Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2017 N 19АП-2201/2017 ПО ДЕЛУ N А14-16220/2016

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2017 г. по делу N А14-16220/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Семенюта Е.А.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области: Агафонова М.О., представитель по доверенности от 27.04.2017, выдана до 31.12.2017;
- от Федерального агентства по управлению государственным имуществом: Агафонова М.О., представитель по доверенности от 25.12.2015, выдана до 31.12.2018;
- от ПАО "Квадра - Генерирующая компания": Коновалова Е.И., представитель по доверенности от 01.02.2017, выдана до 31.12.2017;
- рассмотрев апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.02.2017 по делу N А14-16220/2016 (судья Попова Л.В.), по заявлению публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ОГРН 1093668037220, ИНН 3664099440), выразившегося в нерассмотрении по существу обращения (вход. от 08.07.2016 N 6-7989), обязании принять решение по существу обращения, взыскании судебных расходов, третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,

установил:

Публичное акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания" (заявитель, ПАО "Квадра") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (Территориальное управление, ТУ Росимущества в Воронежской области, заинтересованное лицо), выразившегося в нерассмотрении по существу с принятием решения обращения ПАО "Квадра".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.02.2017 заявленные требования удовлетворены.
Бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ОГРН 1093668037220 ИНН 3664099440), выразившееся в непринятии решения в установленный законом срок по существу поставленных в обращении ПАО "Квадра" от 08.07.2016 за N НР-540/1986 вопросов, в ненаправлении ПАО "Квадра" принятого по обращению решения, признано незаконным.
ТУ Росимущества в Воронежской области обязано устранить допущенные незаконным бездействием нарушения прав и законных интересов ПАО "Квадра" путем рассмотрения по существу заявления ПАО "Квадра" от 08.07.2016 за N НР-540/1986 и принятия по нему решения в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, а также направления решения в адрес заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТУ Росимущества в Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что территориальным управлением были совершены все действия в рамках предоставленных полномочий. Полагает, что незаконного бездействия ТУ Росимущества не допущено.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм права, без учета фактических обстоятельств дела, просит суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ПАО "Квадра - Генерирующая компания" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Согласно договору аренды земельного участка от 17.10.2014 N 150-з-2014 ПАО "Квадра" был передан в аренду сроком на пять лет земельный участок площадью 1 021 944 кв. м (собственность Российской Федерации), расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Лебедева, д. 2, с кадастровым номером 36:34:0306001:21 с разрешенным использованием "производственная зона" с множественностью лиц на стороне арендатора.
Указанный договор прошел государственную регистрацию, о чем в ЕГРП была сделана запись N 36-36-01/241/2014-064.
28.01.2016 ТУ Росимущества в Воронежской области, исполняя решение арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-7423/2015, приняло решение об образовании из земельного участка площадью 1 021 944 кв. м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Лебедева, д. 2, с кадастровым номером 36:34:0306001:21 с разрешенным использованием "производственная зона" четырех земельных участков с разрешенным использованием "производственная зона" с кадастровыми номерами: 36:34:0306001:63, 36:34:0306001:64, 36:34:0306001:65, 36:34:0306001:66, один из которых необходим для обслуживания и эксплуатации принадлежащего заявителю недвижимого имущества.
На земельном участке с кадастровым номером 36:34:0306001:64 расположены сооружения "Воронежская ТЭЦ-1", принадлежащие ПАО "Квадра" на праве собственности, что подтверждается свидетельством от 22.08.2012 серия 36-АГ N 700624.
ПАО "Квадра" 14.03.2016 письмом N НР-501/734 обратилось в ТУ Росимущества в Воронежской области с просьбой рассмотреть вопрос расторжении договора аренды земельного участка от 17.10.2014 N 150-з-2014 и предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 36:34:0306001:64.
К данному заявлению были приложены оригиналы свидетельств о регистрации права на 4-х листах, пакет учредительных документов, доверенность, свидетельство о государственной регистрации права от 22.08.2012 N 36АГ700624, перечень объектов недвижимости.
В ответ на обращение ПАО "Квадра" от 14.03.2016 N НР-501/734 ТУ Росимущества в Воронежской области письмом от 14.04.2016 N ВШ-6/6532 сообщило, что для заключения нового договора аренды первоначально следует расторгнуть договора аренды земельного участка от 17.10.2014 N 150-з-2014; что после расторжения действующего договора аренды земельного участка от 17.10.2014 N 150-з-2014 ТУ Росимущества Воронежской области вернется к рассмотрению вопроса о заключении нового договора аренды.
Кроме того, Территориальное управление довело до сведения ПАО "Квадра", что оно не наделено полномочиями по предоставлению в аренду земельных участков площадью более десяти гектаров; разъяснило о возможности обратиться в Территориальное управление с заявлением и соответствующим пакетом документов или в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом с соответствующим заявлением для рассмотрения и принятия решения по существу.
08.07.2016 ПАО "Квадра" повторно обратилось в Территориальное управление письмом за N НР-540/1986 с просьбой предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 36:34:0306001:64 на основании первичного пакета документов, представленного письмом от 14.03.2016 N НР-501/734.
При этом заявителем было представлено дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного участка от 17.10.2014 N 150-з-2014, подтверждающее расторжение указанного договора от 17.10.2014 N 150-з-2014.
Территориальное управление 22.07.2016 письмом за N МЯ-5/5156 обратилось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для рассмотрения обращения ПАО "Квадра" от 08.07.2016 за N НР-540/1986.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом письмом от 17.10.2016 N ПП-10/43119 за подписью заместителя руководителя, направленным в адрес Территориального управления (получено 24.10.2016) и ПАО "Квадра", сообщило следующее:
- - в соответствии с представленным кадастровым паспортом от 14.03.2016 N 36-00/5001/16-142482 на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0306001:64 отсутствуют сведения о расположенных в границах данного земельного участка объектах недвижимого имущества;
- - не удается подтвердить расположение объектов недвижимости общества в границах испрашиваемого земельного участка; не представляется возможным установить исключительное право общества на приобретение права аренды на испрашиваемый земельный участок в порядке ст. 39.20 ЗК РФ;
- - учитывая изложенное, рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 36:34:0306001:64 в аренду обществу не представляется возможным.
Кроме того, в указанном письме от 17.10.2016 N ПП-10/43119 Федеральное агентство поручило ТУ Росимущества в Воронежской области провести внеплановую проверку использования федерального земельного участка с кадастровым номером 36:34:0306001:64; всю информацию о проведенной проверке представить в адрес заместителя руководителя; доложить в Росимущество о получении платы за фактическое использование обществом земельного участка с кадастровым номером 36:34:0306001:64.
Представленный пакет документов был возвращен в адрес Территориального управления.
24.11.2016 ТУ Росимущества в Воронежской области во исполнение поручения от 17.10.2016 N ПП-10/43119 направило в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом акт внеплановой проверки фактического использования земельного участка с кадастровым номером 36:34:0306001:64 от 18.11.2016 N ТУ-19-16 с приложением всех требуемых материалов и документов.
Решения по обращению ПАО "Квадра" от 08.07.2016 N НР-540/1986 до настоящего времени по существу поставленных в нем вопросов не принято, обращение в установленный законом срок не рассмотрено.
Не согласившись с бездействием ТУ Росимущества в Воронежской области, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1).
Согласно пункту 4 названного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном законом порядке по вопросам, относящимся к его компетенции.
Согласно п. 4.1.14 Положения Территориальный орган самостоятельно осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности в том числе предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
По поручению Агентства территориальный орган осуществляет следующие полномочия: в том числе предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью больше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование (п. 4.2.23 Положения).
Частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) установлено, что граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, имеют исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду.
Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного 8 пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Приказом Минэкономразвития России от 03.10.2013 N 569 (зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 N 30989) был утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, в аренду, безвозмездное срочное пользование или постоянное (бессрочное) пользование (Административный регламент N 569).
Результатом предоставления государственной услуги являются: - заключение договоров аренды, безвозмездного срочного пользования земельного участка, находящегося в федеральной собственности (п. 2.4. Административного регламента N 569).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги приведен в п. 2.16 Административного регламента N 569.
В соответствии с п. 3.1 Административного регламента N 569 предоставление государственной услуги Росимуществом включает в себя следующие административные процедуры: - рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, на праве аренды, безвозмездного срочного пользования или постоянного (бессрочного) пользования; - формирование и направление межведомственных запросов; - принятие решения о предоставлении государственной услуги Росимуществом либо принятие решения о даче поручения территориальному органу Росимущества; - издание распорядительного акта о предоставлении в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, находящегося в федеральной собственности; - подготовка договора аренды либо безвозмездного срочного пользования и акта приема-передачи; - выдача заявителю документов.
Доказательств совершения Территориальным управлением действий в соответствии со ст. 39.17 ЗК РФ, положений Административного регламента N 569 по результатам рассмотрения и проверки заявления ПАО "Квадра" от 08.07.2016 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 36:34:0306001:64 на дату судебного разбирательства в материалы дела не представлено.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с Законом РФ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрении обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению, по результатам рассмотрения которого гражданин имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Таким образом, под рассмотрением обращения заинтересованного лица понимается не только принятие решения по существу поставленных в нем вопросов в установленный законом срок, но и направление соответствующего ответа заявителю.
С учетом изложенного, обращение ПАО "Квадра" от 08.07.2016 N НР-540/1986 до настоящего времени не рассмотрено, так как в установленный законом срок не принято решение по существу поставленных в нем вопросов, принятое решение не направлено заявителю, ответ по обращению ни в установленные сроки, ни на дату обращения в суд - не дан.
Доказательств иного суду не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии бездействия со стороны Территориального управления, выразившегося в непринятии решения в установленный законом срок по существу поставленных в обращении ПАО "Квадра" от 08.07.2016 за N НР-540/1986 вопросов, в ненаправлении заявителю принятого по обращению решения.
Бездействие соответствующего органа нарушает права заявителя, не соответствует положениям Земельного кодекса РФ, Закона N 59-ФЗ, что в силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания его незаконным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя и им уплачены.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с ТУ Росимущества в Воронежской области, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.02.2017 по делу N А14-16220/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА

Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
А.И.ПРОТАСОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)