Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 24.08.2017 N Ф09-4904/17 ПО ДЕЛУ N А60-63197/2016

Требование: О признании незаконным отказа в разделе земельного участка, обязании подготовить распоряжение о его разделе, предоставить образованные участки в аренду с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Раздел не произведен по мотиву непредставления заявления об утверждении схем расположения участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2017 г. N Ф09-4904/17

Дело N А60-63197/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Тороповой М.В., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2017 по делу N А60-63197/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - общество "МРСК Урала") обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области (далее - управление) о признании незаконным отказа в разделе земельного участка с кадастровым номером 66:02:0000000:90 изложенного в письме от 05.10.2016 N АР-11397/07; обязании подготовить распоряжение о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:02:0000000:90 и предоставить образованные из него земельные участки в аренду с последующим прекращением права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 66:02:0000000:90.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением суда первой инстанции от 21.03.2017 (судья Парамонова В.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.06.2017 (судьи Семенов В.В., Макаров Т.В., Полякова М.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права. Заявитель отмечает, что при вынесении решения суды не учли, что, поскольку общество "МРСК Урала" обратилось в уполномоченный орган с заявлением о разделе земельного участка после 01.03.2015 - даты вступления в законную силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в рассматриваемом случае следует применять положения п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции названного Федерального закона, устанавливающие порядок образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории. При этом заявитель полагает, что представленная обществом "МРСК Урала" схема расположения земельного участка, утвержденная постановлением главы Артемовского городского округа от 03.12.2007, не имеет статуса действующего документа, поскольку не отвечает требованиям п. 13, 15 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного заявитель полагает, что на момент обращения общества "МРСК "Урала" в управление схема расположения земельного участка не представлена.
С учетом изложенного заявитель полагает, что обществом "МРСК Урала" не доказано несоответствие оспариваемого отказа действующему законодательству, в связи с чем выводы суда о незаконности решения управления являются необоснованными.
Общество "МРСК Урала" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 3 Вводного закона юридические лица, за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, - переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных "Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что обществу "МРСК Урала" на праве собственности принадлежат следующие объекты электросетевого хозяйства: ОРУ-110 кВ, литер I, ВЛ-110 кВ ЕГРЭС - Егоршино, ВЛ-110 кВ ЕГРЭС - Шогринская, ВЛ-110 кВ Егоршино - Шогринская, ВЛ-110 кВ Мироновская - Шогринская, ВЛ-110 кВ Самоцвет - Шогринская, ВЛ-110 кВ Деевская - Мироновская, ВЛ-110 кВ Осинцево - Шогринская с заходом на ПС Лебедкино, входящие в состав электросетевого комплекса подстанции 110/10 кВ "Шогринская", что подтверждено свидетельством о регистрации права от 09.10.2013 N 66 АЖ 148898, выданного взамен свидетельства о регистрации права от 01.08.2008 N 66 АГ 291903.
Земельному участку, на котором размещены указанные выше электросетевые объекты общества "МРСК Урала" и которые ранее были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования присвоен статус единого землепользования с кадастровым номером 66:02:0000000:90, что подтверждено данными кадастрового паспорта земельного участка.
С 2003 г. право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией.
Право постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок перешло к обществу "МРСК Урала" в 2008 г. от открытого акционерного общества "Свердловэнерго" в порядке универсального правопреемства (п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком 66:02:0000000:90 общество "МРСК "Урала" заключило договор подряда на проведение кадастровых работ по образованию земельных участков путем выделения из земельного участка с кадастровым номером 66:02:0000000:90 с последующей постановкой на государственный кадастровый учет вновь образованных земельных участков с целью заключения договоров аренды на образованные земельные участки.
В 2014 г. в результате проведенных кадастровых работ образованы и поставлены на кадастровый учет следующие земельные участки: земельный участок с кадастровым номером 66:02:0000000:6425 площадью 4429 кв. м; земельный участок с кадастровым номером 66:02:0000000:6440 площадью 77 кв. м; земельный участок с кадастровым номером 66:02:0102002:0213 площадью 96 кв. м; земельный участок с кадастровым номером 66:02:0000000:6421 площадью 315 кв. м; земельный участок с кадастровым номером 66:02:0601001:0577 площадью 147 кв. м; земельный участок с кадастровым номером 66:02:0000000:6411 площадью 196 кв. м; земельный участок с кадастровым номером 66:02:2001001:0577 площадью 39 кв. м; земельный участок с кадастровым номером 66:02:0000000:6410 площадью 192 кв. м; земельный участок с кадастровым номером 66:02:2001001:554 площадью 10 191 кв. м.
Факт постановки указанных земельных участков на кадастровый учет в 2014 г. подтвержден данными из кадастровых паспортов земельных участков.
Письмом от 14.09.2016 N СЭ/АЭС/01-03/2857 общество "МРСК Урала" обратилось в управление с заявлением об осуществлении раздела земельного участка 66:02:0000000:90 на перечисленные выше земельные участки с последующей возможностью оформления на образованные земельные участки права аренды и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком 66:02:0000000:90, приложив к заявлению: свидетельство о регистрации права собственности общества "МРСК Урала" на электросетевые объекты; свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком 66:02:0000000:90; постановление главы муниципального образования "Артемовский район" о предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования; кадастровые паспорта земельных участков, образованных из земель единого землепользования 66:02:0000000:90.
Письмом от 05.10.2016 N АР-11397/07 управление сообщило о том, что вопрос об образовании земельных участков из единого землепользования может быть осуществлен после направления заявителем заявления об утверждении схем расположения земельных участков, предоставление которых предусмотрено ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды выявили, что в силу положений п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ на общество "МРСК Урала" возложена обязанность по переоформлению принадлежащего ему права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 66:02:0000000:90, поскольку обладателем этого права заявитель быть не может.
Постановлением главы Артемовского городского округа от 03.12.2007 N 1351 утверждены проекты границ земельных участков, занятых объектами недвижимого имущества общества "МРСК "Урала", согласован вопрос о разделе земельного участка 66:02:0000000:90 и образовании земельных участков площадью 4429 кв. м, площадью 77 кв. м, площадью 96 кв. м, площадью 315 кв. м, площадью 147 кв. м, площадью 196 кв. м, площадью 39 кв. м, площадью 192 кв. м, площадью 10 191 кв. м.
Судами установлено, что общество "МРСК Урала" провело необходимые кадастровые работы с целью формирования из земельного участка с кадастровым номером 66:02:0000000:90 вновь образуемых земельных участков, что подтверждено кадастровыми паспортами образованных указанных выше земельных участков, общество направило кадастровые паспорта вместе с иными документами управлению для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования участком, образования новых земельных участков и предоставления этих участков в аренду, то есть для переоформления права.
Однако в письме от 05.10.2016 N АР-11397/07 управление, не оспаривая необходимость переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды, сослалось на новые требования земельного законодательства и затребовало от общества "МРСК Урала" дополнительные документы.
Вместе с тем, выявив, что процесс переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком был начат до вступления в силу с 01.03.2015 изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, предусматривающих необходимость раздела земельного участка, находящегося в федеральной собственности, на основании схемы расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории, заявителем в полном объеме проведены кадастровые работы в отношении земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 66:02:0000000:90, суды обоснованно признали, что предоставление запрошенной управлением схемы расположения образуемых земельных участков на кадастровом плане территории как основание для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования территории не требуется.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что обязанность по предоставлению управлению запрошенных дополнительных документов у общества "МРСК Урала" отсутствует.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконным отказ управления, изложенный в письме от 05.10.2016 N АР-11397/07, и удовлетворили заявленные обществом "МРСК Урала" требования.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанцией установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2017 по делу N А60-63197/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.А.ТАТАРИНОВА

Судьи
М.В.ТОРОПОВА
С.Э.РЯБОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)