Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.11.2017 N 16АП-5285/2016 ПО ДЕЛУ N А63-6107/2016

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2017 г. по делу N А63-6107/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Егорченко И.Н., Луговой Ю.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Наниковым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, дело по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сагандыкова С-М.П. (ОГРНИП 304264236300863, с. Летняя Ставка Туркменского района)
к Министерству имущественных отношений Ставропольского края (ОГРН 1022601949644, г. Ставрополь), Ставропольскому краю в лице Правительства Ставропольского края.
о признании незаконным отказа N 3537 от 25.03.2016 в предоставлении в собственность земельного участка и обязании направить проект договора купли-продажи,
с участием третьего лица: администрации Туркменского муниципального района Ставропольского края (ОГРН 1042600435393, Ставропольский край, Туркменский район, с. Летняя Ставка),
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,

установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сагандыков С.-М.П. (далее по тексту - глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее по тексту - Министерство) о признании незаконным отказа N 3537 от 25.03.2016 в предоставлении в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 40 га с кадастровым номером 26:09:090310:1, находящегося в собственности Ставропольского края, местоположение относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: а. Шарахалсун, п. 8 с/о1, к. 5-6, участок находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Туркменский район, а. Шарахалсун, и обязании направить проект договора купли-продажи из расчета цены выкупа 279 728 руб.
Решением от 11.11.2016 требования удовлетворены. Суд признал незаконным как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации отказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.03.2016 N 3537 об отказе в предоставлении в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью 40 га с кадастровым номером 26:09:090310:1. Суд обязал Министерство имущественных отношений Ставропольского края в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 26:09:090310:1 в трех экземплярах, подписать их и направить (выдать) для подписания главе крестьянского (фермерского) хозяйства Сагандыкову Султану-Мурату Палатовичу.
Министерство не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить, в связи с неполным выяснением судом обстоятельств дела.
Определением от 06.02.2017 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Одновременно, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен субъект Российской Федерации - Ставропольский край в лице Правительства Ставропольского края.
Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования, согласно которым просил суд:
- - признать незаконным как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации отказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.03.2016 N 3537 об отказе в предоставлении в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью 40 га с кадастровым номером 26:09:090310:1;
- - возложить обязанность на Правительство Ставропольского края принять решение о предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Сагандыкову Султану-Мурату Палатовичу арендуемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 26:09:090310:1, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: а. Шарахалсун, п. 8 с/о1, к. 5-6, участок находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Туркменский район, а. Шарахалсун;
- - обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края подготовить в трех экземплярах проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 26:09:090310:1, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: а. Шарахалсун, п. 8 с/о1, к. 5-6, участок находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Туркменский район, а. Шарахалсун;
- - обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края подписать проект договора купли-продажи земельного участка с ценой выкупа 279 728 руб. и направить его для подписания в адрес индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сагандыкову Султану-Мурату Палатовичу в течение тридцати дней с момента принятия Правительством Ставропольского края решения о предоставлении земельного участка.
Определением суда от 15.03.2017 уточненные требования приняты к рассмотрению судом апелляционной инстанции, Ставропольский край в лице Правительства Ставропольского края привлечен в качестве заинтересованного лица.
До рассмотрения дела от Министерства поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, в связи с невозможностью представителя явиться в судебное заседание ввиду его участия в других судебных заседаниях.
Ходатайство об отложении судебного разбирательства судом рассмотрено и отклонено. Предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отложения судебного разбирательства не имеется. В ходатайстве Министерство не ссылается на какие-либо обстоятельства, по которым дело не может быть рассмотрено в его отсутствие, в том числе на то, что им могут быть представлены какие-либо доказательства либо пояснения, имеющие значение для рассмотрения дела.
Кроме того, от главы КФХ также факсимильной связью поступило ходатайство об отложении судебного заседания ввиду болезни его представителя.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства, так как по смыслу статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отложение судебного заседания является правом суда даже при уважительности неявки лица в судебное заседание. Судебная коллегия не усматривает препятствий для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, оценив, представленные суду доказательства, приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что 05.01.2000 Туркменская районная государственная администрация по договору N 4 передала КФХ "Полис" в лице Сагандыкова Султана-Мурата Палатовича в аренду земельные угодья общей площадью 40 га согласно прилагаемой экспликации земель для выращивания сельскохозяйственной продукции сроком на 5 лет.
Договор надлежащим образом зарегистрирован не был, вместе с тем имеется запись в журнале регистрации договоров администрации района о наличии такого договора.
Постановлением главы Туркменской районной государственной администрации от 26.02.2002 N 67 статус главы КФХ "Полис" приведен в соответствие гражданскому законодательству, глава КФХ "Полис" Сагандыков С.-М.П. приобрел статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
06.03.2002 между Туркменской районной государственной администрацией и главой КФХ "Полис" Сагандыковым С.-М.П. подписан новый договор аренды N 3, в том числе земельного участка с кадастровым номером 26:09090310:0001, площадью 40 га из фонда перераспределения райгосадминистрации на территории СПК "Кучерлинский" сроком на 5 лет.
13.03.2002 земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 26:09090310:1 с указанием местоположения: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. ориентир: а. Шарахалсун, п. 8с/о1, кл. 5-6, участок находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Туркменский район, аул Шарахалсун.
06.03.2002 договор N 3 от 06.03.2002 зарегистрирован регистрирующим органом.
Постановлением главы Туркменской районной государственной администрации от 22.06.2004 N 60 утверждены границы земельных участков фонда перераспределения земель Туркменского района.
Согласно перечню от 15.11.2004, утвержденному Министерством имущественных отношений Ставропольского края, земельный участок с кадастровым номером 26:09090310:0001 в границах Туркменского района, СПК "Кучерлинский" вошел в список земель, право собственности, на которые возникло у Ставропольского края.
Право государственной собственности Ставропольского края на вышеназванный земельный участок зарегистрировано 01.03.2005 за номером 26-26-09/002/2005-228 (свидетельство от 01.03.2005 серии 26АА N 015531).
Распоряжением Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 19.11.2008 N 970 главе КФХ предоставлен в аренду с 06.03.2007 сроком на 10 лет земельный участок с кадастровым номером 26:09:090310:1 площадью 40 га, расположенный примерно в 2 км от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Туркменский район, а. Шарахалсун, п. 8 с/о1, кл. 5-6. На основании данного распоряжения между министерством и главой КФХ заключен договор аренды от 25.11.2008 N 18-09 вышеназванного земельного участка.
Срок аренды установлен с 06.03.2007 по 05.03.2017.
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.01.2009 за номером 26-26-09/004/2008-830.
11.02.2016 глава КФХ, до истечения срока аренды земельного участка, обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка.
25.03.2016 Министерство в письме N 3537 указало на отсутствие оснований для принятия решения, поскольку заявителем не представлен пакет соответствующих документов.
Ссылаясь на то, что отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка не основан на законе, нарушает его права и охраняемые законом интересы, глава КФХ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заявленные требования о признании отказа о предоставлении в собственность земельного участка путем выкупа незаконным, вытекают из публичных правоотношений и подлежат рассмотрению судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действий (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Следовательно, Министерство должно доказать законность оспариваемого отказа, а Общество в свою очередь обязано доказать правомерность заявленного требования, в том числе соблюдения условий земельного законодательства, предусматривающего право на приобретение в собственность земельного участка.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24.07.2002 (далее по тексту - Закон N 101-ФЗ) установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Именно на заявителе при подаче заявления о предоставлении арендуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность лежит обязанность представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие использование такого земельного участка по целевому назначению, поскольку существенным условием возникновения права на приобретение в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения является факт его использования по назначению в течение установленного законом срока (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6.4.3 договора от 25.11.2008 арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а также способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле - как природному объекту.
Земельным кодексом Российской Федерации провозглашен принцип деления земель по целевому назначению на категории, что означает, что земли соответствующих категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 101-ФЗ отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются данным Законом, который устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
На основании пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности, гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков (пункт 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
Из указанных норм в совокупности следует, что покупателями земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, которые используют их по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.
Юридические лица, обращаясь в орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, с заявлением о приватизации указанных земель должны вместе с заявлением представить документы, подтверждающие, что они на момент подачи такого заявления используют земли по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Именно на заявителе лежит обязанность при подаче заявления о предоставлении арендуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие использование такого земельного участка по целевому назначению.
В соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 10 Закона перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Данный перечень Министерством сельского хозяйства Российской Федерации до настоящего времени не утвержден.
Вместе с тем данное обстоятельство не освобождает лицо, претендующее на приобретение в собственность арендуемых им земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, от исполнения названной выше обязанности.
Согласно Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
В качестве документов, подтверждающих целевое использование арендуемого земельного участка, предприниматель представил в уполномоченный орган, в том числе справки Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (от 22.01.2016 N АО-01-04/155), администрации Кучерлинского сельсовета от 28.01.2016 N 8.3/102.
Между тем, указанные документы не подтверждают факт надлежащего использования арендованного земельного участка.
Представленные в ходе рассмотрения дела справка МЧС России от 09.08.2016 N 6-6-32/411 об отсутствии фактов выжигания стерни и т.п.; справка Ставропольстата от 15.08.2016 N 19-06/12-07 о том, что за период с 2011 по 2015 гг. посевной площади подсолнечника не значилось; справка администрации района от 10.08.2016 N 05-25/2650 об использовании земельного участка в соответствии с Законом N 101-ФЗ; акты о проведении сельскохозяйственных работ, согласно которым на спорном земельном участке осуществлялись процедуры по внесению минеральных и органических удобрений, обработке посевов против вредителей и т.п, агрохимические паспорта за 2015-2016 гг., свидетельствующие о наличии мер, предпринимаемых главой КФХ для повышения плодородности почвы, а также многочисленные грамоты за вклад главы КФХ Сагандыкова С.-М.П. в развитие сельского хозяйства в крае, не являются доказательством использования земельного участка по целевому назначению.
При предоставлении земельного участка для сельскохозяйственного производства при том, что под сельскохозяйственным производством понимается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья, не осуществление на предоставленном земельном участке в течение срока аренды полноценных работ по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы свидетельствует о нецелевом использовании данного земельного участка.
Заявителем не представлено доказательств того, что за период аренды спорного земельного участка им была получена и (или) произведена какая-либо сельскохозяйственная продукция.
Кроме того, указанные документы не были представлены в уполномоченный орган вместе с соответствующим заявлением, в связи с чем, не могут приниматься как доказательства представления предпринимателем всех необходимых документов для принятия положительного решения.
Суд апелляционной инстанции, с учетом правовой позиции суда кассационной инстанции по настоящему делу, также приходит к выводу о том, что письмо от 25.03.2016 N 3537 отказом в предоставлении земельного участка не является, носит информационный и разъяснительный характер, свидетельствует о том, что заявление главы КФХ не рассмотрено. Данное письмо не препятствует рассмотрению заявления по существу, в случае представления главой КФХ в уполномоченный орган всех документов, предусмотренных законом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.03.2016 N 3537 прав и законных интересов предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушает.
Учитывая допущенное судом первой инстанции нарушение процессуальной нормы права при принятии решения, принимая во внимание разъяснения данные в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" N 36 от 28.05.2009, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.11.2016 по делу N А63-6107/2016 применительно к пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.11.2016 по делу N А63-6107/2016 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Возвратить Сагандыкову С-М.П. (ОГРНИП 304264236300863, с. Летняя Ставка Туркменского района) из федерального бюджета 5 700 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по чеку-ордеру N 4999 от 26.05.2016 при подаче заявления в суд.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.МАРЧЕНКО

Судьи
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
Ю.Б.ЛУГОВАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)