Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Соколовой И.Ю., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "ХИРСИ" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2016 по делу N А47-6196/2015 (судья Бочарова О.В.).
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Зиннатуллина Н.В. (доверенность от 11.02.2015).
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - общество "ФСК ЕЭС", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "ХИРСИ" (далее - общество СХП "ХИРСИ", ответчик) об установлении в интересах общества "ФСК ЕЭС" права ограниченного пользования (сервитута) 6 (шестью) частями земельного участка с кадастровым номером 56:23:1702001:1 общей площадью 56 868 кв. м, в том числе с номером учетной части участка 2, площадью 14469 кв. м, номером учетной части участка 3, площадью 1891 кв. м, номером учетной части участка 4, площадью 2844 кв. м, номером учетной части участка 5, площадью 424 кв. м, номером учетной части участка 6, площадью 26799 кв. м, номером учетной части участка 7, площадью 10441 кв. м, находящимися по адресу: Оренбургская область, р-н Переволоцкий, с/с Южноуральский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, характеристика частей - для реконструкции ВЛ 220 кВ Сорочинская - Газовая (переустройство в пролетах опор N 559-617, подверженных интенсивному гололедообразованию) на следующих условиях:
а) учредитель сервитута: общество СХП "ХИРСИ", лицо в чьих интересах установлен сервитут (пользователь): общество "ФСК ЕЭС";
б) цель установления сервитута: для реконструкции ВЛ 220 кВ "Сорочинская - Газовая" (переустройство в пролетах опор N 559-617, подверженных интенсивному гололедообразованию);
в) срок действия сервитута 3 (три) года с момента его государственной регистрации;
г) размер платы за 3 (три) года - 27 (двадцать семь) рублей 99 копеек;
д) права лица, в интересах которого установлен сервитут:
- - осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут, в том числе право входить на земельный участок, доставлять на него строительные и иные материалы, осуществлять реконструкцию объекта в соответствии с целями установления сервитута, выполнять соответствующие инженерные изыскания, осуществлять рубку древесно-кустарниковой растительности, выполнять земляные работы;
е) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут:
- - вносить плату за сервитут;
- - после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Переволоцкого района Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2016 (резолютивная часть от 29.12.2015) исковые требования удовлетворены.
С указанным решением суда в части установления размера платы за сервитут не согласилось общество СХП "ХИРСИ" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции изменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Не возражая против установления сервитута, апеллянт выражает несогласие с размером определенной судом платы за сервитут, считая неверным принцип расчета платы, предложенный истцом. Полагает, что в соответствии постановлением Правительства Оренбургской области от 30.03.2015 N 213-п "Об утверждении порядка определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" (далее - постановление N 213-п), а также в порядке аналогии закона и применительно к разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 13, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 от 08.10.1998 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" расчет платы за сервитут должен производиться исходя из количества дней в году (360 дней), поскольку истец осуществляет пользованием земельным участков ежедневно.
Апеллянт также ссылается на непредставление истцом требуемого законом документа для установления сервитута на земельный участок, находящийся в публичной собственности, а также на отсутствие согласованного с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проекта рекультивации земельного участка, необходимость составления которого предусмотрена п. 2 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
К дате судебного заседания соответствующие части 2 статьи 262 АПК РФ отзывы на апелляционную жалобу ответчика от истца и третьего лица в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика и третьего лица не явились.
С учетом мнения представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой ответчиком части.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществу "ФСК ЕЭС" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: ВЛ 220 кВ Газовая - Сорочинская, назначение: нежилое, протяженность 141174,27 м, инв. N 97-13/Г, лит. Г, адрес объекта: Оренбургская область, Сорочинский район, г. Сорочинск, Новосергиевский район, Переволоцкий район, Оренбургский район, условный номер: 56-56-01/026/2012-236, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 56-АБ 581485 от 27.02.2012 (л.д. 12).
Часть протяженности указанного линейного объекта недвижимости расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 56:23:1702001:1, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для производства сельскохозяйственной продукции, общей площадью 16150518 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Переволоцкий район, с/с Южноуральский, что следует из кадастровой выписки о земельном участке от 24.06.2014 N 56/14-273114 (л.д. 14-19), а также межевого плана от 19.06.2014 (л.д. 75-102).
На основании выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.02.2015 N 90-5547885 (л.д. 13), договора аренды земель N 163 от 23.05.2002 (л.д. 20-21), дополнительного соглашения к указанному договору аренды от 05.08.2003 (л.д. 21 оборот) земельный участок с кадастровым номером 56:23:1702001:1, государственная собственность на который не разграничена, обременен арендой в пользу общества СХП "ХИРСИ".
Согласно пункту 1.3 договора аренды земель N 163 от 23.05.2002 (в редакции дополнительного соглашения от 05.08.2003) договор заключен сроком на 49 лет и вступает в силу с момента подписания сторонами.
Дополнительное соглашение от 05.08.2003 к договору аренды земель N 163 от 23.05.2002 зарегистрировано в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Оренбургской области 13.08.2003, о чем имеется соответствующая отметка.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 31.10.2014 N 807 утверждена инвестиционная программа общества "ФСК ЕЭС" на 2015-2019 годы, в соответствии с которым общество "ФСК ЕЭС" обязано провести реконструкцию указанного линейного объекта ВЛ 220 кВ Газовая - Сорочинская (переустройство в пролетах опор N N 559-617, подверженных интенсивному гололедообразованию) (л.д. 26).
Постановлением Администрации Переволоцкого района Оренбургской области от 09.06.2014 N 618-п для проведения реконструкции ВЛ 220 кВ Газовая - Сорочинская из земельного участка с кадастровым номером 56:23:1702001:1 образованы части земельного участка общей площадью 56 868 кв. м, в том числе площадью 14 469 кв. м, площадью 1 891 кв. м, площадью 2 844 кв. м, площадью 424 кв. м, площадью 26 799 кв. м, площадью 10 441 кв. м (л.д. 105-106).
По заказу общества "ФСК ЕЭС" проведены кадастровые работы по образованию данных шести частей из земельного участка с кадастровым номером 56:23:1702001:1 (межевой план от 19.06.2014, л.д. 61-63).
Общество "ФСК ЕЭС" направило в адрес общества СХП "ХИРСИ" письмо от 17.03.2015 N М4/1191 (л.д. 25) с предложением о заключении соглашения об установлении сервитута в отношении данных шести частей земельного участка общей площадью 56 868 кв. м, которое последним оставлено без ответа и удовлетворения.
Ссылаясь на необходимость установления сервитута для обеспечения прохода к линейным объектам с целью их реконструкции, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 39.23 - 39.25 ЗК РФ, пришел к выводу о необходимости установления сервитута в отношении земельного участка, арендатором которого является ответчик, в пользу истца в силу необходимости реконструкции последним линейного объекта (высоковольтной линии), собственником которого он является. Границы и площадь частей земельного участка, обременяемого сервитутом, установлены судом на основании проектной документации, решения органа местного самоуправления, принятого в порядке ст. 78 ЗК РФ, о формировании земельных участков для реконструкции линейного объекта, подписанного истцом и ответчиком акта согласования границ земельных участков, при отсутствии доказательств возможности организации прохода и проезда к реконструируемому объекту иным образом. Размер платы за сервитут определен судом на основании постановления N 213-п, и судом отклонены доводы ответчика о несоразмерности платы за сервитут с учетом недоказанности наличия у ответчика убытков вследствие установления сервитута при наличии действующих охранных зон для обслуживания линейных сооружений, а также соразмерности платы за сервитут арендной плате, вносимой ответчиком за пользование земельным участком.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта.
На основании п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются сервитуты (статьи 274, 277).
В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (п. 3 ст. 274 ГК РФ).
Статьей 39.23 ЗК РФ определено, что соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях: 1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; 2) проведение изыскательских работ; 3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.
В силу п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута для целей капитального или текущего ремонта линейного объекта, только если такие земли и земельные участки не предоставлены гражданам или юридическим лицам.
Согласно п. 1 ст. 39.24 ЗК РФ в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящей статьей или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное.
Из материалов дела усматривается, что на основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 31.10.2014 N 807 об утверждении инвестиционной программы общества "ФСК ЕЭС" на 2015-2019 годы (л.д. 26), проекта реконструкции ВЛ 220 кВ Сорочинская - Газовая (переустройство в пролетах опор N N 559-617, подверженных интенсивному гололедообразованию) (л.д. 22-24), положительного заключения государственной экспертизы N 56-1-5-0002-13 от 14.01.2013 объекта капитального строительства "Реконструкции ВЛ 220 кВ Сорочинская - Газовая (переустройство в пролетах опор N N 559-617, подверженных интенсивному гололедообразованию)" (л.д. 127-145) обществу "ФСК ЕЭС" для целей названной реконструкции принадлежащего ему на праве собственности линейного объекта (свидетельство о государственной регистрации права серии 56-АБ 581485 от 27.02.2012 (л.д. 12)) необходимо временное право ограниченного пользования частью земельного участка с кадастровым номером 56:23:1702001:1, обремененного правами аренды обществом СХП "ХИРСИ" (л.д. 13), в размере площади 56 868 кв. м.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции удовлетворены требования истца об установлении сервитута и решение суда первой инстанции апеллянтом в данной части по существу не оспаривается и в силу ч. 5 ст. 268 АПК РФ не проверяется апелляционным судом.
Общество СХП "ХИРСИ" в поданной им апелляционной жалобой выражает свое несогласие с размером установленной платы за временное право ограниченного пользования (сервитута) частью земельного участка с кадастровым номером 56:23:1702001:1.
В силу п. 1 ст. 39.25 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать: 1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут; 2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка или случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи; 3) сведения о сторонах соглашения; 4) цели и основания установления сервитута; 5) срок действия сервитута; 6) размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи; 7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут; 8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению; 9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.
Подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи ЗК РФ установлено, что, если иное не установлено федеральными законами, плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку в силу информации, содержащейся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (выписка из 24.02.2015 N 90-5547885 (л.д. 13)), сведения о правообладателе спорного земельного участка с кадастровым номером 56:23:1702001:1 не зарегистрированы, данный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, ввиду чего плата по соглашению об установлении сервитута между истцом и ответчиком в отношении частей названного земельного участка подлежит определению в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 39.25 ЗК РФ.
Постановлением N 213-п утвержден порядок определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, согласно п. п. 2, 5 которого размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,01 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута. В случае если сервитут устанавливается в отношении части земельного участка, размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется пропорционально площади этой части земельного участка в соответствии с настоящим Порядком.
Обществом "ФСК ЕЭС" произведен расчет платы за сервитут (л.д. 27), который соответствует положениям Постановления N 213-п и составляет на три года 27 руб. 99 коп.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы ответчика о том, что расчет платы за сервитут должен производиться исходя из количества дней в году (360 дней), так как данные доводы противоречат нормативно установленному пп. 2 п. 2 ст. 39.25 ЗК РФ и постановлением N 213-п порядку определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области.
Доводы апеллянта о непредставлении истцом требуемого законом документа для установления сервитута на земельный участок, находящийся в публичной собственности, об отсутствии согласованного с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проекта рекультивации земельного участка, необходимость составления которого предусмотрена п. 2 ст. 78 ЗК РФ, также являются несостоятельными, поскольку нормы ст. ст. 39.23 - 39.25 ЗК РФ не предусматривают наличия утвержденного проекта рекультивации земель сельскохозяйственного назначения как обязательного условия для заключения соглашения об установлении сервитута.
Положение пп. 9 п. 1 ст. 39.25 ЗК РФ обязывает стороны соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включить в его содержание обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.
Данное требование обществом "ФСК ЕЭС" исполнено. Кроме того, из проекта реконструкции ВЛ 220 кВ Сорочинская - Газовая (переустройство в пролетах опор N N 559-617, подверженных интенсивному гололедообразованию) (л.д. 22-24), положительного заключения государственной экспертизы N 56-1-5-0002-13 от 14.01.2013 объекта капитального строительства "Реконструкции ВЛ 220 кВ Сорочинская - Газовая (переустройство в пролетах опор N N 559-617, подверженных интенсивному гололедообразованию)" (л.д. 127-145) следует, что истцом запроектировано выполнение работ по рекультивации нарушенных земель, работы по биологическому мониторингу на прилегающей территории.
При таких обстоятельствах требования ст. ст. 39.23 - 39.25 ЗК РФ при заключении между истцом и ответчиком соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка соблюдены
Решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ и в силу оставления жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2016 по делу N А47-6196/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "ХИРСИ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.04.2016 N 18АП-2731/2016 ПО ДЕЛУ N А47-6196/2015
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2016 г. N 18АП-2731/2016
Дело N А47-6196/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Соколовой И.Ю., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "ХИРСИ" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2016 по делу N А47-6196/2015 (судья Бочарова О.В.).
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Зиннатуллина Н.В. (доверенность от 11.02.2015).
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - общество "ФСК ЕЭС", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "ХИРСИ" (далее - общество СХП "ХИРСИ", ответчик) об установлении в интересах общества "ФСК ЕЭС" права ограниченного пользования (сервитута) 6 (шестью) частями земельного участка с кадастровым номером 56:23:1702001:1 общей площадью 56 868 кв. м, в том числе с номером учетной части участка 2, площадью 14469 кв. м, номером учетной части участка 3, площадью 1891 кв. м, номером учетной части участка 4, площадью 2844 кв. м, номером учетной части участка 5, площадью 424 кв. м, номером учетной части участка 6, площадью 26799 кв. м, номером учетной части участка 7, площадью 10441 кв. м, находящимися по адресу: Оренбургская область, р-н Переволоцкий, с/с Южноуральский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, характеристика частей - для реконструкции ВЛ 220 кВ Сорочинская - Газовая (переустройство в пролетах опор N 559-617, подверженных интенсивному гололедообразованию) на следующих условиях:
а) учредитель сервитута: общество СХП "ХИРСИ", лицо в чьих интересах установлен сервитут (пользователь): общество "ФСК ЕЭС";
б) цель установления сервитута: для реконструкции ВЛ 220 кВ "Сорочинская - Газовая" (переустройство в пролетах опор N 559-617, подверженных интенсивному гололедообразованию);
в) срок действия сервитута 3 (три) года с момента его государственной регистрации;
г) размер платы за 3 (три) года - 27 (двадцать семь) рублей 99 копеек;
д) права лица, в интересах которого установлен сервитут:
- - осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут, в том числе право входить на земельный участок, доставлять на него строительные и иные материалы, осуществлять реконструкцию объекта в соответствии с целями установления сервитута, выполнять соответствующие инженерные изыскания, осуществлять рубку древесно-кустарниковой растительности, выполнять земляные работы;
е) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут:
- - вносить плату за сервитут;
- - после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Переволоцкого района Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2016 (резолютивная часть от 29.12.2015) исковые требования удовлетворены.
С указанным решением суда в части установления размера платы за сервитут не согласилось общество СХП "ХИРСИ" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции изменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Не возражая против установления сервитута, апеллянт выражает несогласие с размером определенной судом платы за сервитут, считая неверным принцип расчета платы, предложенный истцом. Полагает, что в соответствии постановлением Правительства Оренбургской области от 30.03.2015 N 213-п "Об утверждении порядка определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" (далее - постановление N 213-п), а также в порядке аналогии закона и применительно к разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 13, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 от 08.10.1998 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" расчет платы за сервитут должен производиться исходя из количества дней в году (360 дней), поскольку истец осуществляет пользованием земельным участков ежедневно.
Апеллянт также ссылается на непредставление истцом требуемого законом документа для установления сервитута на земельный участок, находящийся в публичной собственности, а также на отсутствие согласованного с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проекта рекультивации земельного участка, необходимость составления которого предусмотрена п. 2 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
К дате судебного заседания соответствующие части 2 статьи 262 АПК РФ отзывы на апелляционную жалобу ответчика от истца и третьего лица в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика и третьего лица не явились.
С учетом мнения представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой ответчиком части.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществу "ФСК ЕЭС" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: ВЛ 220 кВ Газовая - Сорочинская, назначение: нежилое, протяженность 141174,27 м, инв. N 97-13/Г, лит. Г, адрес объекта: Оренбургская область, Сорочинский район, г. Сорочинск, Новосергиевский район, Переволоцкий район, Оренбургский район, условный номер: 56-56-01/026/2012-236, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 56-АБ 581485 от 27.02.2012 (л.д. 12).
Часть протяженности указанного линейного объекта недвижимости расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 56:23:1702001:1, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для производства сельскохозяйственной продукции, общей площадью 16150518 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Переволоцкий район, с/с Южноуральский, что следует из кадастровой выписки о земельном участке от 24.06.2014 N 56/14-273114 (л.д. 14-19), а также межевого плана от 19.06.2014 (л.д. 75-102).
На основании выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.02.2015 N 90-5547885 (л.д. 13), договора аренды земель N 163 от 23.05.2002 (л.д. 20-21), дополнительного соглашения к указанному договору аренды от 05.08.2003 (л.д. 21 оборот) земельный участок с кадастровым номером 56:23:1702001:1, государственная собственность на который не разграничена, обременен арендой в пользу общества СХП "ХИРСИ".
Согласно пункту 1.3 договора аренды земель N 163 от 23.05.2002 (в редакции дополнительного соглашения от 05.08.2003) договор заключен сроком на 49 лет и вступает в силу с момента подписания сторонами.
Дополнительное соглашение от 05.08.2003 к договору аренды земель N 163 от 23.05.2002 зарегистрировано в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Оренбургской области 13.08.2003, о чем имеется соответствующая отметка.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 31.10.2014 N 807 утверждена инвестиционная программа общества "ФСК ЕЭС" на 2015-2019 годы, в соответствии с которым общество "ФСК ЕЭС" обязано провести реконструкцию указанного линейного объекта ВЛ 220 кВ Газовая - Сорочинская (переустройство в пролетах опор N N 559-617, подверженных интенсивному гололедообразованию) (л.д. 26).
Постановлением Администрации Переволоцкого района Оренбургской области от 09.06.2014 N 618-п для проведения реконструкции ВЛ 220 кВ Газовая - Сорочинская из земельного участка с кадастровым номером 56:23:1702001:1 образованы части земельного участка общей площадью 56 868 кв. м, в том числе площадью 14 469 кв. м, площадью 1 891 кв. м, площадью 2 844 кв. м, площадью 424 кв. м, площадью 26 799 кв. м, площадью 10 441 кв. м (л.д. 105-106).
По заказу общества "ФСК ЕЭС" проведены кадастровые работы по образованию данных шести частей из земельного участка с кадастровым номером 56:23:1702001:1 (межевой план от 19.06.2014, л.д. 61-63).
Общество "ФСК ЕЭС" направило в адрес общества СХП "ХИРСИ" письмо от 17.03.2015 N М4/1191 (л.д. 25) с предложением о заключении соглашения об установлении сервитута в отношении данных шести частей земельного участка общей площадью 56 868 кв. м, которое последним оставлено без ответа и удовлетворения.
Ссылаясь на необходимость установления сервитута для обеспечения прохода к линейным объектам с целью их реконструкции, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 39.23 - 39.25 ЗК РФ, пришел к выводу о необходимости установления сервитута в отношении земельного участка, арендатором которого является ответчик, в пользу истца в силу необходимости реконструкции последним линейного объекта (высоковольтной линии), собственником которого он является. Границы и площадь частей земельного участка, обременяемого сервитутом, установлены судом на основании проектной документации, решения органа местного самоуправления, принятого в порядке ст. 78 ЗК РФ, о формировании земельных участков для реконструкции линейного объекта, подписанного истцом и ответчиком акта согласования границ земельных участков, при отсутствии доказательств возможности организации прохода и проезда к реконструируемому объекту иным образом. Размер платы за сервитут определен судом на основании постановления N 213-п, и судом отклонены доводы ответчика о несоразмерности платы за сервитут с учетом недоказанности наличия у ответчика убытков вследствие установления сервитута при наличии действующих охранных зон для обслуживания линейных сооружений, а также соразмерности платы за сервитут арендной плате, вносимой ответчиком за пользование земельным участком.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта.
На основании п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются сервитуты (статьи 274, 277).
В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (п. 3 ст. 274 ГК РФ).
Статьей 39.23 ЗК РФ определено, что соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях: 1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; 2) проведение изыскательских работ; 3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.
В силу п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута для целей капитального или текущего ремонта линейного объекта, только если такие земли и земельные участки не предоставлены гражданам или юридическим лицам.
Согласно п. 1 ст. 39.24 ЗК РФ в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящей статьей или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное.
Из материалов дела усматривается, что на основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 31.10.2014 N 807 об утверждении инвестиционной программы общества "ФСК ЕЭС" на 2015-2019 годы (л.д. 26), проекта реконструкции ВЛ 220 кВ Сорочинская - Газовая (переустройство в пролетах опор N N 559-617, подверженных интенсивному гололедообразованию) (л.д. 22-24), положительного заключения государственной экспертизы N 56-1-5-0002-13 от 14.01.2013 объекта капитального строительства "Реконструкции ВЛ 220 кВ Сорочинская - Газовая (переустройство в пролетах опор N N 559-617, подверженных интенсивному гололедообразованию)" (л.д. 127-145) обществу "ФСК ЕЭС" для целей названной реконструкции принадлежащего ему на праве собственности линейного объекта (свидетельство о государственной регистрации права серии 56-АБ 581485 от 27.02.2012 (л.д. 12)) необходимо временное право ограниченного пользования частью земельного участка с кадастровым номером 56:23:1702001:1, обремененного правами аренды обществом СХП "ХИРСИ" (л.д. 13), в размере площади 56 868 кв. м.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции удовлетворены требования истца об установлении сервитута и решение суда первой инстанции апеллянтом в данной части по существу не оспаривается и в силу ч. 5 ст. 268 АПК РФ не проверяется апелляционным судом.
Общество СХП "ХИРСИ" в поданной им апелляционной жалобой выражает свое несогласие с размером установленной платы за временное право ограниченного пользования (сервитута) частью земельного участка с кадастровым номером 56:23:1702001:1.
В силу п. 1 ст. 39.25 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать: 1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут; 2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка или случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи; 3) сведения о сторонах соглашения; 4) цели и основания установления сервитута; 5) срок действия сервитута; 6) размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи; 7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут; 8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению; 9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.
Подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи ЗК РФ установлено, что, если иное не установлено федеральными законами, плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку в силу информации, содержащейся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (выписка из 24.02.2015 N 90-5547885 (л.д. 13)), сведения о правообладателе спорного земельного участка с кадастровым номером 56:23:1702001:1 не зарегистрированы, данный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, ввиду чего плата по соглашению об установлении сервитута между истцом и ответчиком в отношении частей названного земельного участка подлежит определению в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 39.25 ЗК РФ.
Постановлением N 213-п утвержден порядок определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, согласно п. п. 2, 5 которого размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,01 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута. В случае если сервитут устанавливается в отношении части земельного участка, размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется пропорционально площади этой части земельного участка в соответствии с настоящим Порядком.
Обществом "ФСК ЕЭС" произведен расчет платы за сервитут (л.д. 27), который соответствует положениям Постановления N 213-п и составляет на три года 27 руб. 99 коп.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы ответчика о том, что расчет платы за сервитут должен производиться исходя из количества дней в году (360 дней), так как данные доводы противоречат нормативно установленному пп. 2 п. 2 ст. 39.25 ЗК РФ и постановлением N 213-п порядку определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области.
Доводы апеллянта о непредставлении истцом требуемого законом документа для установления сервитута на земельный участок, находящийся в публичной собственности, об отсутствии согласованного с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проекта рекультивации земельного участка, необходимость составления которого предусмотрена п. 2 ст. 78 ЗК РФ, также являются несостоятельными, поскольку нормы ст. ст. 39.23 - 39.25 ЗК РФ не предусматривают наличия утвержденного проекта рекультивации земель сельскохозяйственного назначения как обязательного условия для заключения соглашения об установлении сервитута.
Положение пп. 9 п. 1 ст. 39.25 ЗК РФ обязывает стороны соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включить в его содержание обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.
Данное требование обществом "ФСК ЕЭС" исполнено. Кроме того, из проекта реконструкции ВЛ 220 кВ Сорочинская - Газовая (переустройство в пролетах опор N N 559-617, подверженных интенсивному гололедообразованию) (л.д. 22-24), положительного заключения государственной экспертизы N 56-1-5-0002-13 от 14.01.2013 объекта капитального строительства "Реконструкции ВЛ 220 кВ Сорочинская - Газовая (переустройство в пролетах опор N N 559-617, подверженных интенсивному гололедообразованию)" (л.д. 127-145) следует, что истцом запроектировано выполнение работ по рекультивации нарушенных земель, работы по биологическому мониторингу на прилегающей территории.
При таких обстоятельствах требования ст. ст. 39.23 - 39.25 ЗК РФ при заключении между истцом и ответчиком соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка соблюдены
Решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ и в силу оставления жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2016 по делу N А47-6196/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "ХИРСИ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
И.Ю.СОКОЛОВА
Л.В.ПИВОВАРОВА
И.Ю.СОКОЛОВА
Л.В.ПИВОВАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)