Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.10.2017 N 16АП-3890/2016 ПО ДЕЛУ N А15-4540/2015

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2017 г. по делу N А15-4540/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Макаровой Н.В., Сомова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиным Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.07.2017 по делу N А15-4540/2015 по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (ИНН 0562076424, ОГРН 1090562002662) к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок в части 20 968 кв. м (судья Ахмедов Д.А.), в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее - территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (далее - министерство) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности от 16.04.2010 N 05-05-01/016/2010-670 на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000066:25 площадью 10862881 кв. м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - Росреестр) и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (далее -кадастровая палата в лице филиала по Республике Дагестан), Правительство Республики Дагестан (далее - правительство), ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Дагестан" (далее - пограничное управление), ГКУ РД "Республиканское управление отгонного животноводства", (далее -ГКУ РУОЖ"), администрация муниципального района "Каякентский район", ФГБОУ ВО "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)" в лице Северо-Кавказского института (филиала) ФГБОУ ВО "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)" в г. Махачкале (далее - правовая академия), администрация муниципального района "Левашинский район", УФСИН по Республике Дагестан и индивидуальный предприниматель Салаватов Б.А.
Определением суда от 24.05.2016 в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке процессуального правопреемства произведена замена стороны спора - реорганизованного Указом Главы Республики Дагестан от 12.04.2016 N 97 "Вопросы структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан" Минимущества РД на его правопреемника - на Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (Дагимущество).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.07.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2016, исковые требования (с учетом их уточнения) удовлетворены. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.02.2017 названные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Определением суда от 05.06.2017 в соответствии со статьей 48 АПК РФ в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика на его правопреемника - на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее - министерство).
Определением суда от 23.06.2017 к участию в деле третьим лицом на стороне ответчика привлечено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - Минсельхозпрод РД).
Решением суда от 25.07.2017 заявленные требования удовлетворены. Взыскано с Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в пользу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан 50000 руб. судебных расходов за проведение экспертизы и в пользу экспертной организации ООО "Республиканский центр судебной экспертизы 50000 руб. за проведение экспертизы.
Не согласившись с принятым решением, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что спорный земельный участок площадью 2,09 га также относится к землям скотопрогона в составе земельного участка с кадастровым номером 05:08:000066:25 площадью 10862881 кв. м (1086,28 га) и является собственностью Республики Дагестан.
УФСИН по РД и Территориальное управление по РД направили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Минюст РД просил удовлетворить апелляционную жалобу и рассмотреть дело в свое отсутствие.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов на апелляционную жалобу и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения территориального управления от 22.02.2008 N 17-р Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан (далее - регистрационный орган) за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 6 га с кадастровым номером 05:08:000065:0032, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов - для организации благоустроенного и оборудованного пляжа, с местоположением: Россия, Республика Дагестан, Каякентский район, с. Новокаякент, ж/д ст. Инчхе, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации от 16.05.2008 за N 05-05-28/001/2008301, свидетельство о регистрации права от 15.05.2008 серии 05-АА N 123745). Данный земельный участок на праве арендного пользования на 49 лет находится во владении ИП Салаватова Б.А. (договор аренды от 20.01.2009 N 18, запись регистрации в ЕГРП от 19.03.2010 за N 05-05-01/016/2010-488) (л.д. 143-153 т. 3).
19 августа 2009 года на основании распоряжения территориального управления от 08.02.2006 N 03/1-р регистрационным органом за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 41572 кв. м (4,15 га) с кадастровым номером 05:08:000065:0027, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов - для строительства спортивно-оздоровительного лагеря, с местоположением: Россия, Республика Дагестан, Каякентский район, на береговой полосе Каспийского моря, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации от 19.08.2009 за N 05-0501/001/2009-952, свидетельство о регистрации права от 19.08.2009 серии 05-АА N 219438, взамен выдано свидетельство от 28.04.2011 серии 05-АА N 400798). Данный земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользовании находится во владении и пользовании администрации муниципального образования "Левашинский район" Республики Дагестан (л.д. 19 т. 1).
09 сентября 2011 года на основании выписки из реестра федерального имущества от 20.07.2011 N 788 регистрационным органом за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 22400 кв. м с кадастровым номером 05:08:000065:71, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов - для туристско-рекреационной деятельности, с местоположением: Россия, Республика Дагестан, Каякентский район, Прибрежная зона, ЗУ 1, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации от 09.09.2011 за N 05-05-01/121/2011-449, свидетельство о регистрации права от 09.09.2011 серии 05-АА N 426609). Данный земельный участок на основании распоряжения территориального управления от 20.12.2011 N 378-р на праве постоянного (бессрочного) пользовании находится во владении и пользовании Дагестанского филиала Российской правовой академии при Министерстве юстиции Российской Федерации, свидетельство о регистрации права от 23.03.2016 за N 179932, запись регистрации права от 23.03.2016 за N 05-05/001-05/361/001/2016-770/1 (л.д. 86-90 т. 2, л.д. 86 т. 7).
19 июня 2013 года на основании распоряжений от 12.10.2012 N 308-р и от 01.11.2012 N 324-р регистрационным органом за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 10000 кв. м (1 га) с кадастровым номером 05:08:000065:6, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов - для туристско-рекреационной деятельности, с местоположением: Россия, Республика Дагестан, Каякентский район, побережье Каспийского моря, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации от 19.06.2013 за N 05-05-01/053/2013-127, свидетельство о регистрации права от 19.06.2013 серии 05-АА N 686699). Данный земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользовании находится во владении и пользовании УФСИН по Республике Дагестан (л.д. 142 т. 3).
16 апреля 2010 года на основании выписки из реестра государственного имущества Республики Дагестан от 05.08.2009 N 153/09 регистрационным органом за Республикой Дагестан зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 10862881 кв. м (1086,28 га) с кадастровым номером 05:08:000066:25, категория земель: земли населенных пунктов - скотопрогон сельскохозяйственного использования, с местоположением: Россия, Республика Дагестан, Каякентский район, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации от 16.04.2010 за N 05-05-01/016/2010-670, свидетельство о регистрации права от 16.04.2010 серии 05-АА N 279309) (л.д. 18 т. 1, л.д. 61-62 т. 3).
Территориальное управление, полагая, что регистрацией права собственности Республики Дагестан на спорный земельный участок с кадастровым номером 05:08:000066:25 в части наложения площадью 20968 кв. м (2,09 га) нарушаются права и законные интересы Российской Федерации как собственника земель рекреационного назначения, расположенных на побережье Каспийского моря, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями (с учетом их уточнения).
Из кадастрового паспорта от 09.02.2010 следует, что земельный участок площадью 10862881 кв. м с кадастровым номером 05:08:000066,25 с местоположением: РД, Каякентский район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - скотопрогон сельскохозяйственного использования, поставлен на кадастровый учет и сведения о нем внесены в ГКН 27.01.2010 (л.д. 132-134 т. 2).
Согласно кадастровой выписке от 10.12.2015 N 005-201/15-400070 земельный участок площадью 8674194+-4767,81 кв. м (867,41 га) с кадастровым номером 05:08:000066:25, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - скотопрогон сельхозиспользования, является многоконтурным земельным участком, границы этого участка пересекает границы 37 земельных участков (л.д. 55 т. 1).
Из выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от 20.03.2017 за N 05/140 следует, что земельный участок с кадастровым номером 05:08:000066:25 не имеет описания закрепления на местности и отсутствуют данные о кадастровых номерах смежных участков (л.д. 1-177 т. 6). В документах межевания и государственного кадастрового учета отсутствуют также сведения о согласовании границ земель госскотопрогона, расположенных в Каякентском районе, со всем смежными землепользователями, в том числе и с истцом, как с уполномоченным органом по распоряжению ранее учтенных земель рекреационного назначения, расположенных на побережье Каспийского моря.
Ответчик документально не обосновал, что в прибрежной полосе Каспийского моря у каких-либо колхозов (совхозов) на праве пользования имелись земельные участки, за счет земель этих колхозов (совхозов) был сформирован спорный земельный участок, взамен изъятым хозяйствам были предоставлены земельные участки в другом месте.
Ответчик и третье лицо (Правительство РД) ссылаясь на то, что основанием для государственной регистрации права собственности Республики Дагестан на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000066:25 площадью 1086,28 га является утвержденный решением Исполкома Каякентского районного Совета народных депутатов от 19.02.1981 N 53 план границ землепользования госскотопрогона в Каякентском районе Дагестанской АССР, всего общей площадью 1015,52 га (л.д. 140-144 т. 7), не представили доказательств каким образом при наличии в Каякентском районе земель госскотопрогона общей площадью 1015,52 га фактически зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 1086,28 га, чем объясняется разница в площадях этих участков в размере 70,76 га (1086,28 га - 1015,52 га).
Из распоряжения Минимущества РД от 30.05.2007 N 263-р следует, что данное министерство рекомендует Управлению Роснедвижимости по РД, ФГУ "Кадастровая палата по РД" и администрациям муниципальных образований РД поставить земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственном специальном земельном фонде (госскотопрогоны, госскотоплощадки), указанные в приложениях N 1, 2 к настоящему распоряжению, на государственный кадастровый учет и внести соответствующие изменения в земельно-кадастровую документацию (л.д. 137-150 т. 1). В приложении N 2 к указанному распоряжению N 263-р указано, что в государственном специальном фонде Республики Дагестан по Каякентскому району числятся 1088 га.
Согласно постановлению СНК СССР от 28.07.1945 N 1878 Совнаркому Дагестанской АССР разрешено отвести под трассы перегона скота на летние и зимние пастбища 46887,75 га земли из землепользования колхозов, совхозов и других организаций согласно приложениям N 1, 2 и 3. В приложении N 1 к указанному постановлению указано, что по Каякентскому району общая площадь отвода земель составляет 166,13 га путем изъятия этих земель у колхозов им. У. Буйнакского, Кирова, Ворошилова, Сталин-Елу, Чкалова и Сталина. В приложении N 2 указано, что за счет земель госземфонда Каякентского района под скотопрогоны отводятся 196,41 га. В приложении N 3 указано, что за счет земель конторы "Заготскот" отводятся 40,95 га. Таким образом, по указанному постановлению N 1878 под скотопрогоны отводятся всего 403,49 га.
В постановлении Бюро обкома КПСС и Совета Министров ДАССР от 12.03.1974 N 87/2 "О состоянии и мерах по улучшению государственных трасс скотопрогона" отмечена плохая организация охраны государственных трасс скотопрогона колхозами и совхозами Дербентского, Каякентского и других районов. Предложено в срок до 01.04.1974 оформить в установленном порядке материалы по отводу земель под указанные трассы скотопрогонов, рассмотреть на райисполкомах и с решениями последних представить их в Министерство сельского хозяйства ДАССР на заключение и для представления на рассмотрение в Совет Министров ДАССР (л.д. 78-80 т. 7).
Судом установлено и следует из материалов дела, что утвержденный решением исполкома Каякентского райсовета народных депутатов от 19.02.1981 N 53 план границ землепользования госскотопрогона в Каякентском районе в установленном порядке на рассмотрение через Минсельхоз ДАССР в Совет Министров ДАССР не представлен, последним не согласован и не утвержден (л.д. 138 т. 7).
Кроме того, в материалах межевого дела ответчика имеются следующие акты, положенные кадастровой палатой в основу при государственном кадастровом учете и постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:08:000066:25 и установлении границ скотопрогона в Каякентском районе: распоряжение Совета Министров Дагестанской АССР от 16.09.1959 N 440-р, согласно которому разрешено исполкому Каякентского райсовета депутатов трудящихся переместить государственный скотопрогон и Учавлакскую скотоплощадку общей площадью 146 га, установленные на землях колхоза им. Калинина с. Первомайское Каякентского района на другие земли этого колхоза согласно утвержденному райисполкомом проекту, обязав Каякентский райисполком до 1 октября с.г. установить новые границы скотопрогона и подкормочной площадки и до установления новых границ пропуск скота производить по существующему скотопрогону (л.д. 33 т. 1); распоряжение Правительства Республики Дагестан от 24.11.2000 N 492-р, согласно которому сохранено за госскотопрогоном в качестве резервного прохода для скота, проходящую по нему дорогу протяженностью 7500 м и шириной 6 м, общей площадью 4,5 га. Администрации Каякентского района предложено компенсировать колхозу "Аймаумахинский" Сергокалинского района по согласованию с колхозом стоимость животноводческих объектов, расположенных на передаваемом в ее ведение участке госскотопрогона и изыскать возможность компенсации земель госскотопрогону (л.д. 28 т. 2); распоряжение Правительства Республики Дагестан от 14.08.2006 N 226-р, согласно которому приняты предложения Минимущества РД, Минсельхоза РД и администрации муниципального образования "Каякентский район" о равновеликом обмене земельного участка площадью 33 га пастбищ с кадастровым номером 05:08:000054::0007 из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в пользовании СПК "Нововикринский" Каякентского района, на земельный участок площадью 33 га (госскотопрогон) с кадастровым номером 05:08:000066:0016, прилегающий к с. Новые Викри Каякентского района (л.д. 26 т. 2).
В материалах дела отсутствуют документы и ответчиком не доказана относимость и допустимость (статьи 67, 68 АПК РФ) вышеуказанных распоряжений Правительства Дагестана как доказательств, имеющих отношение к рассматриваемому спору на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000066:25 площадью 1086,28 га, расположенный в Каякентском районе на побережье Каспийского моря.
Согласно пункту 2 части 1 и пункту 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными названной статьей, либо иными способами, предусмотренными законом.
Выбор способа защиты права избирается заявителем, при этом он должен соответствовать характеру допущенного нарушения, удовлетворение заявленных требований должно привести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса. Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.
Следовательно, избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Предъявление иска о признании права или обременения отсутствующими является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения). Соответствующая правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11.
Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество. Иск о признании права отсутствующим является разновидностью негаторного иска и может быть удовлетворен арбитражным судом в случае, если истец является владеющим собственником (либо обладателем иного вещного права) недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРП. Приведенные разъяснения изложены в пунктах 1 и 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения".
Судом установлено, что спорный земельный участок в части наложения 2,09 га находится в фактическом владении и пользовании истца (опосредовано через арендатора ИП Салаватова Б.А. - на праве долгосрочной аренды, администрации МО "Левашинский район", Дагестанского филиала Правовой академии Минюста России и УФСИН по РД - на праве постоянного (бессрочного) пользования), используется по целевому назначению - для рекреационно-туристской деятельности. Представитель истца в судебном заседании пояснил, что спорный участок не используется ответчиком под трассы скотопрогона, поскольку все эти земли на побережье Каспийского моря давно застроены коттеджами, базами отдыха и используются по целевому назначению для отдыха и рекреационной деятельности.
Выбор истцом (как владеющий спорными землями собственник) способа защиты нарушенного права в виде предъявления иска к ответчику как обладателю вещного права (права собственности) и не владеющему спорными землями о признании права собственности ответчика в части наложения (пересечения) площадью 2,09 га земель отсутствующим является правильным.
Следовательно, поскольку избранный способ защиты способен привести к восстановлению права истца на спорный земельный участок, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца в части признания отсутствующим права ответчика в части наложения (пересечения) земель рекреационного назначения площадью 2,09 га.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 N 105 к курортам общереспубликанского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от г. Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР (Махачкалинское, Манасское, Каякентское, Самурское взморья).
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 N 498 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан" определены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан.
Поскольку Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря", границы округа санитарной охраны данного курорта определяются на основании постановления от 27.05.1993 N 498.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
Закон N 244-ФЗ (вступил в силу с 20.12.2008) установил порядок передачи земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, а также определил критерии отнесения указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, или муниципальной собственности.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции Закона N 244-ФЗ) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Отнесение земельных участков с кадастровыми номерами 05:08:000065:27, 05:08:000065:71, 05:08:000065:6, 05:08:000065:0032, к категории земель особо охраняемых природных территорий подтверждено материалами дела. Спорный земельный участок в установленном порядке истцом не передавался в собственность Республики Дагестан либо в муниципальную собственность Каякентского района.
Доводы ответчика о том, что спорный земельный участок на основании распоряжения Минимущества РД от 30.05.2007 N 263-р в соответствии с материалами землеустроительных дел при разграничении государственной собственности как земельные участки сельскохозяйственного назначения (госскотопрогоны, госскотоплощадки) правомерно поставлены на кадастровый учет, затем на них зарегистрировано право собственности Республики Дагестан, не соответствуют законодательству и обстоятельствам спора.
Согласно статье 94 Земельного кодекса к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения, рекреационного назначения; историко-культурного назначения, иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территориях субъектов Российской Федерации, в которых исторически сложились традиционные формы отгонного животноводства, территории и границы муниципальных образований устанавливаются в соответствии с положениями статей 10 - 13 данного Закона с учетом законодательства субъекта Российской Федерации, регулирующего порядок определения территорий и использования земель в целях отгонного животноводства, и особенностей расселения населения на указанных территориях.
Согласно пункту 3 статьи 7 Земельного кодекса в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель.
Закон Республики Дагестан от 09.10.1996 N 18 "О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан" (далее - Закон N 18) под землями отгонного животноводства понимает земли, расположенные в исторически сложившихся границах Республики Дагестан, используемые для ведения отгонного животноводства и другого технологически связанного с ним сельскохозяйственного производства, а также земли, занятые государственными трассами скотопрогонов, выделенные в установленном порядке для передвижения скота, стоянок и выпаса по пути следования с летних пастбищ на зимние и обратно. В зависимости от характера систематического использования земли отгонного животноводства подразделяются на пашню, пастбища, сенокосы и другие угодья в соответствии с установленной классификацией (статьи 1 и 2).
Таким образом, данные земли используются не только для выпаса скота (отгонные пастбища), но и в других целях, связанных с содержанием скота, строительством животноводческих помещений и строений, домов для временного или постоянного проживания животноводов и их семей, заготовкой кормов на сенокосных участках (в том числе на орошаемых землях). В зонах отгонного животноводства находится большое количество мелиорированных земель, в том числе пашни, и сенокосов с действующей оросительно-осушительной сетью.
Статья 3 Закона N 18 наделяет земли отгонного животноводства особым статусом и относит их к собственности Республики Дагестан.
В материалах дела отсутствуют достоверные и допустимые доказательства о том, что спорный земельный участок в части 2, 09 га ранее находился у колхозов (совхозов), затем этот участок в составе целого участка площадью 1086,28 га (101552 га) согласно постановлению Совета народных комиссаров СССР от 28.07.1945 N 1878 "Об отводе земли под трассы перегона скота на летние и зимние пастбища Дагестанской АССР" и постановлению СНК Дагестанской АССР от 17.08.1945 N 456 отведен под скотопрогоны республиканского значения из земель колхозов, совхозов и других организаций общей площадью 46887,75 га.
Кроме того, ответчиком не доказано, что согласно постановлению Совета Министров Дагестанской АССР от 10.08.1950 N 467 Министерству сельского хозяйства ДАССР для расширения существующих и устройства новых скотопрогонов на территории ДАССР 42 219 га земель из землепользования колхозов, госземфонда, гослесфонда и других землепользований также передавался спорный земельный участок, а в порядке компенсации за земли, отводимые под скотопрогоны, колхозам передано 2545 га земель госземфонда, гослесфонда и других землепользователей.
Ответчиком также не доказано и в материалах дела отсутствуют документы о том, что на основании распоряжения Минимущества РД от 30.05.2007 N 263-р на государственный кадастровый учет и 16.04.2010 на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000066:25 площадью 1086,28 га, вид разрешенного использования - скотопрогон с/х использования, с местоположением: Каякентский район, побережье Каспийского моря (на расстоянии от 12 метров до 210 метров от уреза воды Каспийского моря) зарегистрировано право собственности Республики Дагестан, в оспариваемой истцом части площадью 2,09 га именно из земель отгонного животноводства (госскотопрогоны, госскотоплощадки).
Законы и иные правовые акты законодательства субъектов Российской Федерации применяются постольку, поскольку не противоречат действующему федеральному законодательству.
Поскольку Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря" (пункт 4 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и пункт 2 статьи 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), границы округа санитарной охраны данного курорта определяются на основании Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.05.93 N 498.
Как видно из кадастрового паспорта и свидетельства о государственной регистрации права собственности Республики Дагестан от 16.04.2010, земельный участок площадью 1086,28 га с кадастровым номером 05:08:000066:25 отнесен к землям населенных пунктов - скотопрогону сельскохозяйственного использования.
В соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 95 Земельного кодекса на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается прогон скота вне автомобильных дорог.
Частью 5 статьи 98 Земельного кодекса предусмотрено, что на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. Согласно статье 8 Земельного кодекса перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации.
План границ землепользования госскотопрогона в Каякентском районе, утвержденный решением органа местного самоуправления от 19.02.1981 N 53, Правительством Республики Дагестан в установленном порядке не рассмотрен и не утвержден. Указанное решение органа местного самоуправления в силу статьи 12 Гражданского кодекса не подлежит применению судом по спорным правоотношениям как акт, противоречащий закону.
Факт наложения земельного участка с кадастровым номером 05:08:000066:25 и площадью 10862881 кв. м, на который зарегистрировано право собственности Республики Дагестан, (запись регистрации права в ЕГРП от 16.04.2010 за N 05-05-01/016/2010-670), с местоположением: Республика Дагестан, Каякентский район, на земли рекреационного назначения в части наложения (пересечения) площадью 20968 кв. м (2,09 га), находящиеся в собственности Российской Федерации, с местоположением: Республики Дагестан, Каякентский район, побережье Каспийского моря, а именно: - на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000065:27 рекреационного назначения (федеральная собственность, уполномоченный орган - ТУ Росимущества в РД), площадью 41572 кв. м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Каякентский район, побережье Каспийского моря, и находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципального образования "Левашинский район", площадь наложения составляет 5715 кв. м; - на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000065:71 рекреационного назначения (федеральная собственность, уполномоченный орган - ТУ Росимущества в РД), площадью 22400 кв. м, расположенный по адресу: РД, Каякентский район, побережье Каспийского моря, и находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования у Дагестанского филиала Российской правовой академии при Министерстве юстиции Российской Федерации, площадь наложения, составляет 1408 кв. м; на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000065:6 рекреационного назначения (федеральная собственность, уполномоченный орган - ТУ Росимущества в РД), площадью 10000 кв. м, расположенный по адресу: РД, Каякентский район, побережье Каспийского моря, и находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования у Управления ФСИН, площадь наложения составляет 1070 кв. м; на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000065:0032 рекреационного назначения (федеральная собственность, уполномоченный орган - ТУ Росимущества в РД), площадью 60000 кв. м, расположенный по адресу: РД, Каякентский район, побережье Каспийского моря, и находящийся в пользовании у арендатора Салаватова Б.А., площадь наложения составляет 12775 кв. м, подтверждается материалами дела и экспертным заключением от 25.03.2016 N 193/16.
Из заключения эксперта от 25.03.2016 N 193/16 следует, что земельные участки заинтересованных сторон, расположенные в Каякентском районе, от уреза воды на побережье Каспийского моря находятся: земли госскотопрогона (в границах исследуемой части), с кадастровым номером 05:08:000066:25, на расстоянии от 90 м до 210 м; территория, находящиеся в пользовании администрации МО "Левашинский район, с КН 05:08:000065:27 на расстоянии от 60 м до 91 м; территория, находящиеся в пользовании арендатора Салаватова Б.А., с кадастровым номером 05:08:000065:32 на расстоянии от 12 до 24 м; территория, находящиеся в пользовании Правовой академии, с кадастровым номером 05:08:000065:71 на расстоянии от 31м до 29 м; территория, находящиеся в пользовании УФСИН по РД, с кадастровым номером 05:08:000065:6 на расстоянии 210 м.
В материалах дела не содержатся документы, свидетельствующие о переводе спорного земельного участка площадью 2,09 га, относящегося к землям рекреационного назначения, в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса в другую категорию (земли скотопрогона), а также нет доказательств утраты собственником (территориальным управлением) владения спорным земельным участком либо передачи спорного участка в собственность Республики Дагестан или муниципальную собственность.
Следовательно, у ответчика отсутствовало право распоряжаться земельными участками рекреационного назначения, находящимися в границах округа санитарной охраны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря", поставить их на кадастровый учет и зарегистрировать на спорный земельный участок (находящийся в пользовании третьих лиц в рекреационных целях) собственности Республики Дагестан для использования в целях скотопрогона и сельскохозяйственного использования.
Заключение эксперта N 1082/14 от 31.03.2015 (л.д. 23-27 т. 1) было подготовлено в связи с поручением производства землеустроительной экспертизы по гражданскому делу N 2-717/14 по иску прокурора Каякентского района Мамаева З.М. и ГКУ РД "РУОЖ" к Салаватову Б.А. об устранении препятствий в пользовании земельным участком и сносе самовольной постройки и встречному иску ТУ Росимущества в Республике Дагестан о признании отсутствующим права собственности на земельный участок площадью 1086,28 га с кадастровым номером 05:08:000066:25. Производство по указанному гражданскому делу прекращено в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции (Каякентскому районному суду). В выводах указанного экспертного заключения указывается, что земельные участки Салаватова и ГКУ "РУОЖ" налагаются.
Заключение эксперта N 193/16 от 25.03.2016 подготовлено экспертной организацией в соответствии с определением Арбитражного суда Республики Дагестан при рассмотрении настоящего дела N А15-4540/2015 для выяснения спорных вопросов, требующих специальных познаний, а именно для определения, имеется ли наложение земельных участков истца и ответчика (а не ГКУ "РУОЖ") в части 4 земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В указанном экспертном заключении также указывается о наложении спорных участков в части общей площадью 2,09 га.
Как видно из выписки из ЕГРН от 08.04.2016 собственником земельного участка с кадастровым номером 05:08:000066:25 площадью 1086,28 га является Республика Дагестан, ограничения (обременения) по этому участку (в т.ч. за ГКУ "РУОЖ") не зарегистрированы (л.д. 61-62 т. 3).
Как видно из пояснений ответчика и экспертного заключения N 1082/14 от 31.03.2015, указанное ГКУ "РУОЖ" по гражданскому делу, рассматриваемому в суде общей юрисдикции, выступало в качестве одного из истцов и собственника указанного спорного земельного участка. Его права в отношении спорного земельного участка при рассмотрении дела в арбитражном суде документально не подтверждены и не затрагиваются. Суд также считает, что использование заключения экспертизы, полученное при рассмотрении гражданского дела в суде общей юрисдикции, в арбитражном суде при рассмотрении другого дела, не связанного по предмету иска и с составом участвующих в деле сторон, процессуальными нормами АПК РФ не предусмотрено, к тому же, в этом и не было необходимости.
Доводы третьего лица (Правительства РД) о том, что земли побережья Каспийского моря в пределах границ Республики Дагестан до настоящего времени не признаны относящимися к землям курортов федерального значения, основаны на ошибочном применении к спорным правоотношениям норм права, а потому не могут быть приняты во внимание.
Ссылка ответчика на пропуск истцом срока исковой давности (заявлено в отзыве на иск) в три года, предусмотренного статьей 196 Гражданского кодекса, и о применении срока исковой давности, отказав истцу в удовлетворении исковых требований, является неосновательной, а потому не может быть принята во внимание.
Требование о признании права или обременения отсутствующим является разновидностью негаторного иска. Согласно статье 208 Гражданского кодекса на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя эти нарушения не были связаны с лишением владения (статья 304 Кодекса) исковая давность не распространяется.
Пунктом 57 постановления от 29.04.2010 N 10/22 предусмотрено, что "течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права. Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ.
Вместе с тем в силу абзаца пятого статьи 208 ГК РФ в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется". Следовательно, к спорным правоотношениям пропуск срока исковой давности не применяется.
Согласно статьям 109, 110, 112 АПК РФ судебные расходы, подлежат отнесению на ответчика.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.07.2017 по делу N А15-4540/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ

Судьи
Н.В.МАКАРОВА
Е.Г.СОМОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)