Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.11.2017 ПО ДЕЛУ N А12-13142/2017

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2017 г. по делу N А12-13142/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О.И.,
судей Жаткиной С.А., Никитина А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 сентября 2017 года по делу N А12-13142/2017 (судья Н.А. Троицкая),
по исковому заявлению федерального бюджетного учреждения "Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей" (ИНН 3448009717, ОГРН 1023404365786)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757),
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ИНН 3445071298, ОГРН 1043400443074)
о снятии с кадастрового учета земельного участка, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора,
администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области,
общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волгограднефтепереработка",
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области,
установил:

федеральное бюджетное учреждение "Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей" (истец) обратилось с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области" (ответчик) об обязании исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 34:09:020635:9 площадью 6000 кв. м, местоположением: Волгоградская область, Калачевский район, юго-западная часть п. Пятиморск, в 100 м юго-восточнее о/л "Босоногий Гарнизон".
По ходатайству истца определением от 14.06.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют администрация Калачевского муниципального района Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волгограднефтепереработка", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области.
Решением от 01.09.2017 арбитражный суд первой инстанции обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области" исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 34:09:020635:9 площадью 6000 кв. м, местоположением: Волгоградская область, Калачевский район, юго-западная часть п. Пятиморск, в 100 м юго-восточнее о/л "Босоногий Гарнизон".
В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ЕГРН содержится информация о зарегистрированном на основании п. 2 ст. 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:09:020901:82, расположенный в Волгоградской области, Калачевском районе, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка.
Также, в ЕГРН зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования вышеуказанным земельным участком ФБУ "Администрация Волго-Донского бассейна водных путей" на основании Постановления администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области N 18 от 23.01.2006.
Согласно ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 34:09:020901:82 категории земли водного фонда - ранее учтенный - поставлен на учет 13.02.2006.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:09:020901:84, расположенный в Волгоградской области, Калачевском районе, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, зарегистрировано на основании п. 2 ст. 3.1 ФЗ от 25.01.2001 N 137-ФЗ.
Кроме того, в ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированном праве постоянного бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 34:09:020901:84 ФБУ "Администрация Волго-Донского бассейна водных путей" на основании Постановления администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области N 18 от 23.01.2006.
Согласно ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 34:09:020901:82 категории земли водного фонда - ранее учтенный- поставлен на учет 15.02.2006.
Согласно ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 34:09:020635:9 - ранее учтенный - поставлен на учет 15.05.2006 и информация о зарегистрированных правах на этот земельный участок в ЕГРН отсутствует.
Земельный участок с кадастровым номером N 34:09:020635:9 общей площадью 6000 кв. м с видом разрешенного использования под пляж оздоровительного лагеря "Босоногий Гарнизон", расположенный по адресу: Волгоградская область, Калачевский район, юго-западная часть п. Пятиморск, в 100 м юго-восточнее о/л "Босоногий Гарнизон" на основании Постановления администрации Калачевского района Волгоградской области N 744 от 23.09.2005 был предоставлен в аренду ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" сроком на 5 лет.
Между администрацией района и ООО "Лукой-Волгограднефтепереработка" был заключен договор аренды земельного участка N 89/06 от 12.07.2006 сроком на пять лет.
При этом, земельный участок с кадастровым номером 34:09:020635:9 находится внутри границ земельных участков с кадастровыми номерами 34:09:020901:82 и N 34:09:010901:84.
Полагая, что постановка земельного участка с кадастровым номером 34:09:020635:9 на кадастровый учет нарушает права истца, последний обратился в суд с настоящим иском об обязании исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 34:09:020635:9.
Рассматривая заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В пункте 3 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено следующее. Принимая решение, суд в силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Согласно пункту 3 части 4 статьи 170 Кодекса арбитражный суд указывает также в мотивировочной части решения мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
При разрешении спора суд не связан правовым обоснованием иска; определение правовых норм, подлежащих применению к спорным правоотношениям, входит в компетенцию суда. На основании части 1 статьи 133, части 1 статьи 168 Кодекса с учетом обстоятельств, приведенных в обоснование иска, суды должны самостоятельно определять характер спорного правоотношения, возникшего между сторонами по делу, а также нормы законодательства, подлежащие применению. Изложенный правовой подход содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 N 8467/10.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственном кадастре.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные части 4 статьи 24 названного Федерального закона.
Частью 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона N 221-ФЗ вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Земельным участкам, государственный кадастровый учет которых осуществлялся до вступления в силу Закона N 221-ФЗ (до 01.03.2008), статус "временный" не присваивался.
Из имеющихся в материалах дела кадастровой выписки следует, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 15.05.2006 и имеет статус "ранее учтенный".
Согласно пункту 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным.
Системный анализ положений статей 24, 25 Закона N 221-ФЗ применяемых во взаимосвязи со статьей 45 указанного закона, позволяет сделать вывод о том, что законом предусмотрены особенности по снятию с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, однако отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета земельных участков по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора.
Частью 6 статьи 13 АПК РФ предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус "ранее учтенный", не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342 разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона N 221-ФЗ, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет до принятия Закона N 221-ФЗ, в связи с чем, не имеет статус "временный" и не может быть снят с кадастрового учета по заявлению правообладателя.
В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 ЗК РФ.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Данная позиция изложена в определениях Верховного суда Российской Федерации от 02.10.2015 N 306-КГ15-11928, от 08.02.2016 N 310-ЭС15-19011, постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 12.11.2015 по делу N А55-27173/2014, от 12.11.2015 по делу N А55-29282/2014, от 23.11.2015 по делу N А55-23456/2014, от 16.06.2015 по делу N А65-17906/2014, от 11.06.2015 N А55-17496/2014.
Поскольку спорный участок расположен внутри земельных участков с кадастровыми номерами N 34:09:020901:82 и N 34:09:020901:84, ранее поставленных на кадастровый учет (13.02.2006 и 15.02.2006 соответственно), в отношении которых имелся правообладатель, таким образом, отсутствовали правовые основания для постановки спорного земельного участка на учет, что служит основанием для удовлетворения иска.
При этом как правомерно указал суд первой инстанции, доводы Кадастровой палаты об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в силу положений части 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ, предусматривающего исчерпывающий перечень оснований для снятия с учета земельного участка, следует признать несостоятельными.
Как верно отмечено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае имеются иные следуемые из приведенных положений гражданского, земельного законодательства и законодательства о кадастре основания.
Правомерно отклонен, как основанный на ошибочном толковании норм права, и довод Кадастровой палаты о неправомерном удовлетворении требований, поскольку возложение обязанности на орган кадастрового учета по совершению определенных действий допустимо только в случае признания действий (бездействия) государственного органа незаконными.
Как верно указал суд первой инстанции, избранный истцом способ защиты нарушенного права не противоречит положениям АПК РФ и согласуется со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что в отношении земельных участков фактически отсутствует спор о праве, при этом спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет в нарушение закона, нахождение этого участка в государственном кадастре противоречит нормам действующего земельного законодательства и нарушает права и законные интересы истца, являющегося законным владельцем земельных участков, внутри которых находится спорный земельный участок, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Вместе с тем, удовлетворяя требования истца и возлагая обязанность по внесению соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости на ответчика - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области" арбитражным судом не учтено следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившим в силу с 01.01.2017, полномочия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав переданы территориальным органам Росреестра по субъектам Российской Федерации.
В части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; 5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; 7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно - правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; 8) иные полномочия, установленные Федеральным законом N 218-ФЗ.
Предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение (часть 4 указанной статьи).
Во исполнение указанной нормы полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества с 01.01.2017 осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами и не могут быть переданы подведомственным учреждениям.
Ввиду изложенного, обязанность по исключению из Государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ и площади спорного земельного участка не может быть возложена на ФГБУ.
Анализ вышеприведенных норм права позволяет прийти к выводу о том, что надлежащим ответчиком рамках рассматриваемых правоотношений является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
Довод Управления о том, что оно не нарушало прав и законных интересов истца отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
В рассматриваемом случае иск предъявлен к Управлению как к лицу, к компетенции которого в настоящее время отнесено осуществление государственного кадастрового учета. При этом коллегией учитывается, что в рассматриваемой ситуации иного способа снятия с кадастрового учета земельного участка законодателем не предусмотрено.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, с приведением резолютивной части судебного акта в соответствие с выводами суда апелляционной инстанции, изложенным в мотивировочной части судебного акта.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 сентября 2017 года по делу N А12-13142/2017 отменить.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 34:09:020635:9 площадью 6000 кв. м, местоположением: Волгоградская область, Калачевский район, юго-западная часть п. Пятиморск, в 100 м юго-восточнее о/л "Босоногий Гарнизон".
В удовлетворении исковых требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области" отказать.
Возвратить из федерального бюджета федеральному бюджетному учреждению "Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей" госпошлину по иску 6000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.И.АНТОНОВА
Судьи
С.А.ЖАТКИНА
А.Ю.НИКИТИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)