Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.07.2017 N 17АП-8347/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А60-7096/2017

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2017 г. N 17АП-8347/2017-ГК

Дело N А60-7096/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Поляковой М.А., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Габовой Е.А.,
при участии:
- от заявителя: Решетникова Т.А. (паспорт, доверенность от 02.03.2017);
- от ответчика: не явились;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 апреля 2017 года,
принятое судьей С.Ю.Григорьевой
по делу N А60-7096/2017
по заявлению закрытого акционерного общество "Амос-Групп" (ОГРН 1086670023615, ИНН 6670220299)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ОГРН 1096670022107, ИНН 6670262066),
о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении заявления о выкупе земельных участков

установил:

Закрытое акционерное общество "Амос-Групп" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении заявления от 30.11.2015 о выкупе земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0614022:276 и 66:41:0614022:249 в собственность за плату.
Решением суда первой инстанции от 20.04.2017 (резолютивная часть решения от 13.04.2017) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие ответчика, выразившееся в нерассмотрении заявления от 30.11.2015 о выкупе земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0614022:276 и 66:41:0614022:249 в собственность за плату. Суд обязал ответчика в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу рассмотреть заявление от 30.11.2015 о выкупе земельных участков, проверить наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), и по результатам рассмотрения и проверки принять одно из следующих решений: при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ подготовить проект договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0614022:276 и 66:41:0614022:249 в трех экземплярах, подписать их и направить для подписания заявителю; при наличии оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, принять решение об отказе в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0614022:276 и 66:41:0614022:249 в собственность за плату с указанием всех оснований для отказа.
Решение суда от 20.04.2017 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что не наделен полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков площадью, превышающей 10 га, принятие таких решений выходит за рамки его компетенции. Также ответчик указывает, что заявителем не были представлены сведения, подтверждающие историю образования земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0614022:276 и 66:41:0614022:249, и передачу (переоформление) прав на данные земельные участки. Ответчик просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения. В отзыве заявитель ссылается на то, что для принятия решения были предоставлены все необходимые документы. Ответчик является территориальным органом, который осуществляет полномочия собственника в отношении испрашиваемых земельных участков. Оснований для отказа в принятии решения о выкупе у ответчика не имелось.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.12.2013 между ответчиком (арендодатель) и заявителем (арендатор) заключен договор аренды N АЗФ-915/1022 в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614022:276 общей площадью 145789 кв. м, с местоположением: Свердловская область, г. Екатеринбург, с целевым использованием: для сельскохозяйственного использования в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, сроком до 25.10.2022.
Также 24.06.2014 между ответчиком (арендодатель) и заявителем (арендатор) заключен договор аренды N АЗФ-237/1022 земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614022:249 общей площадью 138540 кв. м, с местоположением: Свердловская область, г. Екатеринбург, с целевым использованием: для сельскохозяйственного использования, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, сроком до 25.10.2022.
30.11.2015 заявитель обратился к ответчику с заявлением N ИС-415 о выкупе земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0614022:276 и 66:41:0614022:249.
Письмом от 30.12.2015 N АР-18149/09 ответчик указал на отсутствие оснований для выкупа земельных участков в порядке п. 3.1, 3.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
После получения предостережения Прокуратуры Свердловской области от 27.12.2016 N 7/4-19-2016 ответчик в письме от 26.01.2017 N АР-363/09 указал заявителю на необходимость представления дополнительных документов об образовании земельных участков и возникновения у заявителя права, а также об отсутствии у ответчика полномочий на принятие решения по земельным участкам свыше 10 га.
В связи с тем, что заявление от 30.11.2015 не было рассмотрено в срок, установленный ст. 39.17 ЗК РФ, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании бездействия ответчика незаконным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Наличие у спорного земельного участка статуса находящегося в государственной собственности сторонами не оспаривается.
Оборот земельных участков в силу ст. 27 ЗК РФ осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно статье 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции, действовавшей на дату обращения заявителя с заявлением о выкупе участков) гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (ст. 39.3 ЗК РФ).
В пункте 9 части 2 ст. 39.3 ЗК РФ также определено, что без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Материалами дела подтверждается наличие у заявителя права пользования земельными участками, так с момента заключения договоров аренды прошло более трех лет; земельные участки находятся в пределах населенного пункта и имеют сельскохозяйственное целевое использование; нарушений законодательства арендатором при использовании земельных участков не выявлено; заявление подано до истечения срока действия договоров (25.10.2022).
Таким образом, заявитель имеет право на выкуп земельных участков в собственность за плату.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с п. 5 указанной статьи Кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Поскольку ответчиком в установленный законом срок не принято решение о предоставлении или об отказе в предоставлении земельных участков заявителю, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие противоречит закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не наделен полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков площадью, превышающей 10 га, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация (п. 2 ст. 9 ЗК РФ).
От имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации, а именно, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
На основании пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В пункте 4 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое положение), в редакции приказа от 17.01.2014 N 08, территориальный орган Росимущества осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В силу пункта 4.1.20 Типового положения территориальный орган самостоятельно осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Согласно пункту 4.2.27 указанного Типового положения по поручению Росимущества территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе: продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Нормы Типового положения и Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающие объем полномочий Территориального управления как исполнительного органа государственной власти, опровергают доводы ответчика об отсутствии у него полномочий по распоряжению земельными участками, площадь которых превышает 10 гектаров.
Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны являться препятствием реализации права лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение законного решения в установленный срок.
Таким образом, возложение на ответчика обязанности по принятию решения о предоставлении земельных участков в собственность за плату является обоснованным.
Ссылка ответчика на то, что заявителем не были представлены сведения, подтверждающие историю образования земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0614022:276 и 66:41:0614022:249, а также передачу (переоформление) прав на данные земельные участки, опровергается материалами дела.
Согласно распоряжениям Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области от 03.12.2013 N 671-р и от 12.12.2013 N 689-р земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0614022:276 и 66:41:0614022:249 сформированы в результате раздела из земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0614022:28 и 66:41:0614022:19.
Земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0614022:28 и 66:41:0614022:19 предоставлены ранее в аренду по договорам N АЗФ-105/1022 от 18.10.2007 и N АЗФ-106/1022 от 18.10.2007.
Земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0614022:28 и 66:41:0614022:19 сформированы из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:312, что подтверждается приказом ответчика от 18.04.2007 N 497.
Право постоянного бессрочного пользования заявителя на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:312 было зарегистрировано 02.11.2006.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, вся информация, необходимая для принятия решения по существу, у ответчика имелась.
В связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено. Решение суда от 20.04.2017 отмене не подлежит.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 апреля 2017 года по делу N А60-7096/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА

Судьи
М.А.ПОЛЯКОВА
Ю.В.СКРОМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)