Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2016 ПО ДЕЛУ N А13-7826/2014

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2016 г. по делу N А13-7826/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 мая 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Виноградова О.Н. и Зайцевой А.Я.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии индивидуального предпринимателя Екимовой Надежды Васильевны, от индивидуального предпринимателя Екимовой Надежды Васильевны Бухарина С.В. по доверенности от 22.04.2016, от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области Леденцовой И.Ю. по доверенности от 05.11.2015, от администрации Кирилловского муниципального района Юлина А.В. по доверенности от 18.05.2016, Смирновой Н.В. по доверенности от 05.10.2015, от федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Русский Север" Кошель И.Д. по доверенности от 11.01.2016, от администрации сельского поселения Горицкое Кузнецовой Г.В. по доверенности от 01.09.2015, от правительства Вологодской области Веселовой Е.Л. по доверенности от 24.02.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Екимовой Надежды Васильевны на решение Арбитражного суда Вологодской области от 2 февраля 2016 года по делу N А13-7826/2014 (судья Логинова О.П.),
установил:

индивидуальный предприниматель Екимова Надежда Васильевна (место нахождения: г. Вологда; ОГРНИП 304353336601287, ИНН 361100002596; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 25; ОГРН 1103525003900, ИНН 3525237735; далее - Управление) по утверждению границ зоны с особыми условиями использования территорий национального парка "Русский север" и направлению документов в порядке информационного взаимодействия для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о границах этой зоны, в части включения земельного участка кадастровый номер 35:05:0303025:11 площадью 221 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, Кирилловский район, село Горицы, улица Центральная, дом 13, в составе кадастрового квартала 35:05:0303025, общей площадью 187 га (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (место нахождения: 123995, город Москва, улица Большая Грузинская, д. 4/6, корп. 1, ОГРН 1027700221450, ИНН 7710256289; далее - Министерство), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (место нахождения: 160001, город Вологда, улица Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889, ИНН 3525144576; далее - Росреестр), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области (место нахождения: 115054, Москва, переулок Орликов, д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; далее - Кадастровая палата), правительство Вологодской области (место нахождения: 160000, Вологда, улица Герцена, д. 2, ОГРН 1023500884395, ИНН 3525115247; далее - Правительство), администрация Кирилловского муниципального района (место нахождения: 161100, Вологодская область, город Кириллов, улица Преображенского, д. 4, ОГРН 1033500790223, ИНН 3511001063; далее - Администрация района), федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Русский Север" (место нахождения: 161100 Вологодская область, город Кириллов, улица Сиверская, дом 9 а, ОГРН 102351891786, ИНН 3511000140; далее - ФГУП "Национальный парк "Русский Север"), администрация сельского поселения Горицкое (место нахождения: 161107, Вологодская обл., Кирилловский район, сельское поселение Горицкое, село Горицы, улица Центральная, ОГРН 1053500471100, ИНН 3511005413; далее - Администрация поселения), общество с ограниченной ответственностью "Базис" (место нахождения: 160515, Вологодская область, Вологодский район, поселок Семенково, улица Первомайская, д. 17, ОГРН 1023500596228, ИНН 3507003847; далее - ООО "Базис").
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 06.03.2015, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2015, требования Предпринимателя удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.10.2015 решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Решением Арбитражного суда Вологодской области 02.02.2016 в удовлетворении заявления Предпринимателя отказано.
Предприниматель с решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования. Доводы жалобы сводятся к следующему:
- - постановление Правительства Российской Федерации от 20.03.1992 N 182 "О создании Национального парка "Русский Север" не является актом, которым установлены границы национально парка;
- - границы Национального парка "Русский Север" фактически установлены Управлением, которое не обладает соответствующими полномочиями.
- в основе принятого решения лежат ошибочные выводы суда кассационной инстанции.
Предприниматель и его представитель в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в жалобе, настаивали на ее удовлетворении.
Представители Администрации района, Администрации поселения и Правительства в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Представители ответчика и ФГУП "Национальный парк "Русский Север" в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражали.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей явившихся лиц, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, земельный участок кадастровый номер 35:05:0303025:11 площадью 221 кв. м, расположенный по адресу: Вологодская область, Кирилловский район, село Горицы, улица Центральная, дом 13 Предоставлен Екимовой Н.В. в соответствии с постановлением Главы Горицкого сельсовета от 30.12.1998 N 36.
Договор аренды данного земельного участка заключен 30.12.1998.
На земельном участке имеется здание магазина, принадлежащее предпринимателю, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.02.1999.
Предприниматель в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) 17.04.2014 обратился в Администрацию района с заявлением о предоставлении земельного участка, занятого зданием, в собственность за плату, с разрешенным использованием - для размещения магазина (т. 1, л. 47).
Письмом от 28.04.2014 N 674 Администрация района отказала Предпринимателю в оформлении права собственности на земельный участок, указав, что испрашиваемый земельный участок находится в селе Горицы, которое расположено в границах зоны с особыми условиями использования территорий национального парка "Русский север". При этом Администрация района признала исключительное право предпринимателя Екимовой Н.В. на приватизацию земельного участка по статье 36 ЗК РФ как собственника магазина при условии отсутствия указанных ограничений (т. 1, л. 48 - 49).
Администрация района сообщила Предпринимателю о том, что сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории национального парка "Русский север" были внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 03.12.2009.
Из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле следует, что землеустроительные и кадастровые работы на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения - национального парка "Русский Север" были проведены ООО "Базис" на основании государственного контракта от 15.09.2008 N 13/95.
По результатам работ подготовлены проект территориального землеустройства по установлению местоположения границ земельных участков национального парка "Русский Север" на землях особо охраняемых территорий Кирилловского муниципального района и землеустроительное дело по составлению карты (плана) границ зоны с особыми условиями использования территории национального парка "Русский Север".
Руководитель Управления 31.10.2008 утвердил проект территориального землеустройства по установлению местоположения границ земельных участков Национального парка на землях особо охраняемых территорий Кирилловского муниципального района и землеустроительное дело по составлению карты (плана) границ зоны с особыми условиями использования территории национального парка "Русский Север".
Управление 12.11.2009 обратилось в Кадастровую палату с заявлением о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о зоне с особыми условиями использования территории национального парка "Русский Север".
Решением Кадастровой палаты от 03.12.2009 N 05/09-2000 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории национального парка "Русский Север".
В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 35:05:0303025:11 имеется запись: "Земельный участок полностью входит в Зону: "Зона с особыми условиями использования территории национального парка "Русский Севере" 35.05.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.1992 N 182" (т. 1, л. 43 - 46).
Предприниматель, полагая, что действия Управления по утверждению границ данной зоны и направлению в орган кадастрового учета документов для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о границах такой зоны не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции признал требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствия правового акта закону и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; создания препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
По мнению Предпринимателя, действия Управления повлекли нарушение его исключительного права на приватизацию земельного участка, на котором расположено здание магазина, принадлежащего ему на праве собственности. Включение используемого земельного участка в зону с особыми условиями произведено незаконно, противоречит законодательству и нарушает права и законные интересы Предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие возможности приобрести в собственность земельный участок лишает ее права владения и распоряжения таким участком, нормального ведения на нем хозяйственной деятельности, возможности продать здание магазина по достойной цене. Считает, что включение в территорию парка ее земельного участка и всей территории села Горицы ограничивает осуществление предпринимательской деятельности и не отвечает целям создания Национального парка. Населенный пункт является полностью антропированной территорией, видоизмененной до степени максимального выполнения потребностей коллективного проживания организованного социума. Сохранять такую территорию от воздействия человека при постоянном проживании и осуществлении предпринимательской деятельности невозможно.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Согласно статье 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
При этом земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в пределах особо охраняемых природных территорий, ограничиваются в обороте (пункт 1 части 5 статьи 27 ЗК РФ).
Частью 2 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу части 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
В пункте 5 статьи 16 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
Согласно пункту 6 статьи 95 ЗК РФ земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что земельным и природоохранным законодательством установлен запрет на предоставление в частную собственность земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов, в том числе земель, на которых расположены объекты недвижимости других собственников.
Следовательно, включение земельного участка в состав территории национального парка ограничивает право собственника здания, строения, сооружения на реализацию права приватизации такого земельного участка. Предприниматель не имеет права приватизации земельного участка, занятого зданием магазина, принадлежащего ей на праве собственности, поскольку данный земельный участок, включен в границы зоны с особыми условиями использования территории Национального парка. Невозможность реализации указанного права свидетельствует о нарушении прав и законных интересов предпринимателя Екимовой Н.В. в случае, если земельный участок включен в границы такой территории с нарушением действующего законодательства.
В постановлении от 08.10.2015 суд кассационной инстанции указал, что для выяснения вопроса о включении земельного участка в границы национального парка "Русский Север", созданного на основании Постановления N 182, необходимо исследовать материалы по обоснованию размера территории парка, разработанные институтом "Союзгипролесхоз" по поручению уполномоченных органов государственной власти в рамках процедуры создания национального парка, которые были направлены в Правительство Российской Федерации в целях принятия соответствующего решения, а также установить обстоятельства формирования территории национального парка "Русский Север".
При новом рассмотрении ФГБУ "Национальный парк "Русский Север" представлены материалы по формированию территории национального парка, а также документы органов государственной власти о создании национального парка.
Представленные документы свидетельствуют о том, что процедура создания национального парка "Русский Север" началась в 1988 году с принятия поручения Совета Министров РСФСР от 18.07.1988 N 583-П "Об образовании национального парка "Русский Север" в Вологодской области".
Исполнительным комитетом Вологодского областного Совета народных депутатов от 24.01.1989 N 38 принято решение "О согласовании границ национального парка", в котором имеется ссылка на поручение Совета Министров РСФСР от 18.07.1988 N 583-П. В данном решении определены вопросы организации работ по обоснованию границ национального парка. Проведение работ поручено институту "Союзгипролесхоз". В приложении 1 "Характеристика территории проектируемого национального парка" к данному решению перечислены земли и их площадь.
Решением Исполнительного комитета Кирилловского районного Совета народных депутатов от 12.10.1989 N 267 согласована концепция проектирования национального парка, предложенная институтом "Союзгипролесхоз".
Решением Исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 13.02.1990 N 71 "Об организации государственного природно-исторического национального парка" также согласована концепция проектирования национального парка, предложенная институтом "Союзгипролесхоз".
Перечисленные документы и материалы, разработанные институтом "Союзгипролесхоз", предусматривают создание национального парка, обоснование его границ и площади, проектируемые границы и функциональные зоны. Данные материалы содержат обоснование включения в территорию парка села Горицы с учетом исторического, природного и географического расположения. Картографические материалы также иллюстрируют расположение села Горицы в границах национального парка "Русский Север".
В целях создания национального парка Президиумом Вологодского областного Совета народных депутатов принято решение от 26.11.1991 N 313 "Об организации государственного природно-исторического национального парка "Русский Север" общей площадью 216,9 тыс. га, из них первая очередь 166,4 тыс. га согласно приложению 1 (т. 2, л. 32 - 33). Указанное приложение содержит сведения о включении в состав парка земель совхоза "Горицкий" площадью 16 тысяч гектаров.
Областной Совет народных депутатов 03.01.1992 направил указанное решение в Правительство Российской Федерации с предложением организовать на территории Вологодской области национальный парк "Русский Север", указав, что материалы, обосновывающие организацию парка, представлены институтом "Союзгипролесхоз" в мае 1991 года (т. 5, л. 175).
Правительством Российской Федерации от 20.03.1992 N 182 принято постановление "О создании национального природного парка "Русский Север" Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации в Вологодской области" (т. 2, л. 29).
Согласно указанному постановлению Правительством приняты предложения органов исполнительной власти Вологодской области:
- - о создании парка общей площадью 166,4 тысяч гектаров;
- - о предоставлении в пользование национальному парку 75,9 тысяч гектаров земель государственного лесного фонда Кирилловского механизированного лесхоза Вологодского лесохозяйственного объединения;
- - о включении в состав национального природного парка "Русский Север", без изъятия из хозяйственной эксплуатации 90,5 тысяч гектаров земель сельскохозяйственного и иного назначения, в том числе земли: колхоза имени Кирова - 16,6 тысяч гектаров, колхоза "Россия" - 3,3 тысяч гектаров, совхоза "Родина" - 19,3 тысяч гектаров, совхоза "Горицкий" - 16 тысяч гектаров, совхоза "Труженик" - 3,8 тысяч гектаров, совхоза "Николоторжский" - 9,5 тысяч гектаров, совхоза "Организатор" - 16,4 тысяч гектаров, Пустынского психоневрологического интерната - 0,1 тысяч гектаров, Вогнемского психоневрологического интерната - 0,5 тысяч гектаров, города Кириллова - 0,6 тысяч гектаров, объединения "Вологодавтодор" - 0,7 тысяч гектаров, земель запаса - 0,3 тысяч гектаров, Кирилловского производственного участка объединения "Вологдамежхозлес" - 0,2 тысяч гектаров, карьероуправления - "Севзапиндустрия" - 0,3 тысяч гектаров, Северо-Двинского канала Вологодского техучастка - 2,2 тысяч гектаров, прочих организаций - 0,7 тысяч гектаров.
Указанным постановлением администрации Вологодской области совместно с Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации поручено уточнить границы национального природного парка "Русский Север". Министерству также поручено осуществить в 1992 году организационно-технические мероприятия, связанные с созданием национального природного парка.
Таким образом, Постановление N 182 завершило процесс создания национального парка, предписав государственным органам уточнить его границы и провести соответствующие мероприятия.
В период принятия Постановления N 182 действовал Закон РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (далее - Закон N 2060-1).
Согласно пункту 1 статьи 63 Закона N 2060-1 национальными природными парками объявлялись изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, научное, эколого-просветительское, рекреационное значение как типичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких растений и животных, места отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения.
Национальные природные парки являлись природоохранительными учреждениями, территории которых предназначены для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях. Для охраны и рационального использования природных ресурсов на территориях национальных природных парков образовывались зоны заповедного, заказного режимов, рекреационного использования. Вокруг парков создавались охранные зоны с ограниченным режимом природопользования (пунктам 4 и 5 статьи 63 указанного Закона).
Пунктом 2 данной статьи было предусмотрено, что национальные природные парки образуются по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды постановлениями Правительства Российской Федерации с целью охраны природы, в том числе традиционных мест проживания малочисленных народов Севера, в сочетании с экологическим воспитанием населения, организацией его отдыха, развитием туризма.
Национальный парк "Русский Север" создан на основании Постановления N 182. Согласно указанному постановлению Правительством приняты предложения органов исполнительной власти Вологодской области об общей площади парка - 166,4 тыс. га; о предоставлении в пользование национальному парку - 75,9 тыс. га земель государственного лесного фонда; о включении в состав национального природного парка "Русский Север", без изъятия из хозяйственной эксплуатации - 90,5 тыс. га земель сельскохозяйственного и иного назначения.
Таким образом, национальный парк создан в соответствии с действующими в тот период нормами законодательства уполномоченным органом. Формирование территории национального парка произведено на основании материалов, разработанных институтом "Союзгипролесхоз". По картографическим материалам и в соответствии с описанием границ национального парка село Горицы полностью находится на территории парка.
Постановлением N 182 предусмотрено включение в состав национального природного парка "Русский Север", без изъятия из хозяйственной эксплуатации, в том числе, земель совхоза "Горицкий" - 16 тыс. га.
По мнению представителей заявителя, Правительства Вологодской области, Администрации района и Администрации поселения, Управлением не учтено, что решением 21 созыва Горицкого сельского Совета народных депутатов от 26.09.1990 изъяты из землепользования совхоза "Горицкий" земли занятые сельскими населенными пунктами в границах, обозначенных на планах земель совхоза и площадями, согласно приложению N 1.
Приложением N 1 к решению сессии сельского Совета народных депутатов от 26.09.1990 установлен перечень населенных пунктов и площадь земельных участков, подлежащих изъятию у совхоза "Горицкий" и предоставляемых в ведение Горицкого сельского Совета народных депутатов, среди которых село Горицкое, площадью 187 га.
Согласно статье 1 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятых Верховным Советом СССР 28.02.1990 (далее - Основы законодательства о земле) земельные отношения в СССР регулировались Основами и издаваемым в соответствии с ними другим законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.
Положениями статьи 4 Основ законодательства о земле предусмотрены полномочия Советов народных депутатов по изъятию земельных участков. К компетенции местных Советов народных депутатов также относится изъятие земель (статья 13 Основ законодательства о земле).
В силу статьи 18 Земельного Кодекса РСФСР полномочия по распоряжению земельными участками и их изъятию были предоставлены поселковым Советам народных депутатов независимо от того, к какой категории и к собственности публичного образования какого уровня они относились.
Пунктом 10 статьи 9 Основ законодательства о земле установлено, что право владения и право пользования всем земельным участком или его частью прекращается Советом народных депутатов в случае изъятия земель.
Изъятие земель для государственных и общественных нужд производится по решению соответствующего Совета народных депутатов при согласии землевладельца или по согласованию с землепользователем в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик (статья 11 Основ законодательства о земле).
Аналогичные положения содержались в статье 23 Земельного кодекса РСФСР, которая определяла компетенцию Советов народных депутатов различного уровня по изъятию и предоставлению земель. Пунктом 1 названной статьи было установлено, что право на предоставление в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передачу в собственность и аренду земельных участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи и статьями 58 и 59 настоящего Кодекса, имели сельские, поселковые Советы народных депутатов.
Статья 28 Основ законодательства о земле предусматривает, что земли сельских населенных пунктов находятся в ведении сельских Советов народных депутатов.
Из материалов дела следует, что решение от 26.09.1990 принято во исполнение положений статьи 28 Основ законодательства о земле, уполномоченным органом - Горицким сельским Советом народных депутатов и при наличии согласия совхоза "Горицкий" (т. 1, л. 56).
Фактическое изъятие земель села Горицы из земель совхоза "Горицкий" подтверждается материалами землеустроительного дела по изъятию земель совхоза "Горицкий" (т. 1, л. 53 - 67), материалами землеустроительного дела АСХП "Горицкий", являющегося правопреемником совхоза "Горицкий", а именно: экспликациями земель по формированию землепользований, картографическими документами, письмом совхоза "Горицкий" о согласовании передачи земель, справкой о землях постороннего пользования, постановлением Администрации района от 28.12.1992 N 482 "О формировании землепользования АОЗТ "Горицы".
Как верно указал суд первой инстанции, факт изъятия из землепользования совхоза "Горицкий" земель занятых селом Горицы не имеет значения для вопросов формирования территории национального парка и определения его границ.
На момент принятия Правительством Российской Федерации 20.03.1992 Постановления N 182 земли села Горицы входили в состав земель национального парка, что подтверждается материалами, разработанными институтом "Союзгипролесхоз". Указанное постановление фактически закрепило территорию парка, описанную в данных материалах, включая земли села Горицы.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что земельный участок села Горицы с кадастровым номером 35:05:0303025, площадью 187 га, назначение - земли населенных пунктов, включен в границы с особыми условиями использования территории национального парка "Русский Север" правомерно с учетом материалов института "Союзгипролесхоз" и перечисленных выше документов органов государственной власти.
Согласно пункту 6 статьи 95 ЗК РФ земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Следовательно, территория национального парка как природоохранного объекта в силу закона может включать в себя помимо земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного национальному парку на праве постоянного (бессрочного) пользования, также земельные участки других владельцев. Земельный участок Предпринимателя может находится на землях, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территорий национального парка "Русский север".
С учетом вышеизложенного, действия Управления по утверждению границ данной зоны и направлению в орган кадастрового учета документов в порядке информационного взаимодействия для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о границах зоны с особыми условиями использования территорий национального парка, правомерны и не нарушают права Предпринимателя, в связи с чем оснований для удовлетворения требований заявителя у суда первой инстанции не имелось.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
При подаче апелляционной жалобы Предприниматель уплатил государственную пошлину в размере 3000 руб. (квитанция публичного акционерного общества "БАНК СГБ" от 02.03.2016 N 974), в то время как размер государственной пошлины для физических лиц по данной категории дел составляет 150 руб. (абзац второй подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2850 руб. подлежит возврату Предпринимателю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 2 февраля 2016 года по делу N А13-7826/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Екимовой Надежды Васильевны - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Екимовой Надежде Васильевне из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по квитанции публичного акционерного общества "БАНК СГБ" от 02.03.2016 N 974 в сумме 2850 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.В.РОМАНОВА
Судьи
О.Н.ВИНОГРАДОВ
А.Я.ЗАЙЦЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)