Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 31.10.2017 N Ф09-5478/17 ПО ДЕЛУ N А50-23011/2016

Требование: О признании недействительными писем органа местного самоуправления, возложении обязанности изъять для муниципальных нужд земельный участок и заключить с истцами соглашение о выкупе нежилого помещения по цене, определенной в отчете оценщика.

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Орган местного самоуправления в письмах указал, что переселение граждан из аварийного жилого дома в связи с техногенной аварией не затрагивает коммерческих интересов собственников объектов коммерческой недвижимости в этом доме.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2017 г. N Ф09-5478/17

Дело N А50-23011/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Столярова А.А., Полуяктова А.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы администрации города Березники (далее - администрация), индивидуальных предпринимателей Минина Сергея Владимировича и Перевозчикова Виталия Анатольевича на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.03.2017 по делу N А50-23011/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель администрации - Ворошкова С.А. (доверенность от 30.12.2016 N 01-26-80).

Предприниматели Минин С.В. и Перевозчиков В.А. обратились в Арбитражный суд Пермского края с заявлениями к администрации о признании недействительными писем от 24.08.2016 N 08-03-09/575м, N 08-03-09/574п; возложении на заинтересованное лицо обязанности изъять для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером 59:03:0400073:38, расположенный по адресу: г. Березники, ул. Свердлова, 29, и заключить с заявителями соглашение о выкупе нежилого помещения по цене, определенной в отчете оценщика, равной 5 606 900 руб. в отношении каждого собственника.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.03.2017 (судья Вавилова Н.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие администрации в предоставлении заявителям компенсации за встроенное нежилое помещение, расположенное по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Свердлова, д. 29, выраженное в письмах от 24.08.2016 N 08-03-09/575м, N 08-03-09/574п. На администрацию возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителей следующим путем: принять решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 59:03:0400073:38, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Свердлова, д. 29; принять решения об изъятии у заявителей для муниципальных нужд по 1/2 доли в праве собственности на нежилые помещения, расположенные по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Свердлова, д. 29, общей площадью 327,4 кв. м, этаж: цоколь, номера на поэтажном плане: 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30, 31; заключить соглашения с заявителями о выкупе их долей в праве собственности на нежилые помещения по цене 3 717 625 руб. каждому.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2017 (судьи Зеленина Т.Л., Жукова Т.М., Макаров Т.В.) решение суда изменено. Заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными решения Администрации, изложенные в письмах от 24.08.2016 N 08-03-09/575м, N 08-03-09/574п. На администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем обеспечения предоставления им иного нежилого помещения в соответствии с Порядком предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету города Березники на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 публичного акционерного общества "Уралкалий" в г. Березники", утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 30.09.2015 N 764-П (далее - постановление от 30.09.2015 N 764-П).
В кассационной жалобе предприниматели Минин С.В. и Перевозчиков В.А. просят отменить постановление суда апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции оставить в силе. Предприниматели не согласны с выводом суда апелляционной инстанции о необходимости руководствоваться в рассматриваемом случае распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 814-р, распоряжением Правительства Пермского края от 22.09.2014 N 256-рп и постановлением от 30.09.2015 N 764-П в качестве аналогии закона в соответствии с п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации. По их мнению, постановление от 30.09.2015 N 764-П регулирует бюджетные отношения, то есть относится к бюджетному законодательству и не может применяться к спорным правоотношениям. По их мнению, суд первой инстанции пришел к верному выводу о возможности применения в качестве аналогии закона положений ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, и каждого жилого помещения в указанном доме путем выкупа.
В кассационной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Администрация не согласна с выводом суда о возможности применения в качестве аналогии положений ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указывает на то, что в рассматриваемом случае следует руководствоваться постановлением от 30.09.2015 N 764-п, которое не предполагает необходимости изъятия земельного участка и выкупа нежилого помещении в порядке, установленным жилищным законодательством. Кроме того, администрация не согласна с выводом суда апелляционной инстанции о необходимости предоставления предпринимателям иного помещения как противоречащим постановлению от 30.09.2015 N 764-п.

При рассмотрении спора судами установлено, что авария, произошедшая на руднике БКПРУ-1 публичного акционерного общества "Уралкалий" в г. Березники, признана чрезвычайной ситуацией федерального уровня на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 814-р.
В пункте 3 названного распоряжения Министерству финансов Российской Федерации поручено предоставить в установленном порядке за счет средств федерального бюджета бюджету Пермского края бюджетный кредит в размере до 700 млн. рублей на покрытие расходов, связанных с началом работ по переселению граждан из зоны вероятных разрушений.
Распоряжением Правительства Пермского края от 22.09.2014 N 256-рп "О проведении эвакуации населения из жилых домов, расположенных в границах опасной зоны в районе выработок рудника БКПРУ-1 ОАО "Уралкалий" города Березники", предписано провести эвакуацию населения из жилых домов, расположенных в границах опасной зоны в районе выработок рудника БКПРУ-1 ОАО "Уралкалий" в г. Березники в срок до 31.12.2014.
Постановлением Правительства Пермского края от 30.09.2015 N 764-п утвержден Порядок предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету города Березники на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 публичного акционерного общества "Уралкалий" в г. Березники (далее - Порядок).
Постановлением Администрации города Березники от 01.08.2016 N 2412 на основании заключения межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 19.07.2016 N 1, в соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, учитывая программу строительства многоэтажных жилых домов в г. Березники, в правобережной части города Березники, многоквартирный дом, находящийся по адресу: г. Березники, ул. Свердлова, д. 29, признан аварийным и подлежащим сносу.
В пункте 2 названного постановления установлен срок отселения граждан, проживающих в доме, до 31.12.2017.
В пункте 4 постановления управлению городского хозяйства администрации города предписано в срок не позднее 10 дней со дня вступления в силу данного постановления подготовить проект муниципального правового акта администрации города о включении дома в список домов, признанных аварийными (непригодными для проживания) вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО "Уралкалий" г. Березники, и направить на согласование в установленном порядке.
В пункте 5 постановления управлению имущественных и земельных отношений администрации города предписано: в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу данного постановления направить гражданам, проживающим в доме, копию постановления, а также иные документы, предусмотренные постановлением администрации города от 16.10.2015 N 2503 "Об утверждении порядка реализации мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 публичного акционерного общества "Уралкалий" г. Березники; в срок не позднее 90 дней со дня вступления в силу данного постановления подготовить проект муниципального правового акта администрации города о включении граждан, проживающих в доме, в список граждан, подлежащих переселению из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 публичного акционерного общества "Уралкалий" в г. Березники и направить на согласование в установленном порядке.
Кроме того, судами установлено, что предпринимателям Минину С.В. и Перевозчикову В.А. на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли каждому) принадлежит нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме по адресу: г. Березники, ул. Свердлова, д. 29, площадью 327,4 кв. м, этаж цокольный, номера на поэтажном плане: 14 - 31 (свидетельства о государственной регистрации права от 14.04.2015 серии 59-БД N 624155, серии 59-БД N 624154).
Письмом от 02.08.2016 N 18-07-08/329 управление имущественных и земельных отношений администрации города Березники уведомило предпринимателей Минина С.В. и Перевозчикова В.А. о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Предприниматели 04.08.2016 обратились в администрацию с заявлениями, в соответствии с которыми просили заключить с ними соглашения о выкупе нежилого помещения общей площадью 327,4 кв. м, расположенного по адресу: г. Березники, ул. Свердлова, д. 29, исходя из рыночной стоимости за 1 кв. м, либо предоставить равноценное помещение.
Письмами от 24.08.2016 N 08-03-09/575м, N 08-03-09/574п администрация сообщила заявителям о том, что постановлением администрации города от 01.08.2016 N 1843 "О включении в государственную программу "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Пермского края" (подпрограмма "Развитие жилищного строительства в Пермском крае") многоквартирного дома, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Свердлова, д. 29" указанный многоквартирный дом, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, включен в государственную программу "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Пермского края" (подпрограмма "Развитие жилищного строительства в Пермском крае"), утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1331-п. Реализация программы осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением от 30.09.2015 N 764-П. Порядок переселения предусматривает предоставление социальной выплаты на приобретение нового равнозначного по площади жилого помещения взамен жилого помещения в доме, признанном аварийным. Одним из обязательных условий предоставления социальный выплаты является заключение между администрацией и гражданами, переселяемыми из непригодного для проживания жилищного фонда, соглашения о передаче в муниципальную собственность ранее занимаемого жилого помещения и доли в праве на земельный участок. Вышеуказанным постановлением установлен срок отселения граждан, собственников жилых помещений до 31.12.2017. Требований об освобождении нежилых помещений их собственникам не предъявляется. Собственники нежилых помещений вправе использовать их по назначению до фактического сноса дома. В настоящее время реализация мероприятий по переселению граждан из непригодного для проживания жилого фонда не затрагивает коммерческих интересов собственником объектов коммерческой недвижимости, расположенных в многоквартирном доме N 29 по ул. Свердлова, и обстоятельствами признания многоквартирного дома непригодным для проживания не ограничивается.
Предприниматели Минин С.В. и Перевозчиков В.А., выражая несогласие с оспариваемыми письмами от 24.08.2016 N 08-03-09/575м, N 08-03-09/574п, и полагая, что на стороне администрации имеет место незаконное бездействие, что нарушает права и законные интересы заявителей, обратились в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями. Предприниматели ссылались на положения ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 56.2, подп. 4 п. 2 ст. 56.3, п. 2 ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1, 2, 7, 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и указывали на обязанность администрации принять решение об изъятии соответствующего земельного участка и нежилого помещения, принадлежащего им на праве общей долевой собственности, для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Цена выкупа определена заявителями на основании отчета оценщика и составила 5 606 900 руб. применительно к 1/2 доли в праве собственности.
Суд первой инстанции в порядке ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству стороны назначил экспертизу с целью определения рыночной стоимости принадлежащего заявителям объекта.
Согласно представленному экспертному заключению N 023/17-Н рыночная стоимость помещения составила 7 435 250 руб. 32 коп.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 35 Конституции Российской Федерации, ст. 1, 235, п. 1 ст. 239 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ), ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, счел, что признание спорного дома аварийным и подлежащим сносу лишает предпринимателей возможности использования принадлежащего им имущества; решение о предстоящем сносе здания, которое принято и находится в стадии исполнения, свидетельствует о фактическом изъятии из владения и прекращении права собственности. При этом суд отметил, что правовые последствия признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу для собственников нежилых помещений законодательством прямо не урегулированы, поэтому в соответствии с п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности положения ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. С учетом чего суд пришел к выводу о нарушении в рассматриваемом случае прав и законных интересов предпринимателей и правомерности заявленных требований. Цена выкупа определена судом первой инстанции на основании экспертного заключения N 023/17-Н.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о нарушении администрацией прав и законных интересов предпринимателей и правомерности заявленных требований. В то же время, изменяя решение суда первой инстанции, суд указал, что установленное в п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, не может быть поставлено в зависимость от статуса помещения в многоквартирном доме, признанного непригодным для проживания. С учетом чего суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о возможности применения аналогии закона в порядке п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем суд указал на необходимость руководствоваться в рассматриваемом случае распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 814-р, распоряжением Правительства Пермского края от 22.09.2014 N 256-рп и постановлением Правительства Пермского края от 30.09.2015 N 764-П. В этой связи суд апелляционной инстанций признал ошибочным избранный судом первой инстанции способ устранения нарушенных прав и пришел к выводу, что защита имущественных прав заявителей и приобретение нежилых помещений взамен признанных аварийными возможны только в порядке, утвержденном постановлением от 30.09.2015 N 764-П. Так, суд указал на то, что в соответствии с утвержденным Порядком на реализацию мероприятий по переселению граждан бюджету г. Березники предоставляются иные межбюджетные трансферты из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств федерального бюджета, а гражданам, переселяемым из непригодного для проживания жилищного фонда, предоставляются социальные выплаты для приобретения жилого помещения. Согласно представленным сведениям на момент рассмотрения спора 79,9% собственников жилых помещений в многоквартирном доме N 29 по ул. Свердлова в г. Березники заключили соглашения о безвозмездной передаче в муниципальную собственность принадлежащих им жилых помещений, доли в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома, в том числе земельный участок. При этом 15% жилых помещений в этом доме принадлежит на праве собственности муниципальному образованию "город Березники". При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции счел, что оснований для возложения на администрацию обязанности принять решение об изъятии земельного участка и помещений для муниципальных нужд, а также заключить соглашение о выкупе помещений заявителей, у суда первой инстанции не имелось. В рассматриваемом случае устранение нарушенных прав заявителей должно быть произведено путем обеспечения предоставления заявителям иного нежилого помещения в соответствии с Порядком, утвержденном постановлением от 30.09.2015 N 764-П.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов заявителей кассационных жалоб, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене.
В силу ч. 1 ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Частью 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии).
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.
Таким образом, данные нормы подлежат применению в случае, если дома признаны аварийными и подлежащими сносу вследствие их естественного физического износа в результате их эксплуатации.
Правовые последствия признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для собственников нежилых помещений в многоквартирном жилом доме законодательством не установлены.
В то же время в данном споре речь идет о признании нежилых помещений в жилом доме аварийными и подлежащими сносу в результате техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО "Уралкалий" г. Березники.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции Российской Федерации).
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В порядке осуществления названных полномочий Президентом Российской Федерации федеральным органам и органам исполнительной власти Пермского края даны поручения N Пр-1450 от 21.06.2014 и N Пр-913 от 25.04.2014 о переселении граждан из аварийного жилья в г. Березниках и финансировании этих мероприятий.
Согласно подпунктам "а", "г", и "д" ст. 10 поименованного федерального закона Правительство Российской Федерации издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение; определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, а также определяет порядок использования указанных резервов.
Как установлено судами, авария, произошедшая на руднике КПРУ-1 публичного акционерного общества "Уралкалий" в г. Березники, признана чрезвычайной ситуацией федерального уровня на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 814-р.
Этим же распоряжением Минфину России поручено предоставить в установленном порядке за счет средств федерального бюджета бюджету Пермского края бюджетный кредит в размере до 700 млн. рублей на покрытие расходов, связанных с началом работ по переселению граждан из зоны вероятных разрушений (пункт 3).
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло постановление от 20.12.2014 N 1436, которым утвердило Правила предоставления субсидий на мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 публичного акционерного общества "Уралкалий" в г. Березники, Пермский край, в рамках подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила), а также обязало направить бюджетные ассигнования из федерального бюджета бюджету Пермского края в виде субсидий на мероприятия по переселению граждан из указанного жилищного фонда.
Названные Правила закрепляют порядок и условия предоставления Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Пермского края субсидий, предоставляемых на софинансирование мероприятий государственной программы Пермского края, предусматривающих осуществление социальных выплат гражданам, переселяемым из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии.
Из системного анализа предписаний, содержащихся в Правилах, следует, что социальная выплата, предоставляемая за счет средств бюджетных ассигнований из федерального и краевого бюджетов, носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки.
В соответствии с утвержденным Порядком (постановление от 30.09.2015 N 764-п) предоставляются иные межбюджетные трансферты из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств федерального бюджета, а гражданам, переселяемым из непригодного для проживания жилищного фонда, предоставляются социальные выплаты для приобретения жилого помещения.
Приведенные нормы исключают возможность обеспечения жильем даже собственников жилых помещений в порядке ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае получение иного жилья в связи с техногенной аварией на руднике БКПРУ-1 публичного акционерного общества "Уралкалий" возможно только в Порядке, утвержденном постановлением Правительства Пермского края от 30.09.2015 N 764-П.
Вместе с тем порядок осуществления социальных выплат собственникам коммерческой недвижимости ни Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2014 N 1436, ни Порядком, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 30.09.2015 N 764-п, не установлен. Принудительное отчуждение имущества у собственников коммерческой недвижимости для государственных и муниципальных нужд не предусмотрено.
Таким образом, у судов отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований и применения в соответствии с п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации по аналогии к указанным отношениям положений ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права.
Поскольку суды установили фактические обстоятельства дела, однако неправильно применили нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу физическими лицами кассационной жалобы на решение и постановление апелляционного суда по делу о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина составляет 150 руб.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено, уплаченная государственная пошлина подлежит частичному возврату.
Поскольку предпринимателями Мининым С.В. и Перевозчиковым В.А. при подаче кассационной жалобы платежными поручениями от 11.09.2017 N 001024 и от 11.09.2017 N 001025 соответственно уплачено по 1500 руб. государственной пошлины каждым, излишне уплаченные суммы государственной пошлины в размере по 1350 руб. подлежат возврату каждому из заявителей.
Руководствуясь ст. ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 21.03.2017 по делу N А50-23011/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2017 по тому же делу отменить.
В удовлетворении исковых требований индивидуальных предпринимателей Минина Сергея Владимировича и Перевозчикова Виталия Анатольевича отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Минину Сергею Владимировичу из федерального бюджета 1350 руб. 00 коп., излишне уплаченной государственной пошлины за подачу кассационной жалобы по платежному поручению от 11.09.2017 N 001024, находящемуся в материалах дела.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Перевозчикову Виталию Анатольевичу из федерального бюджета 1350 руб. 00 коп., излишне уплаченной государственной пошлины за подачу кассационной жалобы по платежному поручению от 11.09.2017 N 001025, находящемуся в материалах дела.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА

Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
А.С.ПОЛУЯКТОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)