Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жуковой Т.М.,
судей Зелениной Т.Л., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой Ю.В.,
при участии:
от заявителя - Дачного некоммерческого товарищества "Мулянское" (ДНТ "Мулянское"): Бейлина М.М. (паспорт, доверенность от 27.04.2015),
от заинтересованного лица - Департамента земельных отношений администрации города Перми: не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
жалобу заявителя - ДНТ "Мулянское",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 20 октября 2015 года,
принятое судьей И.В.Елизаровой,
по делу N А50-13543/2015
по заявлению ДНТ "Мулянское" (ОГРН 1125903001696, ИНН 5903097419)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании решения незаконным,
установил:
ДНТ "Мулянское" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения, изложенного в письме от 22.05.2015 N И-21-01-09-9236, об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:78455, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20 октября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись, заявитель обжаловал решение суда первой инстанции в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что испрашиваемый земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения и не входит в фонд перераспределения земель. В материалы дела представлены доказательства того, что заявитель является арендатором двух земельных участков.
Отзыв не представлен. Департамент земельных отношений администрации города Перми считает решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Департамент земельных отношений администрации города Перми, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, указывает заявитель, 19.09.2013 товарищество обратилось в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения дачного некоммерческого товарищества по адресу: г. Пермь, Свердловский район, восточнее ул. Самаркандская, 25, примерной площадью 6 532 кв. м
16.01.2013 заявителю во исполнение решения суда по делу N А50-11844/2012 был выдан акт о выборе земельного участка N 955.
19.08.2014 во исполнение решения суда по делу N А50-26118/2013 заявителю была выдана схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
03.12.2014 земельный участок площадью 2693 кв. м, расположенный по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Самаркандская, 25, был поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 59:01:0000000:78455, разрешенное использование: садовые дома, дачные дома, летние сооружения.
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта следует, что спорный земельный участок входит в территориальную зону: "Зона садовых и дачных участков (Р-3).
03.04.2015 осуществлена публикация о предстоящем предоставлении земельного участка в Официальном бюллетене органов местного самоуправления N 22.
09.04.2015 распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации города Перми N 867, был утвержден акт о выборе земельного участка для строительства от 16.01.2013 N 955, предварительно согласовано место размещения объекта - дачного некоммерческого товарищества "Мулянское" на земельном участке площадью 2693 кв. м, расположенном восточнее ул. Самаркандской, 25, в Свердловском районе.
24.04.2015 заявитель обратился в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:78455 для размещения дачного некоммерческого товарищества в аренду на 4 года 11 месяцев.
22.05.2015 Департамент земельных отношений администрации города Перми письмом N И-21-01-09-9236 заявителю сообщил, что принять решение о предоставлении земельного участка не представляется возможным, поскольку соответствующее распоряжение о предварительном согласовании места размещения товарищества было издано 09.04.2015, при этом, ст. 34 ФЗ от 03.06.2014 N 171-ФЗ предусмотрено, что земельный участок предоставляется в аренду без проведения торгов, если его предоставление предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015.
Полагая, что указанное решение Департамента земельных отношений администрации города Перми, не соответствует закону, а также нарушает права и законные интересы ДНТ "Мулянское", заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что оспариваемое заявителем решение об отказе в принятии решения о предоставлении земельного участка в аренду для размещения дачного некоммерческого товарищества "Мулянское" принято Департаментом земельных отношений администрации города Перми правомерно, оснований полагать, что оспариваемым решением нарушены права и законные интересы заявителя не имеется.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
По смыслу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 12 ФЗ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
В статье 13 ФЗ N 66-ФЗ установлено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Согласно пункту 1 статьи 14 ФЗ N 66-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1 статьи 80 ЗК РФ).
В определении Верховного Суда РФ от 16.04.2015 по делу N А47-10068/2013 сформулирована правовая позиция, согласно которой в правоотношениях, связанных с предоставлением земельного участка для дачного хозяйства, нормы Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению во взаимосвязи с положениями ФЗ N 66-ФЗ. Предоставление земельного участка для ведения дачного хозяйства исключительно по общим нормам Земельного кодекса Российской Федерации без учета требований ФЗ N 66-ФЗ нарушает права граждан, претендующих на приобретение образованных земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 28 ФЗ N 66-ФЗ.
Из представленных в материалы дела документов следует, что акт о выборе выдан заявителю ДНТ "Мулянское" на основании ст. 31 ЗК РФ, устанавливающей порядок выбора и предоставления земельных участков для строительства, доказательств соблюдения при этом требований ФЗ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в материалы дела не представлено.
Суду не представлено сведений об учете граждан, учредивших ДНТ "Мулянское", а также других членов этого ДНТ в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков администрацией района. Доказательств утверждения этого списка органом местного самоуправления заявителем не представлено.
Кроме того, судом принято во внимание, что на момент рассмотрения спора для размещения ДНТ "Мулянское" Департаментом земельных отношений администрации города Перми уже предоставлены в аренду два земельных участка площадью 4 843 кв. м и 11 267 кв. м (договоры аренды N 013-14С от 18.02.2014, N 037-14С от 21.03.2014), а также принято распоряжение о предварительном согласовании места размещения ДНТ "Мулянское" на земельном участке площадью 4 206 кв. м, расположенном восточнее микрорайона Голый мыс в Свердловском районе. Доказательств того, что предоставленных в аренду земельных участков недостаточно для размещения товарищества с учетом нуждаемости в земельных участках его членов, а также размещения объектов общего пользования, заявителем не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемое заявителем решение об отказе в принятии решения о предоставлении земельного участка в аренду для размещения ДНТ "Мулянское" принято Департаментом земельных отношений администрации города Перми законно, оснований полагать, что оспариваемым решением нарушены права и законные интересы заявителя не имеется.
При изложенных выше обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления.
С учетом изложенного, доводы заявителя апелляционной жалобы, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также подлежащие применению нормы материального права определены судом первой инстанции верно.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по заявлению относится на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 октября 2015 года по делу N А50-13543/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.М.ЖУКОВА
Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.12.2015 N 17АП-16953/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А50-13543/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2015 г. N 17АП-16953/2015-ГК
Дело N А50-13543/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жуковой Т.М.,
судей Зелениной Т.Л., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой Ю.В.,
при участии:
от заявителя - Дачного некоммерческого товарищества "Мулянское" (ДНТ "Мулянское"): Бейлина М.М. (паспорт, доверенность от 27.04.2015),
от заинтересованного лица - Департамента земельных отношений администрации города Перми: не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
жалобу заявителя - ДНТ "Мулянское",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 20 октября 2015 года,
принятое судьей И.В.Елизаровой,
по делу N А50-13543/2015
по заявлению ДНТ "Мулянское" (ОГРН 1125903001696, ИНН 5903097419)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании решения незаконным,
установил:
ДНТ "Мулянское" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения, изложенного в письме от 22.05.2015 N И-21-01-09-9236, об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:78455, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20 октября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись, заявитель обжаловал решение суда первой инстанции в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что испрашиваемый земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения и не входит в фонд перераспределения земель. В материалы дела представлены доказательства того, что заявитель является арендатором двух земельных участков.
Отзыв не представлен. Департамент земельных отношений администрации города Перми считает решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Департамент земельных отношений администрации города Перми, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, указывает заявитель, 19.09.2013 товарищество обратилось в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения дачного некоммерческого товарищества по адресу: г. Пермь, Свердловский район, восточнее ул. Самаркандская, 25, примерной площадью 6 532 кв. м
16.01.2013 заявителю во исполнение решения суда по делу N А50-11844/2012 был выдан акт о выборе земельного участка N 955.
19.08.2014 во исполнение решения суда по делу N А50-26118/2013 заявителю была выдана схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
03.12.2014 земельный участок площадью 2693 кв. м, расположенный по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Самаркандская, 25, был поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 59:01:0000000:78455, разрешенное использование: садовые дома, дачные дома, летние сооружения.
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта следует, что спорный земельный участок входит в территориальную зону: "Зона садовых и дачных участков (Р-3).
03.04.2015 осуществлена публикация о предстоящем предоставлении земельного участка в Официальном бюллетене органов местного самоуправления N 22.
09.04.2015 распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации города Перми N 867, был утвержден акт о выборе земельного участка для строительства от 16.01.2013 N 955, предварительно согласовано место размещения объекта - дачного некоммерческого товарищества "Мулянское" на земельном участке площадью 2693 кв. м, расположенном восточнее ул. Самаркандской, 25, в Свердловском районе.
24.04.2015 заявитель обратился в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:78455 для размещения дачного некоммерческого товарищества в аренду на 4 года 11 месяцев.
22.05.2015 Департамент земельных отношений администрации города Перми письмом N И-21-01-09-9236 заявителю сообщил, что принять решение о предоставлении земельного участка не представляется возможным, поскольку соответствующее распоряжение о предварительном согласовании места размещения товарищества было издано 09.04.2015, при этом, ст. 34 ФЗ от 03.06.2014 N 171-ФЗ предусмотрено, что земельный участок предоставляется в аренду без проведения торгов, если его предоставление предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015.
Полагая, что указанное решение Департамента земельных отношений администрации города Перми, не соответствует закону, а также нарушает права и законные интересы ДНТ "Мулянское", заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что оспариваемое заявителем решение об отказе в принятии решения о предоставлении земельного участка в аренду для размещения дачного некоммерческого товарищества "Мулянское" принято Департаментом земельных отношений администрации города Перми правомерно, оснований полагать, что оспариваемым решением нарушены права и законные интересы заявителя не имеется.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
По смыслу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 12 ФЗ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
В статье 13 ФЗ N 66-ФЗ установлено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Согласно пункту 1 статьи 14 ФЗ N 66-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1 статьи 80 ЗК РФ).
В определении Верховного Суда РФ от 16.04.2015 по делу N А47-10068/2013 сформулирована правовая позиция, согласно которой в правоотношениях, связанных с предоставлением земельного участка для дачного хозяйства, нормы Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению во взаимосвязи с положениями ФЗ N 66-ФЗ. Предоставление земельного участка для ведения дачного хозяйства исключительно по общим нормам Земельного кодекса Российской Федерации без учета требований ФЗ N 66-ФЗ нарушает права граждан, претендующих на приобретение образованных земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 28 ФЗ N 66-ФЗ.
Из представленных в материалы дела документов следует, что акт о выборе выдан заявителю ДНТ "Мулянское" на основании ст. 31 ЗК РФ, устанавливающей порядок выбора и предоставления земельных участков для строительства, доказательств соблюдения при этом требований ФЗ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в материалы дела не представлено.
Суду не представлено сведений об учете граждан, учредивших ДНТ "Мулянское", а также других членов этого ДНТ в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков администрацией района. Доказательств утверждения этого списка органом местного самоуправления заявителем не представлено.
Кроме того, судом принято во внимание, что на момент рассмотрения спора для размещения ДНТ "Мулянское" Департаментом земельных отношений администрации города Перми уже предоставлены в аренду два земельных участка площадью 4 843 кв. м и 11 267 кв. м (договоры аренды N 013-14С от 18.02.2014, N 037-14С от 21.03.2014), а также принято распоряжение о предварительном согласовании места размещения ДНТ "Мулянское" на земельном участке площадью 4 206 кв. м, расположенном восточнее микрорайона Голый мыс в Свердловском районе. Доказательств того, что предоставленных в аренду земельных участков недостаточно для размещения товарищества с учетом нуждаемости в земельных участках его членов, а также размещения объектов общего пользования, заявителем не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемое заявителем решение об отказе в принятии решения о предоставлении земельного участка в аренду для размещения ДНТ "Мулянское" принято Департаментом земельных отношений администрации города Перми законно, оснований полагать, что оспариваемым решением нарушены права и законные интересы заявителя не имеется.
При изложенных выше обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления.
С учетом изложенного, доводы заявителя апелляционной жалобы, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также подлежащие применению нормы материального права определены судом первой инстанции верно.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по заявлению относится на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 октября 2015 года по делу N А50-13543/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.М.ЖУКОВА
Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)