Судебные решения, арбитраж

"ОБОБЩЕНИЕ СУДЕБНО-АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЕЙ 30, 31 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



Утверждено
на заседании президиума
Седьмого арбитражного
апелляционного суда
от 31 марта 2011 года N 3


ОБОБЩЕНИЕ
СУДЕБНО-АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ
СТАТЕЙ 30, 31 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с планом мероприятий Седьмого арбитражного апелляционного суда на первое полугодие 2011 года отделом анализа, обобщения судебной практики, законодательства и статистики совместно с судьями коллегии по рассмотрению экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений Седьмого арбитражного апелляционного суда, изучена судебная практика по спорам, связанным с предоставлением земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целью данного обобщения является выявление и разрешение некоторых вопросов, существующих в судебной практике по данной категории дел, для реализации принципа единообразия судебной практики.
В обобщении рассматривается позиция Седьмого арбитражного апелляционного суда, занимаемая по названным вопросам; также использована судебная практика Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа. Несомненно, при этом, учитывались разъяснения и правовые позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В обобщении проанализирована судебная практика по рассмотрению споров данной категории за 2009, 2010 и первый квартал 2011 года.
Проблемы применения статей 30, 31
Земельного кодекса Российской Федерации

Предоставление земельных участков для нужд строительства - это не одномоментный акт органа власти, правомочного совершать подобные юридические действия. Прежде чем этот государственный орган вынесет решение о предоставлении земельного участка, совершается ряд организационно-правовых действий, обеспечивающий оптимальный выбор участка и место расположения объекта строительства.
Особое внимание Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) уделяет предоставлению земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (статьи 30 - 32). Это продиктовано большой политической значимостью как промышленного, так и индивидуального жилищного строительства, а в силу этого - необходимостью надлежащего государственного контроля за порядком предоставления таких земель <1>.
--------------------------------
<1> Волкова Т.В., Гребенников А.И. Правовой порядок предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством: теоретические и практические аспекты // Экологическое право. 2010. N 4. С. 27 - 31.

Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком, является одним из принципов земельного законодательства (статья 1 ЗК РФ) <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Сидорова Е.Л. Баланс публичных и частных интересов при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд // Журнал российского права. 2010. N 4. С. 140 - 147.

Как отмечается на страницах юридической литературы, актуальность проблем, связанных с предоставлением земельных участков для строительства, в последние годы повысилась. Это связано с развитием инвестиционно-строительной сферы, объявлением в качестве приоритета государственной политики увеличения объемов жилищного строительства и в итоге - резким увеличением потребности в земельных участках для возведения жилых, промышленных и административных объектов. Однако, несмотря на активную деятельность государства по регулированию и усовершенствованию данного процесса, порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, остается неоправданно сложным <1>.
--------------------------------
<1> Чергинская С.В. Проблемы обеспечения прав граждан при предоставлении земельных участков для строительства // Экологическое право. 2010. N 1. С. 19 - 24.

В настоящее время процесс предоставления земельных участков для строительства регулируется следующими нормативными правовыми актами:
Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 2), Федеральными законами "О землеустройстве" и "О государственном кадастре недвижимости", актами субъектов Российской Федерации, многочисленными подзаконными актами.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 1 статьи 20 ЗК РФ), религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Из приведенных норм следует, что результаты выбора земельного участка оформляются двумя основными документами:
- - актом о выборе земельного участка. И здесь следует различать оформление и утверждение акта о выборе земельного участка. Оформление акта заключается в его подготовке и подписании (согласовании) органом местного самоуправления, а утверждение акта происходит позднее, при принятии органом власти, уполномоченным на распоряжение публичными землями, решения о предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ);
- - проектом границ земельного участка, который является, по сути, документом территориального землеустройства <1>.
--------------------------------
<1> См. Волкова Т.В., Гребенников А.И. Указ. соч.

Проанализировав судебную практику, можно прийти к выводу, что в сфере предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предметом судебных споров чаще всего становятся требования:
1) об оспаривании решений органов местного самоуправления об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду или в собственность, согласовании места размещения объекта на земельном участке, согласовании акта о выборе земельного участка для строительства;
2) об оспаривании бездействий органов местного самоуправления, должностных лиц, выражающихся в непринятии решения по заявлению о предоставлении земельного участка в аренду или в собственность, о предварительном согласовании места размещения объекта, невыдаче актов разрешенного использования земельных участков;
3) о признании недействительными ненормативных актов органов местного самоуправления об утверждении проектов границ земельных участков, о предоставлении земельного участка в аренду или в собственность.

В то же время надлежит констатировать тот факт, что и судебно-арбитражная практика не всегда однозначно подходит к рассмотрению споров в сфере предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В связи с этим, следует рассмотреть некоторые показательные примеры, встречающиеся в практике Седьмого арбитражного апелляционного суда, в целях единообразного применения арбитражными судами норм земельного, гражданского, градостроительного, а также арбитражного процессуального законодательства.

1. Бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
Дело N А45-28455/2009.
ООО обратилось в Мэрию с заявлением о выделении в аренду с предварительным согласованием места расположения объекта земельного участка для строительства.
Письмом Мэрия сообщила, что для дальнейшей возможности рассмотрения заявления обществу необходимо представить схему генерального плана участка с учетом размещения в его границах всех необходимых для эксплуатации объекта элементов благоустройства, проездов, автостоянок, расчет необходимой (минимальной) площади земельного участка для строительства планируемых объектов в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования, а также предварительно согласовать условия освоения испрашиваемого участка с администрацией района.
Запрашиваемые документы, за исключением письменного согласования размещения планируемого объекта с администрацией района, были представлены в Мэрию.
Следующим письмом Мэрия повторно сообщила, что для дальнейшего рассмотрения вопроса о выборе земельного участка обществу необходимо предварительно согласовать размещение планируемого объекта, условия освоения и границы запрашиваемого земельного участка с администрацией района.
Общество, полагая, что указанное письмо свидетельствует об отказе Мэрии в выборе земельного участка для строительства, обратилось в суд с заявлением о признании отказа в выборе земельного участка незаконным.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Мэрии обществу в выборе земельного участка под строительство и обязал Мэрию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обеспечения выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объектов.
Суд первой инстанции исходил из того, что письмо Мэрии является отказом ООО в выборе земельного участка под строительство; суд пришел к выводу о соблюдении обществом процедуры обращения с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, отсутствии основания для отказа в выборе испрашиваемого земельного участка.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда решение первой инстанции изменено в части определения способа устранения Мэрией допущенных нарушений прав и законных интересов ООО; изложено в указанной части в следующей редакции: обязать мэрию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО путем принятия решения по заявлению в соответствии с частью 6 статьи 31 ЗК РФ. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
При этом суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда о соблюдении порядка обращения с заявлением, вместе с тем, нашел выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для отказа в выборе испрашиваемого земельного участка, а также избранный судом способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества необоснованными.
Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции, указав, что действующим земельным законодательством бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
По заявлению ООО никаких действий, предусмотренных статьей 31 ЗК РФ, направленных на обеспечение выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, Мэрией не предпринималось.

2. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, должно осуществляться путем проведения торгов по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
Дело N А03-7425/2010.
ООО обратилось в Главное управление имущественных отношений с заявлением о выборе земельного участка для строительства.
Главное управление письмом сообщило обществу о невозможности принятия решения о выборе земельного участка для строительства в связи с тем, что Генеральным планом города запрашиваемый земельный участок отнесен к территориальной зоне природно-рекреационного назначения, возвратив при этом приложенные к заявке документы.
ООО обратилось в управление и просило вернуться к рассмотрению запроса о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения, а также просило дать информацию об организациях, разрабатывающих проекты планировки территорий испрашиваемого земельного участка; ООО повторно направило заявление о выборе земельного участка.
Главное управление письмом сообщило обществу, что в связи с многочисленными заявками на запрашиваемый земельный участок принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства объекта.
ООО, считая данный ответ, не соответствующим закону отказом, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Алтайского края.
Решением Арбитражный суд Алтайского края удовлетворил заявленные требования ООО, обязав Главное управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем направления соответствующего обращения в администрацию города и принятия одного из двух вариантов решения о предварительном согласовании места размещения объекта, предусмотренных Порядком предоставления земельных участков, и сообщить в десятидневный срок об исполнении решения суда.
Седьмой арбитражный апелляционный суд постановлением отменил решение суда, как принятое при неполном выяснении обстоятельств дела, и отказал ООО в удовлетворении заявления, указав с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на необходимость публичной информации о возможном предоставлении земельного участка, а также на то, что при наличии нескольких претендентов на земельный участок, право на предоставление такого земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда оставил без изменения.

Следует отметить, что до недавнего времени при рассмотрении некоторых дел суды не учитывали, что с заявлением о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта обращалось несколько лиц <1>.
--------------------------------





















































































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)