Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 05.11.2015 ПО ДЕЛУ N 3А-568/2015

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец указал, что завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его реальной рыночной стоимости влечет за собой увеличение налоговой базы по земельному налогу, чем нарушаются его права собственника земельного участка и плательщика земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 ноября 2015 г. по делу N 3а-568/2015


Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д.,
при секретаре Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3а-568/2015 по административному иску Компании "Рейнбоу Нью Инвестментс Лимитед" к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года,

установил:

Компания "Рейнбоу Нью Инвестментс Лимитед" обратилась в Московский городской суд с административным иском к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москвы об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многофункционального административно-торгового и производственно-складского комплекса) общей площадью 20 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, п. Московский, в районе д. Картмазово, кадастровый номер 77:17:0110504:23), равной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года в размере * рублей.
В обоснование административного иска ссылается на то, что является собственником указанного выше земельного участка, право собственности на который возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от 20.08.2014 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.09.2014 г., *, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 г. определена в размере * рублей.
Согласно отчету об оценке Закрытого акционерного общества Аудиторская компания "Деловой профиль" N * от 06.10.2014 года об оценке рыночной стоимости земельного участка итоговая величина рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013 г. составляет * рублей.
На отчет N * от 06.10.2014 года об оценке рыночной стоимости земельного участка получено положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертного совета N * от 20.10.2014, составленное Экспертом П. (рег. N *).
Завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его реальной рыночной стоимости влечет за собой увеличение налоговой базы по земельному налогу для Компании "Рейнбоу Нью Инвестментс Лимитед", тем самым нарушаются права административного истца как собственника земельного участка и плательщика земельного налога.
Представитель административного истца Компании "Рейнбоу Нью Инвестментс Лимитед" в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка, соответствующую рыночной, по состоянию на 01.01.2013 года на основании представленного отчета об оценке Закрытого акционерного общества Аудиторская компания "Деловой профиль" N * от 06.10.2014 года.
Представитель Правительства Москвы, представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание явился, просил в удовлетворении заявлений отказать, представил письменные возражения, в которых ссылается на то, что представленные заявителем отчеты об определении рыночной стоимости земельного участка не являются относимыми и допустимыми доказательствами по делу, поскольку стоимость, указанная в отчете, определена не на дату внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости, а также указали на допущенные нарушения стандартов оценки при составлении отчета о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка.
Представители Управления Росреестра по Москве, Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ с учетом надлежащего извещения сторон о времени и месте судебного заседания, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, при этом исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 г. N 1555-О из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
По смыслу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об установлении в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В пункте 3 ст. 424 ГК РФ дано понятие рыночной цены - это цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон "Об оценочной деятельности") для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Статья 24.18 Закон об оценочной деятельности, регламентирующая рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости, в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Положениями указанной статьи предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом, исходя из анализа положений упомянутой статьи, следует, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки.
В связи с этим, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости, определяется на дату, с которой закон связывает необходимость внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многофункционального административно-торгового и производственно-складского комплекса), общей площадью 20 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, п. Московский, в районе д. Картмазово, кадастровый номер 77:17:0110504:23.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 751-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 1 января 2013 года.
Из публичной кадастровой карты следует, что указанный земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, п. Московский, в районе д. Картмазово, кадастровый номер 77:17:0110504:23 поставлен на кадастровый учет 15.10.2013 г. с установлением кадастровой стоимости * руб.
Эта информация в ходе рассмотрения дела административным истцом не оспаривалась, а кроме того, указанные сведения являются общедоступными и размещены на официальном сайте http://www.gorbti.ru/gkn/cadastr-online-map.
Таким образом, принимая во внимание, что кадастровая стоимость принадлежащего Компании "Рейнбоу Нью Инвестментс Лимитед" земельного участка определена на основании статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", то датой определения его кадастровой стоимости является дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, то есть 15.10.2013 г.
Согласно отчету N 08-120/14 от 06.10.2014 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленному Закрытым акционерным обществом Аудиторская компания "Деловой профиль" и представленному административным истцом, итоговая величина рыночной стоимости земельного участка в размере * рублей определена по состоянию на 01.01.2013 г.
Следовательно, указанный отчет не подтверждает рыночную стоимость земельного участка на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость и не являются допустимыми доказательствами по данному делу, и соответственно не может быть принят судом в обоснование доводов административного истца о размере рыночной стоимости оцениваемого земельного участка.
В судебной заседании представителю административного истца неоднократно судом предлагалось уточнить исковые требования и представить отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка на 15.10.2013 года (дата внесения сведений о земельном участке в ГКН). Однако представитель административного истца настаивала на заявленных административных исковых требованиях, основанных на представленном отчете N * от 06.10.2014 года об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013 г.
В этой связи у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Компании "Рейнбоу Нью Инвестментс Лимитед" к Правительству г. Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Московского городского суда.

Судья
Московского городского суда
Т.Д.МИХАЛЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)