Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.11.2017 N 15АП-16222/2017 ПО ДЕЛУ N А32-3744/2017

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2017 г. N 15АП-16222/2017

Дело N А32-3744/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Николаевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2017 по делу N А32-3744/2017
по иску главы КФХ Отрешевой М.Г.
к ответчику - Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
об обязании заключить договор купли-продажи на определенных условиях
принятое в составе судьи Миргородской О.П.

установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Отрешева Мерем Галимовна обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края со следующими требованиями:
1) принять пункт 2.1 договора купли-продажи N 464 от 28.09.2016 незастроенного земельного участка, находящегося в государственной собственности в редакции покупателя:
- "Цена выкупа участка определена на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" и других правовых актов Российской Федерации и Краснодарского края и составляет 137342 руб. 16 коп.;
2) обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 51000 кв. м из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:28:0403006:13, местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Староминский район, с/п Новоясенское, в границах ЗАО "Новоясенского", отделение 2, поле 10-5, 006 по цене 137342 (сто тридцать семь тысяч триста сорок два) рубля 16 копеек.
Решением от 07.08.2017 иск удовлетворен. Суд обязал ответчика заключить с истцом договор купли-продажи от 28.09.2016 N 464 на условиях пункта 2.1 договора, указанного в протоколе разногласий. Пункт 2.1 договора изложен в следующей редакции: "Цена выкупа участка определена на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" и других правовых актов Российской Федерации и Краснодарского края и составляет 137342 (сто тридцать семь тысяч триста сорок два) рубля 16 копеек".
Решение мотивировано тем, что 24.08.2016 истец обратился к департаменту с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:28:0403006:13 в собственность на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Приказом департамента от 28.09.2016 N 1796 земельный участок предоставлен истцу в собственность за плату по цене выкупа 549368 руб. 66 коп. В соответствии с указанным приказом истцу направлен проект договора купли-продажи N 464 земельного участка, находящегося в государственной собственности от 28.09.2016. Поскольку истец не согласился с определенной ценой выкупа земельного участка, в адрес департамента направлен протокол разногласий, который отклонен департаментом. Испрашиваемый истцом земельный участок площадью 51000 кв. м ранее входил в состав земельных угодий общей площадью 94,8 га, предоставленных по договору аренды от 227.07.1998 N 28. В связи с тем, что спорный земельный участок находится во владении истца в течение свыше 8 лет, выкупная цена определена в размере 20% от кадастровой стоимости участка.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерацию.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что истцом не доказан факт нахождения спорного земельного участка в его владении с 1998 года. Выкупная стоимость земельного участка определена департаментом в размере 80% от кадастровой стоимости правомерно. Определить тождественность земельных участков, предоставленных истцу по договорам аренды и спорного земельного участка, невозможно.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края не явился. Департамент извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
Представитель главы крестьянского (фермерского) хозяйства Отрешевой М.Г. в заседание не явился. Отрешевой М.Г. заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия ее представителя.
Как следует из отзыва, истец доводы жалобы не признает, просит решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации Староминского района Краснодарского края от 18.05.1993 N 163 (т. 1 л.д. 30) в собственность Отрешеву Р.Р. как лицу, желающему вести крестьянское (фермерское) хозяйство, предоставлен земельный участок из земель запаса районного совета площадью 9,7 га на условиях краткосрочной аренды сроком на 5 лет.
Постановлением главы администрации Староминского района Краснодарского края N 321 от 27.05.1998 КФХ "Отрешев Р.Р." предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок общей площадью 21,5 га, расположенный на территории за х. Желтые Копани (т. 1 л.д. 31).
На основании постановлений главы администрации Староминского района Краснодарского края N 282 от 19.05.1998, N 321 от 27.05.1998, между администрацией Староминского района и главой КФХ Отрешевым Р.Р. 27.07.1998 заключен договор аренды N 28 земельных угодий общей площадью 94,8 га для сельскохозяйственного производства (т. 1 л.д. 32).
В соответствии с постановлением главы администрации Староминского района Краснодарского края от 18.05.1999 N 296 Отрешеву Р.Р из земель фонда запаса района в аренду сроком на 5 лет представлен земельный участок общей площадью 52,35 га, расположенный за х. Желтые Копани (т. 1 л.д. 33-34).
Согласно постановлению главы Староминского района Краснодарского края от 29.08.2002 N 1696 Отрешеву Р.Р. предоставлены земельные участки фонда перераспределения земель общей площадью 57,63 га в аренду сроком до 19.05.2003 с видом разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства (т. 1 л.д. 35). Продлен срок аренды земельного участка площадью 9,7 га, расположенного границах ЗАО "Новоясенское" в районе пруда "Кобецкая балка" до 19.05.2003.
Постановлением главы администрации Староминского района Краснодарского края от 03.12.2003 N 2379 КФХ "Отрешев Р.Р." предоставлены земельные участки фонда перераспределения земель общей площадью 134,73 га, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенные в границах ЗАО "Новоясенское" Староминского района отделение 2, из них: 133,73 га пашни, в том числе 8,7 га в районе пруда Кобецкая балка; 54,25 га поле 8-1; 30,83 га поле 8-2; 13,83 га поле 8-3; 21,50 га поле 9-3; 5,1 га поле 10-5; 1 га под зданиями и сооружениями в районе Кобецкая балка (т. 1 л.д. 36).
Согласно пункту 2 из указанных земельных участков надлежит сформировать единое землепользование.
На основании указанного постановления, 03.12.2003 между муниципальным образованием Староминский район Краснодарского края и крестьянским фермерским хозяйством "Отрешев Р.Р." заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 2860000136 (т. 1 л.д. 37-39), согласно которому земельный участок общей площадью 134,73 га, расположенный в границах ЗАО "Новоясенское" Староминского района отделение 2, поля 8-1, 8-2, 8-3, 9-3, 10-5 в районе пруда Кобецкая балка предоставлен в аренду хозяйству сроком до 07.05.2004.
В соответствии с дополнительным соглашением от 28.03.2006 в договор аренды внесены изменения в части порядка определения арендной платы и сроков внесения денежных средств (т. 1 л.д. 40).
Постановлением главы Староминского района от 01.11.2007 N 2019 "О предоставлении в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения в аренду КФХ "Отрешев Р.Р." договор аренды от 03.12.2003 N 2860000136 расторгнут по соглашению сторон, КФХ "Отрешеву Р.Р." в аренду сроком на 5 лет предоставлены следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 23:28:0403004:6, местоположение: Краснодарский край, Староминский район, с/о Новоясенский мкр. в границах ЗАО "Новоясенского", отделение 2 площадью 97000 кв. м;
- земельный участок с кадастровым номером 23:28:0403006:9, местоположение: Краснодарский край, Староминский район, с/о Новоясенский мкр. в границах ЗАО "Новоясенское", отделение 2, поле 8-2, 006 площадью 308300 кв. м;
- земельный участок с кадастровым номером 23:28:0403006:10, местоположение: Краснодарский край, Староминский район, с/о Новоясенский мкр. в границах ЗАО "Новоясенское", отделение 2, поле 8-1, 006 площадью 542500 кв. м;
- земельный участок с кадастровым номером 23:28:04030046:11, местоположение: Краснодарский край, Староминский район, с/о Новоясенский мкр. в границах ЗАО "Новоясенское", отделение 2, поле 8-3, 006 площадью 133500 кв. м;
- земельный участок с кадастровым номером 23:28:0403006:12, местоположение: Краснодарский край, Староминский район, с/о Новоясенский мкр. в границах ЗАО "Новоясенское", отделение 2, поле 9-3, 006 площадью 215000 кв. м;
- земельный участок с кадастровым номером 23:28:0403006:13, местоположение: Краснодарский край, Староминский район, с/о Новоясенский мкр. в границах ЗАО "Новоясенское", отделение 2, поле 10-5, 006 площадью 51000 кв. м.
На основании указанного постановления 07.11.2007 между администрацией муниципального образования Староминский район и КФХ "Отрешев Р.Р." заключен договор аренды N 8828000016 указанных земельных участков сроком на пять лет (т. 1 л.д. 42-48).
Дополнительным соглашением от 31.08.2010 в договор аренды от 07.11.2007 N 8828000016 внесено изменение в части смены арендатора земельного участка в связи с регистрацией главы КФХ "Отрешев Р.Р." в качестве индивидуального предпринимателя, арендатором по договору является Отрешев А.Р.
Соответствующие изменения внесены также и в постановление главы администрации Староминского района N 2019 от 01.11.2007 (т. 1 л.д. 52).
В соответствии с дополнительным соглашением от 17.12.2010 к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 8828000016 от 07.11.2007 арендатором по договору является глава КФХ Отрешева М.Г. (т. 1 л.д. 53-55).
По дополнительному соглашению от 18.10.2012 срок аренды продлен до 01.11.2027 (т. 1 л.д. 56).
Отрешева М.Г. 24.08.2016 обратилась в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:28:0403006:13 в собственность на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 12-13).
Приказом Департамента от 28.09.2016 N 1796 "О предоставлении земельного участка в Староминском районе в собственность за плату индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Отрешевой Мереме Галимовне" заявителю предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 23:28:0403006:13, площадью 51000 кв. м, из земель сельскохозяйственного назначения, адрес: "Установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Староминский район, с/п Новоясенское, в границах ЗАО "Новоясенское", отделение 2, поле 10-5, 006", предназначенный для сельскохозяйственного использования по цене выкупа участка в размере 549368 руб. 66 коп. (т. 1 л.д. 19-20).
С сопроводительным письмом от 30.09.2016 Отрешевой М.Г. направлен для подписания проект договора купли-продажи N 464 земельного участка, находящегося в государственной собственности от 28.09.2016 (т. 1 л.д. 18, т. 1 л.д. 22-26).
Согласно с пункту 2.1 договора цена выкупа участка определена на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" и других правовых актов Российской Федерации и Краснодарского края и составляет 549368 руб. 66 коп.
Не согласившись с указанной выкупной ценой земельного участка, Отрешева М.Г. направила в Департамент протокол разногласий (т. 1 л.д. 27), в котором предложила согласовать цену выкупа земельного участка в размере 20% от кадастровой стоимости земельного участка, то есть в размере 137342 руб. 16 коп.
Письмом N 52-6125-ж/16-12-03 от 08.12.2016 департаментом отклонен протокол разногласий к указанному договору купли-продажи (т. 1 л.д. 28-29).
В связи с отказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края подписать договор купли-продажи N 464 земельного участка, находящегося в государственной собственности от 28.09.2016 в редакции протокола разногласий, глава КФХ Отрешева М.Г. обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В статье 443 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
Направление Отрешевой М.Г. департаменту протокола разногласий к проекту договора купли-продажи соответствует нормам статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, претензионный порядок досудебного рассмотрения спора соблюден.
В статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса, либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Выкупная цена земельных участков определяется в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" и другими правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края.
В подпункте 8 пункта 2.1 указанного Порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края определено, что за земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства и переданные в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка по кадастровой стоимости земельных участков.
До 31 декабря 2018 года с учетом условий, предусмотренных в абзаце 1 настоящего подпункта: в случае аренды земельного участка в течение 6 лет граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 80 процентам кадастровой стоимости земельного участка; в случае аренды земельного участка в течение 9 лет граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 60 процентам кадастровой стоимости земельного участка; в случае аренды земельного участка в течение 12 лет граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 40 процентам кадастровой стоимости земельного участка; в случае аренды земельного участка в течение 15 лет граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости земельного участка.
При определении цены выкупа по договору купли-продажи N 464 от 28.09.2016 департаментом принято во внимание наличие нахождение спорного земельного участка в аренде с 27.11.2007 по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 882800016, дата государственной регистрации которого 18.12.2007, в связи с чем цена определена департаментом в размере 80% от кадастровой стоимости.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела сделан вывод о том, что спорный земельный участок находится во владении главы крестьянского (фермерского) хозяйства в течение 15 лет.
Правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и соответствующими законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Исключение из названного правила содержится в пункте 4 статьи 10 названного Федерального закона, согласно которому переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
В соответствии с абзацем 5 пункта 4 указанной статьи земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
Согласно статье 21 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, в том числе за исключением земельных участков, переданных в аренду юридическому лицу из фонда перераспределения земель по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этих земельных участков.
Земельные участки приобретаются по цене, определенной в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края (постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края").
Ссылка департамента на то, что из текстов договоров аренды от 27.07.1998 N 28 и от 03.12.2003 N 2860000136 нельзя определить тождественность земельного участка общей площадью 134,73 га, представленного по договору аренды от 03.12.2003 N 2860000136 и спорного земельного участка, а также сопоставить их земельному участку, представленному по договору аренды от 27.07.1998 N 28, обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной.
В материалы дела имеется письмо администрации Староминского района от 12.07.2017 N 138-1895/17-01-02, согласно которому площадь испрашиваемого земельного участка в размере 51000 кв. м ранее входила в состав земельных угодий общей площадью 94,8 га, представленных по договору аренды от 27.07.1998 N 28 (т. 2 л.д. 27).
Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 23:28:0403006:13 имеет адресные ориентиры: Краснодарский край, Староминский район, с/п Новоясенское, в границах ЗАО "Новоясенского", отделение 2, поле 10-5, 006.
По договору аренды от 03.12.2003 N 2860000136 земельного участка общей площадью 134,73 га во владение КФХ "Отрешев Р.Р." кроме прочих предоставлено также поле 10-5.
Доказательств отсутствия тождественности испрашиваемого земельного участка, земельным участкам, предоставленным по договорам аренды от 27.07.1998 N 28 и от 03.12.2003 N 2860000136, заявителем жалобы не представлено.
Довод департамента о том, что договор аренды от 27.07.1998 отсутствует в распоряжении департамента, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 2.6.8 административного регламента предоставления Департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, утвержденного приказом от 03.06.2015 N 649 "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края" в целях установления отсутствия оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных пунктом 2.8 настоящего раздела, департамент вправе в пределах срока предоставления государственной услуги запрашивать информацию:
1) в государственном казенном учреждении Краснодарского края "Кубаньземконтроль" - о фактическом использовании земельного участка;
2) в департаменте архитектуры и градостроительства Краснодарского края - о нахождении земельного участка в границах земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения, в пределах инженерно-технических сооружений, линий связи и коммуникаций, возведенных в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, в границах в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, а также государственных природных заповедников и национальных парков, о местоположении земельного участка относительно земель особо охраняемых природных территорий местного значения, о нахождении земельного участка в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, относительно водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, в пределах расположения объектов гидротехнических сооружений, в пределах воинских и гражданских захоронений;
3) в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края - о наличии либо отсутствии на указанном земельном участке особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников, объектов археологического наследия, музеев-заповедников;
4) в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, в министерстве природных ресурсов Краснодарского края, - о местоположении земельного участка относительно земель особо охраняемых природных территорий федерального значения;
5) в министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края - о надлежащем использовании земельного участка и соблюдении требований, установленных статьей 7 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края", расчет предельного максимального размера всех земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в собственность для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в случае, если земельные участки используются либо будут использоваться крестьянским (фермерским) хозяйством для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые клубнеплоды, кормовые бахчевые культуры, зернофуражные культуры);
6) в Кубанском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов - о местоположении земельного участка относительно водных объектов;
7) министерстве природных ресурсов Краснодарского края - о местоположении земельного участка относительно земель особо охраняемых природных территорий регионального значения и государственных природных заповедников и национальных парков, а также в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, и нахождении на них прудов, обводненных карьеров;
8) в органах местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края - о местоположении земельного участка относительно земель особо охраняемых природных территорий местного значения, о нахождении земельного участка в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, относительно водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, в пределах расположения объектов гидротехнических сооружений, в пределах воинских и гражданских захоронений; акты, изданные органом государственной власти или органом местного самоуправления в рамках компетенции, о предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, договоры аренды земельного участка с отметкой о государственной регистрации, дополнительные соглашения о внесении изменений в договор аренды с отметкой о государственной регистрации, справку об отсутствии задолженности по договору аренды на текущую дату, осуществлялся ли отказ от договора (договоров) аренды, предметом которого является испрашиваемый участок, о надлежащем использовании земельного участка и соблюдении требований, установленных статьей 7 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края", а также сведения о привлечении к административной ответственности за правонарушения в сфере землепользования и необеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района Краснодарского края и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица в момент предоставления и (или) приобретения земельного участка, о предельном максимальном размере всех земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в собственность для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на основании статьи 22 ЗК РФ.
В данном пункте имеется оговорка о том, что указанная информация, запрашивается при ее отсутствии в департаменте.
Таким образом, при оказании государственной услуги департамент должен был проверить не только возможность предоставления земельного участка в собственность, его ограниченность в обороте, но и наличие договоров аренды, действующих ранее, направив запрос в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Указанные действия департаментом не были осуществлены.
При таких условиях, вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований обоснован, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2017 по делу N А32-3744/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА

Судьи
М.Г.ВЕЛИЧКО
В.Л.НОВИК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)