Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.07.2016 N 15АП-9713/2016 ПО ДЕЛУ N А32-22506/2015

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2016 г. N 15АП-9713/2016

Дело N А32-22506/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Илюшина Р.Р., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "АгроСоюз Юг Руси":
- Корчагиной С.В. по доверенности от 12.04.2016 N 456; Шевченко И.В. по доверенности от 12.04.2016 N 455;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.03.2016 по делу N А32-22506/2015, принятое в составе судьи Боровика А.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АгроСоюз Юг Руси"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
о признании незаконным отказа,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "АгроСоюз Юг Руси" (далее - ООО "АгроСоюз Юг Руси", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Росимущества в Краснодарском крае (далее - Росимущество, управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков в собственность, выраженный в письме от 29.04.2015 N 09/5911, и об обязании управления подготовить проекты договоров купли-продажи следующих земельных участков:
- - с кадастровым номером: 23:20:09 02 001:36 по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, п. Восточный, ул. Гаражная д. 3;
- - с кадастровым номером: 23:20:09 02 001:77 по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, п. Восточный, ул. Базарная, д. 13-а;
- - с кадастровым номером: 23:20:09 02 001:70 по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, п. Восточный, ул. Базарная, д. 25;
- - с кадастровым номером: 23:20:09 02 001:91 по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, с/п Краснокутское, п. Восточный, ул. Театральная, 32;
- - с кадастровым номером: 23:20:09 02 001:93 по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, с/п Краснокутское, п. Восточный, ул. Базарная, 16;
- - с кадастровым номером: 23:20:09 02 001:63 по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, с/п Краснокутское, п. Восточный, ул. Гаражная, д. 7;
- - с кадастровым номером: 23:20:09 02 001:59 по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, с/п Краснокутское, п. Восточный, ул. Гаражная, д. 1;
- - с кадастровым номером: 23:20:09 02 001:57 по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, с/п Краснокутское, п. Восточный, ул. Театральная, 30;
- - с кадастровым номером: 23:20:09 02 001:55 по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, с/п Краснокутское, п. Восточный, ул. Гаражная, д. 5;
- - с кадастровым номером: 23:20:09 03 001:9 по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, с/о Краснокутский, п. Восточный, в 400-х м. западнее х. Красный кут, полевой стан бр. N 3;
- - с кадастровым номером: 23:20:09 03 001:8 по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, п. Восточный, в 3-х км. Севернее п. Восточного, полевой стан бр. N 1;
- - с кадастровым номером: 23:20:09 02 001:66 по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, с/п Краснокутское, п. Восточный, ул. Базарная, 11;
- - с кадастровым номером: 23:20:09 04 001:9 по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, с/п Краснокутское;
- - с кадастровым номером: 23:20:09 03 001:12 по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, с/п Краснокутское;
- и направить проекты договоров ООО "АгроСоюз Юг Руси" в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2016 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что собственник зданий, строений на земельном участке обладает исключительным правом на приватизацию земельного участка. Документы, предусмотренные действующим законодательством, представлены обществом в полном объеме. Отсутствие выписок из ЕГРП, подтверждающих права общества на здания, расположенные на спорных земельных участках, не является основанием для отказа, поскольку указанные документы не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельные участки. Неуплата обществом неосновательного обогащения за использование спорных земельных участков не является законным основанием для отказа в их приватизации.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что обществом не представлены выписки из ЕГРП о правах на здания, строения, находящиеся на спорных земельных участках. Договоры аренды на спорные земельные участки не были заключены в связи с отсутствием отчетов по определению их рыночной стоимости.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами заинтересованного лица, указав, что согласно пункту 2 приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 выписки из ЕГРП не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельные участки. Заявитель вправе, но не обязан представлять указанные документы. Неуплата обществом неосновательного обогащения за использование спорных земельных участков не является законным основанием для отказа в их приватизации.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "АгроСоюз Юг Руси" возражал по доводам апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, право собственности на спорные земельные участки зарегистрировано за Российской Федерацией, земельные участки являются сформированными и имеют разрешенное использование - для эксплуатации принадлежащих обществу зданий.
ООО "АгроСоюз Юг Руси" 21.11.2014 обратилось в Росимущество с заявлениями о приватизации земельных участков, расположенных под принадлежащими обществу зданиями (вх. N N 29442, 29445, 29449, 29454, 29457, 29458, 29459, 29466, 29469, 29473, 29482, 29485, 29488, 29490).
Письмом от 02.02.2015 управление сообщило, что для принятия решения о приватизации испрашиваемых земельных участков обществу необходимо предоставить полный пакет документов, согласно перечню, утвержденному Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475 (далее - Приказ N 475), а именно: необходимо дополнить свидетельствами о праве собственности на здания.
ООО "АгроСоюз Юг Руси" 04.02.2015 предоставило управлению 36 свидетельств о праве собственности на имеющиеся на спорных участках здания.
Письмом 29.04.2015 N 09/5911 Росимущество отказало в выкупе земельных участков, указав, что распоряжением управления от 19.08.2010 N 915-р девять из 14 спорных земельных участков (23:20:09 02 001:59, 23:20:09 02 001:93, 23:20:09 02 001:57, 23:20:09 02 001:91, 23:20:09 02 001:36, 23:20:09 02 001:70, 23:20:09 02 001:63, 23:20:09 02 001:55, 23:20:09 02 001:77) предоставлены в аренду обществу. Однако договоры аренды на указанные участки не были заключены в связи с отсутствием отчетов по определению рыночной стоимости земельных участков. Кроме того, Росимуществом проводятся работы по определению рыночной стоимости испрашиваемых земельных участков, с целью расчета неосновательного обогащения при использовании обществом этих участков. С учетом изложенного в письме управления указано, что Росимущество не имеет возможности разрешить по существу вопрос, связанный с приватизацией спорных участков, до решения вопроса о неосновательном обогащении.
Не согласившись с данными доводами управления, препятствующими приватизации земельных участков, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением по настоящему делу.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела следует, что ООО "АгроСоюз Юг Руси" обратилось в управление с заявлением о приватизации спорных земельных участков 21.11.2014.
На момент обращения заявителя с указанным заявлением подлежали применению нормы Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в редакции Федеральных законов от 21.07.2014 N 217-ФЗ, от 21.07.2014 N 224-ФЗ, которыми внесены изменения в статьи 22, 30, 30.1, 30.2 Земельного кодекса, вступивших в силу со дня официального опубликования (опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 22.07.2014).

Согласно п. 2.6 приказа Минэкономразвития РФ от 07.11.2011 N 622 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости" (далее - Административный регламент), государственная услуга предоставляется в срок не позднее 2-х месяцев, со дня регистрации заявления в Росимуществе или в территориальном органе Росимущества.
В связи с чем при разрешении настоящего спора подлежат применению нормы Земельного кодекса в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Кроме того, аналогичные положения, предусматривающие исключительное право на приватизацию земельного участка лицами, являющимися собственниками расположенных на земельных участках зданий, установлены в статье 39.20 Земельного кодекса в редакции, вступившей в действие после 01.03.2015.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса предусматривалось, что перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса).
На момент обращения заявителя в управление и истечения срока, установленного для принятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка действовал Приказ Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (Приказ N 475).
В перечень, утвержденный Приказом N 475, входили следующие документы:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в управление с заявлениями о предоставлении спорных земельных участков в собственность, в которых указаны сведения о земельных участках, сведения об отсутствии ограничений использования и обременения земельного участка, об отсутствии прав в отношении земельных участков, сведения об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке, основания возникновения права собственности на объекты недвижимости. К заявлениям приложены копия документа, удостоверяющего личность заявителя, копия свидетельства о регистрации общества в качестве юридического лица, копия документа, удостоверяющего права представителя.
Согласно материалам дела письмом 29.04.2015 N 09/5911 Росимущество отказало в выкупе земельных участков, указав, что распоряжением управления от 19.08.2010 N 915-р девять из 14 спорных земельных участков (23:20:09 02 001:59, 23:20:09 02 001:93, 23:20:09 02 001:57, 23:20:09 02 001:91, 23:20:09 02 001:36, 23:20:09 02 001:70, 23:20:09 02 001:63, 23:20:09 02 001:55, 23:20:09 02 001:77) предоставлены в аренду обществу. Однако договоры аренды на указанные участки не были заключены в связи с отсутствием отчетов по определению рыночной стоимости земельных участков. Кроме того, Росимуществом проводятся работы по определению рыночной стоимости испрашиваемых земельных участков, с целью расчета неосновательного обогащения при использовании Обществом этих участков. С учетом изложенного в письме управления указано, что Росимущество не имеет возможности разрешить по существу вопрос, связанный с приватизацией спорных участков, до решения вопроса о неосновательном обогащении.
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса и пунктом 2.15 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении государственной услуги по приватизации земельного участка, на которым расположено здание, принадлежащее на праве собственности заявителю.
При этом неуплата обществом неосновательного обогащения за использование спорных земельных участков, не является законным основанием для отказа в их приватизации.
Вместе с тем судом установлено, что ранее 10.12.2008 письмом N 1677 общество обращалось в Росимущество, в котором просило предоставить в аренду, сроком на 49 лет земельные участки, расположенные под принадлежащими обществу зданиями.
Как следует из письменных пояснений заявителя, с 10.12.2008 по 15.08.2010 общество путем переговоров предпринимало меры для получения ответа Росимущества.
Росимуществом 19.08.2010 издано распоряжение N 915-р "О предоставлении в аренду ООО "АгроСоюз Юг Руси" 9-ти из 14-ти земельных участков в Мостовском районе". Указанным распоряжением установлено предоставить ООО "АгроСоюз Юг Руси" в аренду сроком на 49 лет 9 из 14 испрашиваемых земельных участков.
Письмом от 24.08.2010 N 09-10/11062 Росимущество указало обществу, что в соответствии с действующим законодательством для определения арендной платы за испрашиваемые земельные участки с целью включения ее в договоры аренды необходимо проведение оценочных работ независимым оценщиком. В письме также указано, что общество может самостоятельно заказать проведение оценочных работ с последующим предоставлением отчета на проверку в Теруправление. В случае несогласия общества, данные оценочные работы будут проведены Территориальным управлением за счет средств федерального бюджета при наличии финансирования по данной статье.
Несмотря на согласие общества провести оценочные работы, 30.09.2010 Росимущество направило в адрес общества письмо N 09 10/13052, в котором указало, что, учитывая вступившее в законную силу постановление Правительства РФ N 582 от 16.07.2009, Росимущество самостоятельно, за счет средств федерального бюджета обеспечит проведение оценочных работ. После проведения вышеуказанных работ Теруправлением будут подготовлены и направлены обществу проекты договоров аренды на испрашиваемые земельные участки для их подписания и дальнейшего обеспечения государственной регистрации.
Однако соответствующие действия управлением не выполнены.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о том, что неуплата обществом неосновательного обогащения за использование спорных земельных участков в отсутствие заключенных договоров аренды, не является законным основанием для отказа в их приватизации.
При этом управление не лишено права обратиться в последующем в суд за взысканием неосновательного обогащения за предыдущие периоды.
Ссылка управления на отсутствие в числе представленных документов выписок из ЕГРП на здания, принадлежащие обществу на праве собственности и расположенные на спорных земельных участках, не принимается судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, письмом от 04.02.2015 N 158 общество дополняло представленный пакет документов свидетельствами о праве собственности на здания, расположенные на спорных земельных участках.
Вместе с тем суд первой инстанции правомерно указал, что приказом N 475 (пункт 2) установлено, что документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня, утвержденного данным приказом, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок. При этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Таким образом, ссылка управления не непредставление заявителем выписок из ЕГРП на принадлежащие обществу на праве собственности здания, расположенные на спорных земельных участках, не является правовым основанием для отказа в предоставлении спорных земельных участков в собственность заявителя.
Оценив в совокупности изложенные обстоятельства, правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о несоответствии оспариваемого отказа в предоставлении земельных участков в собственность, выраженного в письме от 29.04.2015 N 09/5911, действующему земельному законодательству и нарушении оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя.
В порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, а также с учетом положений пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса в редакции, действовавшей до 01.03.2015, суд правомерно обязал управление подготовить проекты договоров купли-продажи спорных земельных участков и направить их ООО "АгроСоюз Юг Руси" в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2016 по делу N А32-22506/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА

Судьи
Р.Р.ИЛЮШИН
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)