Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10.05.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.05.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Кириловой Е.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции,
заявление конкурсного управляющего Государственного предприятия Нижегородской области "Богородский лесхоз" Харитонова Андрея Владимировича о признании незаконным бездействия администрации города Богородска Нижегородской области,
при участии в судебном заседании представителей:
- конкурсного управляющего Государственного предприятия Нижегородской области "Богородский лесхоз" - Богданович О.В. по доверенности от 01.02.2017 сроком действия один год, Петрова О.Ю. по доверенности от 05.05.2017 сроком действия один год;
- администрации города Богородска Нижегородской области - Яшкиной Т.С. по доверенности от 24.10.2016 N 56 сроком действия один год;
- Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - Додоновой М.Е. по доверенности от 17.11.2016 N 340 сроком действия один год;
- Федерального агентства лесного хозяйства - Климакова А.А. по доверенности 16.11.2016 N ИВ-01-28/14641 сроком действия один год
и
конкурсный управляющий государственного предприятия Нижегородской области "Богородский лесхоз" Харитонов Андрей Владимирович (далее - КУ Харитонов А.В.) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Богородска Нижегородской области (далее - орган местного самоуправления) по неустановлению надлежащим образом границ населенного пункта города Богородска со включением в него земельного участка с кадастровым номером 52:24:0080001:737 с находящимися на нем объектами недвижимости, принадлежащими государственному предприятию Нижегородской области "Богородский лесхоз" (далее - ГП НО "Богородский лесхоз", Предприятие), имеющими адрес в границах населенного пункта города Богородска. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение его прав.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.12.2016 заявленные требования удовлетворены, и оспариваемое бездействие администрации г. Богородска признано незаконным. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал администрацию г. Богородска в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством, устранить нарушение прав и законных интересов ГП НО "Богородский лесхоз", допущенные в связи с незаконным бездействием, и осуществить все необходимые действия, направленные на внесение земельного участка с кадастровым номером 52:24:0080001:737 в границы населенного пункта город Богородск, в том числе, и действия по направлению в орган кадастрового учета сведений, необходимых для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости. Одновременно суд взыскал с органа местного самоуправления в пользу Предприятия судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г. Богородска обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Кроме того, в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.12.2016 по делу N А43-23091/2016 обратились Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) и Федеральное агентство лесного хозяйства.
В обоснование всех апелляционных жалоб их заявители указали на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В отзывах на апелляционные жалобы Предприятие просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Первый арбитражный апелляционный суд, установив в процессе рассмотрения апелляционных жалоб наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", определением от 20.03.2017 перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
При этом суд исходил из того, что в рассматриваемом случае непосредственно затрагиваются права и законные интересы не привлеченных к участию в деле Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области (далее - ТУ Росимущества, уполномоченный орган), Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, Федерального агентства лесного хозяйства, Городской Думы г. Богородска Нижегородской области, филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области (далее - Кадастровая палата, орган кадастрового учета), государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Гослесреестр" (далее - ГБУ НО "Гослесреестр").
В соответствии с частью 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Собственник земельного участка с кадастровым номером 52:24:0080001:737 Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имущество по Нижегородской области не был привлечен к участию в настоящем деле.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Органы государственной власти от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, и обязанности, выступать в суде.
Положением, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 N 964, предусмотрено, что Департамент лесного хозяйства Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере лесных отношений.
Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
ГБУ НО "Гослесреестр" является государственным бюджетным учреждением Нижегородской области, которое создано для ведения государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках.
В части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимости имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 данного Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
На территории Нижегородской области таким учреждением является филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что отсутствуют правовые основания для прекращения производства по апелляционным жалобам Департамента лесного хозяйства Нижегородской области и Федерального агентства лесного хозяйства, поданным в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 10.05.2017 представители ГП НО "Богородский лесхоз" поддержали свои требования.
Представители администрации г. Богородск, Департамента и Федерального агентства лесного хозяйства поддержали доводы отзывов на заявление, указали на необоснованность заявленных требований, просили отказать в их удовлетворении.
Городская Дума г. Богородска в отзыве на заявление указала на необоснованность заявленных требований, просила отказать в их удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Результаты рассмотрения заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле, отражены в протоколе судебного заседания.
Установлено по делу, что решением Арбитражного суда Нижегородской области от 21.08.2014 по делу N А43-13669/2014 ГП НО "Богородский лесхоз" признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыта процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утвержден Харитонов А.В.
На основании государственного акта на право пользования землей от 27.05.1987 N 76 Предприятию предоставлено на праве постоянного (бессрочного) пользования 8 гектаров земли в границах согласно плану землепользования в производственных целях.
Согласно акту от 27.05.1987 N 76 категория земельного участка не установлена, установлен только вид разрешенного использования - для производственных целей.
С 1987 года на обозначенном земельном участке построены производственные объекты.
Исходя из данных государственного кадастра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 52:24:0080001:737 относится к категории земель "земли лесного фонда".
Однако согласно Генеральному плану г. Богородска, утвержденному решением Городской Думы г. Богородска от 18.12.2013 N 56, данный земельный участок находится в границах муниципального образования город Богородск и в соответствии с планом функционального зонирования отнесен к "зоне коммерческо-деловой активности".
Посчитав, что после утверждения 18.12.2013 Городской Думой Генерального плана г. Богородска администрация г. Богородска при обращении в орган кадастрового учета проявила незаконное бездействие, выразившееся в неосуществлении действий по установлению надлежащих границ населенного пункта города Богородска со включением в него земельного участка с кадастровым номером 52:24:0080001:737 с находящимися на нем объектами недвижимости, принадлежащими Предприятию и имеющими адрес в границах населенного пункта г. Богородска, КУ Харитонов А.В. обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к заключению о том, что заявление конкурсного управляющего ГП НО "Богородский лесхоз" Харитонова А.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствия решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушения решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установлено по делу, что согласно решению Исполкома Богородского городского совета народных депутатов от 18.03.1987 N 144, в целях производственной необходимости Богородского мехлесхоза, а также учитывая согласие совхоза "Богородский" и "Кудьма", произведен равновеликий обмен земельными участками площадью 8 га между Богородским мехлесхозом, совхозами "Богородский" и "Кудьма" в результате чего Богородскому мехлесхозу отведен в постоянное пользование земельный участок совхоза "Богородский".
Согласно заключениям, а также выкопировкам с планов землепользования, содержащихся в деле о равновеликом обмене, земельный участок по Государственному акту от 27.05.1987 предоставлялся Богородскому мехлесхозу в соответствии с вышеназванным решением Исполкома Богородского городского Совета народных депутатов от 18.03.1987 N 144 для производственных целей.
При этом согласно документам о равновеликом обмене земельный участок необходим был Богородскому мехлесхозу в целях организации лесопитомника.
Кроме того, земельный участок (выдел N 1, площадь 8,0 га) был включен в план лесонасаждений Богородского лесничества по результатам лесоустройства 1993 года.
Согласно таксационному описанию лесоустройства 1993 года хозяйственная категория лесного участка - лесопарковые леса.
Данные обстоятельства также установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 04.10.2016 по делу N А43-8222/2016.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 52:24:0000000:110 общей площадью 357 247 492 кв. м, в состав которого входят, в том числе, кварталы 1-29 Богородского участкового лесничества (то есть и спорный земельный участок, расположенный в 12 квартале Богородского участкового лесничества), зарегистрировано за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.01.2016.
Согласно части 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация.
Земельный участок площадью 79228 кв. м, кадастровый номер 52:24:0080001:737, местоположение: Нижегородская область, Богородский район, Богородское районное лесничество, Богородское участковое лесничество, квартал N 12, сформирован в соответствии с земельным законодательством из земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:110 (площадь 357 247 492 кв. м, адрес: Нижегородская область, Богородский район, Богородское районное лесничество, Афанасьевское участковое лесничество кварталы N 3 - 99, Богородское участковое лесничество кварталы N 1-29, 30 (ч), 31 - 36, 37 (ч), 38, 39 (ч), 40 - 95, Оранское участковое лесничество кварталы N 1-90, Ключищинское участковое лесничество кварталы N 1 - 95), принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, с категорией земель "земли лесного фонда".
В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 52:24:0080001:737, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, правообладатель - Российская Федерация.
Сведения о земельном участке внесены в ГКН 23.08.2016 (регистрационная запись 99/2016/6913497) по заявлению кадастрового инженера Квашнина Д.А. от 28.07.2016 о постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Нижегородская область, Богородский район, Богородское районное лесничество, Богородское участковое лесничество квартал N 12, на основании межевого плана в результате работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, и приказа Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 15.07.2016 N 715 "Об образовании из земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:110 земельных участков с сохранением земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:110 в измененных границах".
Границы исходного земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:110 не были установлены в соответствии с действующим земельным законодательством.
На образованном земельном участке расположено здание Богородского районного лесничества, производственные здания и вспомогательные помещения для переработки древесины, а также 2 водонапорные башни.
ГП НО "Богородский лесхоз" имеет адрес: Нижегородская область, г. Богородск, ул. Котельникова, д. 76.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по решению вопросов местного значения, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным выше Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с указанным выше Законом Устав города Богородска Нижегородской области также определяет вопросы местного значения города, к которым относится, в том числе, и утверждение генеральных планов поселения.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
Согласно Закону Нижегородской области от 11.10.2004 N 110-З "Об образовании муниципальных образований в Нижегородской области" в границах административно-территориальных образований Нижегородской области образованы соответствующие муниципальные образования - городские поселения. В границах территории Богородского района образовано муниципальное образование - городское поселение город Богородск.
Суд установил, что подготовкой проекта генерального плана города Богородска занималась проектная организация при участии Управления архитектуры и градостроительства администрации Богородского муниципального района Нижегородской области и на основании переданных им данных.
Генеральный план содержит текстовую часть (положение о территориальном планировании) и картографический материал, в частности, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа (пункты 1 и 3 части 3 статьи 23 ГрК РФ).
Согласно пункту 2 части 8 статьи 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа.
Схема территориального планирования муниципального района, генеральный план поселения, городского округа, в том числе внесение изменений в такие документы, утверждается представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний (части 11, 18 статьи 24 ГрК РФ).
В данном случае перед утверждением Генерального плана города Богородска были осуществлены все необходимые согласования и проведены публичные слушания, состоявшиеся 06.11.2012 в 10:00 по адресу: г. Богородск, ул. Ленина, д. 202, Центральная районная библиотека.
Согласно Протоколу публичных слушаний по проекту генерального плана города Богородска от 06.11.2012 N 9 представители ГП НО "Богородский лесхоз" на них отсутствовали, следовательно, каких-либо предложений с их стороны не имелось, претензии по установлению границ и включению спорного земельного участка в границы города не предъявлялись.
По результатам публичных слушаний решением городской Думы города Богородска Богородского муниципального района Нижегородской области от 18.12.2013 N 56 утвержден Генеральный план города Богородска, который до настоящего времени не признан недействующим нормативным правовым актом.
Таким образом, границы населенного пункта город Богородск установлены в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации.
На графических материалах, входящих в состав Генерального плана, отражена граница муниципального образования "город Богородск Нижегородской области", определенная в соответствии с Законом Нижегородской области от 29.04.2004 N 162-З.
Населенный пункт город Богородск расположен на территории муниципального образования "город Богородск Нижегородской области", при этом границы указанных населенного пункта и муниципального образования не совпадают, имеют различное местоположение.
Статьей 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), установлена обязанность органов местного самоуправления направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ населенного пункта.
Материалы дела подтверждают, что данную обязанность орган местного самоуправления исполнил в полном объеме, что подтверждается письмом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области от 30.03.2015 N 2.1-28/606 о внесении в АИС ГКН сведений о местоположении границ населенного пункта город Богородск.
Согласно материалам дела, а также сведениям государственного кадастра недвижимости 23.08.2016 в государственный кадастр недвижимости внесены данные, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 52:24:60080001:737, расположенный по адресу: Нижегородская область, Богородский район, Богородское районное лесничество, Богородское участковое лесничество, квартал N 12, категория земель: земли лесного фонда, и является собственностью Российской Федерации.
Конкурсный управляющий ГП НО "Богородский лесхоз" Харитонов А.В. обращался в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ГБУ "Гослесреестр" о признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка, об исключении из государственного лесного реестра сведений о принадлежности к лесному фонду земельного участка. Однако решением от 09.01.2017 по делу N А43-24470/2016 в удовлетворении заявления отказано.
18.04.2017 данный судебный акт вступил в законную силу.
В обоснование заявленных требований истец также ссылается на присвоение Богородскому лесхозу административного адреса по месту нахождения объектов капитального строительства в черте города Богородска, а также на разделение границ населенного пункта и муниципального образования, влекущее несоответствие границ и статуса муниципального образования "город Богородск Нижегородской области", которое в силу требований действующего законодательства должно осуществляться одновременно.
Вместе с тем, заявитель не указывает норм права, подтверждающих обязанность установления единых границ муниципального образования и входящего в его состав населенного пункта.
Согласно части 5 статьи 18 ГрК РФ установление границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, городского округа.
Статьей 23 ГрК РФ установлено, что подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.
Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе границы поселения, городского округа и границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность определения единой, общей границы для муниципального образования и населенного пункта, входящего в его состав.
Присвоение Богородскому лесхозу административного адреса в черте города Богородска обусловлено расположением объектов капитального строительства в границах муниципального образования "город Богородск Нижегородской области" и не подтверждает их расположения в границе населенного пункта.
Кроме того, суд отмечает следующее.
Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установление или изменение границ населенных пунктов осуществляется путем утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Как установлено статье 24 ГрК РФ, проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 данного Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В частности, такое согласие требуется, если в соответствии с проектом генерального плана предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда (п. 2 ч. 1 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ).
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования определен приказом Минэкономразвития России от 21.07.2016 N 460.
В соответствии с пп. "в" п. 2.7 данного Порядка отраслевые федеральные органы, Госкорпорации осуществляют проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
- Пунктом 5.4.3 указанного положения Федеральное агентство лесного хозяйства наделено полномочиями на рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции;
- Следовательно, Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменения категории земель, которое формируется путем подготовки заключений.
Указанное подтверждается и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 3 февраля 2010 года N 238-О-О, в соответствии с которой лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство.
Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться представительным органом местного самоуправления.
Учитывая изложенное, без проведения соответствующих процедур по изменению границ населенного пункта, установленных Генеральным планом, и согласования включения земель лесного фонда в границы населенного пункта с Федеральным агентством лесного хозяйства невозможно принимать решение о внесении земельного участка с кадастровым номером 52:24:0080001:737 в границы населенного пункта город Богородск. Вместе с тем, в данном случае такие согласительные процедуры не проводились.
Статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что со стороны органа местного самоуправления отсутствует незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Более того, в данном случае заявитель вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал нарушение своих прав и законных интересов в сфере осуществления предпринимательской деятельности оспариваемым бездействием органа местного самоуправления.
Вместе с тем, в силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предметом защиты в суде являются именно нарушенные или оспариваемые права и законные интересы, обратившегося заинтересованного лица.
Право на иск по смыслу названной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, как следствие, право на судебную защиту определяется именно данными обстоятельствами - действительным наличием у истца (заявителя) субъективного материального права, подлежащего защите.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По результатам рассмотрения настоящего заявления ГП НО "Богородский лесхоз" суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования заявителя.
С учетом перехода судом апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам, установленным для суда первой инстанции, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.12.2016 по делу N А43-23091/2016 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе заявителю в удовлетворении требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные по делу судебные расходы суд относит на заявителя; орган местного самоуправления, Департамент и Федеральное агентство лесного хозяйства освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.12.2016 по делу N А43-23091/2016 отменить.
Отказать конкурсному управляющему Государственного предприятия Нижегородской области "Богородский лесхоз" Харитонову Андрею Владимировичу в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия администрации города Богородска Нижегородской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.05.2017 ПО ДЕЛУ N А43-23091/2016
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2017 г. по делу N А43-23091/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 10.05.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.05.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Кириловой Е.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции,
заявление конкурсного управляющего Государственного предприятия Нижегородской области "Богородский лесхоз" Харитонова Андрея Владимировича о признании незаконным бездействия администрации города Богородска Нижегородской области,
при участии в судебном заседании представителей:
- конкурсного управляющего Государственного предприятия Нижегородской области "Богородский лесхоз" - Богданович О.В. по доверенности от 01.02.2017 сроком действия один год, Петрова О.Ю. по доверенности от 05.05.2017 сроком действия один год;
- администрации города Богородска Нижегородской области - Яшкиной Т.С. по доверенности от 24.10.2016 N 56 сроком действия один год;
- Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - Додоновой М.Е. по доверенности от 17.11.2016 N 340 сроком действия один год;
- Федерального агентства лесного хозяйства - Климакова А.А. по доверенности 16.11.2016 N ИВ-01-28/14641 сроком действия один год
и
установил:
конкурсный управляющий государственного предприятия Нижегородской области "Богородский лесхоз" Харитонов Андрей Владимирович (далее - КУ Харитонов А.В.) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Богородска Нижегородской области (далее - орган местного самоуправления) по неустановлению надлежащим образом границ населенного пункта города Богородска со включением в него земельного участка с кадастровым номером 52:24:0080001:737 с находящимися на нем объектами недвижимости, принадлежащими государственному предприятию Нижегородской области "Богородский лесхоз" (далее - ГП НО "Богородский лесхоз", Предприятие), имеющими адрес в границах населенного пункта города Богородска. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение его прав.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.12.2016 заявленные требования удовлетворены, и оспариваемое бездействие администрации г. Богородска признано незаконным. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал администрацию г. Богородска в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством, устранить нарушение прав и законных интересов ГП НО "Богородский лесхоз", допущенные в связи с незаконным бездействием, и осуществить все необходимые действия, направленные на внесение земельного участка с кадастровым номером 52:24:0080001:737 в границы населенного пункта город Богородск, в том числе, и действия по направлению в орган кадастрового учета сведений, необходимых для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости. Одновременно суд взыскал с органа местного самоуправления в пользу Предприятия судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г. Богородска обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Кроме того, в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.12.2016 по делу N А43-23091/2016 обратились Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) и Федеральное агентство лесного хозяйства.
В обоснование всех апелляционных жалоб их заявители указали на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В отзывах на апелляционные жалобы Предприятие просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Первый арбитражный апелляционный суд, установив в процессе рассмотрения апелляционных жалоб наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", определением от 20.03.2017 перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
При этом суд исходил из того, что в рассматриваемом случае непосредственно затрагиваются права и законные интересы не привлеченных к участию в деле Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области (далее - ТУ Росимущества, уполномоченный орган), Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, Федерального агентства лесного хозяйства, Городской Думы г. Богородска Нижегородской области, филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области (далее - Кадастровая палата, орган кадастрового учета), государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Гослесреестр" (далее - ГБУ НО "Гослесреестр").
В соответствии с частью 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Собственник земельного участка с кадастровым номером 52:24:0080001:737 Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имущество по Нижегородской области не был привлечен к участию в настоящем деле.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Органы государственной власти от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, и обязанности, выступать в суде.
Положением, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 N 964, предусмотрено, что Департамент лесного хозяйства Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере лесных отношений.
Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
ГБУ НО "Гослесреестр" является государственным бюджетным учреждением Нижегородской области, которое создано для ведения государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках.
В части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимости имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 данного Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
На территории Нижегородской области таким учреждением является филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что отсутствуют правовые основания для прекращения производства по апелляционным жалобам Департамента лесного хозяйства Нижегородской области и Федерального агентства лесного хозяйства, поданным в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 10.05.2017 представители ГП НО "Богородский лесхоз" поддержали свои требования.
Представители администрации г. Богородск, Департамента и Федерального агентства лесного хозяйства поддержали доводы отзывов на заявление, указали на необоснованность заявленных требований, просили отказать в их удовлетворении.
Городская Дума г. Богородска в отзыве на заявление указала на необоснованность заявленных требований, просила отказать в их удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Результаты рассмотрения заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле, отражены в протоколе судебного заседания.
Установлено по делу, что решением Арбитражного суда Нижегородской области от 21.08.2014 по делу N А43-13669/2014 ГП НО "Богородский лесхоз" признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыта процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утвержден Харитонов А.В.
На основании государственного акта на право пользования землей от 27.05.1987 N 76 Предприятию предоставлено на праве постоянного (бессрочного) пользования 8 гектаров земли в границах согласно плану землепользования в производственных целях.
Согласно акту от 27.05.1987 N 76 категория земельного участка не установлена, установлен только вид разрешенного использования - для производственных целей.
С 1987 года на обозначенном земельном участке построены производственные объекты.
Исходя из данных государственного кадастра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 52:24:0080001:737 относится к категории земель "земли лесного фонда".
Однако согласно Генеральному плану г. Богородска, утвержденному решением Городской Думы г. Богородска от 18.12.2013 N 56, данный земельный участок находится в границах муниципального образования город Богородск и в соответствии с планом функционального зонирования отнесен к "зоне коммерческо-деловой активности".
Посчитав, что после утверждения 18.12.2013 Городской Думой Генерального плана г. Богородска администрация г. Богородска при обращении в орган кадастрового учета проявила незаконное бездействие, выразившееся в неосуществлении действий по установлению надлежащих границ населенного пункта города Богородска со включением в него земельного участка с кадастровым номером 52:24:0080001:737 с находящимися на нем объектами недвижимости, принадлежащими Предприятию и имеющими адрес в границах населенного пункта г. Богородска, КУ Харитонов А.В. обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к заключению о том, что заявление конкурсного управляющего ГП НО "Богородский лесхоз" Харитонова А.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствия решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушения решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установлено по делу, что согласно решению Исполкома Богородского городского совета народных депутатов от 18.03.1987 N 144, в целях производственной необходимости Богородского мехлесхоза, а также учитывая согласие совхоза "Богородский" и "Кудьма", произведен равновеликий обмен земельными участками площадью 8 га между Богородским мехлесхозом, совхозами "Богородский" и "Кудьма" в результате чего Богородскому мехлесхозу отведен в постоянное пользование земельный участок совхоза "Богородский".
Согласно заключениям, а также выкопировкам с планов землепользования, содержащихся в деле о равновеликом обмене, земельный участок по Государственному акту от 27.05.1987 предоставлялся Богородскому мехлесхозу в соответствии с вышеназванным решением Исполкома Богородского городского Совета народных депутатов от 18.03.1987 N 144 для производственных целей.
При этом согласно документам о равновеликом обмене земельный участок необходим был Богородскому мехлесхозу в целях организации лесопитомника.
Кроме того, земельный участок (выдел N 1, площадь 8,0 га) был включен в план лесонасаждений Богородского лесничества по результатам лесоустройства 1993 года.
Согласно таксационному описанию лесоустройства 1993 года хозяйственная категория лесного участка - лесопарковые леса.
Данные обстоятельства также установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 04.10.2016 по делу N А43-8222/2016.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 52:24:0000000:110 общей площадью 357 247 492 кв. м, в состав которого входят, в том числе, кварталы 1-29 Богородского участкового лесничества (то есть и спорный земельный участок, расположенный в 12 квартале Богородского участкового лесничества), зарегистрировано за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.01.2016.
Согласно части 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация.
Земельный участок площадью 79228 кв. м, кадастровый номер 52:24:0080001:737, местоположение: Нижегородская область, Богородский район, Богородское районное лесничество, Богородское участковое лесничество, квартал N 12, сформирован в соответствии с земельным законодательством из земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:110 (площадь 357 247 492 кв. м, адрес: Нижегородская область, Богородский район, Богородское районное лесничество, Афанасьевское участковое лесничество кварталы N 3 - 99, Богородское участковое лесничество кварталы N 1-29, 30 (ч), 31 - 36, 37 (ч), 38, 39 (ч), 40 - 95, Оранское участковое лесничество кварталы N 1-90, Ключищинское участковое лесничество кварталы N 1 - 95), принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, с категорией земель "земли лесного фонда".
В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 52:24:0080001:737, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, правообладатель - Российская Федерация.
Сведения о земельном участке внесены в ГКН 23.08.2016 (регистрационная запись 99/2016/6913497) по заявлению кадастрового инженера Квашнина Д.А. от 28.07.2016 о постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Нижегородская область, Богородский район, Богородское районное лесничество, Богородское участковое лесничество квартал N 12, на основании межевого плана в результате работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, и приказа Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 15.07.2016 N 715 "Об образовании из земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:110 земельных участков с сохранением земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:110 в измененных границах".
Границы исходного земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:110 не были установлены в соответствии с действующим земельным законодательством.
На образованном земельном участке расположено здание Богородского районного лесничества, производственные здания и вспомогательные помещения для переработки древесины, а также 2 водонапорные башни.
ГП НО "Богородский лесхоз" имеет адрес: Нижегородская область, г. Богородск, ул. Котельникова, д. 76.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по решению вопросов местного значения, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным выше Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с указанным выше Законом Устав города Богородска Нижегородской области также определяет вопросы местного значения города, к которым относится, в том числе, и утверждение генеральных планов поселения.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
Согласно Закону Нижегородской области от 11.10.2004 N 110-З "Об образовании муниципальных образований в Нижегородской области" в границах административно-территориальных образований Нижегородской области образованы соответствующие муниципальные образования - городские поселения. В границах территории Богородского района образовано муниципальное образование - городское поселение город Богородск.
Суд установил, что подготовкой проекта генерального плана города Богородска занималась проектная организация при участии Управления архитектуры и градостроительства администрации Богородского муниципального района Нижегородской области и на основании переданных им данных.
Генеральный план содержит текстовую часть (положение о территориальном планировании) и картографический материал, в частности, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа (пункты 1 и 3 части 3 статьи 23 ГрК РФ).
Согласно пункту 2 части 8 статьи 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа.
Схема территориального планирования муниципального района, генеральный план поселения, городского округа, в том числе внесение изменений в такие документы, утверждается представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний (части 11, 18 статьи 24 ГрК РФ).
В данном случае перед утверждением Генерального плана города Богородска были осуществлены все необходимые согласования и проведены публичные слушания, состоявшиеся 06.11.2012 в 10:00 по адресу: г. Богородск, ул. Ленина, д. 202, Центральная районная библиотека.
Согласно Протоколу публичных слушаний по проекту генерального плана города Богородска от 06.11.2012 N 9 представители ГП НО "Богородский лесхоз" на них отсутствовали, следовательно, каких-либо предложений с их стороны не имелось, претензии по установлению границ и включению спорного земельного участка в границы города не предъявлялись.
По результатам публичных слушаний решением городской Думы города Богородска Богородского муниципального района Нижегородской области от 18.12.2013 N 56 утвержден Генеральный план города Богородска, который до настоящего времени не признан недействующим нормативным правовым актом.
Таким образом, границы населенного пункта город Богородск установлены в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации.
На графических материалах, входящих в состав Генерального плана, отражена граница муниципального образования "город Богородск Нижегородской области", определенная в соответствии с Законом Нижегородской области от 29.04.2004 N 162-З.
Населенный пункт город Богородск расположен на территории муниципального образования "город Богородск Нижегородской области", при этом границы указанных населенного пункта и муниципального образования не совпадают, имеют различное местоположение.
Статьей 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), установлена обязанность органов местного самоуправления направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ населенного пункта.
Материалы дела подтверждают, что данную обязанность орган местного самоуправления исполнил в полном объеме, что подтверждается письмом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области от 30.03.2015 N 2.1-28/606 о внесении в АИС ГКН сведений о местоположении границ населенного пункта город Богородск.
Согласно материалам дела, а также сведениям государственного кадастра недвижимости 23.08.2016 в государственный кадастр недвижимости внесены данные, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 52:24:60080001:737, расположенный по адресу: Нижегородская область, Богородский район, Богородское районное лесничество, Богородское участковое лесничество, квартал N 12, категория земель: земли лесного фонда, и является собственностью Российской Федерации.
Конкурсный управляющий ГП НО "Богородский лесхоз" Харитонов А.В. обращался в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ГБУ "Гослесреестр" о признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка, об исключении из государственного лесного реестра сведений о принадлежности к лесному фонду земельного участка. Однако решением от 09.01.2017 по делу N А43-24470/2016 в удовлетворении заявления отказано.
18.04.2017 данный судебный акт вступил в законную силу.
В обоснование заявленных требований истец также ссылается на присвоение Богородскому лесхозу административного адреса по месту нахождения объектов капитального строительства в черте города Богородска, а также на разделение границ населенного пункта и муниципального образования, влекущее несоответствие границ и статуса муниципального образования "город Богородск Нижегородской области", которое в силу требований действующего законодательства должно осуществляться одновременно.
Вместе с тем, заявитель не указывает норм права, подтверждающих обязанность установления единых границ муниципального образования и входящего в его состав населенного пункта.
Согласно части 5 статьи 18 ГрК РФ установление границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, городского округа.
Статьей 23 ГрК РФ установлено, что подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.
Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе границы поселения, городского округа и границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность определения единой, общей границы для муниципального образования и населенного пункта, входящего в его состав.
Присвоение Богородскому лесхозу административного адреса в черте города Богородска обусловлено расположением объектов капитального строительства в границах муниципального образования "город Богородск Нижегородской области" и не подтверждает их расположения в границе населенного пункта.
Кроме того, суд отмечает следующее.
Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установление или изменение границ населенных пунктов осуществляется путем утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Как установлено статье 24 ГрК РФ, проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 данного Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В частности, такое согласие требуется, если в соответствии с проектом генерального плана предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда (п. 2 ч. 1 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ).
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования определен приказом Минэкономразвития России от 21.07.2016 N 460.
В соответствии с пп. "в" п. 2.7 данного Порядка отраслевые федеральные органы, Госкорпорации осуществляют проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
- Пунктом 5.4.3 указанного положения Федеральное агентство лесного хозяйства наделено полномочиями на рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции;
- Следовательно, Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменения категории земель, которое формируется путем подготовки заключений.
Указанное подтверждается и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 3 февраля 2010 года N 238-О-О, в соответствии с которой лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство.
Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться представительным органом местного самоуправления.
Учитывая изложенное, без проведения соответствующих процедур по изменению границ населенного пункта, установленных Генеральным планом, и согласования включения земель лесного фонда в границы населенного пункта с Федеральным агентством лесного хозяйства невозможно принимать решение о внесении земельного участка с кадастровым номером 52:24:0080001:737 в границы населенного пункта город Богородск. Вместе с тем, в данном случае такие согласительные процедуры не проводились.
Статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что со стороны органа местного самоуправления отсутствует незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Более того, в данном случае заявитель вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал нарушение своих прав и законных интересов в сфере осуществления предпринимательской деятельности оспариваемым бездействием органа местного самоуправления.
Вместе с тем, в силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предметом защиты в суде являются именно нарушенные или оспариваемые права и законные интересы, обратившегося заинтересованного лица.
Право на иск по смыслу названной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, как следствие, право на судебную защиту определяется именно данными обстоятельствами - действительным наличием у истца (заявителя) субъективного материального права, подлежащего защите.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По результатам рассмотрения настоящего заявления ГП НО "Богородский лесхоз" суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования заявителя.
С учетом перехода судом апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам, установленным для суда первой инстанции, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.12.2016 по делу N А43-23091/2016 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе заявителю в удовлетворении требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные по делу судебные расходы суд относит на заявителя; орган местного самоуправления, Департамент и Федеральное агентство лесного хозяйства освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.12.2016 по делу N А43-23091/2016 отменить.
Отказать конкурсному управляющему Государственного предприятия Нижегородской области "Богородский лесхоз" Харитонову Андрею Владимировичу в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия администрации города Богородска Нижегородской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.А.КИРИЛОВА
Е.А.РУБИС
Е.А.КИРИЛОВА
Е.А.РУБИС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)