Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хуторным М.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.05.2016 по делу N А07-27009/2015 (судья Насыров М.М.).
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества Торговый дом "БАШСТРОЙБУМТОРГ" Кабиров А.У. (доверенность от 08.09.2015).
Открытое акционерное общество Торговый дом "БАШСТРОЙБУМТОРГ" (далее - общество ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Министерства в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:163, находящегося по адресу: Калининский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул. Трамвайная, д. 4а, выраженного в письме N ИШ-14/15481 от 22.10.2015, и обязании Министерства в месячный срок с момента вступления в силу решения суда направить в адрес общества проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Уфимский мясоконсервный комбинат".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.05.2016 (резолютивная часть от 27.04.2016) требования общества удовлетворены.
Суд признал незаконными отказ Министерства в предоставлении в собственность общества ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:163, находящегося по адресу: Калининский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул. Трамвайная, д. 4а, выраженный в письме N ИШ-14/15481 от 22.10.2015, а именно не соответствующим ст. 27, 39.16, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), обязал Министерство в месячный срок с момента вступления в законную силу решения подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:163, находящегося по адресу: Калининский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул. Трамвайная, д. 4а, и направить его обществу ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ".
С указанным решением суда не согласилось Министерство (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Апеллянт считает необоснованным выводы суда о том, что указанная в кадастровом паспорте земельного участка "зона охраны водозабора, II пояс" не является установленной в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) зоной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и что у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по установлению зон санитарной охраны. Полагает, что суд необоснованно не учел установление зоны охраны водозабора Правилами землепользования и застройки городского округа г. Уфа. Полагает, что отсутствие утвержденного в соответствии с действующим законодательством проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения не свидетельствует о том, что такие санитарные зоны не были установлены ранее действовавшим законодательством. В данном случае зона санитарной охраны водозабора утверждена Кабинетом министров Республики Башкортостан распоряжением от 24.07.1995 N 801-р, принятым в соответствии с полномочиями, предусмотренными действовавшим на тот момент законодательством, в силу чего сохраняет свое действие по настоящее время. Поскольку факт нахождения земельного участка в зоне охраны водозабора подтверждается материалами дела, он является ограниченно оборотоспособным и не может быть предоставлен в собственность заявителя. Судом необоснованно отказано в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Главного управления архитектуры и градостроительства для целей получения истребованного судом проекта санитарных зон.
Апеллянт указывает, что на земельном участке расположены шесть объектов недвижимости, тогда как в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о пяти объектах. Считает, что площадь земельного участка существенно превышает общую площадь объектов заявителя.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьего лица не явились.
С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществу ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" на праве собственности принадлежат расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Трамвайная, д. 4а: нежилое здание-склад, контора общей площадью 1 174,3 кв. м; нежилое строение - склад-ангар общей площадью 440,5 кв. м, литера 1Ф; нежилое строение - склад кости общей площадью 599,1 кв. м, литера 1Т; нежилое строение - склад общей площадью 220 кв. м.
Указанное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 04АБ 848896 от 04.03.2009, серии 04АА N 363377 от 24.01.2006, серии 04АА N 246760 от 21.10.2005, серии 04АА N 246764 от 21.10.2005 (т. 1 л.д. 14-17), а также выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.01.2016 (т. 1 л.д. 87-90).
Названные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020416:163 общей площадью 13 799 кв. м, находящемся по адресу: Калининский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул. Трамвайная, д. 4а (кадастровый паспорт земельного участка от 09.11.2015 N 02/15/1-885179, т. 1 л.д. 18-25), принадлежащем на праве собственности Республике Башкортостан и предоставленном в аренду на срок с 28.09.2009 по 28.09.2024 заявителю (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.01.2016 N 02/201/001/2016-6, т. 1 л.д. 86).
Общество ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" обратилось в Министерство с заявлением исх. N 33 от 11.09.2015 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:163, находящегося по адресу: Калининский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул. Трамвайная д. 4а (т. 1 л.д. 12).
Письмом исх. N ИШ-14/15481 от 22.10.2015 Министерство отказало заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в порядке п. 2, пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ввиду нахождения земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы (т. 1 л.д. 13).
Полагая данный отказ в предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества, противоречащим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя, общество ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заинтересованным лицом не представлено доказательств установления границ и режима зоны санитарной охраны источника питьевой воды в соответствии с требованиями Федерального закона N 52-ФЗ, ввиду чего доказательств вхождения испрашиваемого земельного участка в состав ограниченных в обороте земельных участков не имеется.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, оценив доводы апелляционной жалобы Министерства, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ (подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ).
Заинтересованное в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, лицо должно представить в соответствующий орган власти заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов с указанием всех необходимых сведений (поименованы в п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ). К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подп. 1, 4 - 6 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ (п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ).
Поскольку общество ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" является собственником расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Трамвайная, д. 4а: нежилого здания - склад, контора общей площадью 1 174,3 кв. м; нежилого строения - склад-ангар общей площадью 440,5 кв. м, литера 1Ф; нежилого строения - склад кости общей площадью 599,1 кв. м, литера 1Т; нежилого строения - склад общей площадью 220 кв. м, данное юридическое лицо имеет предусмотренное подп. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение в собственность за плату земельного участка, на котором расположены эти объекты недвижимого имущества и который необходим для их эксплуатации.
Вместе с тем, как указано выше, при рассмотрении заявления о выкупе земельного участка уполномоченный орган власти обязан проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ.
Так, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (подп. 6 ст. 39.16 ЗК РФ).
- площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов (подп. 25 ст. 39.16 ЗК РФ).
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ, федеральными законами (п. п. 2, 3 ст. 27 ЗК РФ).
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ).
Согласно п. п. 6, 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 ГрК РФ).
Пунктом 4 ст. 1 ГрК РФ предусмотрено установление зон с особыми условиями использования территорий, в том числе водоохранных зон, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, иных зон, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу названной нормы, установление зон с особыми условиями использования территорий при осуществлении территориального планирования производится в соответствии с требованиями законодательства РФ, регламентирующего основания и порядок установления указанных зон.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона N 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (п. 4 ст. 18 Федерального закона N 52-ФЗ).
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (п. 5 ст. 18 Федерального закона N 52-ФЗ).
Таким образом, установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при принятии правил землепользования и застройки может быть осуществлено согласно ст. 18 Федерального закона N 52-ФЗ на основании принятого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об утверждении проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливающего границы и режим данной зоны.
Однако в нарушение требований ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ соответствующих доказательств утверждения органом исполнительной власти Республики Башкортостан проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Министерством суду первой инстанции не представлено.
Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утв. решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4, которые поименованы в кадастровом паспорте спорного земельного участка (т. 1 л.д. 20) как основание для установления санитарной зоны, не могут быть приняты апелляционной коллегией в качестве доказательства соблюдения порядка установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, так как согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона N 52-ФЗ органы местного самоуправления не наделены действующим законодательством полномочиями по установлению зон санитарной охраны.
Следовательно, санитарная зона охраны водозаборов, II пояс, поименованная в решении Совета городского округа город Уфа от 22.08.2008 N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа", не является установленной в соответствии с требованиями Федерального закона N 52-ФЗ зоной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Ссылка апеллянта на установление зоны особого использования в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 N 801-р также не может быть принята, поскольку доказательств внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о частях земельного участка, входящих в санитарную зону охраны водозаборов, II пояс, на основании данного распоряжения не представлено.
Документов, позволяющих определить границы указанной зоны на местности, а также установить обстоятельство вхождения спорного земельного участка в состав данной зоны, в материалы дела также не представлено. Проект санитарной зоны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 N 801-р, позволяющий определить такие сведения либо иные доказательства суду также не представлены.
В соответствии со ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно ч.ч. 2, 3, 6 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заинтересованным лицом не доказано обстоятельство вхождения испрашиваемого заявителем земельного участка в состав ограниченных в обороте земельных участков, расположенных во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения.
Заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что понятие "санитарная зона охраны водозаборов" является равнозначным понятию "зона санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения", равно как и не представлено доказательств установления границ и режима данной зоны в соответствии с требованиями Федерального закона N 52-ФЗ.
Тем самым, земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:163 не является ограниченным в обороте и в силу подп. 5 п. 1 ст. 1, подп. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ подлежит отчуждению в собственность общества ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ".
Суд первой инстанции также обоснованно отклонил доводы органа местного самоуправления о чрезмерности площади испрашиваемого заявителем земельного участка.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.04.2012 N 12955/11 разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов либо органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ, арбитражным судам необходимо исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого заявителем земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения). При этом отмечено, что площадь необходимого в таком случае земельного участка определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Заявитель, обращаясь с рассматриваемым заявлением, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязан представить арбитражному суду доказательства, свидетельствующие о нарушении оспариваемым отказом его прав в сфере предпринимательской деятельности.
Размер и площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, определяются в порядке, установленном нормой ст. 33 ЗК РФ, действовавшей на момент постановки земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:163 на кадастровый учет.
В силу п. 20 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
Согласно п. 3 ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка по состоянию на 09.11.2015, земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:163 по виду разрешенного использования предназначен для эксплуатации производственно-складских помещений (т. 1 л.д. 18).
Из материалов дела следует, что заявитель является собственником объектов недвижимости: склад, контора общей площадью 1174, 3 кв. м, склад-ангар площадью 440, 5 кв. м литер 1Ф, склад кости площадью 559, 1 кв. м литер 1Т, склад площадью 220 кв. м литер 1У (т. 1 л.д. 14-17), приобретенных им у общества "Уфимский мясоконсервный завод" по договору купли-продажи от 19.09.2005.
Таким образом, земельный участок сформирован с учетом расположения на нем указанных объектов недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:163 площадью 13799 кв. м был предоставлен в аренду обществу ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 13768 от 28.09.2009 (т. 2 л.д. 104).
Доказательств формирования спорного участка с нарушением установленных градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации норм предоставления земельных участков заинтересованные лица не представили (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Исходя из фактических обстоятельств данного дела, не имеется оснований для вывода о том, что общество ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" просит предоставить земельный участок, площадь которого значительно превышает площадь участка, объективно необходимого для нормальной эксплуатации производственно-складских помещений с учетом существующей застройки территории (здания расположены на территории бывшей промышленной площадки предприятия "Уфимский мясоконсервный комбинат", т. 2 л.д. 6-41) и образования смежных земельных участков (кадастровое дело, т. 2 л.д. 55, 169).
Довод Министерства о том, что в границах земельного участка расположены иные строения, не свидетельствует о наличии предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении участка в собственность заявителя путем заключения договора купли-продажи, учитывая формирование земельного участка для целей эксплуатации производственно-складских помещений, права на которые обществом ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" подтверждены. Доказательств того, что площадь земельного участка сформирована с учетом иных объектов недвижимости, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
При изложенных фактических обстоятельствах, решение об отказе в выкупе земельного участка не соответствует требованиям закона, нарушает права общества ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" как собственника объектов недвижимости.
Таким образом, решение суда первой инстанции отмене (изменению) не подлежит. Предусмотренных законом оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.05.2016 по делу N А07-27009/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2016 N 18АП-7913/2016 ПО ДЕЛУ N А07-27009/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2016 г. N 18АП-7913/2016
Дело N А07-27009/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хуторным М.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.05.2016 по делу N А07-27009/2015 (судья Насыров М.М.).
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества Торговый дом "БАШСТРОЙБУМТОРГ" Кабиров А.У. (доверенность от 08.09.2015).
Открытое акционерное общество Торговый дом "БАШСТРОЙБУМТОРГ" (далее - общество ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Министерства в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:163, находящегося по адресу: Калининский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул. Трамвайная, д. 4а, выраженного в письме N ИШ-14/15481 от 22.10.2015, и обязании Министерства в месячный срок с момента вступления в силу решения суда направить в адрес общества проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Уфимский мясоконсервный комбинат".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.05.2016 (резолютивная часть от 27.04.2016) требования общества удовлетворены.
Суд признал незаконными отказ Министерства в предоставлении в собственность общества ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:163, находящегося по адресу: Калининский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул. Трамвайная, д. 4а, выраженный в письме N ИШ-14/15481 от 22.10.2015, а именно не соответствующим ст. 27, 39.16, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), обязал Министерство в месячный срок с момента вступления в законную силу решения подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:163, находящегося по адресу: Калининский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул. Трамвайная, д. 4а, и направить его обществу ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ".
С указанным решением суда не согласилось Министерство (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Апеллянт считает необоснованным выводы суда о том, что указанная в кадастровом паспорте земельного участка "зона охраны водозабора, II пояс" не является установленной в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) зоной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и что у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по установлению зон санитарной охраны. Полагает, что суд необоснованно не учел установление зоны охраны водозабора Правилами землепользования и застройки городского округа г. Уфа. Полагает, что отсутствие утвержденного в соответствии с действующим законодательством проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения не свидетельствует о том, что такие санитарные зоны не были установлены ранее действовавшим законодательством. В данном случае зона санитарной охраны водозабора утверждена Кабинетом министров Республики Башкортостан распоряжением от 24.07.1995 N 801-р, принятым в соответствии с полномочиями, предусмотренными действовавшим на тот момент законодательством, в силу чего сохраняет свое действие по настоящее время. Поскольку факт нахождения земельного участка в зоне охраны водозабора подтверждается материалами дела, он является ограниченно оборотоспособным и не может быть предоставлен в собственность заявителя. Судом необоснованно отказано в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Главного управления архитектуры и градостроительства для целей получения истребованного судом проекта санитарных зон.
Апеллянт указывает, что на земельном участке расположены шесть объектов недвижимости, тогда как в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о пяти объектах. Считает, что площадь земельного участка существенно превышает общую площадь объектов заявителя.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьего лица не явились.
С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществу ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" на праве собственности принадлежат расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Трамвайная, д. 4а: нежилое здание-склад, контора общей площадью 1 174,3 кв. м; нежилое строение - склад-ангар общей площадью 440,5 кв. м, литера 1Ф; нежилое строение - склад кости общей площадью 599,1 кв. м, литера 1Т; нежилое строение - склад общей площадью 220 кв. м.
Указанное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 04АБ 848896 от 04.03.2009, серии 04АА N 363377 от 24.01.2006, серии 04АА N 246760 от 21.10.2005, серии 04АА N 246764 от 21.10.2005 (т. 1 л.д. 14-17), а также выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.01.2016 (т. 1 л.д. 87-90).
Названные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020416:163 общей площадью 13 799 кв. м, находящемся по адресу: Калининский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул. Трамвайная, д. 4а (кадастровый паспорт земельного участка от 09.11.2015 N 02/15/1-885179, т. 1 л.д. 18-25), принадлежащем на праве собственности Республике Башкортостан и предоставленном в аренду на срок с 28.09.2009 по 28.09.2024 заявителю (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.01.2016 N 02/201/001/2016-6, т. 1 л.д. 86).
Общество ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" обратилось в Министерство с заявлением исх. N 33 от 11.09.2015 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:163, находящегося по адресу: Калининский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул. Трамвайная д. 4а (т. 1 л.д. 12).
Письмом исх. N ИШ-14/15481 от 22.10.2015 Министерство отказало заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в порядке п. 2, пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ввиду нахождения земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы (т. 1 л.д. 13).
Полагая данный отказ в предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества, противоречащим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя, общество ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заинтересованным лицом не представлено доказательств установления границ и режима зоны санитарной охраны источника питьевой воды в соответствии с требованиями Федерального закона N 52-ФЗ, ввиду чего доказательств вхождения испрашиваемого земельного участка в состав ограниченных в обороте земельных участков не имеется.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, оценив доводы апелляционной жалобы Министерства, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ (подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ).
Заинтересованное в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, лицо должно представить в соответствующий орган власти заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов с указанием всех необходимых сведений (поименованы в п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ). К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подп. 1, 4 - 6 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ (п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ).
Поскольку общество ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" является собственником расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Трамвайная, д. 4а: нежилого здания - склад, контора общей площадью 1 174,3 кв. м; нежилого строения - склад-ангар общей площадью 440,5 кв. м, литера 1Ф; нежилого строения - склад кости общей площадью 599,1 кв. м, литера 1Т; нежилого строения - склад общей площадью 220 кв. м, данное юридическое лицо имеет предусмотренное подп. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение в собственность за плату земельного участка, на котором расположены эти объекты недвижимого имущества и который необходим для их эксплуатации.
Вместе с тем, как указано выше, при рассмотрении заявления о выкупе земельного участка уполномоченный орган власти обязан проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ.
Так, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (подп. 6 ст. 39.16 ЗК РФ).
- площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов (подп. 25 ст. 39.16 ЗК РФ).
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ, федеральными законами (п. п. 2, 3 ст. 27 ЗК РФ).
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ).
Согласно п. п. 6, 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 ГрК РФ).
Пунктом 4 ст. 1 ГрК РФ предусмотрено установление зон с особыми условиями использования территорий, в том числе водоохранных зон, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, иных зон, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу названной нормы, установление зон с особыми условиями использования территорий при осуществлении территориального планирования производится в соответствии с требованиями законодательства РФ, регламентирующего основания и порядок установления указанных зон.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона N 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (п. 4 ст. 18 Федерального закона N 52-ФЗ).
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (п. 5 ст. 18 Федерального закона N 52-ФЗ).
Таким образом, установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при принятии правил землепользования и застройки может быть осуществлено согласно ст. 18 Федерального закона N 52-ФЗ на основании принятого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об утверждении проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливающего границы и режим данной зоны.
Однако в нарушение требований ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ соответствующих доказательств утверждения органом исполнительной власти Республики Башкортостан проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Министерством суду первой инстанции не представлено.
Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утв. решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4, которые поименованы в кадастровом паспорте спорного земельного участка (т. 1 л.д. 20) как основание для установления санитарной зоны, не могут быть приняты апелляционной коллегией в качестве доказательства соблюдения порядка установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, так как согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона N 52-ФЗ органы местного самоуправления не наделены действующим законодательством полномочиями по установлению зон санитарной охраны.
Следовательно, санитарная зона охраны водозаборов, II пояс, поименованная в решении Совета городского округа город Уфа от 22.08.2008 N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа", не является установленной в соответствии с требованиями Федерального закона N 52-ФЗ зоной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Ссылка апеллянта на установление зоны особого использования в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 N 801-р также не может быть принята, поскольку доказательств внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о частях земельного участка, входящих в санитарную зону охраны водозаборов, II пояс, на основании данного распоряжения не представлено.
Документов, позволяющих определить границы указанной зоны на местности, а также установить обстоятельство вхождения спорного земельного участка в состав данной зоны, в материалы дела также не представлено. Проект санитарной зоны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 N 801-р, позволяющий определить такие сведения либо иные доказательства суду также не представлены.
В соответствии со ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно ч.ч. 2, 3, 6 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заинтересованным лицом не доказано обстоятельство вхождения испрашиваемого заявителем земельного участка в состав ограниченных в обороте земельных участков, расположенных во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения.
Заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что понятие "санитарная зона охраны водозаборов" является равнозначным понятию "зона санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения", равно как и не представлено доказательств установления границ и режима данной зоны в соответствии с требованиями Федерального закона N 52-ФЗ.
Тем самым, земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:163 не является ограниченным в обороте и в силу подп. 5 п. 1 ст. 1, подп. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ подлежит отчуждению в собственность общества ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ".
Суд первой инстанции также обоснованно отклонил доводы органа местного самоуправления о чрезмерности площади испрашиваемого заявителем земельного участка.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.04.2012 N 12955/11 разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов либо органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ, арбитражным судам необходимо исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого заявителем земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения). При этом отмечено, что площадь необходимого в таком случае земельного участка определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Заявитель, обращаясь с рассматриваемым заявлением, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязан представить арбитражному суду доказательства, свидетельствующие о нарушении оспариваемым отказом его прав в сфере предпринимательской деятельности.
Размер и площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, определяются в порядке, установленном нормой ст. 33 ЗК РФ, действовавшей на момент постановки земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:163 на кадастровый учет.
В силу п. 20 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
Согласно п. 3 ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка по состоянию на 09.11.2015, земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:163 по виду разрешенного использования предназначен для эксплуатации производственно-складских помещений (т. 1 л.д. 18).
Из материалов дела следует, что заявитель является собственником объектов недвижимости: склад, контора общей площадью 1174, 3 кв. м, склад-ангар площадью 440, 5 кв. м литер 1Ф, склад кости площадью 559, 1 кв. м литер 1Т, склад площадью 220 кв. м литер 1У (т. 1 л.д. 14-17), приобретенных им у общества "Уфимский мясоконсервный завод" по договору купли-продажи от 19.09.2005.
Таким образом, земельный участок сформирован с учетом расположения на нем указанных объектов недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:163 площадью 13799 кв. м был предоставлен в аренду обществу ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 13768 от 28.09.2009 (т. 2 л.д. 104).
Доказательств формирования спорного участка с нарушением установленных градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации норм предоставления земельных участков заинтересованные лица не представили (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Исходя из фактических обстоятельств данного дела, не имеется оснований для вывода о том, что общество ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" просит предоставить земельный участок, площадь которого значительно превышает площадь участка, объективно необходимого для нормальной эксплуатации производственно-складских помещений с учетом существующей застройки территории (здания расположены на территории бывшей промышленной площадки предприятия "Уфимский мясоконсервный комбинат", т. 2 л.д. 6-41) и образования смежных земельных участков (кадастровое дело, т. 2 л.д. 55, 169).
Довод Министерства о том, что в границах земельного участка расположены иные строения, не свидетельствует о наличии предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении участка в собственность заявителя путем заключения договора купли-продажи, учитывая формирование земельного участка для целей эксплуатации производственно-складских помещений, права на которые обществом ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" подтверждены. Доказательств того, что площадь земельного участка сформирована с учетом иных объектов недвижимости, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
При изложенных фактических обстоятельствах, решение об отказе в выкупе земельного участка не соответствует требованиям закона, нарушает права общества ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" как собственника объектов недвижимости.
Таким образом, решение суда первой инстанции отмене (изменению) не подлежит. Предусмотренных законом оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.05.2016 по делу N А07-27009/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)