Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2016 N 16АП-3268/2016 ПО ДЕЛУ N А63-12420/2015

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2016 г. по делу N А63-12420/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Годило Н.Н. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Авдыш М.С., при участии: от комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя: Богатыревой С.А. - представителя по доверенности от 24.06.2016; от администрации города Ставрополя: Лянгузовой С.Н. - представителя по доверенности от 23.10.2015; от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае: Кищенко А.Н. - представителя по доверенности N 3719/07 от 31.05.2016; в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционные жалобы комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и администрации города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.06.2016 по делу N А63-12420/2015 по заявлению закрытого акционерного общества "Ставмет", ОГРН 1022601938787, г. Ставрополь, к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, ОГРН 1102635006462, г. Ставрополь, о признании незаконным бездействия, и по иску территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае к администрации города Ставрополя о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок, третьи лица: - комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, министерство имущественных отношений Ставропольского края, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",

установил:

ЗАО "Ставмет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к ТУ Росимущества в Ставропольском крае (далее - управление) о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения об утверждении схемы расположения земельного участка, непринятии в установленный законом срок решения о разделе земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилыми зданиями (литеры "А" административное, "Б", "И", "Л" - складские, "В", "М" - весовые, "Г", "Г1" - гаражи, "А1", "Д", "Е", "К", "Р" - производственные, "Ж" - бомбоубежище), площадью 38242 кв. м, с кадастровым номером 26:12:020101:61, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Северный Обход, 40, в соответствии со схемой раздела на два земельных участка, площадью 37195 кв. м и 1041 кв. м, непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 37195 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Северный Обход, 40, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 26:12:020101:61 и обязании в месячный срок принять решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, решение о разделе земельного участка в соответствии со схемой раздела на два земельных участка, площадью 37195 кв. м и 1041 кв. м, решения о предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью 37195 кв. м, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи.
Определением суда от 25.02.2016 с настоящим делом объединено дело А63-697/2016 по иску управления к администрации города Ставрополя (далее - администрация) о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 38 242 кв. м с кадастровым номером 26:12:020101:61, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Северный Обход, 40.
Решением от 23.06.2016 в удовлетворении иска общества отказано, требования управления удовлетворены. Суд признал право собственности за Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 26:12:020101:61, площадью 38 242 кв. м, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Северный Обход, 40.
Судебный акт мотивирован отсутствием в действующем законодательстве положения предусматривающего принятие решения о разделе земельного участка и о предоставлении земельного участка в собственность за плату, при этом право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 26:12:020101:61 возникло в силу закона.
В апелляционных жалобах комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и администрация просят решение суда от 23.06.2016 отменить и отказать в удовлетворении требований управления, полагая, что орган местного самоуправления распорядился спорным земельным участком согласно действующим на тот момент пунктом 10 статьи 3 ЗК РФ, как на земельный участок, государственная собственность на который не разграничена. Регистрация в последующем права собственности Российской Федерации на объект недвижимости - бомбоубежище, не является основанием для закрепления за ней права собственности на весь земельный участок под таким объектом недвижимости, а только под соответствующим объектом недвижимости, поскольку на данном участке имеются иные объекты недвижимости не принадлежащие Российской Федерации.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав в заседании представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации г. Ставрополя от 07.10.1992 N 1599 обществу выдано свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок в Пелагиадской промзоне площадью 38 712 кв. м по фактическому пользованию.
При внесении сведений о ранее учтенном земельном участке, принадлежащем на основании свидетельства от 16.12.1992 N 1799 на праве постоянного (бессрочного) пользования АОЗТ "Ставмет", в государственный земельный кадастр (в настоящее время государственный кадастр недвижимости) участку присвоен кадастровый номер 26:12:020101:0025, что видно из перечня ранее учтенных земельных участка от 30.10.2002 и кадастрового дела 26:12:020101:25.
11 ноября 2004 года общество обратилось к главе города Ставрополя с заявкой об уточнении площади и присвоении почтового адреса вышеуказанному земельному участку.
На основании этого заявления 18.11.2005 администрацией утвержден проект границ земельных участков.
Постановлением главы города Ставрополя от 28.06.2006 N 2116 изменен почтовый адрес земельного участка с находящимися на нем объектами недвижимости: хутор Вязники в Пелагиадской промзоне, на почтовый адрес: улица Северный обход, N 40. Пунктом 2 указанного постановления обществу в аренду на 5 лет предоставлен земельный участок площадью 38242 кв. м под нежилыми зданиями (литеры "А" - административное, "Б", "И", "Л" - складские, "В", "М" - весовые, "Г, Г1" - гаражи, "А1", "Д", "Е", "К", "Р" - производственные, "Ж" - бомбоубежище) по улице Северный обход, 40.
В период с 2005 по 2007 гг. осуществлен раздел земельного участка 26:12:020101:25 с выделением из него земельного участка под железнодорожными путями (остальная территория вошла в состав участка, поставленного на кадастровый учет под кадастровым номером 26:12:020101:45) и перераспределение смежных земельных участков 26:12:020101:23, 26:12:020101:24 и 26:12:020101:45, в результате чего 13 ноября 2007 года на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 38242 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Северный обход, 40, разрешенное использование: под нежилыми зданиями (литеры "А" - административное, "Б", "И", "Л" - складские, "В", "М" - весовые, "Г, Г1" - гаражи, "А1", "Д", "Е", "К", "Р" - производственные, "Ж" - бомбоубежище), с присвоением кадастрового номера 26:12:020101:61.
На основании постановления от 28.06.2006 N 2116 КУМИ г. Ставрополя с обществом заключен договор N 5603 от 26.02.2007 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:12:020101:61 площадью 38242 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Северный обход, 40, сроком по 27.06.2011.
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.01.2008 за номером 26-26-12/107/2007-432.
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 31.01.2008 серии 26-АЕ N N 295153, 195150, 195369, 295371, 295370, 295372, 295152, 195367, 295151 и выписками из ЕГРП обществу на основании плана приватизации арендного краевого производственного объединения "Вторчермет" от 23.07.1992, утвержденного решением комитета по управлению государственным имуществом Ставропольского края от 23.07.1992 N 304, договора купли-продажи на основании договора аренды от 06.08.1992 N 1, дополнительного соглашения о выкупе государственного имущества к договору аренды между концерном "Союзвтормет" и коллективом арендаторов "Вторчермет" от 24.07.1992 N 35 принадлежат на праве собственности расположенные по вышеуказанному адресу: административное здание лит. А площадью 807,10 кв. м, производственные здания лит. А1 площадью 503,40 кв. м, лит. Д площадью 4008,20 кв. м и лит. К площадью 106,80 кв. м, гаражи лит. Г, Г1 площадью 101,6 кв. м, кислородно-распределительная лит. Е площадью 138,8 кв. м, склад для лома лит. И площадью 18,10 кв. м, склад горюче-смазочных материалов лит. Л площадью 24,6 кв. м, насосная лит. Р площадью 25,2 кв. м.
За обществом также зарегистрировано право собственности на бомбоубежище лит. "Ж" площадью 79,9 кв. м, расположенное на том же земельном участке (свидетельство о государственной регистрации права от 31.08.2008 серии 26-АЕ N 295368).
Вместе с тем, решением Арбитражного суда Ставропольского края от 29.03.2013 по делу N А63-1660/2013 удовлетворен иск управления к обществу, и право собственности на вышеуказанное бомбоубежище признано за Российской Федерацией как объектом, являющимся защитным сооружением гражданской обороны. Право собственности на бомбоубежище лит. "Ж" на основании решения от 29.03.2013 зарегистрировано за Российской Федерацией, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 26-АИ N 292455 от 09.09.2013.
В последующем общество обратилось в комитет градостроительства администрации города Ставрополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, предусматривающая раздел земельного участка с кадастровым номером 26:12:020101:61 с образованием земельного участка площадью 1041 кв. м и сохранением исходного земельного участка в измененных границах.
29 декабря 2014 года комитетом градостроительства администрации города Ставрополя (в настоящее время эти полномочия осуществляет КУМИ г. Ставрополя) издано распоряжение N 2179-р об утверждении указанной схемы.
На основании указанной схемы по заказу общества выполнены кадастровые работы по образованию земельного участка из земельного участка с кадастровым номером 26:12:020101:61 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах и 18 февраля 2015 года на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 1041 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 26:12:020101:61. Указанному участку присвоен кадастровый номер 26:12:020101:208, сведения о нем в Государственном кадастре недвижимости носят временный характер.
17 августа 2015 года общество направило в управление заявление исх. N 281 от 14.08.2015 о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в собственность юридического лица, являющегося собственником зданий, сооружений, расположенных на земельном участке, в котором просило утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, разделить земельный участок с кадастровым номером 26:12:020101:61 в соответствии со схемой раздела на два земельных участка площадью 37195 кв. м и 1041 кв. м, предоставить обществу в собственность за плату образованный в результате раздела земельный участок площадью 37195 кв. м. К заявлению прилагались: учредительные документы общества, копии свидетельств о регистрации и постановке на налоговый учет, выписка из протокола об избрании генерального директора, копия договора аренды земельного участка от 26.02.2007 N 5603, копия свидетельства о праве бессрочного (постоянного) пользования N 1799, копии плана приватизации от 23.07.1992, решения от 23.07.1992 N 304 и свидетельств о государственной регистрации права на здания, копия распоряжения от 29.12.2014 N 2179-р и утвержденной им схемы расположения земельного участка, кадастровые паспорта земельных участков с кадастровыми номерами 26:12:020101:61 и 26:12:020101:208.
Заявление направлено почтовым отправлением и согласно сведений официального сайта ФГУП "Почта России" получено управлением 19.08.2015.
В письме от 07.10.2015 N 8578/04 управление по результатам рассмотрения обращения сообщило обществу о проведении мероприятий по регистрации права федеральной собственности на земельный участок под бомбоубежищем, а распоряжение исходным земельным участок в измененных границах площадью 37195 кв. м возможно только после регистрации права собственности Российской Федерации в судебном порядке.
Как видно из материалов дела, управление обратилось в регистрирующий орган за государственной регистрацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:020101:208. Согласно уведомлению управления Росреестра по Ставропольскому краю от 29.10.2015 N 26/999/001/2015-45 регистрация приостановлена в связи с тем, что из представленных документов невозможно определить какие именно объекты находятся на земельном участке.
Полагая свои права нарушенными, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями к управлению.
Управление, в свою очередь, предъявило иск к администрации о признании права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:020101:61, основываясь на том, что имущество Ставропольского производственного объединения "Вторчермет", в результате приватизации которого создано общество, являлось государственным, а также на том, что на указанном земельном участке расположен объект недвижимости - бомбоубежище, принадлежащий Российской Федерации (с учетом уточнения основания иска).
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции исходил из следующего.
Одним из принципов земельного законодательства согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В силу статьи 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
В силу статьи 17 ЗК РФ к федеральной собственности относятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса, введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Вводного закона одним из оснований отнесения земельного участка к федеральной собственности является его занятость зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Право собственности в порядке разграничения возникает в целом на весь земельный участок, на котором находится такое здание, строение или сооружение.
Данный подход соответствует постановлениям Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 N 11276/09 и ФАС СКО от 23.06.2011 N А53-24538/2010 и от 09.04.2012 N А32-5343/2011.
Как следует из решения суда от 29.03.2013 по делу N А63-1660/2013, право федеральной собственности на бомбоубежище признано в связи с ничтожностью сделки его приватизации, поскольку данный объект в силу закона не подлежал приватизации. Суд указал, что данный объект является собственностью Российской Федерации и не выбывал из ее владения, так как был передан обществу на ответственное хранение по договору в 1994 г.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло в силу закона с 01.07.2006.
До указанной даты земельный участок относился к землям, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляли органы местного самоуправления (пункт 10 статьи 3 Вводного закона в действующей в тот период редакции). При этом преобразования земельного участка в 2005-2007 гг. происходили на основании проекта границ, утвержденного администрацией до 01.07.2006, и фактически связаны с уточнением границ земельного участка производственной базы. Постановление от 28.06.2006 N 2116 также принято до разграничения государственной собственности на земельный участок (до 01.07.2006) и предусматривало предоставление обществу участка в той конфигурации, в которой на кадастровый учет в итоге поставлен земельный участок с кадастровым номером 26:12:020101:61.
Таким образом, с 01 июля 2006 года в силу закона возникло право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 26:12:020101:25 и образованные из него (на основании решений, принятых органами местного самоуправления до 01.07.2006) участок 26:12:020101:45, а затем - 26:12:020101:61.
Поскольку земельные участки 26:12:020101:25 и 26:12:020101:45 сняты с кадастрового учета, то управление обоснованно указало земельный участок с кадастровым номером 26:12:020101:61 в качестве объекта права.
В ЕГРП отсутствует запись о праве собственности иного публично-правового образования на спорный участок, однако зарегистрирован договор, заключенный в отношении него после 01.07.2006 органом местного самоуправления в качестве арендодателя. Кроме того, при рассмотрении дела администрация возражала против удовлетворения требования управления, полагая, что к федеральной собственности относится только та часть территории, которая занята бомбоубежищем.
При таких обстоятельствах, требование управления о признании права федеральной собственности на земельный участок обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 3.3 Вводного закона распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 данного Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них.
В связи с этим, ответ обществу от 07.10.2015 N 8578/04 содержал обоснованные мотивы, препятствующие распоряжению управлением земельным участком, что свидетельствует об отсутствии признаков незаконности его в действиях (бездействии).
Согласно пункту 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Так как право федеральной собственности возникло в силу закона, то утверждение распоряжением органа местного самоуправления (N 2179-р от 29.12.2014) схемы расположения земельных участков, образуемых путем раздела спорного земельного участка противоречило положениям пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в то время), предусматривающего, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Кодекса.
Следовательно, порядок раздела земельного участка с кадастровым номером 26:12:020101:61 был нарушен, поэтому земельный участок 26:12:020101:208, сведения о котором носят временный характер, поставлен на кадастровый учет на основании межевого плана, составленного на основе недействительной схемы расположения земельного участка.
На момент обращения общества в управление действовала редакция Земельного кодекса Российской Федерации в новой редакции, устанавливающей иной порядок раздела и предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, которой не предусмотрено принятие решения о разделе земельного участка и решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату, поэтому соответствующие требования общества отклонены судом. В остальных требованиях отказано, поскольку отказ правомерен.
Доводы апелляционных жалоб о необоснованном отнесении всего земельного участка к собственности Российской Федерации противоречат вступившему в силу решению суда от 29.03.2013 по делу N А63-1660/2013, а также статье 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса, введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Иных доводов о несогласии с обжалуемым судебным актом жалобы не содержат.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.06.2016 по делу N А63-12420/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
З.А.БЕЙТУГАНОВ

Судьи
Н.Н.ГОДИЛО
Е.В.ЖУКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)