Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 22.05.2017 ПО ДЕЛУ N А60-6820/2017

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 мая 2017 г. по делу N А60-6820/2017


Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 22 мая 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Горбашовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Э.Ю. Пайлеваняном рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Крестьянского хозяйства Аникьева Анатолия Владимировича (ИНН 6626004073, ОГРН 1026601609792) (заявитель)
к Органу местного самоуправления муниципальным имуществом Полевского городского округа (ИНН 6626012250, ОГРН 1026601607053),
Главе Полевского городского округа (заинтересованные лица)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора:
Департамент лесного хозяйства Свердловской области (ИНН 6670324273, ОГРН 1106670035834),
Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817)
об оспаривании ненормативных правовых актов
при участии в судебном заседании:
от заявителя:
- Е.В. Краснова, представитель по доверенности от 02.11.2015;
- от третьих лиц:
- Департамента лесного хозяйства Свердловской области - Э.И. Санжиева, представитель по доверенности от 20.10.2016;
- Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области Департамента лесного хозяйства Свердловской области - В.В. Страшнова, представитель по доверенности от 03.02.2017.
Заинтересованные лица на заседание суда не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Права разъяснены. Отвода суду не заявлено.
Заявитель заявил ходатайство о приобщении к делу возражений на отзыв, документ. Ходатайство удовлетворено.
Третье лицо - Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, заявило ходатайство о приобщении к делу документа. Ходатайство удовлетворено.
Заинтересованное лицо - Орган местного самоуправления муниципальным имуществом Полевского городского округа, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ходатайство удовлетворено.
Заинтересованное лицо - Глава Полевского городского округа, представил отзыв, в отзыве заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Отзыв приобщен к делу, ходатайство удовлетворено.
Заявитель заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства для возможного уточнения требований.
В соответствии с ч. 5 ст. 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Таким образом, отложение судебного разбирательства по указанному заявителем основанию не предусмотрено ст. 158 АПК РФ.
С учетом изложенного, ходатайство заявителя об отложении судебного разбирательства судом отклоняется.
Иных заявлений, ходатайств не поступило.

Заявитель просит признать недействительными постановления Главы Полевского городского округа от 30.11.2016 NN 2141, 2142, 2143 "Об отказе в предоставлении земельного участка Крестьянскому хозяйству Аникьева А.В."; обязать орган местного самоуправления муниципальным имуществом Полевского городского округа предоставить земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 66:59:0102022:185, 41:59:0212002:639, 41:59:0211002:1872 в аренду Крестьянскому хозяйству Аникьева А.В.
Заявитель считает, что оспариваемые отказы в предоставлении земельных участков, изложенные в оспариваемых постановлениях, не соответствует закону и нарушают его права, схемы размещения земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) территории были утверждены Главой Полевского городского округа в 2015 году, данные схемы были разработаны в соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 с учетом Генерального плана Полевского округа и данных карты градостроительного зонирования Полевского городского округа вне границ населенного пункта, доказательства перевода спорных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда не представлены, в государственном кадастре недвижимости до настоящего времени спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, сведения о том, что в их отношении зарегистрировано права собственности Российской Федерации, не имеется.
Заинтересованное лицо - Орган местного самоуправления муниципальным имуществом Полевского городского округа, представило отзыв, дополнительный отзыв, требования не признало, ссылается на отсутствие полномочий по распоряжению спорными земельными участками ввиду отнесения их к землям лесного фонда, ссылается на письмо Западного управленческого округа от 20.01.2016 N 34-01-81/118, информацию Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 23.11.2016 N 24-08-09/9423, также полагает, что не является надлежащим заинтересованным лицом.
Заинтересованное лицо - Глава Полевского городского округа, отзыв представило, требования не признало, также ссылается на указанное выше письмо Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 23.11.2016 N 24-08-09/9423.
Третье лицо - Департамент лесного хозяйства Свердловской области, отзыв представило, поддерживает позицию заинтересованных лиц, пояснило, что спорные земельные участки частично накладываются на земли лесного фонда, представило схемы расположения земельных участков, указало, что сведения об исходном земельном участке с кадастровым номером 66:59:0000000:171 внесены в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенном, площадь указана декларативно, границы в установленном законом порядке не устанавливались, в связи с чем, идентификация лесных участков ведется на основании материалов лесоустройства.
Третье лицо - Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, отзыв представило, поддерживает позицию заявителя, пояснило, что 25.04.2017 им направлено обращение в Департамент лесного хозяйства Свердловской области о предоставлении информации по спорным участкам, мнения о порядке действий органов местного самоуправления при уточнении сведений о земельных участках, планируемых к предоставлению, являющихся смежными с земельными участками лесного фонда.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Заявитель осуществляет деятельность по разведению крупного рогатого скота.
10.10.2013 заявитель запроса обратился к Главе Полевского городского округа с заявлением о переводе из земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения, с последующим представлением в аренду заявителю, земельных участков с кадастровыми номерами 66:59:0211002:434, 66:59:0212002:268.
Письмом от 21.11.2013 N 5920 Глава Полевского округа сообщил заявителю о направлении ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО запроса в Полевской отдел филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области о предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости о данных участках, после получения кадастровых паспортов будет опубликовано извещение в газете "Диалог" о предоставлении земельных участках, и разъяснил порядок предоставления земельных участков в зависимости от количества заявок.
В адрес заявителя ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО от 13.12.2013 NN 4427, 4500 также направлены письма с информацией о земельных участках с кадастровыми номерами 66:59:0211002:434, 66:59:0212002:268, размещении в указанном выше печатном издании и на сайте Администрации Полевского ГО извещения о предоставлении земельных участков в аренду, о принятии решения по истечении месяца (29.12.2013).
Письмом от 24.01.2014 N 162 ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО сообщило заявителю о том, что заявлений от иных лиц не поступало, указало о необходимости проведения заявителем кадастровых работ в отношении испрашиваемых земельных участков.
Постановлениями Главы Полевского городского округа от 20.08.2015 N 1569, от 18.08.2015 N 1550, от 19.08.2015 N 1560 были утверждены схемы расположения трех земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) территории для сельскохозяйственного использования: площадью 10288626 кв. м, 1591834 кв. м, 1771666 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, также предварительно согласовано предоставление указанных участков заявителю.
После проведения заявителем кадастровых работ и постановке на кадастровый учет земельных участков заявитель обратился в адрес ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО с заявлениями от 28.10.2016 о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 66:59:0102022:185, 41:59:0212002:639, 41:59:0211002:1872 в аренду.
Главой Полевского городского округа вынесены постановления от 30.11.2016 NN 2141, 142, 2143 об отказе в предоставлении земельных участков крестьянскому хозяйству Аникьева А.В.
Основанием отказов указано, что по информации Департамента лесного хозяйства Свердловской области, испрашиваемые земельные участки относятся к землям лесного фонда, а органы местного самоуправления в соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена.
Полагая, что постановления, содержащие отказы в предоставлении спорных земельных участков в аренду, являются незаконными и нарушают его права, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых актов закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 39.2. Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Частью 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, содержащимся в выписках из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) от 09.02.2017, спорные земельные участки с кадастровыми номерами 66:59:0102022:185, 41:59:0212002:639, 41:59:0211002:1872 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
При этом согласно выписке N 19-вн из государственного лесного реестра, имеется частичное наложение земельного участка с кадастровым номером 66:59:0102022:85 на земли лесного фонда в квартале 64 урочища ЗАО "Полевской" Пионерского участкового лесничества, земельного участка с кадастровым номером 41:59:0212002:639 на земли лесного фонда в квартале 54 урочища ПСК "Полдневское" Полдневского участкового лесничества, земельного участка с кадастровым номером 41:59:0211002:1872 на земли лесного фонда в кварталах 35, 36, 37, 38, 39, 44, 45, 46, 47, 48 урочища ПСК "Полдневское" Полдневского участкового лесничества.
Указанные кварталы входят в земельный участок с кадастровым номером 66:59:0000000:171, площадью 8799 га, расположенный в Свердловской области, Полевской городской округ, ГУ СО "Сысертское лесничество"; ЗАО "Полевской", ПСК "Полдневской", ЗАО "Чкаловское", на указанный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права 66 АГ 4508857).
Данный земельный участок относится к землям лесного фонда, что подтверждается представленными в дело Департаментом лесного хозяйства Свердловской области планами лесного участка, схемами расположения спорных земельных участков, выкопировками из таксационного описания.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.
Исходя из правил названных статей местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площадям.
Лесным кодексом предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).
Таким образом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.06.2014 N 4890/14.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, в том числе полномочия по организации и проведению соответствующих аукционов, за счет субвенций из федерального бюджета.
На территории Свердловской области вышеперечисленные полномочия осуществляет Департамент лесного хозяйства Свердловской области в соответствии с Положением о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 N 1905-ПП (п. 8 Положения).
Федеральным законом "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводным законом Лесного кодекса) предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2).
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным (пункт 2 статьи 4.2 Вводного закона Лесного кодекса).
Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые, их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.
Земельной участок с кадастровым номером 66:59:0000000:171 является ранее учтенным земельным участком.
С учетом положений ст. 4.4 Вводного закона Лесного кодекса в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в совокупности, в том числе материалы лесоустройства, на основании которых осуществлялся кадастровый учет испрашиваемых земельных участков (материалы межевых дел, в том числе утвержденные проекты границ земельных участков), суд приходит к выводу о том, что испрашиваемые земельные участки налагаются на лесные участки в указанных выше кварталах урочища АО "Полевской" Пионерского участкового лесничества, урочища ПСК "Полдневское" Полдневского участкового лесничества.
Поскольку, на земельный участок с кадастровым номером 66:59:0000000:171, относящийся к землям лесного фонда, зарегистрировано право собственности Российской Федерации и судом установлено наложение испрашиваемых земельных участков на земельный участок с кадастровым номером 66:59:0000000:171, у органа местного самоуправления отсутствовали основания для распоряжения испрашиваемыми земельными участками, правом на распоряжение данными земельными участками обладает Департамент лесного хозяйства Свердловской области.
Оспариваемые постановления Главы Полевского городского округа от 30.11.2016 NN 2141, 2142, 2143 "Об отказе в предоставлении земельного участка Крестьянскому хозяйству Аникьева А.В." соответствуют закону, оснований для признания указанных постановлений недействительными не имеется.
Таким образом, суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя о том, что ранее постановлениями Главы Полевского городского округа уже были утверждены схемы расположения спорных на кадастровом плане (кадастровой карте) территории и согласовано предоставление земельных участков заявителю, заявитель понес значительные затраты на проведение межевания, постановки земельных участков на кадастровый учет, права заявителя нарушены, судом не принимаются.
Как указано выше, для признания ненормативного правового акта необходимо в совокупности два условия, в том числе, несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту.
Судом не установлено несоответствия оспариваемых постановлений закону или иному нормативному правовому акту.
Доводы заявителя на недоказанность нахождения испрашиваемых земельных участков на землях лесного фонда противоречит представленным в материалы дела доказательствам.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
И.В.ГОРБАШОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)