N А40-256877/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 26.10.2017 N Ф05-15235/2017 ПО ДЕЛУ N А40-256877/2016
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа в предоставлении государственной услуги.Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Обществу было отказано во вступлении в качестве стороны в договор аренды земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2017 г. по делу N А40-256877/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Ананьиной Е.А., Окуловой Н.О.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Мелитекс" - Махрова М.А., доверенность от 2 марта 2017 года,
от заинтересованного лица: ДГИ г. Москвы - Саакян Ю.С. доверенность от 30 декабря 2016 года
рассмотрев 19 октября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 14 апреля 2017 года,
принятое судьей Дружининой В.Г.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 18 июля 2017 года,
принятое судьями Свиридовым В.А., Захаровым С.Л., Москвиной Л.А.,
по делу N А40-256877/2016,
по заявлению ООО "Мелитекс" (ОГРН 1037789101987)
о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мелитекс" (далее - ООО "Мелитекс", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ДГИ г. Москвы, Департамент) о признании незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы в предоставлении государственной услуги N 33-5-133722/16-(0)-1 во вступлении ООО "Мелитекс" в договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:91, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 2, 3, 5, со множественностью лиц на стороне арендатора N М-04-048985, зарегистрированный 25 июля 2016 года; обязании Департамента городского имущества города Москвы принять решение о вступлении ООО "Мелитекс" в договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:91, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 2, 3, 5, со множественностью лиц на стороне арендатора N М-04-048985, зарегистрированный 25 июля 2016 года и обязании Департамента городского имущества города Москвы в течение 30 дней с момента вступления в силу решения по настоящему делу направить ООО "Мелитекс" проект дополнительного соглашения о вступлении ООО "Мелитекс" в договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:91, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 2,3,5, со множественностью лиц на стороне арендаторам М-04-048985, зарегистрированный 25 июля 2016 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 апреля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2017 года, требования заявителя удовлетворены.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суды исходили из того, что здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 2,3,5 не является самовольно реконструируемым и основания для включения его в Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения, о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, утвержденный постановлением Правительства города Москвы N 819-ПП от 11 декабря 2013 года, отсутствуют.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Департамент обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить по причине несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и нарушения судами норм права. В обоснование своей кассационной жалобы заинтересованное лицо указывает, что предоставление земельных участков Обществу не соответствует требованиям действующего законодательства.
Представитель Департамента в судебном заседании кассационной инстанции поддержал доводы своей жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты как незаконные и необоснованные.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, полагая, что оспариваемые решение и постановление являются законными и соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно доводов жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Департаментом городского имущества г. Москвы (Заинтересованное лицо) и ООО "Виале" заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:91, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 2, 3, 5, N М-04-048985, зарегистрированный 25 июля 2016 года.
ООО "Мелитекс" (Заявитель) через портал государственных услуг г. Москвы www.pgu.mos.ru 11 октября 2016 года было подано заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:91, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 2, 3, 5, в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке. Заявителю на праве собственности принадлежит нежилое здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001008:91, имеющее адрес: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 2.
Заявителем 26 октября 2016 года был получен отказ в предоставлении данной услуги N 33-5-151807/16-(0)-1. Причиной отказа послужило внесение принадлежащего Заявителю здания в Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, утвержденный постановлением Правительства г. Москвы N 819-ПП от 11 декабря 2013 года.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным пунктом 1.15 постановления Правительства Москвы от 15 мая 2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке" устанавливает состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по запросу (заявлению) физического или юридического лица либо их уполномоченного представителя.
Полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются Департаментом городского имущества города Москвы (п. 2.3.1).
В силу пункта 2.5.1 Административного регламента, предоставление государственной услуги осуществляется на основании следующих документов (сведений): документы, представляемые заявителем; Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги. Запрос оформляется согласно приложению N 1 к Регламенту; Документ, удостоверяющий личность заявителя; документ, подтверждающий полномочие представителя действовать от имени заявителя; правообладатели зданий, сооружений либо помещений в зданиях, сооружениях дополнительно предоставляют нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на здания, сооружения, если права на такие здания, сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (представляются при отсутствии сведений о правах на здания, сооружения, находящиеся на приобретаемом земельном участке, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
В соответствии с пунктом 2.10 Административного регламента установлены основания для отказа в предоставлении государственной услуги.
Согласно пункту 2.10.1.3 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения, о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества.
В обжалуемом отказе указано, что объект по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, вл. 28, стр. 2 включен в Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, утвержденный постановлением Правительства от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Пункт 2.10.1.3 действующего Административного регламента содержит обязательные условия для отказа в оказании государственной услуги (приложение 15 к Постановлению правительства Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП), как включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества. Наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Суды исходили из того, что решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-8656/2015 от 25 мая 2015 г., оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2015 г., Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 декабря 2015 г., Департамент городского имущества Москвы был обязан в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя путем принятия решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:91 ООО "Виале" в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора сроком на 25 лет, направить ООО "Виале" проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:91 со множественностью лиц на стороне арендатора.
Указанным Решением установлено, что включение здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28 стр. 2 в перечень самовольных построек не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
Договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:91 между ДГИ г. Москвы и ООО "Виале" со множественностью лиц на стороне арендатора был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве 25 июля 2016 г.
Таким образом, имеется заключенный и действующий договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:91 между Департаментом городского имущества и собственником помещений в том же здании, в котором расположены помещения, собственником которых является Заявитель, при этом во вступившем в законную силу судебном акте указано, что включение здания, находящегося в собственности ООО "Виале" и Заявителя, в Перечень не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
Кроме того, вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01 апреля 2015 г. по делу А40-89379/2012 Департаменту городского имущества Москвы было отказано в удовлетворении требований к ООО "Мелитекс" о признании объекта - здания по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 2 самовольно реконструированным.
Согласно пункту 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Следовательно, то обстоятельство, что здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 2, не является самовольно реконструируемым и основания для включения его в Перечень отсутствуют, доказано надлежащим образом.
В соответствии с абзацу 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 2 статьи 39.20 ЗК РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Судами сделан обоснованный вывод о том, что Заявитель как собственник помещений в здании, находящемся на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001008:91, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 2, 3, 5, имеет право на вступление в заключенный договор аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора.
Следовательно, обоснован вывод судов об отсутствии у Департамента городского имущества Москвы оснований для вынесения отказа в предоставлении услуги на основании пункта 2.10.1.3 Административного регламента.
Отказ Департамента городского имущества города Москвы в предоставлении государственной услуги N 33-5-133722/16-(0)-1 во вступлении ООО "Мелитекс" в договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:91, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 2, 3, 5, со множественностью лиц на стороне арендатора N М-04-048985, зарегистрированный 25 июля 2016 г. противоречит действующему законодательству.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных судебных актов, перечисленных в части 4 статьи 288 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 апреля 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2017 года по делу N А40-256877/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судья
Н.О.ОКУЛОВА
Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судья
Н.О.ОКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)