Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Пивоваровой Л.В., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Насыровой Светланы Радиковны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.06.2016 по делу N А07-5555/2016 (судья Юсеева И.Р.).
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Насыровой Светланы Радиковны Романенко С.А. (доверенность от 01.03.2016).
Индивидуальный предприниматель Насырова Светлана Радиковна (далее - предприниматель Насырова С.Р., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация и Управление соответственно, заинтересованные лица) о признании недействительным отказа Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженного в письме N Н-10536 от 10.07.2015, в предоставлении земельного участка в собственность, об обязании Администрации в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу направить в адрес предпринимателя проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:020513:139, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Б. Бикбая, 3.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.06.2016 (резолютивная часть от 20.06.2016) в удовлетворении заявления отказано.
С указанным решением суда не согласилась предприниматель Насырова С.Р. (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные ею требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Апеллянт полагает, что утверждение красных линий постановлением Администрации от 08.08.2011 не может являться обстоятельством, исключающим приватизацию земельного участка, в силу отсутствия доказательств строительства на земельном участке конкретного объекта, утвержденного планом развития города.
Апеллянт также полагает, что выводы суда первой инстанции о несоразмерности площади земельного участка сделаны без учета площади, необходимой для эксплуатации объекта недвижимости, судом также не учтено, что ранее земельный участок находился в аренде у предпринимателя.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу заявителя от заинтересованных лиц в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованных лиц не явились.
С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предприниматель Насырова С.Р. является собственником одноэтажного здания охраны общей площадью 11,1 кв. м, инв. N 355767, лит. В, и одноэтажного здания автосервиса общей площадью 540,9 кв. м, инв. N 355767, лит. Б, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Б. Бикбая, 3, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 04АД 199059 от 24.12.2012 и серии 04АД 199058 от 24.12.2012 (л.д. 29, 30).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020513:139, категории земель - земли населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования - занимаемый автосервисом, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Б. Бикбая, д. 3, общей площадью 2 223 кв. м, который предоставлен заявителю в аренду на срок с 30.12.2014 по 30.12.2015 по договору аренды земельного участка N 172-15 от 22.04.2015 (л.д. 31-34).
Договор аренды земельного участка N 172-15 от 22.04.2015 зарегистрирован, о чем свидетельствует отметка регистрирующего органа на договоре (л.д. 34).
24.06.2015 предприниматель Насырова С.Р. обратилась в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:020513:139, занимаемого автосервисом, и заключении договора купли-продажи (л.д. 26).
Письмом N Н-10536 от 10.07.2015 Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщило, что предоставление земельного участка в собственность не представляется возможным на основании п. 2, пп. 13, 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы, а также в связи с расположением земельного участка в границах красных линий и в числе земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд (л.д. 27-28).
Предприниматель вела дополнительную переписку с Управлением (л.д. 16-17, 18-19, 20-21, 22-23), однако последнее своего решения об отказе в предоставлении спорного земельного участка не изменило.
Полагая отказ Управления, выраженный в письме N Н-10536 от 10.07.2015, незаконным и нарушающим право заявителя на оформление права собственности на земельный участок, занятый принадлежащими заявителю объектами недвижимости, предприниматель Насырова С.Р. обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем не обоснована площадь испрашиваемого земельного участка для целей эксплуатации объекта недвижимости, поскольку судом по материалам дела установлено, что площадь земельного участка в 4,2 раза превышает площадь размещенных на нем объектов недвижимости, и, кроме того, в соответствии с градостроительной документацией на земельном участке запланировано строительство другого объекта.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы заявителя, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 1 ст. 391 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 393 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 3920 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 3920 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу разъяснений, изложенных в п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Предприниматель Насырова С.Р. является собственником объектов недвижимости - одноэтажное здание охраны общей площадью 11,1 кв. м, одноэтажное здание автосервиса общей площадью 540,9 кв. м (л.д. 29, 30), расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020513:139 общей площадью 2 223 кв. м по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Б. Бикбая, д. 3, который предоставлен заявителю в аренду на срок с 30.12.2014 по 30.12.2015 по договору аренды земельного участка N 172-15 от 22.04.2015 (л.д. 31-34).
В силу изложенного заявитель при соблюдении условий, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, вправе воспользоваться исключительным правом на приватизацию указанного земельного участка.
Из оспариваемого отказа Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженного в письме N Н-10536 от 10.07.2015 (л.д. 27-28), следует, что невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 02:55:020513:139 усмотрена заинтересованным лицом в том числе в связи с расположением земельного участка в границах красных линий и в числе земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при рассмотрении дел о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействий), в частности, органов местного самоуправления, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
На основании п. 1 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
Согласно пп. 13 п. 5 указанной статьи ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1 ст. 701 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Согласно п. 2 ст. 701 ЗК РФ резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 701 ЗК РФ).
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, согласно п. 2 которого решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, резервирование земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для муниципальных нужд произведено решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд".
Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 опубликовано 29.01.2015 в выпуске "Вечерняя Уфа" N 17-18 (12665-12666).
Согласно приложению N 2 к указанному решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан испрашиваемый предпринимателем земельный участок с кадастровым номером 02:55:020513:139 включен в перечень земельных участков, полностью или частично расположенных в границах резервируемых земель.
Указанное обстоятельство подтверждено письмом Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.05.2016 N 7-3596/ПР (л.д. 72) и представленной Главным управлением графической выкопировкой из приложения N 1 к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 (л.д. 75), из которой усматривается, что испрашиваемый земельный участок частично входит в область земель, зарезервированных для муниципальных нужд.
Ранее резервирование земельного участка с кадастровым номером 02:55:020513:139 было произведено на основании решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 18.12.2013 N 26/10, которым внесены изменения в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 32/15 от 23.12.2010 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд".
Указанное решение было опубликовано в газете "Вечерняя Уфа", N 244-245 (12392-12393) от 25.12.2013 и соответственно вступило в силу с указанной даты.
Учитывая, что решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 определен срок резервирования (в том числе спорного земельного участка) до 01.01.2019, общий срок резервирования земельного участка, исчисляемого с 25.12.2013, не превышает семи лет, что соответствует сроку резервирования земельных участков, установленному в п. 3 ст. 701 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент первоначального резервирования земельного участка).
Таким образом, следует признать, что на момент первоначального обращения предпринимателя Насыровой С.Р. в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении спорного земельного участка с кадастровым номером 02:55:020513:139 (24.06.2015) названный земельный участок в установленном порядке был зарезервирован для муниципальных нужд в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Обратное заявителем на основании ч. 1 ст. 65 АПК РФ не доказано, доказательств, опровергающих данный вывод апелляционного суда, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок с кадастровым номером 02:55:020513:139 включен в перечень земельных участков, полностью или частично расположенных в границах резервируемых земель, в силу закона (п. 2, пп. 13 п. 5 ст. 27 ЗК РФ) такой участок не подлежит приватизации.
На основании ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документами территориального планирования муниципальных образований являются: генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
В силу ч. 5 ст. 41 ГрК РФ проект планировки территории является одним из видов градостроительной документации, разрабатываемой органом местного самоуправления при подготовке документации по планировке территории.
Согласно ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
В свою очередь разработка документов территориального планирования муниципального образования по смыслу норм ст. 8, 9, 18 ГрК РФ относится к числу публичных полномочий органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности, а в силу ст. 2 Кодекса обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования относится к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В силу п. 3 ст. 1 ГрК РФ устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума N 136/13 от 18.06.2013, правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Таким образом, из системного толкования указанных норм и норм ч. 1 и п. п. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42 ГрК РФ, а также изложенной правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что разработка красных линий с последующим резервированием земельных участков для их изъятия для публичных нужд в составе проекта планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности.
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из письма Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.05.2016 N 7-3596/ПР (л.д. 72), сведения из которого заявителем не опровергнуты, следует, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах красных линий проектной улицы. Проект планировки Лихачевской промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском, Орджоникидзевском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан утвержден постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.08.2011 N 4537.
Согласно фрагменту плана из карты градостроительного зонирования (л.д. 73) земельный участок с кадастровым номером 02:55:020513:139 частично входит в границы красных линий проектируемой улицы Баязита Бикбая.
На основании изложенного апелляционная коллегия не может признать обоснованными доводы подателя апелляционной жалобы о том, что утверждение красных линий постановлением Администрации от 08.08.2011 не может являться обстоятельством, исключающим приватизацию земельного участка, в силу отсутствия доказательств строительства на земельном участке конкретного объекта, утвержденного планом развития города, поскольку такие доказательства в материалы дела представлены.
Утверждение проекта планировки территории города, предусматривающего строительство новых улиц, определяет перспективное развитие города, в том числе в части установления красных линий, обозначающих планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, и в силу установления красных линий для целей планируемого строительства улицы Баязита Бикбая (что в свою очередь явилось основанием и для резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:020513:139) такой участок не может быть предоставлен в собственность заявителя.
С учетом вышеизложенного арбитражный апелляционный суд считает отказ Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженный в письме N Н-10536 от 10.07.2015, в предоставлении земельного участка в собственность законным и соответствующим нормам Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда первой инстанции о несоразмерности площади испрашиваемого земельного участка не подлежат оценке по существу, поскольку указанные выводы не привели к принятию неправильного решения по существу спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.06.2016 по делу N А07-5555/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Насыровой Светланы Радиковны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2016 N 18АП-10418/2016 ПО ДЕЛУ N А07-5555/2016
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2016 г. N 18АП-10418/2016
Дело N А07-5555/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Пивоваровой Л.В., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Насыровой Светланы Радиковны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.06.2016 по делу N А07-5555/2016 (судья Юсеева И.Р.).
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Насыровой Светланы Радиковны Романенко С.А. (доверенность от 01.03.2016).
Индивидуальный предприниматель Насырова Светлана Радиковна (далее - предприниматель Насырова С.Р., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация и Управление соответственно, заинтересованные лица) о признании недействительным отказа Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженного в письме N Н-10536 от 10.07.2015, в предоставлении земельного участка в собственность, об обязании Администрации в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу направить в адрес предпринимателя проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:020513:139, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Б. Бикбая, 3.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.06.2016 (резолютивная часть от 20.06.2016) в удовлетворении заявления отказано.
С указанным решением суда не согласилась предприниматель Насырова С.Р. (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные ею требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Апеллянт полагает, что утверждение красных линий постановлением Администрации от 08.08.2011 не может являться обстоятельством, исключающим приватизацию земельного участка, в силу отсутствия доказательств строительства на земельном участке конкретного объекта, утвержденного планом развития города.
Апеллянт также полагает, что выводы суда первой инстанции о несоразмерности площади земельного участка сделаны без учета площади, необходимой для эксплуатации объекта недвижимости, судом также не учтено, что ранее земельный участок находился в аренде у предпринимателя.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу заявителя от заинтересованных лиц в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованных лиц не явились.
С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предприниматель Насырова С.Р. является собственником одноэтажного здания охраны общей площадью 11,1 кв. м, инв. N 355767, лит. В, и одноэтажного здания автосервиса общей площадью 540,9 кв. м, инв. N 355767, лит. Б, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Б. Бикбая, 3, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 04АД 199059 от 24.12.2012 и серии 04АД 199058 от 24.12.2012 (л.д. 29, 30).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020513:139, категории земель - земли населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования - занимаемый автосервисом, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Б. Бикбая, д. 3, общей площадью 2 223 кв. м, который предоставлен заявителю в аренду на срок с 30.12.2014 по 30.12.2015 по договору аренды земельного участка N 172-15 от 22.04.2015 (л.д. 31-34).
Договор аренды земельного участка N 172-15 от 22.04.2015 зарегистрирован, о чем свидетельствует отметка регистрирующего органа на договоре (л.д. 34).
24.06.2015 предприниматель Насырова С.Р. обратилась в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:020513:139, занимаемого автосервисом, и заключении договора купли-продажи (л.д. 26).
Письмом N Н-10536 от 10.07.2015 Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщило, что предоставление земельного участка в собственность не представляется возможным на основании п. 2, пп. 13, 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы, а также в связи с расположением земельного участка в границах красных линий и в числе земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд (л.д. 27-28).
Предприниматель вела дополнительную переписку с Управлением (л.д. 16-17, 18-19, 20-21, 22-23), однако последнее своего решения об отказе в предоставлении спорного земельного участка не изменило.
Полагая отказ Управления, выраженный в письме N Н-10536 от 10.07.2015, незаконным и нарушающим право заявителя на оформление права собственности на земельный участок, занятый принадлежащими заявителю объектами недвижимости, предприниматель Насырова С.Р. обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем не обоснована площадь испрашиваемого земельного участка для целей эксплуатации объекта недвижимости, поскольку судом по материалам дела установлено, что площадь земельного участка в 4,2 раза превышает площадь размещенных на нем объектов недвижимости, и, кроме того, в соответствии с градостроительной документацией на земельном участке запланировано строительство другого объекта.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы заявителя, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 1 ст. 391 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 393 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 3920 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 3920 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу разъяснений, изложенных в п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Предприниматель Насырова С.Р. является собственником объектов недвижимости - одноэтажное здание охраны общей площадью 11,1 кв. м, одноэтажное здание автосервиса общей площадью 540,9 кв. м (л.д. 29, 30), расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020513:139 общей площадью 2 223 кв. м по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Б. Бикбая, д. 3, который предоставлен заявителю в аренду на срок с 30.12.2014 по 30.12.2015 по договору аренды земельного участка N 172-15 от 22.04.2015 (л.д. 31-34).
В силу изложенного заявитель при соблюдении условий, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, вправе воспользоваться исключительным правом на приватизацию указанного земельного участка.
Из оспариваемого отказа Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженного в письме N Н-10536 от 10.07.2015 (л.д. 27-28), следует, что невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 02:55:020513:139 усмотрена заинтересованным лицом в том числе в связи с расположением земельного участка в границах красных линий и в числе земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при рассмотрении дел о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействий), в частности, органов местного самоуправления, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
На основании п. 1 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
Согласно пп. 13 п. 5 указанной статьи ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1 ст. 701 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Согласно п. 2 ст. 701 ЗК РФ резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 701 ЗК РФ).
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, согласно п. 2 которого решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, резервирование земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для муниципальных нужд произведено решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд".
Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 опубликовано 29.01.2015 в выпуске "Вечерняя Уфа" N 17-18 (12665-12666).
Согласно приложению N 2 к указанному решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан испрашиваемый предпринимателем земельный участок с кадастровым номером 02:55:020513:139 включен в перечень земельных участков, полностью или частично расположенных в границах резервируемых земель.
Указанное обстоятельство подтверждено письмом Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.05.2016 N 7-3596/ПР (л.д. 72) и представленной Главным управлением графической выкопировкой из приложения N 1 к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 (л.д. 75), из которой усматривается, что испрашиваемый земельный участок частично входит в область земель, зарезервированных для муниципальных нужд.
Ранее резервирование земельного участка с кадастровым номером 02:55:020513:139 было произведено на основании решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 18.12.2013 N 26/10, которым внесены изменения в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 32/15 от 23.12.2010 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд".
Указанное решение было опубликовано в газете "Вечерняя Уфа", N 244-245 (12392-12393) от 25.12.2013 и соответственно вступило в силу с указанной даты.
Учитывая, что решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 определен срок резервирования (в том числе спорного земельного участка) до 01.01.2019, общий срок резервирования земельного участка, исчисляемого с 25.12.2013, не превышает семи лет, что соответствует сроку резервирования земельных участков, установленному в п. 3 ст. 701 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент первоначального резервирования земельного участка).
Таким образом, следует признать, что на момент первоначального обращения предпринимателя Насыровой С.Р. в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении спорного земельного участка с кадастровым номером 02:55:020513:139 (24.06.2015) названный земельный участок в установленном порядке был зарезервирован для муниципальных нужд в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Обратное заявителем на основании ч. 1 ст. 65 АПК РФ не доказано, доказательств, опровергающих данный вывод апелляционного суда, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок с кадастровым номером 02:55:020513:139 включен в перечень земельных участков, полностью или частично расположенных в границах резервируемых земель, в силу закона (п. 2, пп. 13 п. 5 ст. 27 ЗК РФ) такой участок не подлежит приватизации.
На основании ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документами территориального планирования муниципальных образований являются: генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
В силу ч. 5 ст. 41 ГрК РФ проект планировки территории является одним из видов градостроительной документации, разрабатываемой органом местного самоуправления при подготовке документации по планировке территории.
Согласно ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
В свою очередь разработка документов территориального планирования муниципального образования по смыслу норм ст. 8, 9, 18 ГрК РФ относится к числу публичных полномочий органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности, а в силу ст. 2 Кодекса обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования относится к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В силу п. 3 ст. 1 ГрК РФ устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума N 136/13 от 18.06.2013, правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Таким образом, из системного толкования указанных норм и норм ч. 1 и п. п. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42 ГрК РФ, а также изложенной правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что разработка красных линий с последующим резервированием земельных участков для их изъятия для публичных нужд в составе проекта планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности.
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из письма Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.05.2016 N 7-3596/ПР (л.д. 72), сведения из которого заявителем не опровергнуты, следует, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах красных линий проектной улицы. Проект планировки Лихачевской промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском, Орджоникидзевском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан утвержден постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.08.2011 N 4537.
Согласно фрагменту плана из карты градостроительного зонирования (л.д. 73) земельный участок с кадастровым номером 02:55:020513:139 частично входит в границы красных линий проектируемой улицы Баязита Бикбая.
На основании изложенного апелляционная коллегия не может признать обоснованными доводы подателя апелляционной жалобы о том, что утверждение красных линий постановлением Администрации от 08.08.2011 не может являться обстоятельством, исключающим приватизацию земельного участка, в силу отсутствия доказательств строительства на земельном участке конкретного объекта, утвержденного планом развития города, поскольку такие доказательства в материалы дела представлены.
Утверждение проекта планировки территории города, предусматривающего строительство новых улиц, определяет перспективное развитие города, в том числе в части установления красных линий, обозначающих планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, и в силу установления красных линий для целей планируемого строительства улицы Баязита Бикбая (что в свою очередь явилось основанием и для резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:020513:139) такой участок не может быть предоставлен в собственность заявителя.
С учетом вышеизложенного арбитражный апелляционный суд считает отказ Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженный в письме N Н-10536 от 10.07.2015, в предоставлении земельного участка в собственность законным и соответствующим нормам Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда первой инстанции о несоразмерности площади испрашиваемого земельного участка не подлежат оценке по существу, поскольку указанные выводы не привели к принятию неправильного решения по существу спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.06.2016 по делу N А07-5555/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Насыровой Светланы Радиковны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
Л.В.ПИВОВАРОВА
И.Ю.СОКОЛОВА
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
Л.В.ПИВОВАРОВА
И.Ю.СОКОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)