Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 28.10.2016 ПО ДЕЛУ N 33-4203/2016

Требование: О признании отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным, обязании утвердить схему расположения земельного участка.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцу отказано в утверждении схемы земельного участка и выдаче разрешения на перераспределение в связи с наличием возможности использования участка с одним из предусмотренных видов использования (то есть в качестве самостоятельного) без нарушения требований закона.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 октября 2016 г. по делу N 33-4203/2016


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Злобина А.В.,
судей Степановой Т.Г., Роговой И.В.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 августа 2016 г. по иску П. к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок о признании отказа незаконным и понуждении совершить действия.
Заслушав доклад судьи Степановой Т.Г., судебная коллегия
установила:

П. обратился в суд с иском к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее также - Комитет) о признании отказа незаконным и понуждении совершить действия по тем основаниям, что в целях приобретения права собственности на перераспределяемый земельный участок обратился к ответчику в порядке ст. ст. 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) за перераспределением находящегося в его собственности земельного участка с кадастровым номером N и земельного участка с кадастровым номером N с приложением схемы его расположения. Названные объекты недвижимого имущества находятся в юго-западной части кадастрового квартала N в районе <...>, категория земель - земли населенных пунктов, зона Жи - зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. Письмом от <...> N Комитет в утверждении схемы перераспределяемого земельного участка и выдаче разрешения на перераспределения земельного участка отказал в связи с наличием возможности использования земельного участка с кадастровым номером N с одним из предусмотренных видов разрешенного использования, то есть в качестве самостоятельного, без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ. Полагая такой отказ противоречащим требованиям земельного законодательства, истец просит признать его незаконным, а также обязать ответчика в установленном ЗК РФ порядке утвердить схему расположения земельного участка и направить такое решение с приложением указанной схемы П. в течение 1 месяца.
Решением суда в удовлетворении исковых требований П. отказано.
С таким решением не согласен истец, в апелляционной жалобе, поданной в его интересах представителем по доверенности Р., просит состоявшееся постановление отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование ее доводов указывает, что земельное законодательство не содержит запрета на перераспределение земельных участков между собой. Считает вывод суда о возможности перераспределения земельных участков только за счет земель не имеющим под собой правовых оснований. Полагает несостоятельным выводы суда первой инстанции о возможности самостоятельного использования земельного участка с кадастровым номером N в соответствии с разрешенным видом использованием, поскольку его площадь составляет 509 кв. м, то есть менее установленного для г. Петрозаводска размера земельных участок с разрешенным видом использования - индивидуальное жилищное строительство. Ссылается на изложенную в письме от <...> N позицию администрации Петрозаводского городского округа, согласно которой возможно перераспределение земельных участков с кадастровыми номерами N и N, поскольку максимально допустимая площадь образуемого участка не превысит предельного размера в 1500 кв. м.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик указывает на свое согласие с решением суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель истца Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика А., действующая на основании доверенностей, возражала относительно доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Третье лицо администрация Петрозаводского городского округа в судебное заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направила, извещена о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно ст. 1 Закона Республики Карелия от 29 декабря 2015 г. N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" (далее также - Закон N 1980-ЗРК), вступившего в силу с 01 января 2016 г., в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в т.ч. городских округов в Республике Карелия в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
В силу ст. 3 Закона N 1980-ЗРК полномочия, указанные в ст. 1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. N 446-П функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что П. является собственником земельного участка площадью 1131 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства одноквартирного жилого дома (индивидуальная жилая застройка).
Земельный участок площадью 509 кв. м с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для благоустройства территории (устройство газонов, пешеходных дорожек, площадок отдыха с установкой малых архитектурных форм, освещения), расположенный по адресу: <...>, предоставлен истцу на основании договора аренды земельного участка от <...> N.
<...> <...>, действуя в интересах П., обратился в Комитет с заявлением о перераспределении в соответствии с представленной схемой земельного участка с кадастровым номером N находящегося в его собственности, и земельного участка с кадастровым номером N, государственная собственность на который не разграничена.
Письмом от <...> N Комитетом отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков соответствии с подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. В обоснование отказа указано, что земельный участок с кадастровым номером N в соответствии с Генеральным планом г. Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа расположен в пределах зоны застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Жи). Правилами землепользования и застройки г. Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа в указанной зоне, в том числе предусмотрены основные виды разрешенного использования земельных участков, в отношении которых не установлены предельные размеры земельных участков. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии возможности использования земельного участка с кадастровым номером N с одним из предусмотренных видов разрешенного использования (то есть в качестве самостоятельного) без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что отказ Комитета в осуществлении испрашиваемого перераспределения является законным.
Судебная коллегия полагает правильными выводы суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ).
В силу положений п. п. 2, 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Так, п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как установлено судом, с учетом градостроительного регламента, предусмотренного Правилами землепользования и застройки Петрозаводского городского округа, утвержденными решением Петрозаводского городского совета от 11 марта 2010 г. N 26/38-771, для территориальной зоны, в которой в соответствии со схемой располагается испрашиваемый земельный участок (Жи), возможно образование из земель (из которых предполагается к формированию путем перераспределения земельный участок) самостоятельного земельного участка с учетом требований, предъявляемых земельным законодательством, в том числе с основным видом разрешенного использования "жилые дома блокированной застройки", предельный минимальный размер для которого установлен 200 кв. м для каждого блока.
Более того, как правильно указал суд первой инстанции, на обозначенной истцом территории, за счет которой планируется перераспределение, уже образован земельный участок с кадастровым номером N, площадью 509 кв. м, в отношении которого уполномоченным органом принято о распоряжении им путем передачи в аренду.
С учетом приведенных норм действующего законодательства, вывод суда о наличии оснований, предусмотренных подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, для отказа в заключении соглашения о перераспределении, испрашиваемом истцом, является верным. При этом требования истца рассмотрены судом в соответствии с положениями ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, с учетом представленной к заявлению о перераспределении схемы расположения земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют правовую позицию истца, выраженную в исковом заявлении, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы. Каких-либо правовых доводов, свидетельствующих о неправильности судебного решения, в апелляционной жалобе не содержится.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права. При разрешении данного дела суд правильно установил юридически значимые обстоятельства, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку собранным по делу доказательствам.
Руководствуясь положениями статей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 августа 2016 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)