Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.09.2016 ПО ДЕЛУ N А49-6350/2016

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 сентября 2016 г. по делу N А49-6350/2016


Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено 27 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Дудоровой Н.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мещеряковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Мелконян Вардана Меликовича (ОГРН 315583500011564, ИНН 583709574647)
к Администрации города Пензы (ОГРН 1025801358945, ИНН 5836010360)
об оспаривании действий,
при участии в судебном заседании:
заявителя - индивидуального предпринимателя Мелконян В.М. (паспорт гражданина Российской Федерации),
от ответчика - Зиминой М.Ю. - главного специалиста юридического отдела Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Пензы по доверенности N 7-14-16 от 12.01.2016,

установил:

индивидуальный предприниматель Мелконян Вардан Меликович (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконными действий Администрации города Пензы (далее - также, ответчик), выразившихся в отказе выдать градостроительный план на земельный участок с кадастровым номером 58:29:4005002:75 площадью 190 кв. м, расположенный в г. Пензе по Театральному проезду в районе ул. Московской, 85. Также Предприниматель просил суд обязать Администрацию в течение десяти рабочих дней с даты вступления решения в законную силу выдать ему испрашиваемый градостроительный план.
В ходе судебного разбирательства Предприниматель поддержал заявленные требования в полном объеме, полагая, что у Администрации отсутствовали законные основания для отказа в выдаче испрашиваемого документа.
Ответчик в письменном отзыве по делу (том 1 л.д. 65-67) и в ходе судебного разбирательства отклонил требования заявителя, полагая законным и обоснованным оспариваемый отказ. Ответчик считает, что заявителю правомерно отказано в выдаче градостроительного плана, поскольку находящийся в его пользовании земельный участок не предназначен для целей строительства, реконструкции объектов капитального строительства, был предоставлен для строительства павильона с торговым залом, т.е. объекта некапитального строительства. Кроме того, в соответствии с Картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки арендуемый заявителем земельный участок расположен в границах территориальной зоны открытых пространств Р3, где строительство павильона с торговым залом не предусмотрено основными видами разрешенного использования данной территориальной зоны, а параметры застройки указанной зоны предусматривают минимальную площадь земельного участка не менее 600 кв. м.
Как видно из материалов дела и установлено судом, постановлением Главы Администрации города Пензы N 825/9 от 23.04.2004 гр. Набоковой Любови Викторовне был предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок из состава земель поселений площадью 90 кв. м для строительства павильона с торговым залом по Театральному проезду, в районе ул. Московской, 85 (Ленинский район) (том 1 л.д. 9-11).
На основании данного распорядительного акта между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. (Арендодатель) и Набоковой Л.В. (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 5653 от 13.08.2004, по условиям которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 58:29:04005:0065 площадью 90 кв. м, находящийся по адресу: г. Пенза, по Театральному проезду, в районе ул. Московской, 85 (пункт 1.1 договора аренды) (том 1 л.д. 12-16).
Согласно пункту 1.2 договора земельный участок предоставлен для строительства павильона с торговым залом.
Договор действует по 23.04.2053 и вступает в силу с момента его государственной регистрации в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Пензенской области (пункт 3.1). Условий договора распространяются на правоотношения сторон, возникшие с 23.04.2004 (пункт 3.2).
Государственная регистрация договора состоялась 04.09.2004 (том 1 л.д. 16).
Постановлением Главы Администрации города Пензы N 1084 от 29.08.2005 в постановление Главы Администрации города Пензы N 825/9 от 23.04.2004 внесены изменения, касающиеся площади предоставленного Набоковой Л.В. в аренду земельного участка. В соответствии с указанными изменениями размер предоставленного в аренду Набоковой Л.В. земельного участка составляет 190 кв. м (том 1 л.д. 61-62). Соответствующие изменения в договор аренды внесены дополнительным соглашением от 01.06.2006 (том 1 л.д. 17).
01.09.2005 Главой Администрации города Пензы издано постановление N 1096 о разрешении Набоковой Л.В. строительства павильона с торговым залом по Театральному проезду в районе ул. Московской, 85 (том 1 л.д. 63-64).
06.04.2007 Набокова Л.В. (Продавец) и Мелконян В.М. (Покупатель) заключили договор купли-продажи, в соответствии с которым Продавец продал, а Покупатель приобрел в собственность незавершенный строительством объект, процент готовности 10%, находящийся по адресу: г. Пенза, ул. Московская, 85 А, расположенный на земельном участке площадью 190 кв. м с кадастровым номером 58:29:04005002:0075 (том 1 л.д. 29-30). Указанный договор послужил основанием для государственной регистрации за Мелконян В.М. права собственности на незавершенное строительством нежилое помещение 10% готовности по адресу: г. Пенза, ул. Московская, 85 А (том 1 л.д. 31).
По договору уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 5653 от 13.08.2004 Набокова Л.В. уступила Мелконян В.М. все права и обязанности арендатора по договору N 5653 аренды земельного участка от 13.08.2004, заключенного между Набоковой Л.В. и Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы, и дополнительному соглашению к нему (том 1 л.д. 26-28).
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке его местоположение определено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир нежилое здание. Участок находится примерно в 25 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Пензенская обл., г. Пенза, ул. Московская, 85 (том 1 л.д. 72).
17.03.2016 Мелконян В.М. обратился в Администрацию города Пензы с заявлением о подготовке и выдаче ему градостроительного плана арендуемого земельного участка (том 1 л.д. 69).
В ответ на указанное обращение Администрация направила в адрес Предпринимателя письмо N 1608 от 07.04.2016, в котором сообщила о невозможности подготовить градостроительный план земельного участка. Со ссылками на статью 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации и положения Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением Администрации города Пензы N 1509/1 от 17.09.2015, ответчик указал, что подготовка градостроительных планов осуществляется в отношении земельных участков, предназначенных для целей строительства, реконструкции объектов капитального строительства (том 1 л.д. 8).
В ходе судебного разбирательства ответчик указал, что арендуемый заявителем земельный участок для таких целей не предназначен, поскольку предоставлялся для строительства павильона с торговым залом. При этом сослался на ГОСТ Р 51303-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", согласно которому торговый павильон - нестационарный торговый объект, представляющий собой отдельно стоящее строение (часть строения) или сооружение (часть сооружения) с замкнутым пространством, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавцов.
Также ответчиком приведены ссылки на статью 2 Федерального закона N 381-ФЗ от 28.12.2009 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", согласно которой нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно - технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Предприниматель не согласился с указанными действиями Администрации и оспаривает их в суде.
Проанализировав подлежащие применению нормы права, исследовав материалы и обстоятельства дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Законом, регулирующим спорные правоотношения, является Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрК РФ), в главе 5 которого в числе документации по планировке территории названы градостроительные планы земельных участков.
По смыслу положений части 3 статьи 44 ГрК РФ градостроительный план представляет собой документ исключительно информационного характера, содержащий сведения, необходимые для проектирования и строительства объектов капитального строительства. Поэтому его подготовка согласно предписаниям частей 1, 2 статьи 44 ГрК РФ осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Причем она может осуществляться как в составе проекта межевания территории, так и в виде отдельного документа.
В соответствии с частью 5 статьи 44 ГрК РФ на момент обращения Предпринимателя и совершения оспариваемых действий Администрацией форма градостроительного плана земельного участка была утверждена приказом N 207 от 10.05.2011 Министерства регионального развития Российской Федерации; порядок ее заполнения определен приказом того же ведомства N 93 от 11.08.2006. Обязанность по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка по заявлениям физических и юридических лиц частью 1 статьи 46 ГрК РФ возложена на соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления, который исполняет ее в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения без взимания платы. Причем исполнение такой обязанности образует предоставление муниципальной услуги, подпадающей также под действие Федерального закона N 210-ФЗ от 27.07.2010 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Земельный участок, в отношении которого заявителем испрашивается градостроительный план, расположен на территории города Пензы.
Постановлением Главы Администрации города Пензы N 1509/1 от 17.09.2015 утвержден Административный регламент предоставления Администрацией города Пензы муниципальной услуги "Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков". Данный нормативный правовой акт устанавливает стандарт и порядок предоставления муниципальной услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов Администрацией города Пензы.
В соответствии с названным Административным регламентом результатом предоставления муниципальной услуги является: утвержденный градостроительный план земельного участка; отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка (пункт 13).
В соответствии с пунктом 19 Административного регламента оснований для отказа в приеме заявления действующим законодательством не предусмотрено.
В пункте 21 приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии решения о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка: земельный участок не предназначен для целей строительства, реконструкции объектов капитального строительства; границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из материалов дела и пояснений представителей Администрации в судебном заседании следует, что претензий по полноте представленного Предпринимателем пакета документов не имеется. Заявителю отказано в подготовке и выдаче градостроительного плана на том основании, что земельный участок не предназначен для строительства или реконструкции объектов капитального строительства, а был предоставлен в аренду для возведения павильона с торговым залом, который, по мнению ответчика, не является объектом капитального строительства.
Суд находит данный довод Администрации не соответствующим материалам и обстоятельствам дела.
Нормами законодательства, действовавшего в период издания распорядительных актов Администрации о предоставлении спорного земельного участка в аренду, был предусмотрен различный порядок предоставления земельных участков для строительства и для целей, не связанных со строительством.
Так, предоставление земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов, подготовкой и утверждением акта выбора земельного участка осуществлялось для целей, связанных со строительством (статьи 30, 31 ЗК РФ, пункт 3 Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам, утвержденного Решением Пензенской городской Думы N 563/42 от 28.11.2003).
Постановление Администрации города Пензы N 825/9 от 23.04.2004 о предоставлении гр. Набоковой Л.В. земельного участка из состава земель поселений для строительства павильона с торговым залом по Театральному проезду в районе ул. Московской, 85 в аренду в его постановочной части содержит пункт 4 об утверждении акта выбора земельного участка под строительство; на лицо, которому предоставляется для строительства земельный участок, возложена обязанность разработать проектно сметную документацию, согласовать проект со всеми заинтересованными организациями, получить разрешение на право производства строительных работ, по окончании строительства представить объект приемочной комиссии, обратиться в Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Пензенской области для регистрации права на недвижимость (том 1 л.д. 911).
Постановлением Главы Администрации города Пензы N 1096 от 01.09.2005 арендатору спорного земельного участка разрешено строительство павильона с торговым залом по Театральному проезду в районе ул. Московской, 85 (том 1 л.д. 63-64). Из преамбулы данного постановления следует, что оно издано, в том числе, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N 169-ФЗ от 17.11.1995 "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Строительными нормами и правилами Российской Федерации СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", Законом Пензенской области N 550-ЗПО от 27.11.2003 "Градостроительный Устав Пензенской области", постановлением Главы Администрации города Пензы N 759 от 09.06.2005 "Об утверждении порядка прохождения исходно-разрешительной документации по выдаче разрешений на строительство".
Согласно статье 1 Градостроительного Устава Пензенской области, в редакции на дату издания указанного постановления о выдаче разрешения на строительство павильона с торговым залом на спорном земельном участке, разрешение на производство строительно-монтажных работ - документ, разрешающий застройщику (подрядчику) выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту здания, сооружения, благоустройству территории.
Область применения Строительных норм и правила Российской Федерации 12-01-2004 "Организация строительства" - строительство новых и реконструкция существующих объектов недвижимости, ремонт эксплуатируемых зданий и сооружений.
Постановлением Главы Администрации города Пензы N 759 от 09.06.2005 утвержден Порядок выдачи разрешений на строительство, который определяет основные требования, предъявляемые при выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на территории г. Пензы.
Из анализа приведенных распорядительных актов органа местного самоуправления в совокупности с нормами законодательства, в соответствии с которыми они издавались, следует, что спорный земельный участок предоставлялся для строительства объекта капитального строительства: земельный участок формировался в соответствии с нормами статьи 31 ЗК РФ и пункта 3 Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам, с предварительным согласованием места размещения объекта; арендатору было выдано разрешение на строительство, по окончании которого на него возложена обязанность произвести государственную регистрацию права на возведенную недвижимость. В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Впоследствии была произведена государственная регистрация права собственности заявителя на незавершенный строительством объект 10% готовности; постановление о разрешении на указанном земельном участке строительства павильона с торговым залом было издано в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства.
Ссылки ответчика на нормы ГОСТ Р 51303-2013 и Федерального закона N 381-ФЗ от 28.12.2009, содержащие понятие торгового павильона как нестационарного, временного сооружения, не принимаются судом во внимание, поскольку названные нормативные документы были изданы позднее распорядительных актов Администрации о предоставлении земельного участка для строительства и о разрешении строительства и не применялись органом местного самоуправления при издании названных актов.
При изложенных обстоятельствах суд находит несостоятельным довод Администрации, приведенный в качестве основания для отказа Предпринимателю в выдаче градостроительного плана.
Довод ответчика о том, что спорный земельный участок находится в территориальной зоне, для которой градостроительным регламентом не предусмотрено строительство павильонов с торговым залом, его ссылки на установленные Правилами землепользования и застройки параметры застройки для данной территориальной зоны, также отклоняются судом.
Информация о градостроительном регламенте, действующем в отношении земельного участка либо о разрешенном виде использования, если в отношении земельного участка градостроительный регламент не установлен, указывается в градостроительном плане (часть 3 статьи 44 ГрК РФ). Градостроительный план не является правоустанавливающим либо правоподтверждающим документом, по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит их на основании документов градостроительного планирования. При подготовке градостроительного плана не решается вопрос о выдаче разрешения на строительство.
Таким образом, судом установлено, что в рассматриваемом случае законных оснований для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка у ответчика не имелось. Действия Администрации по отказу в выдаче градостроительного плана противоречат нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишают его возможности использовать земельный участок в соответствии с целями, для которых участок предоставлен в аренду.
На основании части 2 статьи 201 АПК РФ оспариваемые действия подлежат признанию незаконными. По правилам части 5 статьи 201 АПК РФ суд возлагает на ответчика обязанность в десятидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки и выдачи градостроительного плана.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. подлежат возмещению заявителю за счет ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление индивидуального предпринимателя Мелконян Вардана Меликовича удовлетворить.
Признать незаконными проверенные на соответствие нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации действия Администрации города Пензы, выразившиеся в отказе N 1608 от 07.04.2016 в выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 58:29:4005002:75 площадью 190 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - нежилое здание, участок находится примерно в 25 м от ориентира по направлению на север; почтовый адрес ориентира: Пензенская область, г. Пенза, ул. Московская, 85, обязать Администрацию города Пензы в десятидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу подготовить и выдать индивидуальному предпринимателю Мелконян В.М. градостроительный план.
Взыскать с Администрации города Пензы (ОГРН 1025801358945) в пользу индивидуального предпринимателя Мелконян Вардана Меликовича (ОГРН 315583500011564, ИНН 583709574647) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья
Н.В.ДУДОРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)