Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.09.2016 N 10АП-10799/2016 ПО ДЕЛУ N А41-103873/15

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2016 г. по делу N А41-103873/15


Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Бархатова В.Ю., Ивановой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Костригиным Н.И.,
при участии в заседании:
от истца Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ИНН: 7717151380, ОГРН: 1097799013652) - Карпинская Т.В. - представитель по доверенности N Д-16140217 от 15 августа 2016 года,
от ответчика ЗАО "Матвеевское" (ИНН: 5032025310, ОГРН: 1035006471620) - Сапожников Н.И. - представитель по доверенности N 42 от 03 февраля 2014 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на решение Арбитражного суда Московской области от 01 июня 2016 года по делу N А41-103873/15, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по иску Государственной компании "Российские автомобильные дороги" к Закрытому акционерному обществу "Матвеевское" о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) земельный участок площадью 10 302 +/- 888 кв. м с кадастровым номером 50:20:0070312:2876 с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере 4 952 943 руб.,

установил:

Государственная компания "Российские автомобильные дороги" (далее по тексту - ГК "Российские автомобильные дороги") обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Закрытому акционерному обществу "Матвеевское" (далее по тексту - ЗАО "Матвеевское"), в котором просила изъять у ЗАО "Матвеевское" для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) земельный участок площадью 10 302 +/- 888 кв. м с кадастровым номером 50:20:0070312:2876 с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере 4 952 943 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 июня 2016 года суд изъял у ЗАО "Матвеевское" для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) земельный участок площадью 10 302 +/- 888 кв. м с кадастровым номером 50:20:0070312:2876 с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере 17 977 814 рублей.
Не согласившись с данным судебным актом, Государственная компания "Российские автомобильные дороги" обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции изменить, исключить из мотивировочной части решения суда первой инстанции указания о том, что истец уточнил заявленные требования и просил суд принять решение об изъятии у ЗАО "Матвеевское" для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) земельный участок площадью 10 302 +/- 888 кв. м с кадастровым номером 50:20:0070312:2876 с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере 17 977 814 рублей. При этом пояснил, что сама по себе выкупная цена земельного участка не является предметом материально-правового требования по настоящему иску. Результаты судебной экспертизы, проведенной судом первой инстанции, не оспаривает.
Представитель ответчика возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. При этом подтвердил, что истцом в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции исковые требования не уточнялись.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим изменению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 20 февраля 2014 года Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации издано распоряжение N 257-р "Об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации земельного участка в целях обеспечения реализации проекта "Реконструкция автомобильной дороги М-1 "Беларусь" от Москвы до границы с Республикой Беларусь на участке км 28 + 000 - км 32 + 500, Московская область" (л.д. 7 т. 1).
В соответствии с приложенным к распоряжению Перечнем земельных участков, подлежащих изъятию, одним из таких земельных участков является земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070312:2876 площадью 10 302 кв. м по адресу Одинцовский район, пос. Лесной городок, в районе п. Лесной городок, находящийся в собственности ЗАО "Матвеевское" (л.д. 7об. т. 1).
Уведомлением от 10 апреля 2015 года N 1432 Государственная компании "Российские автомобильные дороги" Голицынский филиал сообщила ЗАО "Матвеевское" об изъятии земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070312:2876 путем выкупа (л.д. 10 т. 1).
24 августа 2015 года истец повторно направил ответчику письмо об изъятии земельного участка, приложив проект соглашения.
В ответе от 13 ноября 2015 года N 512 ЗАО "Матвеевское" уведомило Государственную компанию "Автодор", что указанная в соглашении стоимость выкупа земельного участка в размере 4 946 711 рублей не соответствует его рыночной стоимости (л.д. 12 т. 1)
В связи с изложенными обстоятельствами истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Частью 2 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (часть 3 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии).
В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (часть 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Главой 7.1 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: 1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения); 2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения; 3) органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения (ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо.
В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков.
В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка (ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
После принятия решения подготавливается соглашение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченным органом исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии (ст. 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи).
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, направляется ряд документов. Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (ч. 9 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 10 ст. 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
В ходе судебного разбирательства установлено, что вышеизложенная процедура, установленная гражданским и земельным законодательством для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд истцом соблюдена надлежащим образом: имеется решение об изъятии, установлена цена выкупа, ответчику направлено соглашение об изъятии с необходимыми документами, полученное ответчиком.
Данные обстоятельства подтверждены представленными в дело доказательствами и ответчиком не оспорены.
В соответствии с ч. 1 ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, поскольку ответчик не согласился с выкупной ценой земельного участка, определенной истцом.
Согласно заключению экспертизы, проведенной экспертной организацией ООО "Международный центр консалтинга" и представленной в материалы дела, размер возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070312:2876, включающий в себя рыночную стоимость земельных участков и убытки, причиненные собственнику в результате их изъятия, определяемый в соответствии со ст. 56.8 Земельного кодекса РФ, по состоянию на 01 марта 2016 года составляет 17 977 814 рублей.
Стороны против оценки рыночной стоимости спорного земельного участка, установленного заключением экспертизы, возражений не представили.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о возможности изъятия земельного участка общей площадью 10302 +/- 888 кв. м с кадастровым номером 50:20:0070312:2876, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, адм. пос. Лесной городок, в районе п.Лесной городок, в целях реконструкции ФАД М-1 "Беларусь" км 28 + 000 - км 32 + 500, с установлением размера возмещения стоимости и убытков, указанного в заключении судебной экспертизы - 17 977 814 рублей.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца пояснил, что в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции исковые требования не уточнялись, в связи с чем из мотивировочной части решения суда первой инстанции подлежат исключению указания о том, что истец уточнил заявленные требования При этом пояснил, что сама по себе выкупная цена земельного участка не является предметом материально-правового требования по настоящему иску. Результаты судебной экспертизы, проведенной судом первой инстанции, не оспаривает.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами истца, поскольку из материалов дела следует, что истцом исковые требования не уточнялись.
В пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 года, отмечено, что по смыслу статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Таким образом, материально-правовым требованием иска о принудительном изъятии у собственника его земельного участка выступает решение суда о принудительном изъятии у ответчика имущества, принадлежащего ему на праве собственности.
Определение размера возмещения собственнику за принудительно изымаемый участок, как и иных условий принудительного изъятия, относится к полномочиям суда и не составляет предмет исковых требований.
В связи с этим, судом первой инстанции правомерно принято решение о выкупной цене испрашиваемого земельного участка исходя из заключения судебной экспертизы, проведенной экспертной организацией ООО "Международный центр консалтинга".
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 01 июня 2016 года по делу N А41-103873/15 изменить в обжалуемой части.
Исключить из мотивировочной части решения суда первой инстанции выводы о том, что на основании результатов экспертизы истец уточнил заявленные требования и просил суд принять решение об изъятии у ЗАО "Матвеевское" для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) земельный участок площадью 10 302 +/- 888 кв. м с кадастровым номером 50:20:0070312:2876 с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере 17 977 814 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Л.Н.ИВАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)