Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 19.02.2016 ПО ДЕЛУ N А26-7022/2015

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 февраля 2016 г. по делу N А26-7022/2015


Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 19 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Ильющенко О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Котловым Р.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению (в уточненной редакции) общества с ограниченной ответственностью "Малиновый кварцит" (ОГРН: 1091038000570; далее - ООО "Малиновый кварцит", общество) о признании незаконным бездействия администрации Шокшинского вепсского сельского поселения (ОГРН: 1051002321260; далее - администрация поселения) и об обязании администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (ОГРН: 1051002321787; далее - администрация района) включить в материалы по обоснованию генерального плана поселения земельные участки, утвердить соответствующие изменения в генеральный план поселения, направить в орган кадастрового учета решения об утверждении генерального плана поселения и об утверждении изменений в генеральный план поселения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
В судебном заседании принимали участие: от заявителя - Шицель Е.Л. (доверенность от 15.07.2015), от ответчика, администрации поселения, - Буторина В.В. (глава поселения), от ответчика, администрации района, - Дворовикова Ю.Ю. (доверенность от 08.12.2015), от третьего лица - Литусова А.И. (доверенность от 11.03.2013).
Суд

установил:

следующее.
ООО "Малиновый кварцит" выдана лицензия ПТЗ 80101 ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча кварцитов и песчаников на Шокшинском месторождении для производства футеровки, тел мелющих, блоков, щебня и песка дробленого. Срок окончания действия лицензии - 31.12.2038.
Постановлениями администрации района от 18.02.2013 N 307 и N 308: утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 0,9 га и 0,4 га для размещения прудков-отстойников и для строительства пожарного водоема и вахтового поселка в районе п. Кварцитный; ООО "Малиновый кварцит" предварительно согласованы места размещения прудков-отстойников, пожарного водоема и вахтового поселка в соответствии с вариантом выбора земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 10:22:0010601; утверждены акты о выборе земельных участков для данных целей.
ООО "Малиновый кварцит" обеспечило проведение работ по формированию земельных участков и постановку их на государственный кадастровый учет. Согласно представленным в материалы дела кадастровым паспортам земельные участки с кадастровыми номерами 10:22:0010601:88 и 10:22:0010601:89 относятся к категории земель "земли запаса", разрешенное использование - для размещения прудков-отстойников, для строительства пожарного водоема и вахтового поселка соответственно.
02.09.2013 общество обратилось в администрацию района с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 10:22:0010601:88 и 10:22:0010601:89. Решение по заявлениям общества не было принято, общество обжаловало бездействие администрации района в арбитражный суд.
Решениями Арбитражного суда Республики Карелия от 11.12.2014 по делу N А26-6478/2014 и от 17.12.2014 по делу N А26-6473/2014 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано. Суды указали, что предоставление обществу в аренду земельных участков возможно только после их перевода из категории земель запаса в иную категорию и внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
ООО "Малиновый кварцит" обратилось в администрацию поселения и администрацию района с просьбой направить в орган кадастрового учета копию решения V сессии III созыва Совета Шокшинского вепсского сельского поселения об утверждении генерального плана Шокшинского вепсского сельского поселения и сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов.
В ответе от 13.04.2015 N 439 администрация поселения указала, что с 01.01.2015 не обладает полномочиями по утверждению генерального плана поселения.
Администрация района в письме от 18.06.2015 N 4741/04/1-16 сообщила обществу, что направить в орган кадастрового учета соответствующие документы не представляется возможным, поскольку при утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки Шокшинским вепсским поселением не была подготовлена карта (план) объекта землеустройства, которая является обязательным документом, подлежащим представлению в орган кадастрового учета.
В уточненной редакции заявления ООО "Малиновый кварцит" считает незаконным бездействие администрации поселения, выразившееся в не включении в материалы по обоснованию генерального плана поселения в раздел VII "Перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав Шокшинского вепсского сельского поселения" земельных участков с кадастровыми номерами 10:22:0010601:88 и 10:22:0010601:89 и не направлении в орган кадастрового учета копии решения V сессии III созыва Совета Шокшинского вепсского сельского поселения об утверждении генерального плана поселения и сведений о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных.
В обоснование требования указывает, что земельные участки с кадастровыми номерами 10:22:0010601:88 и 10:22:0010601:89 расположены в границах Шокшинского вепсского сельского поселения и должны быть включены в материалы по обоснованию генерального плана, что повлечет перевод земельных участков в категорию "земли населенных пунктов" и позволит оформить заявителю право пользования земельными участками.
Считает, что устранить допущенные нарушения прав заявителя должна администрация района, обладающая на сегодняшний день полномочиями по утверждению генерального плана поселения, путем включения в материалы по обоснованию генерального плана поселения земельных участков с кадастровыми номерами 10:22:0010601:88 и 10:22:0010601:89, утверждения соответствующих изменений в генеральный план поселения, направления в орган кадастрового учета решения об утверждении генерального плана поселения и об утверждении изменений в генеральный план поселения.
В отзыве администрация поселения с требованием не согласна; указывает, что генеральный план поселения, а также изменения в него, утверждает представительный орган местного самоуправления после проведения публичных слушаний; процедура утверждения генерального плана поселения была соблюдена; распоряжение спорными земельными участками осуществляла администрация района, которая сведения об их формировании не представила; заявитель вправе инициировать внесение изменений в генеральный план поселения, данные вопросы относятся к вопросам местного значения муниципального района.
В отзыве администрация района с требованием не согласна; считает, что права заявителя не нарушала, предложения о внесении изменений в генеральный план в администрацию района от заявителя не поступали; изменения в генеральный план поселения могут быть внесены в порядке, установленном Градостроительным кодексом; указывает, что поскольку установление границ населенного пункта не состоялось, обязанность направления соответствующих сведений в орган кадастрового учета не возникла.
В отзыве третье лицо поясняет, что в орган кадастрового учета правовых актов, карты (плана), содержащих сведения об установлении границ Шокшинского вепсского поселения, не поступало; кадастровый учет изменения сведений о категории спорных земельных участков осуществляется на основании соответствующего заявления и акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, содержащего сведения об изменении категории спорных земельных участков на земли населенных пунктов, либо соответствующих правовых актов и карты (плана), содержащих сведения об установлении границ населенного пункта.
В отношении предъявленного требования суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно части 3 статьи 8 Закона N 172-ФЗ сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ (далее - Закон N 136-ФЗ), к вопросам местного значения поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Пунктом 5 статьи 2 Закона N 136-ФЗ статья 14 Закона N 131-ФЗ дополнена частями 3 и 4, в силу которых полномочие, предусмотренное пунктом 20 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ, исключено из ведения сельского поселения и передано органам местного самоуправления муниципального района.
Частью 5 статьи 4 Закона N 136-ФЗ установлено, что до 01.01.2015 органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в том числе перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (части 6, 7 статьи 23 Градостроительного кодекса).
Генеральный план Шокшинского вепсского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия утвержден решением Совета Шокшинского вепсского сельского поселения V сессии III созыва от 12.03.2014 N 6. В раздел VII "Перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав Шокшинского вепсского сельского поселения" материалов по обоснованию генерального плана поселения сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 10:22:0010601:88 и 10:22:0010601:89 не включены.
Заявитель считает неправомерным не включение администрацией поселения в материалы по обоснованию генерального плана поселения сведений об указанных участках и не направление соответствующих сведений в регистрирующий орган. Полагает, что администрация района, как уполномоченный на сегодняшний день орган, должна включить в текстовую часть генерального плана сведения о земельных участках и утвердить соответствующие изменения в генеральный план поселения. В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что текстовая часть генерального плана, которая представляет собой материалы по его обоснованию, не соответствует графической, из которой следует, что данные земельные участки входят в границы поселения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Градостроительного кодекса генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (пункт 2 указанной статьи).
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Согласно пункту 13 статьи 24 Градостроительного кодекса представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
Пунктом 17 статьи 24 Градостроительного кодекса установлено, что внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.
Таким образом, поскольку генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления и в рассматриваемом случае утвержден решением Совета Шокшинского вепсского сельского поселения, суд не соглашается с доводами заявителя о неправомерном не включении администрацией поселения в текстовую часть генерального плана поселения сведений о спорных земельных участках.
Согласно позиции, изложенной в пункте 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
Из уточненной редакции заявления следует, что ООО "Малиновый кварцит" не согласно с генеральным планом Шокшинского вепсского сельского поселения в части отсутствия в нем сведений о спорных земельных участках. Требования заявителя к администрации района направлены на внесение изменений в нормативный правовой акт, принятый представительным органом местного самоуправления.
Между тем администрация района не вправе самостоятельным решением вносить требуемые изменения, пренебрегая порядком, установленным градостроительным законодательством.
В силу пункта 15 статьи 24 Градостроительного кодекса правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке. Пунктом 16 статьи 24 Градостроительного кодекса предусмотрено право заинтересованных физических и юридических лиц обращаться к главе местной администрации муниципального образования с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
Таким образом, Градостроительный кодекс устанавливает порядок внесения изменений в генеральный план, а также специальный способ защиты права - обжалование положений утвержденного генерального плана в судебном порядке.
Поскольку утвержденный Советом Шокшинского вепсского сельского поселения генеральный план поселения не обжалован в судебном порядке, законодательно установленная процедура внесения изменений в соответствующий нормативный акт не была соблюдена заявителем, а ответчики не правомочны принимать решения без соблюдения предшествующей нормативной процедуры, суд приходит к выводу об избрании обществом ненадлежащего способа защиты нарушенного права и неисполнимости заявленных требований.
С учетом изложенного заявленное требование удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления отказать.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.

О.В.ИЛЬЮЩЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)