Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2017 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Поляшовой Т.М..,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арбузовой Е.Л.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.07.2017 по делу N А29-2273/2017, принятое судом в составе судьи Войнова С.А.,
по иску публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице Производственного
отделения "Печорские электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" (ОГРН 1047855175785; ИНН 7802312751)
к министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и
транспорта Республики Коми (ОГРН 1021100524345; ИНН 1101481670)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "Лесэнергострой" (ОГРН 1141101001909; ИНН 1101149023)
об обязании принять из аренды лесной участок земель лесного фонда,
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице Производственного отделения "Печорские электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" (далее - истец, Компания) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (далее - ответчик, заявитель, Министерство) об обязании принять из аренды лесной участок земель лесного фонда общей площадью 27,4 га, находящийся по адресу: Республика Коми, Муниципальный район Ижемский, ГУ РК "Ижемское лесничество", Ижемское участковое лесничество, квартал 366,367,368 для строительства ВЛ-110 кВ "Зеленоборск-Ижма" на 2 А29-2273/2017 участке ПС 110/10 кВ "Лемью" до ПС 110/10 кВ "Ижма" путем подписания акта приема-передачи рекультивированных земель.
Определением суда от 01.03.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Лесэнергострой" (далее - третье лицо, Общество, ООО "Лесэнергострой").
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.07.2017 в удовлетворении исковых требований Компании отказано.
Министерство с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть решения Арбитражного суда Республики Коми от 26.07.2017 по делу N А29-2273/2017, указав в мотивировочной части решения на отказ в исковых требованиях Компании по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
По мнению заявителя жалобы, в мотивировочной части решения суд ошибочно не различает два понятия "акт приема-передачи принятия лесного участка земель лесного фонда" и "акт приема-передачи рекультивированных земель". Министерство считает, что истец ввел суд в заблуждение, указав в исковом заявлении обязать Министерство подписать "акт приема-передачи рекультивированных земель", а не "акт приема-передачи принятия лесного участка земель лесного фонда". Акт приема-передачи рекультивированных земель является одним из основных документов при принятии земель лесного фонда из аренды, при этом приемку осуществляет Постоянная комиссия по вопросам рекультивации земель. Акт приема-передачи принятия лесного участка земель лесного фонда подписывается только после согласования и утверждения принятого акта приема-передачи рекультивированных земель председателем комиссии. Обращение истца в ГУ "Ижемское лесничество" с просьбой принять и подписать акт приема-передачи некультивируемых земель является неправомерным, поскольку ГУ "Ижемское лесничество" не является органом, учредившим комиссию по вопросам рекультивации, ему не были переданы полномочия по организационно-техническому обеспечению деятельности комиссии. У Министерства также отсутствовала возможность в принятии указанных в договоре земель лесного фонда по следующим причинам: не был предоставлен акт приема-передачи рекультивированных земель лесного фонда, утвержденный администрацией муниципального района, не была организована комиссия по приемке рекультивированных земель, не был осуществлен выезд комиссии для натурного обследования на принимаемые участки лесного фонда. 03.07.2017 рабочая комиссия не приняла рекультивацию земель Компании, поскольку рекультивация выполнена не по всей площади земельного участка, следовательно, у ответчика отсутствует возможность подписать акт приема-передачи принятия лесного участка земель лесного фонда.
Компания в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.06.2014 Министерство (арендодатель) и Компания (арендатор) заключили договор аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры N С0990506/15/2014-АЗ (далее - Договор, т. 1 л.д. 11-18), по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72, 74 Лесного Кодекса Российской Федерации, приказом Комитета лесов Республик Коми от 18.04.2014 N 515-АР по акту от 05.06.2014 передал, а арендатор принял во временное пользование (аренду) на срок с 20.06.2014 по 15.06.2015 лесной участок земель лесного фонда, общей площадью 27,4 га, находящийся по адресу: Республика Коми, Муниципальный район "Ижемский", Государственное учреждение Республики Коми "Ижемское лесничество", Ижемское участковое лесничество, квартал N 366, 367, 368, для строительства ВЛ 110 кВ "Зеленоборск-Ижма" на участке от ПС 110/10 кВ "Лемью" до ПС 110/10 кВ "Ижма".
Пунктом 1.3 Договора определено, что участок предоставлен для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры с разрешенным видом использования лесов: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. Цель использования - для строительства ВЛ-110 кВ "Зеленоборск-Ижма" на участке от ПС 110/10 кВ "Лемью" до ПС 110/10 кВ "Ижма".
Пунктом 3.1 договора определен срок договора - с 20 июня 2014 года по 14 июня 2015 года.
Согласно пункту 4.1 Договора передача лесного участка в пользование арендатора осуществляется арендодателем и оформляется актом приема-передачи, подписываемым обеими Сторонами. Акт приема-передачи является неотъемлемой частью договора (Приложение 6).
Пунктом 10.1 Договора установлено, что договор аренды прекращается по истечении его срока действия.
После окончания срока действия Договора арендатор обязан передать лесной участок арендодателю в состоянии и качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства, проведенной рекультивацией, виды, объемы и порядок проведения которой устанавливаются проектом освоения лесов и Приложением N 4 к Договору (пункт 6.4.5 Договора).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи (т. 1, л.д. 18).
Строительно-монтажные работы по объекту "Строительство ВЛ-110 кВ "Зеленоборск-Ижма" на участке от ПС 110/10 кВ "Лемью" до ПС 110/10 кВ "Ижма" производились ООО "Механизированная колонна N 24" по договору подряда от 01.08.2014 N 017/14-6 (т. 1, л.д. 19-41).
Как следует из актов освидетельствования выполненных работ от 28.05.2015 и от 29.05.2015 (т. 1, л.д. 43-44) после окончания строительства ВЛ-110 кВ "Зеленоборск-Ижма" на участке от ПС 110/10 кВ "Лемью" до ПС 110/10 кВ "Ижма" ООО "Механизированная колонна 24" в соответствии с проектом освоения лесов выполнены работы по технической и биологической рекультивации лесного участка.
Работы по разрубке трассы для строительства ВЛ-110 кВ "Зеленоборск- Ижма" на участке от ПС 110/10 кВ "Лемью" до ПС 110/10 кВ "Ижма" на территории лесного участка завершены в 2014 году, в целом строительство линейного объекта завершено в 1-ом квартале 2015 года (т. 1, л.д. 86-150, т. 2, л.д. 1-2).
Древесина, полученная при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, продана ООО "Лесэнергострой" по договору купли-продажи от 18.02.2015 N 03-5-Д, заключенному Территориальным управлением Росимущества в Республике Коми с ООО "Лесэнергострой" (т. 1, л.д. 46).
В письме от 08.07.2015 N 38 (т. 1, л.д. 46) ООО "Лесэнергострой" со ссылкой на вышеуказанный договор купли-продажи древесины сообщило Компании, что обществом проводится ревизия по наличию древесины в этих кварталах для скорейшего вывоза.
В связи с завершением строительно-монтажных работ по объекту и согласно Положению о Комиссии по вопросам рекультивации земель на территории муниципального района "Ижемский", утвержденному Постановлением администрации муниципального района "Ижемский" от 13.10.2010 N 597 (с изменениями от 23.06.2014 N 557) (т. 2, л.д. 94-98), истец письмом от 01.06.2015 (т. 2, л.д. 3) обратился в администрацию муниципального района "Ижма" для организации комиссионной приемки земельного участка, предоставленного в аренду по договору от 05.06.2014 N С0990506/15/2014-АЗ, сообщив о выполнении мероприятий по технической рекультивации данного земельного участка.
В ответ администрацией был направлен встречный запрос об уточнении сроков завершения строительно-монтажных работ и дальнейшей организации выезда комиссии для натурного осмотра сдаваемого участка и утверждения акта приема-передачи рекультивируемых земель (т. 2, л.д. 83).
Письмом от 29.07.2015 N MP2/5-54/112-18-2/3121 (т. 1, л.д. 47) Компания предложила Министерству принять лесной участок и подписать акт приема-передачи рекультивированных земель, приведение лесного участка в нормативное состояние переложить на покупателя древесины в лице ООО "Лесэнергострой", указав, что о реализации древесины истец не был извещен, вывоз древесины с территории арендуемого участка с ним не согласован, однако не указал в письме ни дату, ни место, ни время сдачи арендованного участка.
12.08.2015 ответчик в письме указал, что лесной участок будет принят только после выполнения работ по полной вывозке древесины и очистке мест рубок, в обоснование сослался на абзац 2 п. 4.2 Проекта освоения лесов к договору аренды лесного участка от 05.06.2014 N С0990506/15/2014-АЗ, согласно которому пользователь лесного участка обязан обеспечить складирование древесины (необработанные кругловые лесоматериалы) в местах, указанных лесничеством, и охрану вплоть до реализации, и на п. 35 раздела IX Правил пожарной безопасности, также сообщил, что переложение обязанностей по приведению арендованного лесного участка в нормативное состояние на ООО "Лесэнергострой" не правомерно, поскольку ООО "Лесэнергострой" стороной по договору аренды лесного участка не является (т. 1, л.д. 48).
Письмом от 10.09.2015 N МР2/5-54/119-15-4/3664 (т. 1. л.д. 49) истец указал, что ответчиком на истца возлагаются незаконные требования по вывозу древесины и очистке мест рубок, отказ в принятии лесного участка считает не обоснованным, указав, что договор аренды прекратил свое действие еще 15.06.2015.
В 2016 году Компания повторно обратилась к Министерству с письмом от 17.11.2016 (т. 1, л.д. 50) о принятии из аренды лесного участка и направлении в его адрес актов приема-передачи, в обоснование указал, что на момент окончания срока действия договора арендатором выполнены все принятые по договору обязательства, в том числе работы по рекультивации лесного участка.
Письмом от 05.12.2016 (т. 1, л.д. 51) ответчик просил предоставить в лесничество акт приемки выполненных работ по рекультивации земель, предоставленных по Договору.
Письмом от 21.12.2016 (т. 1, л.д. 52-55) истец направил в адрес ответчика для подписания акт приемки-передачи рекультивированных земель с актами выполненных работ по проведению биологического и технического этапов рекультивации.
10.01.2017 ответчик возвратил указанный акт истцу без подписания со ссылкой на п. 4.2. Положения о комиссии по вопросам рекультивации земель на территории муниципального района "Ижемский" и указанием на то, что работу при поступлении письменного извещения о завершении работ по рекультивации земель с приложением необходимых документов организует комиссия, в состав которой в том числе входит и ответчик, прием рекультивированных земель осуществляется в бесснежный период (п. 4.5. Положения), также сообщил о готовности принять участие в натурном обследовании земельных участков в составе рабочей комиссии (т. 1, л.д. 56).
Полагая, что отказ Министерства от приемки лесного участка из аренды и неподписание акта приема-передачи рекультивированных земель нарушают права и законные интересы Компании, истец обратился с настоящим иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статьям 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса.
Исходя из части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность арендатора при прекращении договора аренды вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередач и других линейных объектов.
Частью 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 данного Кодекса.
В рассматриваемом случае, исходя из положений пункта 1.3 Договора, лесной участок передавался Компании для строительства ВЛ-110 кВ "Зеленоборск-Ижма" на участке от ПС 110/10 кВ "Лемью" до ПС 110/10 кВ "Ижма".
В силу п. 10.1 договор аренды прекращается по истечении его срока действия.
Пунктом 6.4.5 Договора установлено, что после окончания срока действия Договора (действует по 14 июня 2015 года) арендатор обязан передать лесной участок земель лесного фонда арендодателю в состоянии и качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства, и проведенной рекультивацией, виды, объемы и порядок проведения которой устанавливаются проектом освоения лесов и Приложением N 4 к Договору.
Проанализировав условия Договора, в частности, пункты 6.4.5 и 10.1 Договора с учетом положений статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что соглашением сторон предусмотрено, что Договор прекращает свое действие по истечении его срока и обязательной передачи арендатором лесного участка арендатору в состоянии в состоянии и качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства, проведенной технической рекультивацией и выполненными работами по лесоразведению (биологической лесной рекультивации).
Так, письмами от 29.07.2015, от 10.09.2015 и от 17.11.2016 Компания предлагала Министерству принять лесной участок и подписать акт приемки-передачи рекультивированных земель.
03.07.2017 созданной рабочей комиссией с участием представителей сторон был составлен акт приемки-передачи рекультивированных земель, в пункте 3 которого отражено, что арендатором выполнена рекультивация земельного участка не по всей площади сдаваемого участка, а именно не выполнена на участках занимаемых порубочными остатками и штабелями заготовленной древесины. Арендатором не выполнены работы на арендованной территории по уборке земельного участка от порубочных остатков и штабелей заготовленной древесины, в результате чего, истцу отказано в приемке рекультивированных земель.
Таким образом, ответчик мотивировал свой отказ в приемке лесного участка невыполнением рекультивации на участках занимаемых порубочными остатками и штабелями заготовленной древесины.
Между тем, как следует из материалов дела, до окончания срока действия Договора на лесном участке ООО "Механизированная колонна N 24" проведены работы по технической и биологической рекультивации лесного участка в соответствии с пунктом 6.4.5 Договора, что подтверждается актами освидетельствования выполненных работ N 1 от 28.05.2015 и N 2 от 29.05.2015 (т. 1 л.д. 43-45).
Иные обязанности арендатора, связанные с выполнением каких-либо действий с вырубленной на арендуемом участке древесиной, Договором не предусмотрены.
Порядок реализации древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации".
Указанными правилами на юридических и физических лиц, использующих леса для целей, в том числе, строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, возложена только обязанность направления информации об объемах и породном составе вырубаемой древесины, которая Компанией исполнена надлежащим образом.
Пунктом 25 указанных Правил предусмотрено, что покупатель древесины обязан вывезти приобретенную древесину в течение 30 дней со дня заключения договора купли-продажи древесины. Ответственность покупателя за невывоз древесины в установленные сроки устанавливается договором купли-продажи древесины.
Древесина, полученная при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, продана ООО "Лесэнергострой" по договору купли-продажи от 18.02.2015 N 03-5-Д, заключенному Территориальным управлением Росимущества в Республике Коми с ООО "Лесэнергострой".
В письме от 08.07.2015 N 38 (т. 1, л.д. 46) ООО "Лесэнергострой" со ссылкой на вышеуказанный договор купли-продажи древесины сообщило Компании, что обществом проводится ревизия по наличию древесины в этих кварталах для скорейшего вывоза.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что нарушения, указываемые Министерством как основания для отказа в приемке лесного участка, были допущены ООО "Лесэнергострой" в рамках исполнения договора купли-продажи древесины, в связи с чем отсутствуют основания для их учета при оценке степени выполнения или невыполнения арендатором своих обязательств по Договору.
Судебная коллегия отмечает, что несвоевременное и ненадлежащее выполнение ООО "Лесэнергострой" обязательств по вывозу древесины со спорного участка не должно приводить к отказу в принятии участка из аренды, так как ответчик не имеет юридической связи с покупателем древесины и не должен нести неблагоприятных последствий вследствие его неправомерных действий.
Данных об иных фактах, которые могли бы указывать на ненадлежащее исполнение арендатором обязанности по технической и биологической рекультивации лесного участка, Министерством не в материалах дела не имеются.
Акт приемки-сдачи рекультивированных земель был подписан ответчиком и утвержден комиссией 03.07.2017.
Оснований полагать, что лесной участок не был возвращен надлежащим образом в соответствии с условиями Договора, у суда апелляционной инстанции не имеется, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Компании.
Таким образом, при совокупности указанных выше обстоятельств доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными в полном объеме, и апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается апелляционным судом, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.07.2017 по делу N А29-2273/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.10.2017 N 02АП-7224/2017 ПО ДЕЛУ N А29-2273/2017
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2017 г. по делу N А29-2273/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2017 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Поляшовой Т.М..,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арбузовой Е.Л.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.07.2017 по делу N А29-2273/2017, принятое судом в составе судьи Войнова С.А.,
по иску публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице Производственного
отделения "Печорские электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" (ОГРН 1047855175785; ИНН 7802312751)
к министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и
транспорта Республики Коми (ОГРН 1021100524345; ИНН 1101481670)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "Лесэнергострой" (ОГРН 1141101001909; ИНН 1101149023)
об обязании принять из аренды лесной участок земель лесного фонда,
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице Производственного отделения "Печорские электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" (далее - истец, Компания) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (далее - ответчик, заявитель, Министерство) об обязании принять из аренды лесной участок земель лесного фонда общей площадью 27,4 га, находящийся по адресу: Республика Коми, Муниципальный район Ижемский, ГУ РК "Ижемское лесничество", Ижемское участковое лесничество, квартал 366,367,368 для строительства ВЛ-110 кВ "Зеленоборск-Ижма" на 2 А29-2273/2017 участке ПС 110/10 кВ "Лемью" до ПС 110/10 кВ "Ижма" путем подписания акта приема-передачи рекультивированных земель.
Определением суда от 01.03.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Лесэнергострой" (далее - третье лицо, Общество, ООО "Лесэнергострой").
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.07.2017 в удовлетворении исковых требований Компании отказано.
Министерство с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть решения Арбитражного суда Республики Коми от 26.07.2017 по делу N А29-2273/2017, указав в мотивировочной части решения на отказ в исковых требованиях Компании по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
По мнению заявителя жалобы, в мотивировочной части решения суд ошибочно не различает два понятия "акт приема-передачи принятия лесного участка земель лесного фонда" и "акт приема-передачи рекультивированных земель". Министерство считает, что истец ввел суд в заблуждение, указав в исковом заявлении обязать Министерство подписать "акт приема-передачи рекультивированных земель", а не "акт приема-передачи принятия лесного участка земель лесного фонда". Акт приема-передачи рекультивированных земель является одним из основных документов при принятии земель лесного фонда из аренды, при этом приемку осуществляет Постоянная комиссия по вопросам рекультивации земель. Акт приема-передачи принятия лесного участка земель лесного фонда подписывается только после согласования и утверждения принятого акта приема-передачи рекультивированных земель председателем комиссии. Обращение истца в ГУ "Ижемское лесничество" с просьбой принять и подписать акт приема-передачи некультивируемых земель является неправомерным, поскольку ГУ "Ижемское лесничество" не является органом, учредившим комиссию по вопросам рекультивации, ему не были переданы полномочия по организационно-техническому обеспечению деятельности комиссии. У Министерства также отсутствовала возможность в принятии указанных в договоре земель лесного фонда по следующим причинам: не был предоставлен акт приема-передачи рекультивированных земель лесного фонда, утвержденный администрацией муниципального района, не была организована комиссия по приемке рекультивированных земель, не был осуществлен выезд комиссии для натурного обследования на принимаемые участки лесного фонда. 03.07.2017 рабочая комиссия не приняла рекультивацию земель Компании, поскольку рекультивация выполнена не по всей площади земельного участка, следовательно, у ответчика отсутствует возможность подписать акт приема-передачи принятия лесного участка земель лесного фонда.
Компания в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.06.2014 Министерство (арендодатель) и Компания (арендатор) заключили договор аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры N С0990506/15/2014-АЗ (далее - Договор, т. 1 л.д. 11-18), по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72, 74 Лесного Кодекса Российской Федерации, приказом Комитета лесов Республик Коми от 18.04.2014 N 515-АР по акту от 05.06.2014 передал, а арендатор принял во временное пользование (аренду) на срок с 20.06.2014 по 15.06.2015 лесной участок земель лесного фонда, общей площадью 27,4 га, находящийся по адресу: Республика Коми, Муниципальный район "Ижемский", Государственное учреждение Республики Коми "Ижемское лесничество", Ижемское участковое лесничество, квартал N 366, 367, 368, для строительства ВЛ 110 кВ "Зеленоборск-Ижма" на участке от ПС 110/10 кВ "Лемью" до ПС 110/10 кВ "Ижма".
Пунктом 1.3 Договора определено, что участок предоставлен для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры с разрешенным видом использования лесов: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. Цель использования - для строительства ВЛ-110 кВ "Зеленоборск-Ижма" на участке от ПС 110/10 кВ "Лемью" до ПС 110/10 кВ "Ижма".
Пунктом 3.1 договора определен срок договора - с 20 июня 2014 года по 14 июня 2015 года.
Согласно пункту 4.1 Договора передача лесного участка в пользование арендатора осуществляется арендодателем и оформляется актом приема-передачи, подписываемым обеими Сторонами. Акт приема-передачи является неотъемлемой частью договора (Приложение 6).
Пунктом 10.1 Договора установлено, что договор аренды прекращается по истечении его срока действия.
После окончания срока действия Договора арендатор обязан передать лесной участок арендодателю в состоянии и качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства, проведенной рекультивацией, виды, объемы и порядок проведения которой устанавливаются проектом освоения лесов и Приложением N 4 к Договору (пункт 6.4.5 Договора).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи (т. 1, л.д. 18).
Строительно-монтажные работы по объекту "Строительство ВЛ-110 кВ "Зеленоборск-Ижма" на участке от ПС 110/10 кВ "Лемью" до ПС 110/10 кВ "Ижма" производились ООО "Механизированная колонна N 24" по договору подряда от 01.08.2014 N 017/14-6 (т. 1, л.д. 19-41).
Как следует из актов освидетельствования выполненных работ от 28.05.2015 и от 29.05.2015 (т. 1, л.д. 43-44) после окончания строительства ВЛ-110 кВ "Зеленоборск-Ижма" на участке от ПС 110/10 кВ "Лемью" до ПС 110/10 кВ "Ижма" ООО "Механизированная колонна 24" в соответствии с проектом освоения лесов выполнены работы по технической и биологической рекультивации лесного участка.
Работы по разрубке трассы для строительства ВЛ-110 кВ "Зеленоборск- Ижма" на участке от ПС 110/10 кВ "Лемью" до ПС 110/10 кВ "Ижма" на территории лесного участка завершены в 2014 году, в целом строительство линейного объекта завершено в 1-ом квартале 2015 года (т. 1, л.д. 86-150, т. 2, л.д. 1-2).
Древесина, полученная при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, продана ООО "Лесэнергострой" по договору купли-продажи от 18.02.2015 N 03-5-Д, заключенному Территориальным управлением Росимущества в Республике Коми с ООО "Лесэнергострой" (т. 1, л.д. 46).
В письме от 08.07.2015 N 38 (т. 1, л.д. 46) ООО "Лесэнергострой" со ссылкой на вышеуказанный договор купли-продажи древесины сообщило Компании, что обществом проводится ревизия по наличию древесины в этих кварталах для скорейшего вывоза.
В связи с завершением строительно-монтажных работ по объекту и согласно Положению о Комиссии по вопросам рекультивации земель на территории муниципального района "Ижемский", утвержденному Постановлением администрации муниципального района "Ижемский" от 13.10.2010 N 597 (с изменениями от 23.06.2014 N 557) (т. 2, л.д. 94-98), истец письмом от 01.06.2015 (т. 2, л.д. 3) обратился в администрацию муниципального района "Ижма" для организации комиссионной приемки земельного участка, предоставленного в аренду по договору от 05.06.2014 N С0990506/15/2014-АЗ, сообщив о выполнении мероприятий по технической рекультивации данного земельного участка.
В ответ администрацией был направлен встречный запрос об уточнении сроков завершения строительно-монтажных работ и дальнейшей организации выезда комиссии для натурного осмотра сдаваемого участка и утверждения акта приема-передачи рекультивируемых земель (т. 2, л.д. 83).
Письмом от 29.07.2015 N MP2/5-54/112-18-2/3121 (т. 1, л.д. 47) Компания предложила Министерству принять лесной участок и подписать акт приема-передачи рекультивированных земель, приведение лесного участка в нормативное состояние переложить на покупателя древесины в лице ООО "Лесэнергострой", указав, что о реализации древесины истец не был извещен, вывоз древесины с территории арендуемого участка с ним не согласован, однако не указал в письме ни дату, ни место, ни время сдачи арендованного участка.
12.08.2015 ответчик в письме указал, что лесной участок будет принят только после выполнения работ по полной вывозке древесины и очистке мест рубок, в обоснование сослался на абзац 2 п. 4.2 Проекта освоения лесов к договору аренды лесного участка от 05.06.2014 N С0990506/15/2014-АЗ, согласно которому пользователь лесного участка обязан обеспечить складирование древесины (необработанные кругловые лесоматериалы) в местах, указанных лесничеством, и охрану вплоть до реализации, и на п. 35 раздела IX Правил пожарной безопасности, также сообщил, что переложение обязанностей по приведению арендованного лесного участка в нормативное состояние на ООО "Лесэнергострой" не правомерно, поскольку ООО "Лесэнергострой" стороной по договору аренды лесного участка не является (т. 1, л.д. 48).
Письмом от 10.09.2015 N МР2/5-54/119-15-4/3664 (т. 1. л.д. 49) истец указал, что ответчиком на истца возлагаются незаконные требования по вывозу древесины и очистке мест рубок, отказ в принятии лесного участка считает не обоснованным, указав, что договор аренды прекратил свое действие еще 15.06.2015.
В 2016 году Компания повторно обратилась к Министерству с письмом от 17.11.2016 (т. 1, л.д. 50) о принятии из аренды лесного участка и направлении в его адрес актов приема-передачи, в обоснование указал, что на момент окончания срока действия договора арендатором выполнены все принятые по договору обязательства, в том числе работы по рекультивации лесного участка.
Письмом от 05.12.2016 (т. 1, л.д. 51) ответчик просил предоставить в лесничество акт приемки выполненных работ по рекультивации земель, предоставленных по Договору.
Письмом от 21.12.2016 (т. 1, л.д. 52-55) истец направил в адрес ответчика для подписания акт приемки-передачи рекультивированных земель с актами выполненных работ по проведению биологического и технического этапов рекультивации.
10.01.2017 ответчик возвратил указанный акт истцу без подписания со ссылкой на п. 4.2. Положения о комиссии по вопросам рекультивации земель на территории муниципального района "Ижемский" и указанием на то, что работу при поступлении письменного извещения о завершении работ по рекультивации земель с приложением необходимых документов организует комиссия, в состав которой в том числе входит и ответчик, прием рекультивированных земель осуществляется в бесснежный период (п. 4.5. Положения), также сообщил о готовности принять участие в натурном обследовании земельных участков в составе рабочей комиссии (т. 1, л.д. 56).
Полагая, что отказ Министерства от приемки лесного участка из аренды и неподписание акта приема-передачи рекультивированных земель нарушают права и законные интересы Компании, истец обратился с настоящим иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статьям 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса.
Исходя из части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность арендатора при прекращении договора аренды вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередач и других линейных объектов.
Частью 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 данного Кодекса.
В рассматриваемом случае, исходя из положений пункта 1.3 Договора, лесной участок передавался Компании для строительства ВЛ-110 кВ "Зеленоборск-Ижма" на участке от ПС 110/10 кВ "Лемью" до ПС 110/10 кВ "Ижма".
В силу п. 10.1 договор аренды прекращается по истечении его срока действия.
Пунктом 6.4.5 Договора установлено, что после окончания срока действия Договора (действует по 14 июня 2015 года) арендатор обязан передать лесной участок земель лесного фонда арендодателю в состоянии и качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства, и проведенной рекультивацией, виды, объемы и порядок проведения которой устанавливаются проектом освоения лесов и Приложением N 4 к Договору.
Проанализировав условия Договора, в частности, пункты 6.4.5 и 10.1 Договора с учетом положений статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что соглашением сторон предусмотрено, что Договор прекращает свое действие по истечении его срока и обязательной передачи арендатором лесного участка арендатору в состоянии в состоянии и качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства, проведенной технической рекультивацией и выполненными работами по лесоразведению (биологической лесной рекультивации).
Так, письмами от 29.07.2015, от 10.09.2015 и от 17.11.2016 Компания предлагала Министерству принять лесной участок и подписать акт приемки-передачи рекультивированных земель.
03.07.2017 созданной рабочей комиссией с участием представителей сторон был составлен акт приемки-передачи рекультивированных земель, в пункте 3 которого отражено, что арендатором выполнена рекультивация земельного участка не по всей площади сдаваемого участка, а именно не выполнена на участках занимаемых порубочными остатками и штабелями заготовленной древесины. Арендатором не выполнены работы на арендованной территории по уборке земельного участка от порубочных остатков и штабелей заготовленной древесины, в результате чего, истцу отказано в приемке рекультивированных земель.
Таким образом, ответчик мотивировал свой отказ в приемке лесного участка невыполнением рекультивации на участках занимаемых порубочными остатками и штабелями заготовленной древесины.
Между тем, как следует из материалов дела, до окончания срока действия Договора на лесном участке ООО "Механизированная колонна N 24" проведены работы по технической и биологической рекультивации лесного участка в соответствии с пунктом 6.4.5 Договора, что подтверждается актами освидетельствования выполненных работ N 1 от 28.05.2015 и N 2 от 29.05.2015 (т. 1 л.д. 43-45).
Иные обязанности арендатора, связанные с выполнением каких-либо действий с вырубленной на арендуемом участке древесиной, Договором не предусмотрены.
Порядок реализации древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации".
Указанными правилами на юридических и физических лиц, использующих леса для целей, в том числе, строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, возложена только обязанность направления информации об объемах и породном составе вырубаемой древесины, которая Компанией исполнена надлежащим образом.
Пунктом 25 указанных Правил предусмотрено, что покупатель древесины обязан вывезти приобретенную древесину в течение 30 дней со дня заключения договора купли-продажи древесины. Ответственность покупателя за невывоз древесины в установленные сроки устанавливается договором купли-продажи древесины.
Древесина, полученная при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, продана ООО "Лесэнергострой" по договору купли-продажи от 18.02.2015 N 03-5-Д, заключенному Территориальным управлением Росимущества в Республике Коми с ООО "Лесэнергострой".
В письме от 08.07.2015 N 38 (т. 1, л.д. 46) ООО "Лесэнергострой" со ссылкой на вышеуказанный договор купли-продажи древесины сообщило Компании, что обществом проводится ревизия по наличию древесины в этих кварталах для скорейшего вывоза.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что нарушения, указываемые Министерством как основания для отказа в приемке лесного участка, были допущены ООО "Лесэнергострой" в рамках исполнения договора купли-продажи древесины, в связи с чем отсутствуют основания для их учета при оценке степени выполнения или невыполнения арендатором своих обязательств по Договору.
Судебная коллегия отмечает, что несвоевременное и ненадлежащее выполнение ООО "Лесэнергострой" обязательств по вывозу древесины со спорного участка не должно приводить к отказу в принятии участка из аренды, так как ответчик не имеет юридической связи с покупателем древесины и не должен нести неблагоприятных последствий вследствие его неправомерных действий.
Данных об иных фактах, которые могли бы указывать на ненадлежащее исполнение арендатором обязанности по технической и биологической рекультивации лесного участка, Министерством не в материалах дела не имеются.
Акт приемки-сдачи рекультивированных земель был подписан ответчиком и утвержден комиссией 03.07.2017.
Оснований полагать, что лесной участок не был возвращен надлежащим образом в соответствии с условиями Договора, у суда апелляционной инстанции не имеется, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Компании.
Таким образом, при совокупности указанных выше обстоятельств доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными в полном объеме, и апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается апелляционным судом, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.07.2017 по делу N А29-2273/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Д.Ю.БАРМИН
Д.Ю.БАРМИН
Судьи
И.Ю.БАРЬЯХТАР
Т.М.ПОЛЯШОВА
И.Ю.БАРЬЯХТАР
Т.М.ПОЛЯШОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)