Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 августа 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Потеевой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 мая 2016 года по делу N А05-963/2016 (судья Меньшикова И.А.),
общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС-Запад" (место нахождения: 119602, Москва, улица Академика Анохина, дом 8, корпус 1; ИНН 5009053687, ОГРН 1065009017920; далее - Общество, ООО "Татнефть-АЗС-Запад") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Департаменту муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Архангельск" (место нахождения: город Архангельск, площадь Ленина, дом 5; ИНН 2901078408, ОГРН 1022900545249) о признании недействительным отказа, выраженного в письме от 12.11.2015 N 118-14/10067, в выдаче разрешения на размещение информационной стелы на земельном участке.
Определением суда от 30 мая 2016 года по ходатайству Общества произведена замена ненадлежащего ответчика - Департамента муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Архангельск" на администрацию муниципального образования "Город Архангельск" (место нахождения: город Архангельск, площадь Ленина, дом 5; ИНН 2901065991, ОГРН 1022900509521; далее - Администрация).
Решением суда от 30 мая 2016 года заявленные требования удовлетворены. Этим же решением с Администрации в пользу Общества взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; Обществу из федерального бюджета возвращено 2000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Администрация с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город "Архангельск", утвержденными решением Архангельской городской Думы от 13.12.2012 N 516 (далее - Правила землепользования и застройки), основные виды разрешенного использования, установленные градостроительным регламентом территориальной зоны ВТ-2-1, не предусматривают размещение в указанной территориальной зоне объектов испрашиваемого назначения; размещение объекта планируется за пределами красных линий, что противоречит градостроительному законодательству; планируемый к размещению объект не относится к объектам, размещение которых возможно в полосе отвода и придорожной полосе автомобильной дороги.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу доводы подателя жалобы не признало, считает решение суда законным и обоснованным.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не явились, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Обществу принадлежит на праве собственности автозаправочная станция (АЗС) и земельный участок с кадастровым номером 29:22:071112:19, расположенные по адресу: город Архангельск, Ленинградский проспект, дом 349.
В пяти метрах по направлению на юг от принадлежащего заявителю земельного участка расположена информационная стела с фирменным логотипом "Татнефть" и сведениями о ценах на бензин и дизельное топливо, реализуемые на АЗС. Стела расположена на земельном участке с кадастровым номером 29:22:000000:7929, принадлежащем муниципальному образованию "Город Архангельск".
ООО "Татнефть-АЗС-Запад" 20.10.2015 обратилось в департамент муниципального имущества мэрии города Архангельска (далее - Департамент) с заявлением о выдаче разрешения на размещение информационной стелы на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута.
Письмом от 12.11.2015 N 118-14/10067 Департамент отказал в выдаче разрешения, сославшись на то, что Правила землепользования и застройки не предусматривают размещение объектов испрашиваемого назначения в территориальной зоне ВТ-2-1.
Считая указанный отказ в выдаче разрешения незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с нормами статей 198, 200, а также 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления является одновременно несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6).
Пунктом 3 статьи 39.36 названного Кодекса установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 этой статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В пункте 8 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, названы геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.
Постановлением Правительства Архангельской области от 17.03.2015 N 103-пп утверждены Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земель или земельных участков и установления сервитута (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 названного Порядка размещение объектов осуществляется на основании разрешений органа государственной власти или органа местного самоуправления муниципального образования Архангельской области, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (уполномоченный орган).
Пунктами 3 и 4 Порядка предусмотрен перечень сведений, которые должны быть указаны в заявлении о выдаче разрешения на размещение объектов, и документов, которые должны быть приложены к заявлению, в том числе, схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости), на которых предполагается размещение.
В соответствии с пунктом 9 Порядка в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения об отказе, основаниями для отказа в выдаче разрешения являлись следующие случаи:
- - если заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 Порядка;
- - если заявителем не представлен один или несколько документов, установленных пунктами 3 и 4 Порядка;
- - если в заявлении указаны объекты, виды которых не значатся в перечне;
- - если земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
В силу пункта 10 Порядка в решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 9 Порядка.
Как следует из письма от 12.11.2015 N 118-14/10067, отказывая в выдаче разрешения на размещения объекта, Департамент сослался на то, что согласно Правилам землепользования и застройки основные виды разрешенного использования, установленные градостроительным регламентом территориальной зоны ВТ-2-1, не предусматривают размещение объектов испрашиваемого назначения.
Вместе с тем, Порядок (в редакции до 26.04.2016) не содержал такого основания для отказа в выдаче разрешения.
Законность и обоснованность оспариваемого решения оценивается арбитражным судом на момент его вынесения.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, Администрация не обосновала, почему в зоне ВТ-2-1, где разрешено размещать сооружения наружной рекламы, нельзя разместить стелу с информацией о ценах на бензин.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что установленной информационной стелой созданы препятствия автомобильному движению, автомобильной дороге либо дорожным сооружениям.
Довод подателя жалобы о том, что размещение объекта планируется за пределами красных линий, отклоняется апелляционным судом как несостоятельный, поскольку в рассматриваемом случае Общество обратилось с заявлением в порядке главы V.6 ЗК РФ.
Ссылка Администрации на то, что в нарушение пункта 4 Порядка к заявлению Обществом не приложена схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости), на которых предполагается размещение объекта, отклоняется апелляционным судом как не подтвержденная документально. Напротив, в приложении к заявлению от 20.10.2015 указана схема границ земель на кадастровом плане территории, на которых предполагается размещение объекта.
Кроме того, письмо Департамента от 12.11.2015 N 118-14/10067 не содержало сведений о том, что основанием для отказа в выдаче разрешения послужило в том числе отсутствие указанной схемы.
Всем доводам Администрации в решении суда дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда являются законными и обоснованными.
Поскольку доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 мая 2016 года по делу N А05-963/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.08.2016 ПО ДЕЛУ N А05-963/2016
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2016 г. по делу N А05-963/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 августа 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Потеевой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 мая 2016 года по делу N А05-963/2016 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС-Запад" (место нахождения: 119602, Москва, улица Академика Анохина, дом 8, корпус 1; ИНН 5009053687, ОГРН 1065009017920; далее - Общество, ООО "Татнефть-АЗС-Запад") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Департаменту муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Архангельск" (место нахождения: город Архангельск, площадь Ленина, дом 5; ИНН 2901078408, ОГРН 1022900545249) о признании недействительным отказа, выраженного в письме от 12.11.2015 N 118-14/10067, в выдаче разрешения на размещение информационной стелы на земельном участке.
Определением суда от 30 мая 2016 года по ходатайству Общества произведена замена ненадлежащего ответчика - Департамента муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Архангельск" на администрацию муниципального образования "Город Архангельск" (место нахождения: город Архангельск, площадь Ленина, дом 5; ИНН 2901065991, ОГРН 1022900509521; далее - Администрация).
Решением суда от 30 мая 2016 года заявленные требования удовлетворены. Этим же решением с Администрации в пользу Общества взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; Обществу из федерального бюджета возвращено 2000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Администрация с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город "Архангельск", утвержденными решением Архангельской городской Думы от 13.12.2012 N 516 (далее - Правила землепользования и застройки), основные виды разрешенного использования, установленные градостроительным регламентом территориальной зоны ВТ-2-1, не предусматривают размещение в указанной территориальной зоне объектов испрашиваемого назначения; размещение объекта планируется за пределами красных линий, что противоречит градостроительному законодательству; планируемый к размещению объект не относится к объектам, размещение которых возможно в полосе отвода и придорожной полосе автомобильной дороги.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу доводы подателя жалобы не признало, считает решение суда законным и обоснованным.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не явились, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Обществу принадлежит на праве собственности автозаправочная станция (АЗС) и земельный участок с кадастровым номером 29:22:071112:19, расположенные по адресу: город Архангельск, Ленинградский проспект, дом 349.
В пяти метрах по направлению на юг от принадлежащего заявителю земельного участка расположена информационная стела с фирменным логотипом "Татнефть" и сведениями о ценах на бензин и дизельное топливо, реализуемые на АЗС. Стела расположена на земельном участке с кадастровым номером 29:22:000000:7929, принадлежащем муниципальному образованию "Город Архангельск".
ООО "Татнефть-АЗС-Запад" 20.10.2015 обратилось в департамент муниципального имущества мэрии города Архангельска (далее - Департамент) с заявлением о выдаче разрешения на размещение информационной стелы на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута.
Письмом от 12.11.2015 N 118-14/10067 Департамент отказал в выдаче разрешения, сославшись на то, что Правила землепользования и застройки не предусматривают размещение объектов испрашиваемого назначения в территориальной зоне ВТ-2-1.
Считая указанный отказ в выдаче разрешения незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с нормами статей 198, 200, а также 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления является одновременно несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6).
Пунктом 3 статьи 39.36 названного Кодекса установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 этой статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В пункте 8 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, названы геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.
Постановлением Правительства Архангельской области от 17.03.2015 N 103-пп утверждены Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земель или земельных участков и установления сервитута (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 названного Порядка размещение объектов осуществляется на основании разрешений органа государственной власти или органа местного самоуправления муниципального образования Архангельской области, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (уполномоченный орган).
Пунктами 3 и 4 Порядка предусмотрен перечень сведений, которые должны быть указаны в заявлении о выдаче разрешения на размещение объектов, и документов, которые должны быть приложены к заявлению, в том числе, схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости), на которых предполагается размещение.
В соответствии с пунктом 9 Порядка в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения об отказе, основаниями для отказа в выдаче разрешения являлись следующие случаи:
- - если заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 Порядка;
- - если заявителем не представлен один или несколько документов, установленных пунктами 3 и 4 Порядка;
- - если в заявлении указаны объекты, виды которых не значатся в перечне;
- - если земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
В силу пункта 10 Порядка в решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 9 Порядка.
Как следует из письма от 12.11.2015 N 118-14/10067, отказывая в выдаче разрешения на размещения объекта, Департамент сослался на то, что согласно Правилам землепользования и застройки основные виды разрешенного использования, установленные градостроительным регламентом территориальной зоны ВТ-2-1, не предусматривают размещение объектов испрашиваемого назначения.
Вместе с тем, Порядок (в редакции до 26.04.2016) не содержал такого основания для отказа в выдаче разрешения.
Законность и обоснованность оспариваемого решения оценивается арбитражным судом на момент его вынесения.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, Администрация не обосновала, почему в зоне ВТ-2-1, где разрешено размещать сооружения наружной рекламы, нельзя разместить стелу с информацией о ценах на бензин.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что установленной информационной стелой созданы препятствия автомобильному движению, автомобильной дороге либо дорожным сооружениям.
Довод подателя жалобы о том, что размещение объекта планируется за пределами красных линий, отклоняется апелляционным судом как несостоятельный, поскольку в рассматриваемом случае Общество обратилось с заявлением в порядке главы V.6 ЗК РФ.
Ссылка Администрации на то, что в нарушение пункта 4 Порядка к заявлению Обществом не приложена схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости), на которых предполагается размещение объекта, отклоняется апелляционным судом как не подтвержденная документально. Напротив, в приложении к заявлению от 20.10.2015 указана схема границ земель на кадастровом плане территории, на которых предполагается размещение объекта.
Кроме того, письмо Департамента от 12.11.2015 N 118-14/10067 не содержало сведений о том, что основанием для отказа в выдаче разрешения послужило в том числе отсутствие указанной схемы.
Всем доводам Администрации в решении суда дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда являются законными и обоснованными.
Поскольку доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 мая 2016 года по делу N А05-963/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ЧЕРЕДИНА
Н.В.ЧЕРЕДИНА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.В.ПОТЕЕВА
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.В.ПОТЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)