Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 февраля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аксененко Е.В.,
при участии в судебном заседании представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Забайкальскому краю Маркушевой В.А. (доверенность от 01.10.2015), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае Васильевой Е.А. (доверенность от 11.09.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 8 декабря 2015 года по делу N А78-6878/2015 (суд первой инстанции - Клишина Ю.Ю.),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (ИНН 7536104170, ОГРН 1097536005775, далее - истец, ТУФАУГИ в Забайкальском крае) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Забайкальскому краю (ИНН 7536057403, ОГРН 1047550034509, далее - ответчик, кадастровая палата) о признании незаконным решения от 19.02.2015 N 75Р/15-4403 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 75:22:671701:58, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, СНТ N 50 "Строитель", участок N 30, об обязании осуществить кадастровый учет земельного участка, изменив категорию земель с "земель сельскохозяйственного назначения" на "земли лесного фонда".
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация муниципального района "Читинский район" (ИНН 7524000811, ОГРН 1027500847934, далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 8 декабря 2015 года по делу N А78-6878/2015 заявленные требования удовлетворены.
Кадастровая палата обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
В отзыве ТУФАУГИ в Забайкальском крае с доводами жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 12.01.2016. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Администрация муниципального района "Читинский район" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 28.01.2015 ТУ Росимущества в Забайкальском крае обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю с заявлением об изменении категории земель, к которой отнесен земельный участок с кадастровым номером 75:22:671701:58, об изменении кадастровой стоимости земельного участка, на основании судебного акта: апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 09.09.2014 по делу N 33-3503-2014.
04.02.2015 заинтересованным лицом вынесено решение N 75Р/15-2378 о приостановлении осуществления кадастрового учета по заявлению от 28.01.2015 об изменении категории земельного участка с кадастровым номером 75:22:671701:58 на основании п. 4 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - для предоставления акта органа местного самоуправления, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории.
В целях осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества органом кадастрового учета сформирован запрос в ТУ Росимущества в Забайкальском крае о предоставлении документов, подтверждающих категорию земельного участка, в ответ на который представлены были свидетельство о государственной регистрации N 75АА4898643 на земельный участок 75622:000000:251, и отчет установления границ земель лесного фонда кварталов 56 Учебно-Опытного участкового лесничества.
Решением заинтересованного лица от 19.02.2015 N 75Р/15-4403 ТУ Росимущества в Забайкальском крае отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 75:22:671701:58 на основании п. 8 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - в связи с не предоставлением акта органа местного самоуправления об изменении (установлении) категории земельного участка с кадастровым номером 75:22:671701:58.
Полагая, что указанное решение кадастровой палаты является незаконным и нарушает права и законные интересы, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации определен состав земель в Российской Федерации и предусмотрено, что их правовой режим устанавливается, исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о кадастре.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 4 Закон N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Согласно части 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ в целях применения установленных данным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Часть 3 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Статья 21 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учета, статья 22 Федерального закона N 221-ФЗ - состав необходимых для кадастрового учета документов.
Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представления документов, не установленных настоящим Федеральным законом, а также документов, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 4 статьи 21 Федерального закона N 221-ФЗ).
Согласно статье 27 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1); объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями (пункт 3); объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер (пункт 4); с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо (пункт 5); истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (пункт 6); межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица (пункт 7); ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе (пункт 8).
В силу части 8 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения.
Оспариваемое решение Кадастровой палаты об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 75:22:671701:58 принято на основании п. 8 ч. 2 ст. 27 Федерального закона N 221-ФЗ - в связи с не предоставлением акта органа местного самоуправления об изменении (установлении) категории земельного участка с кадастровым номером 75:22:671701:58.
Судом установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: Забайкальский край, Читинский район, СНТ N 50 "Строитель", участок N 30, внесен в государственный кадастр недвижимости с кадастровым номером 75:22:671701:58, как земли сельскохозяйственного назначения.
Обращаясь в Кадастровую палату ТУ Росимущества в Забайкальском крае с заявлением об изменении категории земель, к которой отнесен земельный участок с кадастровым номером 75:22:671701:58, заявитель представил апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 09.09.2014 по делу N 33-3503-2014, которым установлено, что спорный земельный участок, переданный в собственность Федоровой З.Е., а затем Свинину В.В., является собственностью Российской Федерации поскольку входит в границы лесного фонда, решением суда установлен факт наложения границ земельного участка, переданного в собственность Федоровой З.Е., на земельный участок лесного фонда, принадлежащего Российской Федерации. Указанным апелляционным определением земельный участок с кадастровым номером 75:22:671701:58 истребован из незаконного владения Свинина В.В. в пользу Российской Федерации.
Принимая во внимание установленные обстоятельства и положения части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", части 3 статьи 69 АПК РФ, суд первой инстанции сделал вывод о том, что у заинтересованного лица не имелось оснований для требований акта органа местного самоуправления об изменении (установлении) категории земельного участка с кадастровым номером 75:22:671701:58, а в последующем для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 75:22:671701:58, поскольку представленным 28.01.2015 судебным актом по сути сделан однозначный вывод о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 75:22:671701:58 к землям лесного фонда. Иное из материалов дела не следует. Таким образом, у Кадастровой палаты имелись все необходимые документы для принятия соответствующего решения на основании заявления от 28.01.2015.
Обращение ТУ Росимущества в Забайкальском крае с заявлением об изменении категории земельного участка лесного фонда не противоречит действующему законодательству и согласуется с правовой позицией, изложенной в сохраняющем силу Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 4890/14.
Суд первой инстанции, основываясь на требованиях части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из недоказанности кадастровой палатой правомерности отказа в осуществлении кадастрового учета изменений спорного земельного участка, так как требуемую кадастровой палатой копию документа органа местного самоуправления, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель, заменило вступившее в законную силу апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 09.09.2014 по делу N 33-3503-2014. Каких-либо иных оснований к приостановлению осуществления государственного кадастрового учета и отказу в его осуществлении кадастровая палата не приводила.
Из пункта 8 части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ следует, что необходимыми для кадастрового учета документами являются копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель.
Следовательно, кадастровая палата обязана была осуществить кадастровый учет изменений земельного участка в части изменения категории земельного участка на "земли лесного фонда" на основании вступившего в законную силу решения суда, подтверждающего принадлежность земельного участка к землям лесного фонда.
Апелляционный суд также принимает во внимание судебные акты арбитражных судов по делу Арбитражного суда Забайкальского края N А78-70/2015, сторонами в котором являлись лица, участвующие в настоящем деле (Определением ВС РФ от 01 февраля 2016 года N 302-КГ15-18480 Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Забайкальскому краю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации).
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 8 декабря 2015 года по делу N А78-6878/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Е.О.НИКИФОРЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.02.2016 ПО ДЕЛУ N А78-6878/2015
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2016 г. по делу N А78-6878/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 февраля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аксененко Е.В.,
при участии в судебном заседании представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Забайкальскому краю Маркушевой В.А. (доверенность от 01.10.2015), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае Васильевой Е.А. (доверенность от 11.09.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 8 декабря 2015 года по делу N А78-6878/2015 (суд первой инстанции - Клишина Ю.Ю.),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (ИНН 7536104170, ОГРН 1097536005775, далее - истец, ТУФАУГИ в Забайкальском крае) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Забайкальскому краю (ИНН 7536057403, ОГРН 1047550034509, далее - ответчик, кадастровая палата) о признании незаконным решения от 19.02.2015 N 75Р/15-4403 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 75:22:671701:58, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, СНТ N 50 "Строитель", участок N 30, об обязании осуществить кадастровый учет земельного участка, изменив категорию земель с "земель сельскохозяйственного назначения" на "земли лесного фонда".
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация муниципального района "Читинский район" (ИНН 7524000811, ОГРН 1027500847934, далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 8 декабря 2015 года по делу N А78-6878/2015 заявленные требования удовлетворены.
Кадастровая палата обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
В отзыве ТУФАУГИ в Забайкальском крае с доводами жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 12.01.2016. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Администрация муниципального района "Читинский район" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 28.01.2015 ТУ Росимущества в Забайкальском крае обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю с заявлением об изменении категории земель, к которой отнесен земельный участок с кадастровым номером 75:22:671701:58, об изменении кадастровой стоимости земельного участка, на основании судебного акта: апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 09.09.2014 по делу N 33-3503-2014.
04.02.2015 заинтересованным лицом вынесено решение N 75Р/15-2378 о приостановлении осуществления кадастрового учета по заявлению от 28.01.2015 об изменении категории земельного участка с кадастровым номером 75:22:671701:58 на основании п. 4 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - для предоставления акта органа местного самоуправления, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории.
В целях осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества органом кадастрового учета сформирован запрос в ТУ Росимущества в Забайкальском крае о предоставлении документов, подтверждающих категорию земельного участка, в ответ на который представлены были свидетельство о государственной регистрации N 75АА4898643 на земельный участок 75622:000000:251, и отчет установления границ земель лесного фонда кварталов 56 Учебно-Опытного участкового лесничества.
Решением заинтересованного лица от 19.02.2015 N 75Р/15-4403 ТУ Росимущества в Забайкальском крае отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 75:22:671701:58 на основании п. 8 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - в связи с не предоставлением акта органа местного самоуправления об изменении (установлении) категории земельного участка с кадастровым номером 75:22:671701:58.
Полагая, что указанное решение кадастровой палаты является незаконным и нарушает права и законные интересы, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации определен состав земель в Российской Федерации и предусмотрено, что их правовой режим устанавливается, исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о кадастре.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 4 Закон N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Согласно части 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ в целях применения установленных данным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Часть 3 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Статья 21 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учета, статья 22 Федерального закона N 221-ФЗ - состав необходимых для кадастрового учета документов.
Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представления документов, не установленных настоящим Федеральным законом, а также документов, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 4 статьи 21 Федерального закона N 221-ФЗ).
Согласно статье 27 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1); объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями (пункт 3); объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер (пункт 4); с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо (пункт 5); истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (пункт 6); межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица (пункт 7); ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе (пункт 8).
В силу части 8 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения.
Оспариваемое решение Кадастровой палаты об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 75:22:671701:58 принято на основании п. 8 ч. 2 ст. 27 Федерального закона N 221-ФЗ - в связи с не предоставлением акта органа местного самоуправления об изменении (установлении) категории земельного участка с кадастровым номером 75:22:671701:58.
Судом установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: Забайкальский край, Читинский район, СНТ N 50 "Строитель", участок N 30, внесен в государственный кадастр недвижимости с кадастровым номером 75:22:671701:58, как земли сельскохозяйственного назначения.
Обращаясь в Кадастровую палату ТУ Росимущества в Забайкальском крае с заявлением об изменении категории земель, к которой отнесен земельный участок с кадастровым номером 75:22:671701:58, заявитель представил апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 09.09.2014 по делу N 33-3503-2014, которым установлено, что спорный земельный участок, переданный в собственность Федоровой З.Е., а затем Свинину В.В., является собственностью Российской Федерации поскольку входит в границы лесного фонда, решением суда установлен факт наложения границ земельного участка, переданного в собственность Федоровой З.Е., на земельный участок лесного фонда, принадлежащего Российской Федерации. Указанным апелляционным определением земельный участок с кадастровым номером 75:22:671701:58 истребован из незаконного владения Свинина В.В. в пользу Российской Федерации.
Принимая во внимание установленные обстоятельства и положения части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", части 3 статьи 69 АПК РФ, суд первой инстанции сделал вывод о том, что у заинтересованного лица не имелось оснований для требований акта органа местного самоуправления об изменении (установлении) категории земельного участка с кадастровым номером 75:22:671701:58, а в последующем для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 75:22:671701:58, поскольку представленным 28.01.2015 судебным актом по сути сделан однозначный вывод о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 75:22:671701:58 к землям лесного фонда. Иное из материалов дела не следует. Таким образом, у Кадастровой палаты имелись все необходимые документы для принятия соответствующего решения на основании заявления от 28.01.2015.
Обращение ТУ Росимущества в Забайкальском крае с заявлением об изменении категории земельного участка лесного фонда не противоречит действующему законодательству и согласуется с правовой позицией, изложенной в сохраняющем силу Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 4890/14.
Суд первой инстанции, основываясь на требованиях части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из недоказанности кадастровой палатой правомерности отказа в осуществлении кадастрового учета изменений спорного земельного участка, так как требуемую кадастровой палатой копию документа органа местного самоуправления, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель, заменило вступившее в законную силу апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 09.09.2014 по делу N 33-3503-2014. Каких-либо иных оснований к приостановлению осуществления государственного кадастрового учета и отказу в его осуществлении кадастровая палата не приводила.
Из пункта 8 части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ следует, что необходимыми для кадастрового учета документами являются копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель.
Следовательно, кадастровая палата обязана была осуществить кадастровый учет изменений земельного участка в части изменения категории земельного участка на "земли лесного фонда" на основании вступившего в законную силу решения суда, подтверждающего принадлежность земельного участка к землям лесного фонда.
Апелляционный суд также принимает во внимание судебные акты арбитражных судов по делу Арбитражного суда Забайкальского края N А78-70/2015, сторонами в котором являлись лица, участвующие в настоящем деле (Определением ВС РФ от 01 февраля 2016 года N 302-КГ15-18480 Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Забайкальскому краю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации).
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 8 декабря 2015 года по делу N А78-6878/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Е.О.НИКИФОРЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)