Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал нарушением п. 5 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" действия сетевой компании по уклонению от заключения с обществом публичного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и выдал предписание об устранении нарушения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
18 июля 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 13.07.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Бабанова Д.Ю. (доверенность от 25.05.2017 N Д-КМ/27/18),
от заинтересованного лица: Нахмурова С.А. (доверенность от 29.08.2016 N 15/04),
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "КФК Энерго":
Ефимова И.С., директора (приказ от 12.05.2017 N 7),
Вагина Е.А. (доверенность от 01.07.2017)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества "МРСК Центра" в лице филиала публичного акционерного общества "МРСК Центра" - "Костромаэнерго"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 07.02.2017,
принятое судьей Максименко Л.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., Минаевой Е.В.,
по делу N А31-11736/2016
по заявлению публичного акционерного общества "МРСК Центра" в лице филиала публичного акционерного общества "МРСК Центра" - "Костромаэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
о признании недействительными решения и предписания,
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "КФК Энерго",
Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы,
и
публичное акционерное общество "МРСК Центра" в лице филиала публичного акционерного общества "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" (далее - ПАО "МРСК Центра", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 14.10.2016 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 04-07/1306, в соответствии с которым Общество признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а также выданного на основании данного решения обязательного для исполнения предписания от 14.10.2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "КФК Энерго" (далее - ООО "КФК Энерго") и Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы (далее - Управление имущественных и земельных отношений).
Суд решением от 07.02.2017 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017 решение оставлено без изменения.
ПАО "МРСК Центра" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Закона о защите конкуренции, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), нарушили нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела; в действиях (бездействии) Общества отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, исполнение предписания не возможно ввиду отмены Управлением имущественных и земельных отношений распоряжения и невозможностью определения границ земельного участка.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Управление и ООО "КФК Энерго" в отзывах и их представители в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Управление имущественных и земельных отношений, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направило.
Законность принятых Арбитражным судом Костромской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "КФК Энерго" 15.04.2016 обратилось в Управление с жалобой по факту уклонения ПАО "МРСК Центра" от заключения с ООО "КФК Энерго" договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в отношении двух кабельных линий напряжением 0,4 кВ, расположенных по адресу: Костромская обл., г. Кострома, ул. Экскаваторщиков, д. 46, 48, на основании заявки от 22.03.2016 N 1504-ЦОК-16 (16189844).
В данной жалобе указано, что в соответствии с пунктом 4 Правил N 861 и размещенной на официальном сайте филиала ПАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" информацией о наличии свободной мощности на подстанции ТП N 786 территориальная сетевая организация ООО "КФК Энерго" разработала проект прокладки кабельных линий от ТП N 786 до строящегося многоквартирного жилого дома по адресу: г. Кострома, ул. Экскаваторщиков, д. 46, 48. Указанный проект был согласован муниципальным казенным учреждением "Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству" 23.09.2015, акционерным обществом "Газпром газораспределение Кострома" 22.09.2015, Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Костромы 01.10.2015, филиалом ПАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" в лице Городской РЭС 15.09.2015, муниципальным казенным учреждением "Дорожное хозяйство" 16.09.2015, муниципальным унитарным предприятием города Костромы "Костромагорводоканал" 08.09.2015.
На основании пункта 5 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Перечень N 1300), размещение линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Земельный участок с кадастровым номером 44:27:080303:708 по улице Экскаваторщиков, по которому были проложены названные кабельные линии, находится в муниципальной собственности города Костромы.
ООО "КФК Энерго", действуя в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами, а также согласованным проектом прокладки кабельных линий, в 2015 году выполнило работы по прокладке двух кабельных линий 0,4 кВ.
Руководствуясь пунктом 7 Правил N 861, ООО "КФК Энерго" 03.11.2015 подало в сетевую организацию - ПАО "МРСК Центра" заявку N 7128-ЦОК-15 на осуществление технологического присоединения двух кабельных линий максимальной мощностью 130 кВт по 2-й категории надежности, напряжением 0,4 кВ, направив вместе с ней (в приложении) доверенность, копию согласованного проекта, исполнительную съемку, инвентарную карточку объекта основных средств ООО "КФК Энерго" по названным кабельным линиям.
ПАО "МРСК Центра" направило в адрес ООО "КФК Энерго" ответ на данную заявку (письмо от 09.11.2015 N МРСК-КМ/6-1/6950), указав на отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагаются кабельные линии.
ООО "КФК Энерго" направило Обществу обращение от 12.11.2015 N 461 о том, что истребование каких-либо документов на земельный участок в соответствии с Перечнем N 1300 является неправомерным.
В ответ на данное обращение ПАО "МРСК Центра" направило оферту договора на технологическое присоединение, а также технические условия (заявка N 7128-ЦОК-15), содержащие точки присоединения, не соответствующие заявке ООО "КФК Энерго", и в которых игнорируется наличие уже построенных (существующих) кабельных линий, а именно:
- - в заявке указаны две точки присоединения от первой и второй секции ТП N 786;
- - в оферте договора и выданных технических условиях отражены две точки присоединения от проектируемого РЩ-0,4 кВ (ТП N 787).
Однако 11.12.2015 ПАО "МРСК Центра" направило в адрес ООО "КФК Энерго" письмо N МРСК-КМ/5-2/7709, в котором сообщило, что принятие его заявки N 7128-ЦОК-15 (16126255) было ошибочным, при этом сослалось на пункты 18, 25, 25 (1), 26 Правил N 861, касающиеся необходимости представления сведений о границах земельного участка, на котором располагаются спорные кабельные линии.
ООО "КФК Энерго" 12.03.2016 в целях определения границ земельного участка разработало схему границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории и обратилось в Управление имущественных и земельных отношений.
По результатам рассмотрения названного обращения на основании распоряжения начальника Управления имущественных и земельных отношений от 16.03.2016 N 213-р "О выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (местоположение: Костромская обл., г. Кострома, ул. Экскаваторщиков)" было выдано разрешение на использование земель и земельного участка общей площадью 177 квадратных метров для размещения кабельной линии напряжения 0,4 кВ от существующей трансформаторной подстанции N 786 до земельного участка с кадастровым номером 44:27:080303:708 по улице Экскаваторщиков.
Представив сведения о границах земельного участка (письмо от 11.12.2015 N МРСК-КМ/5-2/7709) с расположенными на нем кабельными линиями, ООО "КФК Энерго" повторно обратилось в ПАО "МРСК Центра" с заявкой на технологическое присоединение от 22.03.2016 N 16189844.
Общество рассмотрело данную заявку и, сославшись на пункт 15 Правил N 861 29.03.2016, отказалось от заключения договора на осуществление технологического присоединения, мотивировав это тем, что кабельные линии не являются энергопринимающим устройством потребителя (ООО "КФК Энерго"). Иного правового обоснования принятого решения в письме ПАО "МРСК Центра" не приведено.
Антимонопольный орган по результатам рассмотрения поступивших от ООО "КФК Энерго" материалов усмотрел в действиях (бездействии) ПАО "МРСК Центра" по уклонению от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В связи с этим 17.06.2016 Управление на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдало Обществу предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем принятия мер по заключению с ООО "КФК Энерго" договора об осуществлении технологического присоединения в отношении двух кабельных линий КЛ-0,4 кВ на основании заявки от 22.03.2016 N 1504-ЦОК-16 (16189844).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 18.07.2017 N Ф01-2772/2017 ПО ДЕЛУ N А31-11736/2016
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал нарушением п. 5 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" действия сетевой компании по уклонению от заключения с обществом публичного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и выдал предписание об устранении нарушения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2017 г. по делу N А31-11736/2016
18 июля 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 13.07.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Бабанова Д.Ю. (доверенность от 25.05.2017 N Д-КМ/27/18),
от заинтересованного лица: Нахмурова С.А. (доверенность от 29.08.2016 N 15/04),
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "КФК Энерго":
Ефимова И.С., директора (приказ от 12.05.2017 N 7),
Вагина Е.А. (доверенность от 01.07.2017)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества "МРСК Центра" в лице филиала публичного акционерного общества "МРСК Центра" - "Костромаэнерго"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 07.02.2017,
принятое судьей Максименко Л.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., Минаевой Е.В.,
по делу N А31-11736/2016
по заявлению публичного акционерного общества "МРСК Центра" в лице филиала публичного акционерного общества "МРСК Центра" - "Костромаэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
о признании недействительными решения и предписания,
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "КФК Энерго",
Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы,
и
установил:
публичное акционерное общество "МРСК Центра" в лице филиала публичного акционерного общества "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" (далее - ПАО "МРСК Центра", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 14.10.2016 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 04-07/1306, в соответствии с которым Общество признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а также выданного на основании данного решения обязательного для исполнения предписания от 14.10.2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "КФК Энерго" (далее - ООО "КФК Энерго") и Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы (далее - Управление имущественных и земельных отношений).
Суд решением от 07.02.2017 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017 решение оставлено без изменения.
ПАО "МРСК Центра" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Закона о защите конкуренции, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), нарушили нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела; в действиях (бездействии) Общества отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, исполнение предписания не возможно ввиду отмены Управлением имущественных и земельных отношений распоряжения и невозможностью определения границ земельного участка.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Управление и ООО "КФК Энерго" в отзывах и их представители в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Управление имущественных и земельных отношений, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направило.
Законность принятых Арбитражным судом Костромской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "КФК Энерго" 15.04.2016 обратилось в Управление с жалобой по факту уклонения ПАО "МРСК Центра" от заключения с ООО "КФК Энерго" договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в отношении двух кабельных линий напряжением 0,4 кВ, расположенных по адресу: Костромская обл., г. Кострома, ул. Экскаваторщиков, д. 46, 48, на основании заявки от 22.03.2016 N 1504-ЦОК-16 (16189844).
В данной жалобе указано, что в соответствии с пунктом 4 Правил N 861 и размещенной на официальном сайте филиала ПАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" информацией о наличии свободной мощности на подстанции ТП N 786 территориальная сетевая организация ООО "КФК Энерго" разработала проект прокладки кабельных линий от ТП N 786 до строящегося многоквартирного жилого дома по адресу: г. Кострома, ул. Экскаваторщиков, д. 46, 48. Указанный проект был согласован муниципальным казенным учреждением "Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству" 23.09.2015, акционерным обществом "Газпром газораспределение Кострома" 22.09.2015, Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Костромы 01.10.2015, филиалом ПАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" в лице Городской РЭС 15.09.2015, муниципальным казенным учреждением "Дорожное хозяйство" 16.09.2015, муниципальным унитарным предприятием города Костромы "Костромагорводоканал" 08.09.2015.
На основании пункта 5 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Перечень N 1300), размещение линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Земельный участок с кадастровым номером 44:27:080303:708 по улице Экскаваторщиков, по которому были проложены названные кабельные линии, находится в муниципальной собственности города Костромы.
ООО "КФК Энерго", действуя в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами, а также согласованным проектом прокладки кабельных линий, в 2015 году выполнило работы по прокладке двух кабельных линий 0,4 кВ.
Руководствуясь пунктом 7 Правил N 861, ООО "КФК Энерго" 03.11.2015 подало в сетевую организацию - ПАО "МРСК Центра" заявку N 7128-ЦОК-15 на осуществление технологического присоединения двух кабельных линий максимальной мощностью 130 кВт по 2-й категории надежности, напряжением 0,4 кВ, направив вместе с ней (в приложении) доверенность, копию согласованного проекта, исполнительную съемку, инвентарную карточку объекта основных средств ООО "КФК Энерго" по названным кабельным линиям.
ПАО "МРСК Центра" направило в адрес ООО "КФК Энерго" ответ на данную заявку (письмо от 09.11.2015 N МРСК-КМ/6-1/6950), указав на отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагаются кабельные линии.
ООО "КФК Энерго" направило Обществу обращение от 12.11.2015 N 461 о том, что истребование каких-либо документов на земельный участок в соответствии с Перечнем N 1300 является неправомерным.
В ответ на данное обращение ПАО "МРСК Центра" направило оферту договора на технологическое присоединение, а также технические условия (заявка N 7128-ЦОК-15), содержащие точки присоединения, не соответствующие заявке ООО "КФК Энерго", и в которых игнорируется наличие уже построенных (существующих) кабельных линий, а именно:
- - в заявке указаны две точки присоединения от первой и второй секции ТП N 786;
- - в оферте договора и выданных технических условиях отражены две точки присоединения от проектируемого РЩ-0,4 кВ (ТП N 787).
Однако 11.12.2015 ПАО "МРСК Центра" направило в адрес ООО "КФК Энерго" письмо N МРСК-КМ/5-2/7709, в котором сообщило, что принятие его заявки N 7128-ЦОК-15 (16126255) было ошибочным, при этом сослалось на пункты 18, 25, 25 (1), 26 Правил N 861, касающиеся необходимости представления сведений о границах земельного участка, на котором располагаются спорные кабельные линии.
ООО "КФК Энерго" 12.03.2016 в целях определения границ земельного участка разработало схему границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории и обратилось в Управление имущественных и земельных отношений.
По результатам рассмотрения названного обращения на основании распоряжения начальника Управления имущественных и земельных отношений от 16.03.2016 N 213-р "О выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (местоположение: Костромская обл., г. Кострома, ул. Экскаваторщиков)" было выдано разрешение на использование земель и земельного участка общей площадью 177 квадратных метров для размещения кабельной линии напряжения 0,4 кВ от существующей трансформаторной подстанции N 786 до земельного участка с кадастровым номером 44:27:080303:708 по улице Экскаваторщиков.
Представив сведения о границах земельного участка (письмо от 11.12.2015 N МРСК-КМ/5-2/7709) с расположенными на нем кабельными линиями, ООО "КФК Энерго" повторно обратилось в ПАО "МРСК Центра" с заявкой на технологическое присоединение от 22.03.2016 N 16189844.
Общество рассмотрело данную заявку и, сославшись на пункт 15 Правил N 861 29.03.2016, отказалось от заключения договора на осуществление технологического присоединения, мотивировав это тем, что кабельные линии не являются энергопринимающим устройством потребителя (ООО "КФК Энерго"). Иного правового обоснования принятого решения в письме ПАО "МРСК Центра" не приведено.
Антимонопольный орган по результатам рассмотрения поступивших от ООО "КФК Энерго" материалов усмотрел в действиях (бездействии) ПАО "МРСК Центра" по уклонению от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В связи с этим 17.06.2016 Управление на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдало Обществу предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем принятия мер по заключению с ООО "КФК Энерго" договора об осуществлении технологического присоединения в отношении двух кабельных линий КЛ-0,4 кВ на основании заявки от 22.03.2016 N 1504-ЦОК-16 (16189844).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)