Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.09.2016 N 33-12956/2016

Требование: О признании недействительным распоряжения уполномоченного органа.

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обстоятельства: Оспариваемым распоряжением заявителю отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка в связи с расположением испрашиваемого участка в зоне застройки объектами общественно-делового и жилого назначения на территориях, планируемых к реорганизации, не предусматривающих вид разрешенного использования земельных участков "для размещения индивидуального жилого дома".
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2016 года


Судья: Юрченко Д.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Изоткиной И.В.
судей Жабиной Н.А., Старковой Е.М.
при секретаре Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к департаменту земельных ресурсов администрации Волгограда о признании распоряжения незаконным, признании права собственности на земельный участок и жилой дом,
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Ворошиловского районного суда города Волгограда от 21 июня 2016 года, которым постановлено:
ФИО1 отказать в удовлетворении исковых требований к департаменту земельных ресурсов администрации Волгограда о признании недействительным распоряжения департамента земельных ресурсов администрации Волгограда N <...> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка с учетным номером N <...>, кадастровым номером N <...> в собственность бесплатно, о признании права собственности на жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, о признании права собственности на земельный участок, площадью <.......> кв. м, кадастровый номер N <...>, расположенный по адресу: <адрес>
заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Жабиной Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к департаменту земельных ресурсов администрации Волгограда о признании распоряжения незаконным, признании права собственности на жилой дом и земельный участок.
Свои требования мотивировал тем, что в его пользовании находится жилой дом и земельный участок N <...>, расположенные по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в департамент земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о согласовании возможности предоставления ему в собственность указанного земельного участка.
Распоряжением департамента земельных ресурсов администрации Волгограда N <...> от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема земельного участка на кадастровом плане территории с учетным номером N <...>, проектной площадью <.......> кв. м, земель населенных пунктов для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного в зоне застройки объектами общественно - делового и жилого назначения на территориях, планируемых к реорганизации (Д2-2) по адресу: <адрес>, и ему была согласована возможность предоставления в собственность указанного земельного участка. Кроме того, данным распоряжением ему было предписано обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении данного земельного участка с целью осуществления его государственного кадастрового учета, и указано, что настоящее распоряжение действует в течение двух лет.
ДД.ММ.ГГГГ, после выполнения предписаний, содержащихся в вышеуказанном распоряжении, он обратился в департамент земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка бесплатно.
Однако распоряжением департамента земельных ресурсов администрации Волгограда N <...> от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в связи с расположением испрашиваемого земельного участка в зоне застройки объектами общественно - делового и жилого назначения на территориях, планируемых к реорганизации (Д2-2), не предусматривающей вид разрешенного использования земельных участков "для размещения индивидуального жилого дома".
Полагал распоряжение департамента земельных ресурсов администрации Волгограда N <...> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, поскольку ранее изданное распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ действует в течение двух лет, его заявление о предоставлении земельного участка в собственность фактически не было рассмотрено по существу, поскольку данные правоотношения возникли до вступления в законную силу <адрес> N <...> от ДД.ММ.ГГГГ, а закон обратной силы не имеет.
В этой связи, просил суд признать недействительным распоряжение департамента земельных ресурсов администрации Волгограда N <...> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка с учетным номером N <...>, кадастровым номером N <...> в собственность бесплатно; признать за ним право собственности на жилой дом и земельный участок N <...>, расположенные по адресу: <адрес>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить и постановить по делу новое решение об удовлетворении иска.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения ФИО1 и его представителя по устному ходатайству ФИО2, поддержавших доводы жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 части первой статьи 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно подпункту 7 статьи 39.5 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Закона Волгоградской области N 123-ОД от 14 июля 2015 года (в редакции от 28 августа 2015 года) "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно", настоящий Закон принят во исполнение подпунктов 6 и 7 статьи 39.5 и статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи и порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Волгоградской области в собственность бесплатно, а также порядок постановки граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, на учет и снятия с учета, основания для отказа в таком предоставлении и предельные размеры предоставляемых земельных участков.
Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (п. 1 части первой); подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 2 части первой); принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 3 части первой); обеспечение заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 4 части первой); подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка (пункт 6 части первой).
Положения настоящей статьи не применяются в случае предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса (пункт 1 части седьмой).
Согласно статье 39.15 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (часть 7); Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года (часть 14); лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ (часть 15); решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (часть 16).
Аналогичные положения содержатся и в Законе Волгоградской области N 123-ОД от 14 июля 2015 года.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в департамент земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о согласовании возможности предоставления ему в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Распоряжением департамента земельных ресурсов администрации Волгограда N <...> от ДД.ММ.ГГГГ, была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с учетным N <...> проектной площадью <.......> кв. м из земель населенных пунктов для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного в зоне застройки объектами общественно-делового и жилого назначения на территориях, планируемых в реорганизации (Д 2-2), по адресу: <адрес>; согласована ФИО1 возможность предоставления в собственность земельного участка с учетным N <...> проектной площадью <.......> кв. м из земель населенных пунктов для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного в зоне застройки объектами общественно-делового и жилого назначения на территории, планируемых к реорганизации (Д 2-2), по адресу: <адрес>; ФИО1 рекомендовано обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка с учетным N <...> с целью осуществления его государственного кадастрового учета; до сведения ФИО1 доведено, что после проведения кадастровых работ по образованию земельного участка с учетным N <...> и внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, необходимо обратиться в департамент земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке, установленном статьей 6.1 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года.
В последующем, после выполнения требований вышеуказанного распоряжения, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в департамент земельных ресурсов с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка.
Распоряжением департамента земельных ресурсов администрации Волгограда N <...> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в связи с расположением испрашиваемого земельного участка в зоне застройки объектами общественно-делового и жилого назначения на территориях, планируемых к реорганизации (Д2-2), не предусматривающей вид разрешенного использования земельных участков "для размещения индивидуального жилого дома".
Основания бесплатного предоставления в собственность земельных участков установлены Законом Волгоградской области от 14 июля 2015 года N 123-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно".
В статье 39.16 ЗК РФ указаны основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В числе прочих, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19 части 1).
Статьей 4 Закона Волгоградской области от 29 декабря 2015 года N 229-ОД "Об установлении оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в предварительном согласовании предоставления земельных участков и в предоставлении земельных участков без проведения торгов" установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Так, в числе перечисленных оснований, согласно пункту 9 указанной нормы, основанием для отказа в предоставлении земельного участка является не соответствие вида разрешенного использования и (или) размеров испрашиваемого земельного участка правилам землепользования и застройки, правовым актам уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти Волгоградской области или уполномоченных органов местного самоуправления, определяющих в соответствии с федеральными законами использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка кадастровый номер N <...>, разрешенное использование земельного участка "для эксплуатации индивидуального жилого дома".
Согласно заключению департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N <...>-ОБ, расположение спорного земельного участка находится в зоне застройки объектами общественно-делового и жилого назначения на территориях, планируемых к реорганизации (Д-2-2), которая не предусматривает вид разрешенного использования земельных участков "для размещения индивидуального жилого дома".
Таким образом, на момент принятия департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда решения от ДД.ММ.ГГГГ по обращению ФИО1 о предоставлении ему собственность земельного участка бесплатно, испрашиваемый истцом земельный участок не мог быть ему предоставлен по заявленному виду разрешенного использования (для размещения индивидуального жилого дома) в связи с изменением вида использования земельного участка.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении исковых требований о признании недействительным распоряжения департамента земельных ресурсов администрации Волгограда N <...> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в предоставлении земельного участка с учетным номером N <...>, кадастровым номером N <...> в собственность бесплатно.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 58, 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Поскольку доказательств возникновения у ФИО1 права собственности на жилой дом и земельный участок N <...>, расположенных по адресу: <адрес>, не имеется, то суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на данные объекты недвижимости.
Довод апелляционной жалобы о том, что на спорные правоотношения не могут распространяться положения Закона Волгоградской области N 229-ОД от 29 декабря 2015 года, является несостоятельным, поскольку ФИО1 обратился к ответчику с заявлением в соответствии со статьей 39.17 ЗК РФ в период действия данного закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ворошиловского районного суда города Волгограда от 21 июня 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)