Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Пичининой И.Е., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.
при участии в заседании:
- от муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал" Головлева Е.А. представитель по доверенности от 01 января 2017 года N 12/37-4;
- от индивидуального предпринимателя Галанского Александра Николаевича Бекренева О.А. представитель по доверенности от 14 июля 2016 года N 27АА 0955115;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Галанского Александра Николаевича
на решение от 27 июля 2017 года,
принятое судьей Ульяновой М.Ю.,
по делу Арбитражного суда Хабаровского края N А73-3829/2017, рассмотренному по иску муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал" к индивидуальному предпринимателю Галанскому Александру Николаевичу о взыскании 474 825, 12 рублей
- по встречному иску индивидуального предпринимателя Галанского Александра Николаевича к муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска "Водоканал" о признании недействительным приложения N 8 к договору от 01 июля 2015 года N 3535;
муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Водоканал" обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Галанскому Александру Николаевичу, в котором просит взыскать 474 825, 12 рублей, составляющих долг, возникший в результате неисполнения обязанности по внесению платы за превышение норм предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ при водоотведении в систему городской канализации; и обязанности по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Индивидуальный предприниматель Галанский Александр Николаевич обратился к муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска "Водоканал" со встречным иском, в котором просил о признании недействительным приложения N 8 к договору от 01 июля 2015 года N 3535.
Определением от 14 июля 2017 года встречное исковое заявление принято к рассмотрению совместно с первоначальным иском.
Решением от 27 июля 2017 года первоначальный иск удовлетворен в полном объеме, во встречном иске отказано.
Индивидуальный предприниматель Галанский Александр Николаевич, не согласившись с принятым по делу судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, удовлетворить встречный иск, в первоначальном иске отказать.
В обоснование жалобы указывает применение нормы права, не подлежащей применению, неполное выяснение обстоятельств дела, неверное толкование закона. По мнению заявителя жалобы, заключенный между сторонами договор от 01 июля 2015 года N 3535 не предусматривает взыскание иных выплат, кроме предусмотренных подпунктом "д" пункта 13 договора и подпунктом "г" пункта 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (далее Правила N 644); в части условий, согласованных в приложении N 8, противоречит приложению N 3 Правил N 644, является ничтожным, применению не подлежит. Поскольку на ответчика не распространяются нормативы, установленные органами местного самоуправления, должны применяться общеустановленные нормативы, указанные в приложении N 3 к Правилам N 644. В дополнениях к апелляционной жалобе заявитель указал, что отбор проб сточных вод произведен неправомерно, поскольку принадлежащие заявителю объекты - общежития относятся к жилому фонду.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы и дополнениям к ней поддержал.
Согласно отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Водоканал" просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В обоснование указывает, что ответчик неверно толкует нормативные акты, регулирующие отношения сторон. Объектами ответчика являются общежития гостиничного типа, которые согласно Общероссийскому классификатору основных средств отнесены к зданиям, кроме жилых.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
01 июля 2015 года между сторонами заключен договор N 3535, из которого у муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) (далее по тексту организация) возникло обязательство подавать индивидуальному предпринимателю Галанскому Александру Николаевичу (далее по тексту - абонент) через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду на объекты, указанные в приложении N 3, и осуществлять прием сточных вод от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
Согласно пункту 70 договор заключен на двенадцать месяцев с 01 июля 2015 года.
Пунктом 71 предусмотрено продление срока на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
Абонент обязался оплачивать холодную (питьевую) воду и прием сточных вод по установленным тарифам на основании счета до десятого числа месяца, следующего за расчетным; соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), установленные приложением N 8 к договору, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения; соблюдать режим потребления холодной воды, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Договором установлен тариф на водоотведение в размере 24, 38 руб. /куб. м (без НДС).
В соответствии с подпунктом "р" пункта 12 договора организация обязалась контролировать соблюдение абонентом режима водоотведения и нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
На основании подпунктов "г" и "д" пункта 13 договора организация вправе иметь беспрепятственный доступ к водопроводным и канализационным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета холодной воды, и взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В силу подпунктов "д", "е", "ж" и "т" пункта 14 договора абонент обязался соблюдать установленный режим потребления холодной воды и режим водоотведения; вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту; обеспечивать беспрепятственный доступ представителей организации к водопроводным и канализационным сетям; соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Стороны согласовали перечень загрязняющих веществ и допустимые концентрации загрязняющих веществ в приложении N 8 к договору.
Местонахождение контрольных колодцев для отбора проб сточных вод КК-1 согласовано сторонами договора в приложении N 5 к договору по адресам: улица Машинистов, 50 литера К; улица Машинистов, 50 литера И; улица Локомотивная, 14а.
23 марта 2016 года, 21 июня 2016 года, 15 июля 2016 года уполномоченным представителем организации в присутствии представителя абонента производился отбор проб для инспекционного контроля сточных вод, оформленный актами от 23 марта 2016 года N 462/3535, от 21 июля 2016 года N 522/3535, от 15 июля 2016 года N 702/3535.
В актах отсутствуют замечания абонента по сведениям, в них указанным.
Проверка отобранных проб произведена Испытательной химической лабораторией сточной воды муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал".
По факту указанных проверок составлены акты обследования от 12 апреля 2016 года, от 11 мая 2016 года, от 03 августа 2016 года - установлено превышение нормативов сбросов загрязняющих веществ, а именно по БПК, жирам, фосфатам.
В соответствии с постановлением главы администрации Хабаровского края от 25 февраля 1998 года N 68 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Хабаровского края", постановлением мэра города Хабаровска от 29 ноября 2006 года N 1496 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод при сбросе в систему бытовой канализации города Хабаровска, поступающих на очистные сооружения муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал", организация начислила абоненту плату за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ, которая в общей сумме составила 473 695, 18 рублей, на основании действующего тарифа, исходя из количества превышений допустимой концентрации загрязняющих веществ (кратности). Кроме этого, начислена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения 1 129 рублей.
Для внесения платы организация выставила абоненту счета-фактуры.
Обязанность уплатить начисленную плату абонентом не исполнена, в результате возник долг в размере 474 825, 12 рублей.
В досудебном порядке (претензия от 11 ноября 2016 года N 8804/37-1) спор между сторонами не урегулирован, что явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167 (далее - Правила N 167), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (далее - Правила N 644).
Статьей 30 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что контроль за составом и свойствами сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 года N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" и регулирует деятельность абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, а также абонентов, для объектов которых нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения не устанавливаются.
В силу статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в центральную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоснабжения (ЦСВ), в размере и порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 25 Правил N 644 предусмотрено, что абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении и водоотведении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В силу подпункта "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Одним из основных доводов апелляционной жалобы является то, что, по мнению ответчика, на него не распространяются положения постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310, постановление главы администрации Хабаровского края от 25 февраля 1998 года N 68 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Хабаровского края", а условия договора, определенные в соответствии с данными постановлениями, противоречат Правилам N 644 и, следовательно, являются ничтожными. Для разрешения настоящего спора подлежат применению положения раздела VII Правил N 644 и нормативы, указанные в приложении N 3 к названным Правилам.
В силу подпункта "д" пункта 13 договора от 01 июля 2015 года N 3535 истец вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил N 167.
Пункт 61 Правил N 167, согласно которому нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления, применительно к рассматриваемым правоотношениям, силу не утратил.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2015 года N 1101 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения" организациям, осуществляющим водоотведение, и их абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, к правоотношениям, возникшим в период с 01 января 2015 и до вступления в силу настоящего постановления, рекомендовано применять положения пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167 и постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".
Таким образом, постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2015 года N 1101 распространило действие пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 в редакции от 14 октября 2015 года, на отношения, возникшие до введения в действие указанного пункта в новой редакции.
Следовательно, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что к спорным правоотношениям сторон подлежат применению положения, в том числе пункта 61 Правил N 167 и постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310, и, соответственно, постановления главы администрации Хабаровского края от 25 февраля 1998 года N 68 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Хабаровского края".
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Порядку взимания с предприятий и организаций платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденному Постановлением главы администрации Хабаровского края от 25 февраля 1998 года N 68 во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310, абоненты обязаны производить повышенную оплату за сточные воды в случае превышения нормативов загрязняющих веществ.
Разделом IV Правил N 525 определен порядок анализа отбора проб сточных вод.
Согласно пункту 36 указанного раздела результаты анализов отобранных параллельных проб сточных вод в течение 24 часов со дня их получения представляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов. Если результаты сопоставимы (отличаются не более чем на погрешность метода измерения по более чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб двух аккредитованных лабораторий.
В случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение одного рабочего дня проводится анализ резервной пробы.
При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы (пункт 37).
Результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (пункт 38).
Испытательная химическая лаборатория является структурным подразделением муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал", имеет аттестат аккредитации, выданный Федеральной службой по аккредитации 04 апреля 2014 года N РОСС RU.0001.512201 сроком действия с 04 апреля 2014 года по 04 апреля 2019 года.
Лаборатория выполняет возложенные на нее функции по испытанию свойств сточных вод в соответствии с действующим законодательством.
Результаты испытаний выполнены на основании отбора проб из контрольных колодцев абонента без каких-либо замечаний со стороны его представителей.
По результатам отбора проб сточных вод на месте произведенного отбора организация ВКХ составляет в двух экземплярах акт отбора проб сточных вод по утвержденной форме (пункт 27 Правил N 525). Акт подписывается как самой организацией, так и абонентом.
В акте должны быть указаны не только время и место отбора проб сточных вод у абонента, но и данные о контрольном колодце (либо его обозначение) и его конкретное расположение (координаты), что дает возможность достоверно идентифицировать колодец, из которого брались пробы.
Если абонент не согласен с порядком и результатами проведения отбора проб, он должен отразить свои возражения в акте отбора проб сточных вод.
В представленных суду актах не отражены возражения абонента относительно порядка и результатов проведения отбора проб.
Дав оценку собранным по делу доказательствам по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные первоначальные исковые требования и отказал во встречном иске. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела, применен закон, подлежащий применению, регулирующий правоотношения сторон.
Дополнительные доводы апелляционной жалобы о том, что принадлежащие абоненту объекты - общежития отнесены законом к жилому фонду, в связи с чем отбор проб и начисление платы неправомерны, судебной коллегией во внимание не принят в связи со следующим.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 18 июня 2012 года, от 29 июля 2013 года, Выписке из Единого государственного реестра прав объекты абонента являются общежитиями гостиничного типа, которые отнесены Общероссийским классификатором основных средств к "зданиям, кроме жилых".
Исходя из положений статей 15, 16 и 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, общежития гостиничного типа не относятся к жилищному фонду, а помещения в них - к жилым помещениям. Таким образом, учитывая статус принадлежащих абоненту объектов водоснабжения, предназначенных для коммерческого использования, действия организации по отбору проб сточных вод, расчету и предъявлению абоненту к оплате соответствующей платы.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для иной оценки обстоятельств дела согласно доводам жалобы.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
решение от 27 июля 2017 года Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3829/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2017 N 06АП-5223/2017 ПО ДЕЛУ N А73-3829/2017
Требование: О взыскании задолженности по договору водоотведения.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2017 г. N 06АП-5223/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Пичининой И.Е., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.
при участии в заседании:
- от муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал" Головлева Е.А. представитель по доверенности от 01 января 2017 года N 12/37-4;
- от индивидуального предпринимателя Галанского Александра Николаевича Бекренева О.А. представитель по доверенности от 14 июля 2016 года N 27АА 0955115;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Галанского Александра Николаевича
на решение от 27 июля 2017 года,
принятое судьей Ульяновой М.Ю.,
по делу Арбитражного суда Хабаровского края N А73-3829/2017, рассмотренному по иску муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал" к индивидуальному предпринимателю Галанскому Александру Николаевичу о взыскании 474 825, 12 рублей
- по встречному иску индивидуального предпринимателя Галанского Александра Николаевича к муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска "Водоканал" о признании недействительным приложения N 8 к договору от 01 июля 2015 года N 3535;
- установил:
муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Водоканал" обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Галанскому Александру Николаевичу, в котором просит взыскать 474 825, 12 рублей, составляющих долг, возникший в результате неисполнения обязанности по внесению платы за превышение норм предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ при водоотведении в систему городской канализации; и обязанности по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Индивидуальный предприниматель Галанский Александр Николаевич обратился к муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска "Водоканал" со встречным иском, в котором просил о признании недействительным приложения N 8 к договору от 01 июля 2015 года N 3535.
Определением от 14 июля 2017 года встречное исковое заявление принято к рассмотрению совместно с первоначальным иском.
Решением от 27 июля 2017 года первоначальный иск удовлетворен в полном объеме, во встречном иске отказано.
Индивидуальный предприниматель Галанский Александр Николаевич, не согласившись с принятым по делу судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, удовлетворить встречный иск, в первоначальном иске отказать.
В обоснование жалобы указывает применение нормы права, не подлежащей применению, неполное выяснение обстоятельств дела, неверное толкование закона. По мнению заявителя жалобы, заключенный между сторонами договор от 01 июля 2015 года N 3535 не предусматривает взыскание иных выплат, кроме предусмотренных подпунктом "д" пункта 13 договора и подпунктом "г" пункта 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (далее Правила N 644); в части условий, согласованных в приложении N 8, противоречит приложению N 3 Правил N 644, является ничтожным, применению не подлежит. Поскольку на ответчика не распространяются нормативы, установленные органами местного самоуправления, должны применяться общеустановленные нормативы, указанные в приложении N 3 к Правилам N 644. В дополнениях к апелляционной жалобе заявитель указал, что отбор проб сточных вод произведен неправомерно, поскольку принадлежащие заявителю объекты - общежития относятся к жилому фонду.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы и дополнениям к ней поддержал.
Согласно отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Водоканал" просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В обоснование указывает, что ответчик неверно толкует нормативные акты, регулирующие отношения сторон. Объектами ответчика являются общежития гостиничного типа, которые согласно Общероссийскому классификатору основных средств отнесены к зданиям, кроме жилых.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
01 июля 2015 года между сторонами заключен договор N 3535, из которого у муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) (далее по тексту организация) возникло обязательство подавать индивидуальному предпринимателю Галанскому Александру Николаевичу (далее по тексту - абонент) через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду на объекты, указанные в приложении N 3, и осуществлять прием сточных вод от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
Согласно пункту 70 договор заключен на двенадцать месяцев с 01 июля 2015 года.
Пунктом 71 предусмотрено продление срока на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
Абонент обязался оплачивать холодную (питьевую) воду и прием сточных вод по установленным тарифам на основании счета до десятого числа месяца, следующего за расчетным; соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), установленные приложением N 8 к договору, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения; соблюдать режим потребления холодной воды, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Договором установлен тариф на водоотведение в размере 24, 38 руб. /куб. м (без НДС).
В соответствии с подпунктом "р" пункта 12 договора организация обязалась контролировать соблюдение абонентом режима водоотведения и нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
На основании подпунктов "г" и "д" пункта 13 договора организация вправе иметь беспрепятственный доступ к водопроводным и канализационным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета холодной воды, и взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В силу подпунктов "д", "е", "ж" и "т" пункта 14 договора абонент обязался соблюдать установленный режим потребления холодной воды и режим водоотведения; вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту; обеспечивать беспрепятственный доступ представителей организации к водопроводным и канализационным сетям; соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Стороны согласовали перечень загрязняющих веществ и допустимые концентрации загрязняющих веществ в приложении N 8 к договору.
Местонахождение контрольных колодцев для отбора проб сточных вод КК-1 согласовано сторонами договора в приложении N 5 к договору по адресам: улица Машинистов, 50 литера К; улица Машинистов, 50 литера И; улица Локомотивная, 14а.
23 марта 2016 года, 21 июня 2016 года, 15 июля 2016 года уполномоченным представителем организации в присутствии представителя абонента производился отбор проб для инспекционного контроля сточных вод, оформленный актами от 23 марта 2016 года N 462/3535, от 21 июля 2016 года N 522/3535, от 15 июля 2016 года N 702/3535.
В актах отсутствуют замечания абонента по сведениям, в них указанным.
Проверка отобранных проб произведена Испытательной химической лабораторией сточной воды муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал".
По факту указанных проверок составлены акты обследования от 12 апреля 2016 года, от 11 мая 2016 года, от 03 августа 2016 года - установлено превышение нормативов сбросов загрязняющих веществ, а именно по БПК, жирам, фосфатам.
В соответствии с постановлением главы администрации Хабаровского края от 25 февраля 1998 года N 68 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Хабаровского края", постановлением мэра города Хабаровска от 29 ноября 2006 года N 1496 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод при сбросе в систему бытовой канализации города Хабаровска, поступающих на очистные сооружения муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал", организация начислила абоненту плату за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ, которая в общей сумме составила 473 695, 18 рублей, на основании действующего тарифа, исходя из количества превышений допустимой концентрации загрязняющих веществ (кратности). Кроме этого, начислена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения 1 129 рублей.
Для внесения платы организация выставила абоненту счета-фактуры.
Обязанность уплатить начисленную плату абонентом не исполнена, в результате возник долг в размере 474 825, 12 рублей.
В досудебном порядке (претензия от 11 ноября 2016 года N 8804/37-1) спор между сторонами не урегулирован, что явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167 (далее - Правила N 167), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (далее - Правила N 644).
Статьей 30 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что контроль за составом и свойствами сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 года N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" и регулирует деятельность абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, а также абонентов, для объектов которых нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения не устанавливаются.
В силу статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в центральную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоснабжения (ЦСВ), в размере и порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 25 Правил N 644 предусмотрено, что абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении и водоотведении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В силу подпункта "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Одним из основных доводов апелляционной жалобы является то, что, по мнению ответчика, на него не распространяются положения постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310, постановление главы администрации Хабаровского края от 25 февраля 1998 года N 68 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Хабаровского края", а условия договора, определенные в соответствии с данными постановлениями, противоречат Правилам N 644 и, следовательно, являются ничтожными. Для разрешения настоящего спора подлежат применению положения раздела VII Правил N 644 и нормативы, указанные в приложении N 3 к названным Правилам.
В силу подпункта "д" пункта 13 договора от 01 июля 2015 года N 3535 истец вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил N 167.
Пункт 61 Правил N 167, согласно которому нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления, применительно к рассматриваемым правоотношениям, силу не утратил.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2015 года N 1101 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения" организациям, осуществляющим водоотведение, и их абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, к правоотношениям, возникшим в период с 01 января 2015 и до вступления в силу настоящего постановления, рекомендовано применять положения пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167 и постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".
Таким образом, постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2015 года N 1101 распространило действие пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 в редакции от 14 октября 2015 года, на отношения, возникшие до введения в действие указанного пункта в новой редакции.
Следовательно, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что к спорным правоотношениям сторон подлежат применению положения, в том числе пункта 61 Правил N 167 и постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310, и, соответственно, постановления главы администрации Хабаровского края от 25 февраля 1998 года N 68 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Хабаровского края".
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Порядку взимания с предприятий и организаций платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденному Постановлением главы администрации Хабаровского края от 25 февраля 1998 года N 68 во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310, абоненты обязаны производить повышенную оплату за сточные воды в случае превышения нормативов загрязняющих веществ.
Разделом IV Правил N 525 определен порядок анализа отбора проб сточных вод.
Согласно пункту 36 указанного раздела результаты анализов отобранных параллельных проб сточных вод в течение 24 часов со дня их получения представляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов. Если результаты сопоставимы (отличаются не более чем на погрешность метода измерения по более чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб двух аккредитованных лабораторий.
В случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение одного рабочего дня проводится анализ резервной пробы.
При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы (пункт 37).
Результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (пункт 38).
Испытательная химическая лаборатория является структурным подразделением муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал", имеет аттестат аккредитации, выданный Федеральной службой по аккредитации 04 апреля 2014 года N РОСС RU.0001.512201 сроком действия с 04 апреля 2014 года по 04 апреля 2019 года.
Лаборатория выполняет возложенные на нее функции по испытанию свойств сточных вод в соответствии с действующим законодательством.
Результаты испытаний выполнены на основании отбора проб из контрольных колодцев абонента без каких-либо замечаний со стороны его представителей.
По результатам отбора проб сточных вод на месте произведенного отбора организация ВКХ составляет в двух экземплярах акт отбора проб сточных вод по утвержденной форме (пункт 27 Правил N 525). Акт подписывается как самой организацией, так и абонентом.
В акте должны быть указаны не только время и место отбора проб сточных вод у абонента, но и данные о контрольном колодце (либо его обозначение) и его конкретное расположение (координаты), что дает возможность достоверно идентифицировать колодец, из которого брались пробы.
Если абонент не согласен с порядком и результатами проведения отбора проб, он должен отразить свои возражения в акте отбора проб сточных вод.
В представленных суду актах не отражены возражения абонента относительно порядка и результатов проведения отбора проб.
Дав оценку собранным по делу доказательствам по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные первоначальные исковые требования и отказал во встречном иске. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела, применен закон, подлежащий применению, регулирующий правоотношения сторон.
Дополнительные доводы апелляционной жалобы о том, что принадлежащие абоненту объекты - общежития отнесены законом к жилому фонду, в связи с чем отбор проб и начисление платы неправомерны, судебной коллегией во внимание не принят в связи со следующим.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 18 июня 2012 года, от 29 июля 2013 года, Выписке из Единого государственного реестра прав объекты абонента являются общежитиями гостиничного типа, которые отнесены Общероссийским классификатором основных средств к "зданиям, кроме жилых".
Исходя из положений статей 15, 16 и 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, общежития гостиничного типа не относятся к жилищному фонду, а помещения в них - к жилым помещениям. Таким образом, учитывая статус принадлежащих абоненту объектов водоснабжения, предназначенных для коммерческого использования, действия организации по отбору проб сточных вод, расчету и предъявлению абоненту к оплате соответствующей платы.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для иной оценки обстоятельств дела согласно доводам жалобы.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 27 июля 2017 года Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3829/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Ж.В.ЖОЛОНДЗЬ
Ж.В.ЖОЛОНДЗЬ
Судьи
И.Е.ПИЧИНИНА
А.А.ТИХОНЕНКО
И.Е.ПИЧИНИНА
А.А.ТИХОНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)