Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.10.2016 N 33-13334/2016

Требование: Об истребовании имущества из чужого незаконного владения.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Спорный земельный участок образован на земельном участке государственного лесного фонда. Какие-либо мероприятия по переводу участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не проводились. Спорный участок в силу прямого указания закона принадлежит на праве собственности государству. Право собственности в настоящее время на спорный участок зарегистрировано за ответчиком, у которого, по мнению истца, он находится фактически в незаконном владении.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 октября 2016 г. N 33-13334/2016


Судья Барахтенко О.В.
Судья-докладчик Черткова С.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Чертковой С.А.,
судей Мироновой И.П. и Трофимовой Е.Н.,
при секретаре О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице ТУ ФАУГИ в Иркутской области к Б. об истребовании имущества из чужого незаконного владения
по апелляционной жалобе ТУ ФАУГИ в Иркутской области на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 20 июня 2016 года,

установила:

В обоснование исковых требований указано, что между Федеральным агентством лесного хозяйства и ФГУП "Рослесинфорг" заключен государственный контракт от 14.02.2012 N Р-2К-12/1. По условиям данного контракта предприятие обязалось провести работы по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных (земельных) участках с протяженностью границ 164,7 тысяч километров, в отношении конкретных лесничеств и их частей, расположенных в 41 субъекте Российской Федерации. Границы земельных участков государственного лесного фонда уточнены, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости. Вместе с тем произошло существенное уменьшение площади ранее учтенных земельных участков лесного фонда за счет незаконного выделения земельных участков лесного фонда, при условии постановки на кадастровый учет участков с иной категорией земель.
В адрес Территориального управления поступило обращение Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 13.11.2014 N 91-35-7357/14 о принятии мер по защите прав и законных интересов Российской Федерации по факту незаконного занятия земель государственного лесного фонда с приложением сведений о пересечении границ лесного фонда с границами земель иных категорий Иркутская область, Иркутское лесничество Приморское участковое лесничество Том 1, 2, 3, 4. Из представленных материалов установлено, что земельный участок с кадастровым номером "номер изъят", площадью 801 кв. м, адрес (месторасположение): <адрес изъят>, поставлен на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства, и принадлежит на праве собственности Б., что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Указанный земельный участок входит в состав земель лесного фонда Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества. Данный факт установлен заключением N 175 сведений Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленного кадастровым инженером ФГУП "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект". Местоположение границ спорного земельного участка определено в соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" путем наложения координат характерных точек его границ, приведенных в кадастровой выписке о земельном участке на координаты характерных точек границ Приморского лесничества, содержащихся в цифровых лесных картах указанного лесничества, которые содержат сведения о координатах границ земель лесного фонда в системе координат.
Таким образом, указанный земельный участок образован на земельном участке государственного лесного фонда, расположенном в Иркутском лесничестве, Приморском участковом лесничестве. Какие-либо мероприятия по переводу участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не проводились. Земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" относится к категории земель лесного фонда и соответственно, в силу прямого указания закона, принадлежит на праве собственности государству. Право собственности в настоящее время на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано за Б., у которого земельный участок находятся фактически в незаконном владении.
На основании изложенного, Российская Федерация в лице ТУ ФАУГИ просила суд истребовать из владения ответчика в пользу Российской Федерации земельный участок площадью 801 кв. м с кадастровым номером "номер изъят", расположенный по адресу: <адрес изъят>.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 20.06.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ТУ ФАУГИ в Иркутской области Ш. выражает несогласие с решением суда, приводит доводы, аналогичные заявленным в обоснование иска, просит принять во внимание, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Заявитель жалобы обращает внимание, что в случае двойного учета одного земельного участка подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке служит альбом картографических материалов о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, сформированный в ходе выполнения работ по землеустройству и землепользованию в рамках государственных контрактов по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, а также заключении е о картографическом размещении указанного земельного участка относительно земель лесного фонда. Таким образом, доказательства, приложенные к исковому заявлению, подтверждают факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, являющимся собственностью Российской Федерации.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Администрации Иркутского района Г. просит отказать в удовлетворении жалобы, находя решение суда законным и обоснованным.
Заслушав доклад по делу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением Президиума Иркутского районного Совета народных депутатов от 18.12.1990 N 12п-98, решением Иркутского райисполкома от 25.12.1990 N 408.5, постановлениями мэра Иркутского района от 15.12.1995 N 703, от 12.02.1996 N 94.2, в полномочия которых входило право изъятии земель независимо от формы собственности, Иркутскому областному Всероссийскому обществу инвалидов под коллективное садоводство "Надежда" были отведены земельные участки площадью 34,36 га, 34 га, 4,67 га, 1 га на землях Иркутского лесхоза в кварталах 21, 26, 17 Баклашинского лесничества. На основании указанных постановлений, по результатам утверждения инвентаризации предоставленных земельных участков, Всероссийскому обществу инвалидов выданы Государственные акты на право собственности, бессрочного (постоянного) пользования землей N 7506-04195, А-I N 391783.
Согласно имеющимся в материалах технического и межевого дел по отводу земельных участков актам установления и согласования границ земельного участка и выкопировкам 1990 - 1995 годов границы отведенных садоводству "Надежда" земельных участков установлены в натуре комиссионно с участием директора Иркутского лесхоза. Согласно планам землепользования, являющимся приложением к государственным актам, границы отведенных садоводству "Надежда" земельных участков определены с указанием дирекционных углов и длин линий участков.
20.12.2011 член СНТ "Надежда" Т. обратилась к мэру Иркутского района с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" площадью 801 кв. м, расположенного на территории <адрес изъят>, с разрешенным использованием - для ведения садоводства, земли сельскохозяйственного назначения.
Постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 03.02.2012 N 585 Т. передан в собственность бесплатно для ведения садоводства испрашиваемый земельный участок, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного СНТ "Н.". Право собственности Т. на земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29.05.2012 в установленном законом порядке и никем не оспорено.
В результате последующих сделок земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" передан в собственность Б., право собственности которого на основании договора купли-продажи от 19.11.2015 зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.12.2015 и никем не оспорено.
Из кадастрового паспорта и материалов кадастрового дела следует, что земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" образован из земельного участка СНТ "Н.", прошел процедуру государственного кадастрового учета по результатам проведения межевых работ, зафиксированных в межевом плане и являющихся основанием для осуществления кадастрового учета, установлены его точная площадь - 801 кв. м, категория земель, на которых он расположен - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения садоводства и координаты точек, определяющих границы участка. Сведения о спорном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 12.05.2012. При этом категория земель и вид разрешенного использования определены в государственном кадастре недвижимости для всей площади земельного участка, без каких-либо особых отметок о том, что какая-либо часть данного земельного участка относится к иным категориям земель, в том числе к землям лесного фонда, или отметок о том, что границы земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" накладываются на границы иных лесных участков.
Результаты межевания и межевой план спорного земельного участка, данные государственного кадастрового учета не признаны недействительными, недостоверными. Сведений о том, что в состав данного участка входили земли лесного фонда, земли, занятые лесами, в государственном кадастре также не имеется.
Управлением Росреестра по Иркутской области подтверждено, что в соответствии с материалами государственного фонда данных, полученных при проведении землеустройства с составлением проекта перераспределения земель АОЗИТ "Кайское" (1995 г., М 1:25000) земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" с местоположением: <адрес изъят>, расположен на землях сельскохозяйственного назначения.
В обоснование исковых требований истец ссылался на заключение ФГУП "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект" N 175, согласно которому земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" пересекает границы земель лесного фонда с адресом (местоположением): Иркутская область, Иркутское лесничество, Приморское участковое лесничество.
Оценивая данное заключение, суд пришел к выводу, что оно не подтверждает факта наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда, не содержит и не отражает сведений о площади и границах участков лесного фонда, соответствующих требованиям действующего земельного и лесного законодательства. Планы лесных участков, с помощью которых возможно их идентифицировать в соответствии с требованиями статей 4.2 и 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" истцом в нарушение требований части 1 статьи 56 ГПК РФ не представлено.
Разрешая спор, суд, исходя из предмета и оснований заявленных требований, исследовал и оценил имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ в их совокупности, правильно руководствовался положениями статей 209, 301, 302, 303, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 7, 9, 11, 17, 28, 29, 77, 78, 83, 101 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), статей 12 - 14, 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", статей 6, 8, 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 5, 7, 22, 38, 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и пришел к выводу о недоказанности отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда. Исходя из установленных обстоятельств, суд обоснованно отказал Территориальному управлению Росимущества в Иркутской области в удовлетворении исковых требований.
Данные выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
По этим основаниям судебной коллегией не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности судебного решения, о неправильной оценке суда доказательствам дела.
Доводы жалобы о том, что приложенные к исковому заявлению доказательства подтверждают факт отнесения части спорного земельного участка к землям лесного фонда, являющимся собственностью Российской Федерации, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений если иное не предусмотрено федеральным законом.
В определении о подготовке настоящего дела к судебному разбирательству (л.д. 2-3) в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указал юридически значимые обстоятельства, подлежащие установлению судом по данной категории споров, разъяснил сторонам их процессуальные права и обязанности, правильно распределил бремя доказывания по делу, указав истцу на необходимость представления доказательств, подтверждающих наличие права собственности на истребуемый земельный участок и нахождение спорного земельного участка на землях лесного фонда.
Между тем, доказательств, с достоверностью подтверждающих заявленные требования, истцом в материалы дела не представлено, ходатайств об истребовании дополнительных доказательств по делу, а также о проведении по делу судебной землеустроительной экспертизы представителем истца не заявлено.
Приложенное к иску заключение ФГУП "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект" N 175 представляет собой схему пересечения границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий и не содержит конкретных координат границ лесного участка Иркутского лесничества, Приморское участковое лесничество, а также иных исходных данных, на основании которых можно сделать вывод о наложении спорного земельного участка на принадлежащий истцу лесной участок из категории земель лесного фонда с условным номером. При этом в заключении отсутствуют сведения о примененных методах определения координат характерных точек, исходные данные, сведения о выполненных измерениях и расчетах. В связи с этим, оценивая данное заключение в совокупности с материалами кадастрового дела и дела правоустанавливающих документов на принадлежащий ответчику земельный участок, суд правильно указал, что оно не является безусловным и достаточным доказательством факта наложения и не подтверждает факт нахождения истребуемого участка в составе земель лесного фонда.
Учитывая, что право собственности Российской Федерации на лесной участок Иркутского лесничества, Приморское участковое лесничество, зарегистрировано до его постановки в 2013 году на кадастровый учет с условным местоположением, что кадастровые работы в отношении принадлежащего истцу лесного участка проводились при наличии в ГКН с 2012 года сведений о земельном участке ответчика с кадастровым номером "номер изъят", и при этом постановка на учет земельного участка истца не была приостановлена, суд правомерно, исходя из положений части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" оценил данное обстоятельство как достоверное свидетельство отсутствия пересечения границ данных земельных участков.
Представленные истцом схема наложения границ и заключение не содержат предусмотренной статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации и приказом Министерства природы и экологии Российской Федерации от 30.10.2013 N 464 "Об утверждении Перечня видов информации, содержащейся в государственном лесном реестре, предоставляемой в обязательном порядке, и условий ее предоставления" документированной информации о составе и границах земель лесного фонда. Надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств и иные материалы лесоустройства с картографическими материалами с указанием границ участков, подтверждающих наложение границ со спорным земельным участком, истцом судам первой и апелляционной инстанции не представлено.
Принимая во внимание, что местоположение границ лесного участка земель лесного фонда Иркутского лесничества, Приморское участковое лесничество не установлено, при этом наложение (пересечение) границ лесного участка и земельного участка ответчика в государственном кадастре недвижимости отсутствует, суд сделал правильный вывод об отсутствии достоверных доказательств нахождения спорного земельного участка в собственности Российской Федерации на землях лесного фонда и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Следует отметить, что в данном случае имеется спор о границах земельных участков, который не может быть разрешен в пределах заявленных истцом требований.
В связи с изложенным аналогичные доводам иска доводы апелляционной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о том, что земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" относится к землям лесного фонда, следует признать несостоятельными.
Ссылка в жалобе на несоблюдение процедуры перевода спорного земельного участка из состава земель лесного фонда в земли другой категории на законность решения суда не влияет, поскольку доказательства нахождения спорного участка в составе земель лесного фонда в материалах дела отсутствуют.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, не нашли своего подтверждения при проверке материалов дела, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное произвольное толкование норм материального и процессуального права, что не отнесено статьей 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Иркутского районного суда Иркутской области от 20 июня 2016 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.ЧЕРТКОВА

Судьи
И.П.МИРОНОВА
Е.Н.ТРОФИМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)