Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 05.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-14238/2017

Требование: О признании незаконным решения регистрирующего органа, возложении обязанности.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истцу было отказано в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2017 г. по делу N 33а-14238/2017


Справка: судья...

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Науширбановой З.А.
судей Александровой Н.А. и Куловой Г.Р.
при секретаре Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску А.Р.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по... о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество, обязании зарегистрировать переход права собственности на земельный участок, по апелляционной жалобе представителя А.Р.Г. - А.Л. на решение Октябрьского районного суда... Республики Башкортостан от....
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., объяснения представителя А.Р.Г. - А.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Г.С., возражения С. и ее представителя А.А., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по... В., судебного пристава-исполнителя УФССП России по... А.О., судебная коллегия

установила:

А.Р.Г. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по... о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество, обязании зарегистрировать переход права собственности на земельный участок.
В обоснование иска указал, что в период брака с С. ему был выделен земельный участок на безвозмездной основе площадью 3 000 кв. м по адресу:....
Согласно условиям мирового соглашения, заключенного между С. и А.Р.Г. и утвержденному определением Кировского районного суда... Республики Башкортостан от... по иску о разделе совместно нажитого имущества, А.Р.Г. обязался поделить оспариваемый земельный участок, находящийся по адресу:..., кадастровый номер..., на две равные по площади части по 15 соток, и передать С. до... один из них размером в 15 соток, при этом расходы за межевание несет ответчик, а истица обязана передать А.Р.Г. все необходимые документы для регистрации ее права собственности на данный земельный участок.
Определением Кировского районного суда... Республики Башкортостан от... разъяснено, что А.Р.Г. может передать один из участков С.
В последующем А.Р.Г. решил распорядиться одним из участков с кадастровым номером... и... продал Г.С.
Однако, ... им было получено уведомление о приостановлении, где указано о необходимости предоставления согласия супруги на отчуждение указанного земельного участка.... был получен отказ в регистрации.
С отказом истец не согласен, полагает, что добросовестно выполнил все условия мирового соглашения; представил все необходимые документы для регистрации права собственности; С. злоупотребляет своими правами, не исполняет со своей стороны мировое соглашение; административным ответчиком не исследованы документы, в том числе судебный акт, а именно мировое соглашение от...; сделку приостановили по формальным признакам, необоснованно требуя согласия С. на отчуждение земельного участка.
Административный истец просил суд признать решение ответчика об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество... N... не соответствующим Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними" нарушающим права А.Р.Г. и обязать ответчика зарегистрировать переход права собственности на земельный участок с кадастровым номером N..., расположенный по адресу:...
Решением Октябрьского районного суда... Республики Башкортостан от... постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления А.Р.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество, обязании зарегистрировать переход права собственности на земельный участок - отказать.
В апелляционной жалобе представитель А.Р.Г. - А.Л. просит решение отменить, считает его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам иска.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по... представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых ответчик ссылается на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица, либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
- указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
- подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
- подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации. В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По смыслу части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Положениями статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним, при этом, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Согласно статье 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Законом о регистрации установлено, что:
- к компетенции органов по государственной регистрации относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 3 статьи 9);
- при осуществлении государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав (пункт 1 статьи 13);
- органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, осуществляется проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов (пункт 1 статьи 17).
В силу статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен в статье 17 указанного Закона и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
На основании пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Как следует из пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, двенадцатом, тринадцатом, четырнадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" уполномоченным должностным лицом проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
По смыслу пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Как следует из пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Пунктом 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.
Судом установлено, что Определением Кировского районного суда... Республики Башкортостан от... утверждено мировое соглашение, заключенное между С. и А.Р.Г. по иску о разделе совместно нажитого имущества, согласно которому А.Р.Г. обязался поделить оспариваемый земельный участок, находящийся по адресу:..., кадастровый номер... на две равные по площади части по 15 сотой участок и истцу С. до... один из них 15 соток, при этом расходы за межевание несет ответчик, а истица обязана передать А.Р.Г. все необходимые документы для регистрации ее права собственности на данный земельный участок.
Определением Кировского районного суда... Республики Башкортостан от... разъяснено, что А.Р.Г. может передать один из участков С.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером... образовался земельный участок с кадастровым номером... и...
... Х., действующая по доверенности от имени А.Э. (продавец) и Г.С. (покупатель) обратились в Республиканское государственное автономное учреждение Многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг с заявлением, адресованным Управлению, о государственной регистрации перехода права, права собственности на земельный участок с кадастровым номером..., о чем в книгу учета входящих документов N... внесена запись N....
Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг от... N... на государственную регистрацию перехода права, права собственности на Земельный участок с кадастровым номером... в качестве правоустанавливающего документа заявителями представлен договор купли-продажи от... N...
По результатам проведения правовой экспертизы представленных документов... государственным регистратором принято решение о приостановлении государственной регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на срок до... в связи с возникновением у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав и необходимостью предоставления нотариального согласия супруги на отчуждение земельного участка с кадастровым номером 02:55:051003:4132 по договору купли-продажи от... N... в соответствии со статьей 35 Семейного кодекса Российской Федерации, о чем в адрес заявителей направлено уведомление от... N....
... заявителям направлено дополнительное уведомление о приостановлении государственной регистрации прав от... N..., согласно которому для государственной регистрации перехода права, права собственности на земельный участок с кадастровым номером.... А.Р.Н. необходимо представить документ (акт приема-передачи), подтверждающий выполнение сторонами обязательства установленного мировым соглашением, утвержденным определением Кировского районного суда... Республики Башкортостан от... по передаче С. (А.) одного из земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером....
... государственным регистратором принято решение о приостановлении государственной регистрации перехода права, права собственности на земельный участок с кадастровым номером... в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании поступившего в Управление заявления Х., действующей по доверенности от имени А.Р.Г. (продавец) и Г.С. (покупатель) на срок до... по причине необходимости устранения причин приостановления, о чем в адрес заявителей направлено уведомление от... N....
Сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике от... N... на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" А.Р.Г. отказано в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости: земельный участок N..., расположенного по адресу:..., по причине: "не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя".
Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к выводу о законности отказа ответчика в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества.
Согласно статье 35 Семейного кодекса Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов.
При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга.
Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки.
Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
Суд обоснованно указал, что несмотря на то, что А.Р.Г. на момент вынесения оспариваемого отказа ответчика не состоял в браке, представив на государственную регистрацию копию свидетельства о расторжении брака от... между А.Р.Г. и С., но к сложившимся правоотношениям применим пункт 3 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации, так как из текста определения от... и предмета судебного акта следует, что С. и А.Р.Г. предприняли меры к разделу совместно нажитого имущества, в том числе земельного участка с кадастровым номером... на две равные по площади части и последний обязался передать один из них С. до....
Судом установлено, что определение суда об утверждении мирового соглашения от... выполнено истцом частично, а именно, в результате раздела земельного участка... образован земельный участок с кадастровым номером... и.... Однако в материалах дела отсутствуют сведения о передаче одного из образованных земельных участков С. Соответственно режим совместной собственности супругов, несмотря на вступление в законную силу определения от... не прекращен, поскольку определение от... не исполнено.
Утвержденное вступившим в законную силу определением суда мировое соглашение по своему значению и последствиям равнозначно судебному решению.
Согласно статье 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статье 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" на основании определения об утверждении мирового соглашения, в случае его неисполнения в добровольном порядке, выдается исполнительный лист. Сведений о том, что указанное мировое соглашение исполнено в порядке Федерального закона "Об исполнительном производстве" отсутствует, административным истцом не представлено.
Из изложенного следует, что административный иск направлен на переход права собственности на земельный участок с кадастровым номером..., принадлежность которого в настоящее время между А.Р.Г. и С. не определена.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Доводы жалобы о злоупотреблении С. правом и неисполнении определения суда от..., правового значения по данному делу не имеют, и на правильность выводов суда не влияют, поскольку согласно статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в случае неисполнения определения суда об утверждении мирового соглашения в добровольном порядке, выдается исполнительный лист. Проверка неисполнения условий мирового соглашения в компетенцию суда при рассмотрении настоящего спора не входит.
Доводы жалобы, что Управлением не исследовано надлежащим образом мировое соглашение от..., утвержденное Определением Кировского районного суда... от..., опровергаются материалами дела.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда... Республики Башкортостан от... оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя А.Р.Г. - А.Л. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)