Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.10.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-9303/2017

Требование: О признании отказа в бесплатном предоставлении земельного участка на праве собственности незаконным, обязании бесплатно предоставить участок.

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истцу отказано в бесплатном предоставлении земельного участка на праве собственности для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с тем, что ранее ему был предоставлен в собственность участок для индивидуального жилищного строительства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 октября 2017 г. по делу N 33а-9303/2017


1-я инстанция - судья Шистеев Ф.С.
Судья-докладчик Усова Н.М.

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Папуши А.С.,
судей Усовой Н.М. и Харина Р.И.,
при секретаре судебного заседания К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Х.И.КА. к администрации муниципального образования "Эхирит-Булагатский район" о признании решения об отказе в бесплатном предоставлении земельного участка на праве собственности незаконным, обязании бесплатно предоставить на праве собственности земельный участок,
по апелляционной жалобе Х.И.КА. на решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 18 июля 2017 года,

установила:

в обоснование своих исковых требований административный истец указал, что он обратился с заявлением в администрацию МО "Эхирит-Булагатский район" о предоставлении ему земельного участка в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (заявление зарегистрировано 05 апреля 2017 года Номер изъят).
Согласно ответу администрации МО "Эхирит-Булагатский район" от 20 апреля 2017 года N 7-13-640/17 ему было отказано в бесплатном предоставлении земельного участка на праве собственности для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства с кадастровым номером Номер изъят, местоположение: <адрес изъят>, из категории земель: сельскохозяйственного назначения, площадью 309 860 кв. м на основании п. 2 ст. 2 Закона Иркутской области "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан" N 146-ОЗ от 28 декабря 2015 года, в связи с тем, что ему ранее был предоставлен в собственность земельный участок в <адрес изъят> для индивидуального жилищного строительства. Поясняет, что земельный участок из категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 1674 кв. м, расположенный по адресу: <адрес изъят> действительно был предоставлен ему бесплатно на основании постановления главы администрации МО "Эхирит-Булагатский район" от 14 июля 2009 года N 1329 в соответствии со ст. 28 ЗК РФ, пп. "е" п. 3 ст. 2 Закона Иркутской области "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан" N 8-ОЗ от 12 марта 2009 года и ч. 3 ст. 37 Устава МО "Эхирит-Булагатский район".
Считает, что на основании п. 2 ст. 10 Закона Иркутской области "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан" N 146-ОЗ от 28 декабря 2015 года, принятый закон не распространяется на отношения, возникшие до вступления его в законную силу.
Просил суд признать незаконным полностью решение администрации МО "Эхирит-Булагатский район" об отказе Х.И.КА. в бесплатном предоставлении земельного участка на праве собственности для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства с кадастровым номером Номер изъят, местоположение: <адрес изъят>, из категории земель: сельскохозяйственного назначения, площадью 309 860 кв. м; обязать администрацию МО "Эхирит-Булагатский район" бесплатно предоставить Х.И.КА. указанный земельный участок.
Решением Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 18 июля 2017 года в удовлетворении административных исковых требований Х.И.КА. к администрации муниципального образования "Эхирит-Булагатский район" о признании решения администрации муниципального образования "Эхирит-Булагатский район" от 20 апреля 2017 года N 7-13-640/17 об отказе в предоставлении земельного участка на праве собственности незаконным; обязании бесплатно предоставить на праве собственности земельный участок, отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Х.И.КБ. в обоснование доводов к отмене решения суда указал, что по основаниям ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), решение суда необоснованно, так как в нем отсутствует указание на нормы материального права, подлежащие применению. Оспариваемое решение повторяет позицию ответчика.
В связи с изложенным просит решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 18 июля 2017 года по данному административному делу отменить полностью, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Письменных возражений по доводам апелляционной жалобы не поступило.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад по делу, выслушав объяснения представителя административного истца Х.И.КА. - Т., действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, просившего решение суда отменить, проверив решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Х.И.КА. обратился с заявлением в администрацию муниципального образования "Эхирит-Булагатский район" о предоставлении ему земельного участка в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства площадью (данные изъяты).
Согласно ответу администрации МО "Эхирит-Булагатский район" от 20 апреля 2017 года N 7-13-640/17 Х.И.КА. было отказано в бесплатном предоставлении земельного участка на праве собственности для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, с кадастровым номером Номер изъят, местоположение: <адрес изъят>, из категории земель: сельскохозяйственного назначении, площадью 309 860 кв. м, на основании п. 2 ст. 2 Закона Иркутской области "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан" N 146-ОЗ от 28 декабря 2015 года, в связи с тем, что Х.И.КА. ранее был предоставлен земельный участок в <адрес изъят> для индивидуального жилищного строительства.
Из материалов дела следует, что на основании постановления главы администрации МО "Эхирит-Булагатский район" от 14 июля 2009 года N 1329 Х.И.КА. был предоставлен бесплатно земельный участок на праве собственности по адресу: <адрес изъят>, площадью 1674 кв. м, с кадастровым номером Номер изъят для индивидуального жилищного строительства их категории земель населенных пунктов.
В соответствии с пунктами "в" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 указанного кодекса определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 этого же кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
До 01 марта 2015 года действовала ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающая возможность предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами.
С 01 марта 2015 года указанные нормы утратили свою силу, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и действуют положения ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, содержащей перечень случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.
Согласно подпункту 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации иным не указанным в подпункте 6 названной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, земельный участок предоставляется бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 39.19 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан впервые в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 ст. 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Подпунктом 7 ст. 39.5 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен однократно бесплатно в собственность в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона Иркутской области от 12 марта 2009 года (в редакции, действовавшей на дату предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства) дополнительно к установленным федеральными законами случаям предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно на территории Иркутской области устанавливаются следующие случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области или в муниципальной собственности, в собственность граждан однократно бесплатно, в том числе и для индивидуального жилищного строительства.
Совокупный анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что предоставление земельных участков бесплатно в соответствии с Законом Иркутской области от 12 марта 2009 года N 8-оз "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан"; в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации возможно однократно в одном из указанных в ст. 2 Закона случаях по выбору гражданина, в связи с чем, доводы жалобы в указанной части, являются необоснованными.
Исходя из вышеизложенных норм и установленных фактических обстоятельств, суд пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Х.И.КА.
Иное толкование подателем жалобы норм права, примененных в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном их применении судом первой инстанции и о наличии оснований для отмены решения.
Судебная коллегия считает, что дело рассмотрено судом первой инстанций полно и всесторонне, выводы суда соответствуют требованиям закона и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ст. 62 КАС РФ на стороны, нормы материального и процессуального права не нарушены, в том числе, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, которые являются безусловным основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 18 июля 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Х.И.КА. к администрации муниципального образования "Эхирит-Булагатский район" о признании решения об отказе в бесплатном предоставлении земельного участка на праве собственности незаконным, обязании бесплатно предоставить на праве собственности земельный участок, оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Х.И.КА. - без удовлетворения.
Председательствующий судья
А.С.ПАПУША

Судьи
Н.М.УСОВА
Р.И.ХАРИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)