Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 5 октября 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 октября 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Форсайд" Зубковой И.В. по доверенности от 06.12.2016, от администрации города Твери Ковалевой И.И. по доверенности от 01.02.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 3 июля 2017 года по делу N А66-14457/2016 (судья Рощина С.Е.),
общество с ограниченной ответственностью "Форсайд" (место нахождения: 170041, г. Тверь, ул. Красина, д. 46/38; ОГРН 1056900092435, ИНН 6901080041; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации города Твери (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 11; ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920; далее - Администрация) о признании недействительными отказов Администрации в предоставлении в собственность за плату земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 2297 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир жилой дом, участок находится примерно в 15 м от ориентира по направлению на север, почтовый адрес ориентира: Тверская обл., г. Тверь, ул. Лидии Базановой, д. 48, кадастровый номер 69:40:0400080:35, выраженных в письмах от 25.04.2016 N 01/2411-и, от 14.07.2016 N 01/4267-и, от 31.08.2016 N 01/5401-и, от 28.09.2016 N 01/6079-и и обязании Администрации в месячный срок с даты вступления в силу судебного акта направить проект договора купли-продажи упомянутого земельного участка в собственность за плату по цене выкупа за единицу площади в размере 2629,52 руб. за 1 кв. м.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 03.07.2017 заявление Общества удовлетворено частично. Суд признал недействительными отказы Администрации в предоставлении в собственность за плату земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 2297 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом, участок находится примерно в 15 м от ориентира по направлению на север, почтовый адрес ориентира: Тверская обл., г. Тверь, ул. Лидии Базановой, д. 48, кадастровый номер 69:40:0400080:35, выраженные в письмах от 25.04.2016 N 01/2411-и, от 14.07.2016 N 01/4267-и, обязал Администрацию в месячный срок с даты вступления в силу судебного акта направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка в собственность за плату по цене выкупа за единицу площади в размере 2629,52 руб. за 1 кв. м. В остальной части в иске отказано.
Администрация с решением суда в части удовлетворения заявленных требований не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой (с учетом принятых дополнений), в которой просит его в указанной части отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что Обществом не выполнены условия договора, в соответствии с которым возможен выкуп или аренда спорного земельного участка. Также ссылается на необоснованное восстановление срока на обжалование отказов, изложенных в письмах от 25.04.2016 N 01/2411-и, от 14.07.2016 N 01/4267-и. Доказательств нарушения указанными отказами прав и законных интересов истца в материалы дела не представлено.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражали.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства от 21.03.2011, Комитетом по управлению имуществом Тверской области (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) 24.03.2011 заключен договор аренды земельного участка, предназначенного для комплексного освоения в целях жилищного строительства N 045-з/11 (т. 1, л. 12 - 19).
Предмет аренды - земельный участок площадью 2297 кв. м, местоположение согласно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 15 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: г. Тверь, ул. Лидии Базановой, д. 48, кадастровый номер 69:40:0400080:35, в границах согласно кадастровому паспорту (пункт 1.1 договора).
Цель предоставления участка - для комплексного освоения в целях жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования участка и документацией по планировке территории (пункт 1.2 договора).
Разделом 3 договора установлен график комплексного освоения участка и строительства на участке.
Общество в срок 14 месяцев с момента подписания договора подготавливает проект планировки территории и проект межевания территории в границах участка (пункт 3.2.1 договора).
Строительство (создание), объектов инженерной инфраструктуры (внутриплощадочных инженерных сетей и сооружений) в соответствии с документацией по планировке в срок 12 месяцев со дня утверждения в установленном порядке документации по планировке территории, но не позднее 26 месяцев со дня подписания договора аренды земельного участка (пункт 3.2.2 договора).
Максимальный срок осуществления жилищного и иного строительства - 48 месяцев со дня утверждения в установленном порядке документации по планировке территории, но не позднее 62 месяцев со дня подписания договора аренды земельного участка. Указанный срок является сроком окончания комплексного освоения участка (пункт 3.2.3 договора).
Пунктом 5.4.2 договора, предусмотрено право Арендатора приобрести сформированный земельный участок в собственность или в аренду.
Пользуясь указанным правом, Общество обратилось 23.03.2016 в Администрацию с заявлением о выкупе арендуемого участка с приложением утвержденного проекта планировки территории и проекта межевания территории (т. 1, л. 56).
Администрации письмом от 25.04.2016 N 01/2411-и отказала в предоставлении участка в собственность, сославшись на невыполнение условий пункта 5.4.2 договора аренды, со ссылкой на то, что проект планировки территории не разрабатывался, земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет (т. 1, л. 57 - 58).
Общество повторно 20.05.2016 обратилось в Администрацию с заявлением о возвращении к рассмотрению заявления о предоставлении участка в собственность (т. 1, л. 59).
Администрация письмом от 14.07.2016 N 01/4267-и, отказала в предоставлении участка в собственность сославшись на отсутствие Охранного обязательства на участок, и невыполнением условий договора по планировке территории (т. 1, л. 60 - 61).
Общество 03.08.2016 вновь обратилось с заявлением о предоставлении участка в собственность (т. 1, л. 62).
Администрация письмом от 31.08.2016 N 01/5401-и, отказала в предоставлении в собственность участка по тем же основаниям (т. 1, л. 63 - 64).
Общество 12.09.2016 снова направило в Администрацию заявление о предоставление в собственность участка с приложением копии охранного обязательства и повторно полученными 27.07.2016 условий на проектирование ГУ по Государственной охране объектов культурного наследия Тверской области N 2945/03 (т. 1, л. 65).
Письмом Администрации от 28.09.2016 N 01/6079-и отказано Обществу в предоставлении участка в собственность по тем же основаниям (т. 1, л. 66 - 67).
Не согласившись с обжалуемыми отказами, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением, ходатайствуя о восстановлении срока на обжалование.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в отношении Департамента.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии со статьей 198 упомянутого Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствия правового акта закону и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; создания препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулированы статьями 30.2, 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (редакция до 01.03.2015).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.2 ЗК РФ земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно пункту 3 статьи 30.2 ЗК РФ арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, обязан выполнять требования, предусмотренные подпунктами 6 - 8 пункта 3 статьи 38.2 настоящего кодекса, а именно осуществление в установленные сроки: подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства; выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи; осуществление жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30.2 указанного Кодекса арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, в границах ранее предоставленного земельного участка имеет исключительное право, если иное не предусмотрено федеральным законом, приобрести указанные земельные участки в собственность или в аренду.
При этом на собственника или арендатора указанных земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, возлагается обязанность соблюсти максимальные сроки осуществления жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков (пункт 6 статьи 30.2 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 39.1 указанного Кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен в статье 39.17 ЗК РФ.
Пунктом 5 статьи 39.17 Кодекса установлена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю.
В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 69:40:0400080:35 предоставлен Обществу для комплексного освоения в целях жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования Участка и документацией по планировке территории (пункт 1.2 договора).
Общество в срок 14 месяцев с момента подписания договора подготавливает проект планировки территории и проект межевания территории в границах Участка (пункт 3.2.1 договора).
Строительство (создание), объектов инженерной инфраструктуры (внутриплощадочных инженерных сетей и сооружений) в соответствии с документацией по планировке в срок 12 месяцев со дня утверждения в установленном порядке документации по планировке территории, но не позднее 26 месяцев со дня подписания договора аренды земельного участка (пункт 3.2.2 договора).
Максимальный срок осуществления жилищного и иного строительства - 48 месяцев со дня утверждения в установленном порядке документации по планировке территории, но не позднее 62 месяцев со дня подписания договора аренды земельного участка. Указанный срок является сроком окончания комплексного освоения Участка (пункт 3.2.3 договора).
Пунктом 5.4.2 договора, предусмотрено право Арендатора приобрести сформированный земельный участок в собственность или в аренду.
Администрация отказала в предоставлении земельного участка в собственность, сославшись на несоблюдение условий пункта 5.4.2 договора аренды и положений подпункта 1 пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ, отсутствие проекта межевания территории в соответствии с градостроительной документацией и на не постановку на учет сформированных земельных участков.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции Обществом к заявлению были приложены: выписка о правах на испрашиваемый земельный участок, утвержденный проект планировки и утвержденный проект межевания территории с пояснительной запиской и проектом планировки и проект межевания территории (т. 1, л. 56).
Технические условия, выданные ГУ по охране объектов культурного наследия Тверской области (письмо от 27.08.2013 N 3647/03) не содержат ограничений, поручено выполнить проект застройки земельных участков и согласовать его с ГУ, заключить охранное обязательство на участок археологии в границах землеотвода до начала производства работ на объекте. Впоследствии документация, предусмотренная Техническими условиями, оформлена и представлена суду.
Так же судом правомерно отмечено, что Общество обратилось в Администрацию с письмом 23.03.2016 и 20.05.2016 года, т.е. до истечения максимального срока, установленного разделом 3 договора.
Земельный участок не изъят из оборота, охранные документы оформлены.
Приведенный в апелляционной жалобе довод о том, что документация по планированию территории была утверждена по истечении срока, предусмотренного для строительства инженерной инфраструктуры, отклоняется судом апелляционной инстанции как неимеющий правового значения для настоящего дела.
Кроме того, нарушение срока было вызвано объективными причинами, независящими от Общества, о чем подробно указано в отзыве на иск, апелляционную жалобу и подтверждается материалами дела.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Общества в части признания недействительными отказов Администрации, выраженных в письмах от 25.04.2016 N 01/2411-и, от 14.07.2016 N 01/4267-и.
Ссылка подателя жалобы на то, что суд неправомерно восстановил Обществу срок на обжалование отказов, изложенных в письмах от 25.04.2016 N 01/2411-и, от 14.07.2016 N 01/4267-и, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, если признает причины пропуска уважительными и если иное не предусмотрено АПК РФ.
В определении от 18.11.2004 N 367-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
При этом АПК РФ не предусмотрен перечень уважительных причин для восстановления установленного статьей 198 АПК РФ срока, поэтому право установления наличия этих причин и оценки принадлежит суду первой инстанции.
Пропуск срока заявитель мотивировал тем, что Общество неоднократно предпринимало попытки по досудебному урегулированию настоящего спора. Однако каждый раз Администрация отказывала заявителю в предоставлении земельного участка.
В данном случае суд в соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ, исследовав и оценив доказательства, связанные с причинами пропуска заявителем названного срока, пришел к выводу о признании этих причин уважительными и восстановил пропущенный срок на подачу заявления, тем самым обоснованно на основании статьи 2 АПК РФ обеспечил Обществу доступ к правосудию.
Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем подлежат отклонению.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Тверской области от 3 июля 2017 года по делу N А66-14457/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Твери - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.10.2017 ПО ДЕЛУ N А66-14457/2016
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2017 г. по делу N А66-14457/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 5 октября 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 октября 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Форсайд" Зубковой И.В. по доверенности от 06.12.2016, от администрации города Твери Ковалевой И.И. по доверенности от 01.02.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 3 июля 2017 года по делу N А66-14457/2016 (судья Рощина С.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Форсайд" (место нахождения: 170041, г. Тверь, ул. Красина, д. 46/38; ОГРН 1056900092435, ИНН 6901080041; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации города Твери (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 11; ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920; далее - Администрация) о признании недействительными отказов Администрации в предоставлении в собственность за плату земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 2297 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир жилой дом, участок находится примерно в 15 м от ориентира по направлению на север, почтовый адрес ориентира: Тверская обл., г. Тверь, ул. Лидии Базановой, д. 48, кадастровый номер 69:40:0400080:35, выраженных в письмах от 25.04.2016 N 01/2411-и, от 14.07.2016 N 01/4267-и, от 31.08.2016 N 01/5401-и, от 28.09.2016 N 01/6079-и и обязании Администрации в месячный срок с даты вступления в силу судебного акта направить проект договора купли-продажи упомянутого земельного участка в собственность за плату по цене выкупа за единицу площади в размере 2629,52 руб. за 1 кв. м.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 03.07.2017 заявление Общества удовлетворено частично. Суд признал недействительными отказы Администрации в предоставлении в собственность за плату земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 2297 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом, участок находится примерно в 15 м от ориентира по направлению на север, почтовый адрес ориентира: Тверская обл., г. Тверь, ул. Лидии Базановой, д. 48, кадастровый номер 69:40:0400080:35, выраженные в письмах от 25.04.2016 N 01/2411-и, от 14.07.2016 N 01/4267-и, обязал Администрацию в месячный срок с даты вступления в силу судебного акта направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка в собственность за плату по цене выкупа за единицу площади в размере 2629,52 руб. за 1 кв. м. В остальной части в иске отказано.
Администрация с решением суда в части удовлетворения заявленных требований не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой (с учетом принятых дополнений), в которой просит его в указанной части отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что Обществом не выполнены условия договора, в соответствии с которым возможен выкуп или аренда спорного земельного участка. Также ссылается на необоснованное восстановление срока на обжалование отказов, изложенных в письмах от 25.04.2016 N 01/2411-и, от 14.07.2016 N 01/4267-и. Доказательств нарушения указанными отказами прав и законных интересов истца в материалы дела не представлено.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражали.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства от 21.03.2011, Комитетом по управлению имуществом Тверской области (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) 24.03.2011 заключен договор аренды земельного участка, предназначенного для комплексного освоения в целях жилищного строительства N 045-з/11 (т. 1, л. 12 - 19).
Предмет аренды - земельный участок площадью 2297 кв. м, местоположение согласно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 15 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: г. Тверь, ул. Лидии Базановой, д. 48, кадастровый номер 69:40:0400080:35, в границах согласно кадастровому паспорту (пункт 1.1 договора).
Цель предоставления участка - для комплексного освоения в целях жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования участка и документацией по планировке территории (пункт 1.2 договора).
Разделом 3 договора установлен график комплексного освоения участка и строительства на участке.
Общество в срок 14 месяцев с момента подписания договора подготавливает проект планировки территории и проект межевания территории в границах участка (пункт 3.2.1 договора).
Строительство (создание), объектов инженерной инфраструктуры (внутриплощадочных инженерных сетей и сооружений) в соответствии с документацией по планировке в срок 12 месяцев со дня утверждения в установленном порядке документации по планировке территории, но не позднее 26 месяцев со дня подписания договора аренды земельного участка (пункт 3.2.2 договора).
Максимальный срок осуществления жилищного и иного строительства - 48 месяцев со дня утверждения в установленном порядке документации по планировке территории, но не позднее 62 месяцев со дня подписания договора аренды земельного участка. Указанный срок является сроком окончания комплексного освоения участка (пункт 3.2.3 договора).
Пунктом 5.4.2 договора, предусмотрено право Арендатора приобрести сформированный земельный участок в собственность или в аренду.
Пользуясь указанным правом, Общество обратилось 23.03.2016 в Администрацию с заявлением о выкупе арендуемого участка с приложением утвержденного проекта планировки территории и проекта межевания территории (т. 1, л. 56).
Администрации письмом от 25.04.2016 N 01/2411-и отказала в предоставлении участка в собственность, сославшись на невыполнение условий пункта 5.4.2 договора аренды, со ссылкой на то, что проект планировки территории не разрабатывался, земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет (т. 1, л. 57 - 58).
Общество повторно 20.05.2016 обратилось в Администрацию с заявлением о возвращении к рассмотрению заявления о предоставлении участка в собственность (т. 1, л. 59).
Администрация письмом от 14.07.2016 N 01/4267-и, отказала в предоставлении участка в собственность сославшись на отсутствие Охранного обязательства на участок, и невыполнением условий договора по планировке территории (т. 1, л. 60 - 61).
Общество 03.08.2016 вновь обратилось с заявлением о предоставлении участка в собственность (т. 1, л. 62).
Администрация письмом от 31.08.2016 N 01/5401-и, отказала в предоставлении в собственность участка по тем же основаниям (т. 1, л. 63 - 64).
Общество 12.09.2016 снова направило в Администрацию заявление о предоставление в собственность участка с приложением копии охранного обязательства и повторно полученными 27.07.2016 условий на проектирование ГУ по Государственной охране объектов культурного наследия Тверской области N 2945/03 (т. 1, л. 65).
Письмом Администрации от 28.09.2016 N 01/6079-и отказано Обществу в предоставлении участка в собственность по тем же основаниям (т. 1, л. 66 - 67).
Не согласившись с обжалуемыми отказами, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением, ходатайствуя о восстановлении срока на обжалование.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в отношении Департамента.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии со статьей 198 упомянутого Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствия правового акта закону и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; создания препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулированы статьями 30.2, 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (редакция до 01.03.2015).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.2 ЗК РФ земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно пункту 3 статьи 30.2 ЗК РФ арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, обязан выполнять требования, предусмотренные подпунктами 6 - 8 пункта 3 статьи 38.2 настоящего кодекса, а именно осуществление в установленные сроки: подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства; выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи; осуществление жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30.2 указанного Кодекса арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, в границах ранее предоставленного земельного участка имеет исключительное право, если иное не предусмотрено федеральным законом, приобрести указанные земельные участки в собственность или в аренду.
При этом на собственника или арендатора указанных земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, возлагается обязанность соблюсти максимальные сроки осуществления жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков (пункт 6 статьи 30.2 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 39.1 указанного Кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен в статье 39.17 ЗК РФ.
Пунктом 5 статьи 39.17 Кодекса установлена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю.
В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 69:40:0400080:35 предоставлен Обществу для комплексного освоения в целях жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования Участка и документацией по планировке территории (пункт 1.2 договора).
Общество в срок 14 месяцев с момента подписания договора подготавливает проект планировки территории и проект межевания территории в границах Участка (пункт 3.2.1 договора).
Строительство (создание), объектов инженерной инфраструктуры (внутриплощадочных инженерных сетей и сооружений) в соответствии с документацией по планировке в срок 12 месяцев со дня утверждения в установленном порядке документации по планировке территории, но не позднее 26 месяцев со дня подписания договора аренды земельного участка (пункт 3.2.2 договора).
Максимальный срок осуществления жилищного и иного строительства - 48 месяцев со дня утверждения в установленном порядке документации по планировке территории, но не позднее 62 месяцев со дня подписания договора аренды земельного участка. Указанный срок является сроком окончания комплексного освоения Участка (пункт 3.2.3 договора).
Пунктом 5.4.2 договора, предусмотрено право Арендатора приобрести сформированный земельный участок в собственность или в аренду.
Администрация отказала в предоставлении земельного участка в собственность, сославшись на несоблюдение условий пункта 5.4.2 договора аренды и положений подпункта 1 пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ, отсутствие проекта межевания территории в соответствии с градостроительной документацией и на не постановку на учет сформированных земельных участков.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции Обществом к заявлению были приложены: выписка о правах на испрашиваемый земельный участок, утвержденный проект планировки и утвержденный проект межевания территории с пояснительной запиской и проектом планировки и проект межевания территории (т. 1, л. 56).
Технические условия, выданные ГУ по охране объектов культурного наследия Тверской области (письмо от 27.08.2013 N 3647/03) не содержат ограничений, поручено выполнить проект застройки земельных участков и согласовать его с ГУ, заключить охранное обязательство на участок археологии в границах землеотвода до начала производства работ на объекте. Впоследствии документация, предусмотренная Техническими условиями, оформлена и представлена суду.
Так же судом правомерно отмечено, что Общество обратилось в Администрацию с письмом 23.03.2016 и 20.05.2016 года, т.е. до истечения максимального срока, установленного разделом 3 договора.
Земельный участок не изъят из оборота, охранные документы оформлены.
Приведенный в апелляционной жалобе довод о том, что документация по планированию территории была утверждена по истечении срока, предусмотренного для строительства инженерной инфраструктуры, отклоняется судом апелляционной инстанции как неимеющий правового значения для настоящего дела.
Кроме того, нарушение срока было вызвано объективными причинами, независящими от Общества, о чем подробно указано в отзыве на иск, апелляционную жалобу и подтверждается материалами дела.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Общества в части признания недействительными отказов Администрации, выраженных в письмах от 25.04.2016 N 01/2411-и, от 14.07.2016 N 01/4267-и.
Ссылка подателя жалобы на то, что суд неправомерно восстановил Обществу срок на обжалование отказов, изложенных в письмах от 25.04.2016 N 01/2411-и, от 14.07.2016 N 01/4267-и, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, если признает причины пропуска уважительными и если иное не предусмотрено АПК РФ.
В определении от 18.11.2004 N 367-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
При этом АПК РФ не предусмотрен перечень уважительных причин для восстановления установленного статьей 198 АПК РФ срока, поэтому право установления наличия этих причин и оценки принадлежит суду первой инстанции.
Пропуск срока заявитель мотивировал тем, что Общество неоднократно предпринимало попытки по досудебному урегулированию настоящего спора. Однако каждый раз Администрация отказывала заявителю в предоставлении земельного участка.
В данном случае суд в соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ, исследовав и оценив доказательства, связанные с причинами пропуска заявителем названного срока, пришел к выводу о признании этих причин уважительными и восстановил пропущенный срок на подачу заявления, тем самым обоснованно на основании статьи 2 АПК РФ обеспечил Обществу доступ к правосудию.
Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем подлежат отклонению.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 3 июля 2017 года по делу N А66-14457/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Твери - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.В.РОМАНОВА
А.В.РОМАНОВА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Н.ШАДРИНА
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Н.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)