Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.05.2017 ПО ДЕЛУ N А06-6568/2016

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2017 г. по делу N А06-6568/2016


Резолютивная часть постановления объявлена - 29.05.2017 года.
Полный текст постановления изготовлен - 30.05.2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Астрахань"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 22 декабря 2016 года по делу N А06-6568/2016 (судья Бочарникова Г.Н.)
по заявлению Муниципального образования "Город Астрахань" (ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178, г. Астрахань)
к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, г. Москва)
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Урожай" (ОГРН 1023000854249, ИНН 3015053811, г. Астрахань); Устюгова Сергея Венедиктовича (г. Астрахань); Общества с ограниченной ответственностью "Земельный геоинформационный центр" (ОГРН 1053000601279, ИНН 3016044560, г. Астрахань),
о признании незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка; об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок; об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке.
при участии в судебном заседании:
- от Муниципального образования "Город Астрахань" - не явились;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области - не явились;
- от Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Урожай" - Фадеева А.В., доверенность от 10.06.2016 года (срок доверенности до 10.06.2017 года);
- от Устюгова Сергея Венедиктовича - не явился;
- от Общества с ограниченной ответственностью "Земельный геоинформационный центр" - не явились.
установил:

Администрация Муниципального образования "Город Астрахань" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области (далее - Филиал "ФКП Росреестра") о признании незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 30:12:000000:7961; об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 30:12:000000:7961; об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке площадью 3725 квадратных метров с кадастровым номером 30:12:000000:7961.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 22 декабря 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Обществом с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Урожай" представлены письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых Общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участники процесса извещены о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 04.05.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес Администрации муниципального образования "Город Астрахань" 01.04.2016 года поступило заявление ООО ПКФ "Урожай" N 33-01-7417 о проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером 30:12:000000:7961, площадью 3735 кв. м (т. 1 л.д. 9-11).
При анализе предоставленных документов установлено, что Филиалом "ФКП Росреестра" был поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 30:12:000000:7961.
Посчитав, что Филиалом "ФКП Росреестра" земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет без законных на то правовых оснований, т. к. документ предусматривающий образование земельного участка площадью 3735 кв. м отсутствует и сам факт постановки земельного участка, площадью 3725 кв. м на государственный кадастровый учет противоречит проекту планировки и межевания территории, утвержденному Постановлением администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 15.06.2012 N 5124-м, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые действия Филиала "ФКП Росреестра" соответствуют закону и не нарушают прав и законных интересов органа местного самоуправления, поскольку Земельный кодекс Российской Федерации в редакции от 23.06.2014 N 171-ФЗ запрещает формировать земельные участки из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с утвержденной схемой расположения при условии, утвержденного проекта межевания территории, который в установленные сроки по вине администрации не был направлен в орган кадастрового учета.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Как следует из материалов дела, Постановлением мэра города Астрахани N 9657-м от 02.12.2010 года (т. 1 л.д. 69) "О разработке документации по планировке и межеванию территории в границах улиц Кр. Набережной, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани" разрешено ООО ПКФ "Урожай" разработку документации по планировке и межеванию территории в границах улиц Кр. Набережной, Красной, Крупской в Советском районе, обозначенной на приложении к настоящему постановлению мэра города.
Пунктом 3 Постановления мэра города Астрахани N 9657-м от 02.12.2010 года, на ООО ПКФ "Урожай" возложено обеспечить за счет собственных средств разработку документации по планировке и межеванию территории в границах улиц Кр. Набережной, Красной, Крупской в Советском районе и представить проект планировки и межевания территории на согласование в Комитет по градостроительству и архитектуре Администрации города Астрахани.
На основании Постановления Администрации города Астрахани от 02.12.2010 года N 9657-м "О разработке документации по планировке и межеванию территории в границах улиц Кр. Набережной, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани", задания на разработку градостроительной документации по планировке и межеванию территории, в границах улиц Кр. Набережной, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани, утвержденной председателем комитета по градостроительству и архитектуре администрации города Астрахани, по заказу Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Урожай" выполнен проект планировки и межевания территории улиц Кр. Набережной, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани (т. 3 л.д. 1-85).
Проект планировки и межевания территории улиц Кр. Набережной, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани в соответствии с п. 3.2 Постановления Администрации города Астрахани от 02.12.2010 года N 9657-м предоставлен на согласование в Комитет по градостроительству и архитектуре Администрации г. Астрахани.
Постановлением мэра города Астрахани N 5124-м от 15.06.2012 года "Об утверждении проекта планировки и межевания территории в границах улиц Кр. Набережной, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани" утвержден проект планировки и межевания территории в границах улиц Кр. Набережной, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани (т. 1 л.д. 12).
Согласно пункта 3.1 подраздела 2 раздела 3 проекта на рассматриваемой территории формируется квартал для застройки объекта торгово-административного назначения. Общая площадь планируемой территории (в пределах красных линий) под размещение торгово-административного комплекса составляет 11 889 кв. м.
Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости в состав территории, предусмотренной проектом, на момент образования спорного земельного участка, входили как земельные участки, находящиеся в собственности ООО ПКФ "Урожай", так и в ведении Администрации МО "Город Астрахань".
Так, по результатам проведенных работ установлено, что в состав территории входят учтенные в Едином государственном реестре недвижимости земельные участки.
Из пояснительной записки проекта планировки и межевания территории в границах улиц Кр. Набережной, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани следует, что в границы планируемой территории попадают земельные участки, в том числе: 30:12:030617:49 площадью 676 кв. м для эксплуатации торгового комплекса (собственность ООО ПКФ "Урожай"); 30:12:030617:77 площадью 3414 кв. м для эксплуатации административно-торгового здания (собственность ООО ПКФ "Урожай"); 30:12:030617:80 площадью 668 кв. м для эксплуатации рынка (собственность ООО ПКФ "Урожай"); 30:12:030617:81 площадью 1211 кв. м для эксплуатации рынка (собственность ООО ПКФ "Урожай"); 30:12:030617:82 площадью 328 кв. м для эксплуатации индивидуального жилого дома (собственность ООО ПКФ "Урожай"); 30:12:030617:83, площадью 3601 кв. м для эксплуатации торгового центра (собственность ООО ПКФ "Урожай"); 30:12:030620:21, площадью 329 кв. м под эксплуатацию центрального склада (собственность Башиева Н.З.о); 30:12:030620:25, площадью 69,20 кв. м для строительства остановочного комплекса (аренда ТОО "Тепломонтаж"); 30:12:030620:31; площадью 45 кв. м для эксплуатации торгового павильона по продажи продовольственной группы товаров (аренда Зулфикаров Ф.К.) (т. 3 л.д. 23, т. 4 л.д. 40-51).
Образование земельного участка площадью 3725 кв. м осуществлено в соответствии с утвержденным Постановлением мэра города Астрахани N 5124-м от 15.06.2012 года проектом планировки и межевания территории в границах улиц Кр. Набережной, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани.
В результате проведенных кадастровым инженером ООО "ЗГИЦ" Устюговым С.В. работ по образованию земельного участка в соответствии с проектом, 23.12.2015 года подготовлен межевой план (т. 2 л.д. 123).
Таким образом, из представленного ООО "ПКФ "Урожай" проекта следует, что проект межевания территории осуществлен в составе проекта планировки и составляет единый проект планировки и межевания территории в границах улиц Кр. Набережной, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани.
Земельный участок с кадастровым номером 30:12:000000:7961, расположен в границах утвержденного Постановлением мэра города Астрахани N 5124-м от 15.06.2012 года проекта планировки и межевания территории в границах улиц Кр. Набережной, Красной, Крупской в Советском районе города Астрахани (т. 3 л.д. 9).
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастровый учет земельного участка осуществляется на основании заявления о государственном кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем.
Согласно ч. 2 ст. 20 Закона о кадастре, с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Постановка вновь образованных участков на кадастровый учет осуществляется на основании межевого плана земельного участка.
Пунктом 5 статьи 4 Закона о кадастре установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, определен статьей 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с которым необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
В порядке, предусмотренном статьей 22 Закона о кадастре, заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости подал кадастровый инженер Устюгов Сергей Венедиктович в электронном виде посредством отправки через официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.rosreestr.ru (далее - портал Росреестра).
Заявление и межевой план земельного участка представлены в орган кадастрового учета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, изготовившего их кадастрового инженера С.В. Устюгова.
В состав межевого плана кадастровым инженером были приложены копии: Постановление о разработке и межеванию территории в границах улиц Кр. Набережная, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани от 02.12.2010 года (т. 1 л.д. 69), Постановление от 18.10.2011 года N 9917-м (т. 2 л.д. 141), Постановление от 15.06.2012 года N 5124-м об утверждении проекта планировки и межевания территории в границах улиц Кр. Набережная, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани (т. 1 л.д. 12) и Проект планировки и межевания территории.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Образованный земельный участок с кадастровым номером 30:12:000000:7961, расположен в границах утвержденного Постановлением мэра города Астрахани N 5124-м от 15.06.2012 года проекта планировки и межевания территории в границах улиц Кр. Набережной, Красной, Крупской в Советском районе города Астрахани (т. 3 л.д. 9).
В соответствии с материалами дела земельный участок с кадастровым номером 30:12:000000:7961 был поставлен на кадастровый учет на основании заявления от 24.12.2015 N 30-2839057 кадастрового инженера Устюгова С.В. и приложенных к нему документов.
Материалами дела подтверждено, что для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка были представлены все необходимые документы.
В обоснование нарушений своих прав Администрация муниципального образования "Город Астрахань" ссылается на то, что образование земельного участка площадью 3725 кв. м проектом межевания территории, не предусмотрено.
Однако, согласно сведениям, представленным Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области" сформировать земельный участок с кадастровым номером 30:12:000000:7961 в иной площади и конфигурации в границах утвержденного проекта планировки и межевания территории в границах улиц Кр. Набережная, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани, не предоставляется возможным, поскольку в этих границах, сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки на основании утвержденных Администрацией муниципального образования "Город Астрахань" схем расположения земельных участков.
Таким образом, принимая во внимание то, что земельный участок с кадастровым номером 30:12:000000:7961 площадью 3725 кв. м сформирован в границах утвержденного проекта планировки и межевания территории в границах улиц Кр. Набережная, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани и иные земельные участки на планируемой территории под размещение торгово-административного комплекса площадью 11 889 кв. м уже сформированы, поставлены на кадастровый учет и принадлежат на праве собственности ООО ПКФ "Урожай", Башиеву Н.З.о, а также на праве аренды ТОО "Тепломонтаж", Зулфикарову Ф.К., утверждение Администрации муниципального образования "Город Астрахань" о возможности формирования земельного участка только площадью 11 889 кв. м, является необоснованным.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия апелляционной инстанции считает необоснованным довод Администрации МО "Город Астрахань" об отсутствии правовых оснований для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 3725 кв. м, поскольку названный земельный участок образован в границах утвержденного Постановлением мэра города Астрахани N 5124-м от 15.06.2012 года проекта планировки и межевания территории в границах улиц Кр. Набережная, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани.
На основании изложенного, апелляционная коллегия считает, что у филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области, исходя из сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, не было законных оснований для отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 30:12:000000:7961 на основании заявления кадастрового инженера от 24.12.2015 N 30-2839057.
Кроме того, в соответствии с требованиями п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий государственного органа, требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия их закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с чем, судебная коллегия считает, что основанием для признания оспариваемого действия незаконным в контексте с ч. 2 ст. 198 и ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации служит не вероятность (предположительность) нарушения, а наличие реально нарушенного права или законного интереса конкретного лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания нарушения прав и охраняемых законом интересов в силу ст. 4 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на заявителя.
Однако, направленное в суд заявление, не содержит указаний на то, какие реально права или законные интересы Администрации муниципального образования "Город Астрахань" нарушены в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возложены какие-либо обязанности, созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности действием органа кадастрового учета по постановке на кадастровый учет земельного участка, при условии его образования в границах утвержденного Постановлением мэра города Астрахани N 5124-м от 15.06.2012 года проекта планировки и межевания территории в границах улиц Кр. Набережная, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани.
Также, в материалы дела не приложены какие-либо документы и доказательства, свидетельствующие о нарушении оспариваемым действием прав или законных интересов Администрации муниципального образования "Город Астрахань" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконном возложении каких-либо обязанностей, создании иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, заявленные требования Администрации муниципального образования "Город Астрахань" о признании незаконными действий по постановке земельного участка на кадастровый учет, признаются судом необоснованными.
Апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.
При указанных обстоятельствах, апелляционная жалоба Администрации муниципального образования "Город Астрахань" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 22 декабря 2016 года по делу N А06-6568/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)