Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.09.2017 N 20АП-4216/2017 ПО ДЕЛУ N А09-1434/2017

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2017 г. по делу N А09-1434/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 04.09.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 08.09.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фишер Ю.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Скрябинской сельской администрации Выгоничского района Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 17.05.2017 по делу N А09-1434/2017, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Спектор Вячеслав Семенович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Скрябинской сельской администрации (далее - ответчик, администрация) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельных участков, площадью 113 кв. м и 36 кв. м, расположенных по адресу: Брянская область, Выгоничский район, с. Палужье, на кадастровом плане территории, изложенный в письмах Скрябинской сельской администрации от 16.11.2016 N 281 и от 21.12.2016 N 315; понуждении Скрябинской сельской администрации в установленный законом срок с момента вынесения решения утвердить схему расположения земельных участков, площадью 113 кв. м и 36 кв. м, расположенных по адресу: Брянская область, Выгоничский район, с. Палужье, на кадастровом плане территории (с учетом уточнения).
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что индивидуальный предприниматель Спектор В.С. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Скрябинскую сельскую администрацию (далее - ответчик, администрация) с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков, площадью 113 кв. м и 36 кв. м, расположенных по адресу: Брянская область, Выгоничский район, с. Палужье, для постановки на кадастровый учет с целью предоставления этих участков в аренду для эксплуатации действующей линии электропередач.
Письмами от 16.11.2016 N 281 и от 21.12.2016 N 315 заявителю отказано в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Полагая отказ администрации незаконным, нарушающим права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с заявлением.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (п. 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения (п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 4, п. 5 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
В п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, согласно которому основаниями отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Отказывая в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, Скрябинская сельская администрация сослалась на то, что схемы расположения земельных участков утверждаются для дальнейшего предоставления под какие-либо цели, тогда как Спектор В.С. просит утвердить схему расположения земельных участков уже после того как неправомерно (не имея какого-либо права на использование земель) осуществил на них строительство. Кроме того, администрация указывает на непредставление заявителем правоустанавливающих документов на линии электропередач, расположенных на указанных земельных участках.
Вместе с тем, указанное администрацией основание отказа в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории не поименовано в перечне оснований отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Возражая против вынесенного судом первой инстанции решения, ответчик в апелляционной жалобе указывает на то, что схема расположения земельного участка является лишь одним из документов, предоставляемых заявителем с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, и рассматривать его вне рамок данной процедуры не представляется возможным, а поскольку Спектор В.С. не является собственником объектов, расположенных на земельном участке, он не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, по мнению ответчика, отказом в утверждении схемы расположения земельного участка администрация фактически отказала в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Данная позиция заявителя жалобы отклоняется апелляционным судом, поскольку статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
Таким образом, законодательством установлено право гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, на подготовку схемы расположения земельного участка в целях его образования как без проведения торгов, так и для проведения аукциона по продаже участка или на право заключения договора аренды земельного участка.
В силу изложенных положений закона, то обстоятельство, что заявителем не представлены документы, подтверждающие право собственности на линии электропередач расположенные на спорных земельных участках, не лишает его права на обеспечение подготовки схемы расположения земельных участков, в том числе в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Апелляционный суд отклоняет довод жалобы о том, что Скрябинская сельская администрация с 01.01.2017 не вправе осуществлять утверждение схемы расположения земельных участков.
В силу пунктов 2, 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) предоставление земельных участков, государственная собственность на которое не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, законодатель с 01.01.2017 установил полномочия по предоставлению земельных участков, которые, действительно, отнесены к компетенции органа местного самоуправления муниципального района. Вместе с тем, утверждение схемы расположения земельного участка не является предоставлением земельного участка.
Скрябинская сельская администрация не ссылается при этом на иные нормативные акты, которыми установлены их полномочия по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, администрацией не представлено доказательств того, что утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории не относится к компетенции Скрябинской сельской администрации. Также администрация не обосновала законность отказа в утверждении схемы расположения спорных земельных участков на кадастровом плане территории.
С учетом изложенного, заявленные требования суд первой инстанции правомерно удовлетворил как обоснованные.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы, поскольку они сводятся к немотивированному несогласию с позицией суда первой инстанции, не опровергают его выводы, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 17.05.2017 по делу N А09-1434/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА

Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
Е.Н.ТИМАШКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)