Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2016 ПО ДЕЛУ N А43-16704/2015

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2016 г. по делу N А43-16704/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 27.01.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.01.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Лукашовой Д.В., Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2015
по делу N А43-16704/2015,
принятое судьей Леоновым А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гамма-Транс" (ОГРН 1105257002707, ИНН 5257116775, г. Нижний Новгород, ул. Электровозная, д. 7)
о признании незаконным решения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, изложенного в письме от 17.06.2015 N 311-05-17-14222/15,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Гамма-Транс" - Гриднева Ю.К., директора, на основании решения от 30.03.2013 N 01 (участвовал в судебном заседании 20.01.2016),
и
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Гамма-Транс" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство), изложенного в письме от 17.06.2015 N 311-05-17-14222/15, об отказе от исполнения заявления вх. N 311-05-12-11246/15 от 17.04.2015 и об обязании Министерства предоставить Обществу и Амасяну Давиту Рубеновичу (далее - Амасян Д.Р.) в общую долевую собственность земельный участок с кадастровым номером 52:18:0030328:87, площадью 972 кв. м, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Электровозная, 7, путем издания соответствующего распорядительного акта и направления проекта соответствующего договора купли-продажи указанным лицам в течение 14 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Амасян Д.Р.
Решением от 12.10.2015 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования Общества.
Министерство не согласилось с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельства дела, нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании 20.01.2016 и в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Амасян Д.Р. в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20.01.2016 объявлялся перерыв до 08 час. 45 мин. 27.01.2016.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Обществу и Амасяну Д.Р. принадлежит на праве общей долевой собственности забор каменный, назначение нежилое, протяженностью 157 м, кадастровый номер 52:18:0030328:426 (свидетельства о государственной регистрации права от 31.07.2013 серии 52-АЕ N 049728 и серии 52-АЕ N 049729).
Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0030328:87, площадью 972 кв. м, адрес месторасположения: г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Электровозная, 7, разрешенное использование - "под автобазу", находящемся у данных лиц на праве аренды на основании договора аренды от 29.02.1996 N 478 (с учетом дополнительных соглашений от 07.10.2002, от 17.10.2003, от 24.08.2010).
17.04.2015 Общество и Амасян Д.Р. совместно обратились в Министерство с заявлением вх. N 311-05-12-11246/15 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030328:87, площадью 972 кв. м, адрес месторасположения: г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Электровозная, 7.
Письмом от 17.06.2015 N 311-05-17-14222/15 Министерство со ссылкой на заключение Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области и статью 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) вернуло пакет документов без исполнения, указав, что считает нецелесообразным предоставление земельного участка в собственность с разрешенным использованием "под автобазу", поскольку Общество и Амасян Д.Р. являются собственниками только каменного забора.
Посчитав, что оспариваемый отказ Министерства не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно статье 4 Закона Нижегородской области от 13.12.2003 N 192-З и пункту 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 при формировании и предоставлении земельных участков уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области является Министерство.
В подпункте 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1).
Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган (пункт 5 статьи 39.20 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 7) цель использования земельного участка; 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 39.17 ЗК РФ).
На основании пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В силу статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства или комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой некоммерческой организации либо этой некоммерческой организации, если земельный участок относится к имуществу общего пользования;
4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;
10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;
11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, превышает предельный размер, установленный в соответствии с федеральным законом;
17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;
21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;
23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
Оценив решение Министерства, изложенное в письме от 17.06.2015 N 311-05-17-14222/15, об отказе в предоставлении спорного земельного участка в общую долевую собственность Общества и Амасяна Д.Р., суд первой инстанции посчитал его не соответствующим требованиям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает такую позицию суда необоснованной.
В данном случае имеющиеся на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0030328:87 площадью 972 кв. м объекты, как-то трансформаторная подстанция, водокачка, металлический склад, принадлежащие Обществу, и два металлических склада и будка охраны, принадлежащие Амасяну Д.Р., не отвечают признакам недвижимого имущества, установленным статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, согласно данной норме к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
Таким образом, для признания имущества недвижимым как объекта гражданских прав необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
Из пояснений представителя Общества и представленного им в материалы дела заключения, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью "Волжский проектный институт "ПРОЕКТВЕРФЬ", следует, что указанные строения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0030328:87, не являются объектами недвижимого имущества или объектами капитального строительства, а представляют собой временные строения, не имеющие неразрывной связи с землей посредством заглубленных фундаментов, не получившие в связи с этим разрешения на строительство; возможны демонтаж и перемещение этих строений без нанесения несоразмерного ущерба их назначению и эксплуатационным качествам.
Следовательно, у Общества и Амасяна Д.Р. в общей долевой собственности находится только расположенный по периметру земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030328:87 площадью 972 кв. м забор протяженностью 157 м, право на который зарегистрировано в установленном законом порядке.
Вместе с тем, по мнению суда апелляционной инстанции, забор не является тем объектом недвижимости как-то здание или сооружение в понимании земельного законодательства, которые непосредственно предназначены для целевого использования испрашиваемого земельного участка, на котором находятся эти объекты.
Поскольку разрешенное использование спорного земельного участка - "под автобазу", Общество в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно доказать, что такой объект как забор эксплуатируется в указанных целях. Однако такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Как пояснил представитель Общества, испрашиваемый земельный участок используется для хранения запасных частей, горюче-смазочных материалов и т.д.
Таким образом, забор фактически несет функции вспомогательного объекта - для ограждения территории арендуемого земельного участка и сохранности находящихся на нем материальных ценностей (с учетом наличия будки охраны), однако не отвечает целям приобретения в собственность земельного участка, на котором он находится.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что Общество не доказало необходимость приобретения в собственность земельного участка испрашиваемой площадью, поскольку исходя из толкования действующих норм ЗК РФ собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования.
При этом размер земельного участка поставлен в зависимость не только от площади объекта недвижимости, расположенного на таком участке, но и от назначения этого объекта, целей его использования.
В силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01.03.2011 N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Следовательно, обладая на праве общей долевой собственности объектом недвижимости (забором протяженностью 157 м), заявитель и третье лицо имеют исключительное право на приобретение только того земельного участка, который занят этим объектом и необходим для его использования.
Однако Общество и Амасян Д.Р. не представили в уполномоченный орган доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка площадью 972 кв. м, в том числе в заявленных целях, для эксплуатации принадлежащего им на праве общей долевой собственности забора протяженностью 157 м.
Поскольку земельные участки, предназначенные для расположения на них объектов недвижимости, должны удовлетворять требованиям закона об использовании их в соответствии с целевым назначением и о соответствии площадей объектов недвижимости и земельного участка, суд апелляционной инстанции считает, что у Общества и Амасяна Д.Р. отсутствует исключительное право на выкуп земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030328:87 площадью 972 кв. м, адрес месторасположения: г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Электровозная, 7, разрешенное использование - "под автобазу", для эксплуатации забора.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции с учетом требований приведенных норм и фактических обстоятельств дела пришел к итоговому выводу о том, что оспариваемое решение вынесено уполномоченным органом, не противоречит требованиям действующего земельного законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное заявителем не доказано.
Приведенные представителем Общества в судебном заседании и устно доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что пунктом 5 статьи 39.20 ЗК РФ установлено императивное правило об условии приобретения земельного участка собственниками здания, сооружения или помещений в них, согласно которому все собственники здания, сооружения или помещений в них совместно обращаются в уполномоченный орган.
По мнению суда апелляционной инстанции, обращение в суд за судебной защитой права, так же как и обращение в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок, должно осуществляться совместно всеми собственниками здания, сооружения или помещений в них, находящихся в их общей долевой собственности.
Вместе с тем суд не учел данное правило и возложил на Министерство как уполномоченный орган обязанность совершить в отношении Амасяна Д.Р. определенные действия по предоставлению ему в собственность спорного земельного участка, тогда как данное лицо самостоятельные требования в рассматриваемом споре не заявляло, а, напротив, выступало в статусе третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
В данном случае Общество с заявленными требованиями обратилось в арбитражный суд только от своего имени, при этом просило обязать Министерство предоставить земельный участок в общую долевую собственность Общества и Амасяна Д.Р., однако каких-либо документов, подтверждающих его полномочия действовать от имени Амасяна Д.Р., не представило.
Поскольку закон предписывает заключение договора одновременно со всеми сособственниками, а не с каждым в отдельности, у суда не имелось оснований для удовлетворения этих требований.
Более того, суд апелляционной инстанции считает обоснованным и замечание Министерства в части того, что действующий Земельный кодекс в случае предоставления земельного участка за плату не предусматривает обязанности уполномоченного органа принять распорядительный акт.
Вместе с тем суд обязал Министерство в том числе обеспечить принятие распорядительного акта о предоставлении Обществу и Амасяну Д.Р. в общую долевую собственность земельного участка в нарушение действующего закона.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Нижегородской области подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а требования Общества - отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2015 по делу N А43-16704/2015 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Гамма-Транс" в удовлетворении требования о признании незаконным решения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, изложенного в письме от 17.06.2015 N 311-05-17-14222/15, об отказе от исполнения заявления вх. N 311-05-12-11246/15 от 17.04.2015 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)