Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.09.2016 N 11АП-12934/2016 ПО ДЕЛУ N А55-6822/2016

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей; Земля под домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2016 г. по делу N А55-6822/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Кувшинова В.Е., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июля 2016 года по делу N А55-6822/2016 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Администрации городского округа Сызрань Самарской области, город Сызрань Самарской области,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, город Самара,
о признании недействительным отказа,
установил:

Администрация городского округа Сызрани Самарской области (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, управление) о признании недействительным отказа в государственной регистрации ограничения на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, пер. Засызранский, д. 8 с кадастровым номером 63:08:0103009:19 от 11.01.2016 г. N 63/008/300/2015-7247 и обязании управления провести государственную регистрацию ограничения на земельном участке, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, пер. Засызранский, д. 8 с кадастровым номером 63:08:0103009:19.
Решением суда заявленные администрацией требования удовлетворены полностью.
Управление, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе администрации в удовлетворении заявленных требований.
Администрация, апелляционную жалобу отклонила, по основаниям, приведенным в возражениях, приобщенных к материалам дела, и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 19.11.2015 г. N 3425 "Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, на которых расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу" земельный участок с кадастровым номером 63:08:0103009:19 изъят для муниципальных нужд, в связи с чем администрация, действующая от имени муниципального образования городской округ Сызрань, обратилась за государственной регистрацией ограничения (обременения) на земельный участок с кадастровым номером 63:08:0103009:19, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, пер. Засызранский, д. 8, однако управлением в государственной регистрации ограничения (обременения) было отказано, что подтверждается сообщением об отказе в государственной регистрации от 11.01.2016 г. исх. N 63/008/300/2015-7247, которое мотивировано тем, что отсутствие государственной регистрации ранее возникших прав на спорный земельный участок является препятствием для государственной регистрации ограничения в виде изъятия земельного участка для муниципальных нужд.
Считая отказ незаконным, администрация оспорила его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные администрацией требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен Главой VII.1. ЗК РФ, введенной Федеральным законом от 31.12.2014 г. N 499-ФЗ "Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд".
В соответствии с ч. 1 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В силу положений п. 1 ст. 7 Закона о регистрации выписка из ЕГРП должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости, отметки о возражении в отношении зарегистрированного права на него, сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
В силу положений п. 1, 8 и п. п. 4 п. 10 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Статьей 56.6 ЗК РФ установлено, что отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества не являются препятствием для принятия решения об изъятии.
Согласно п. 13 ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии действует в течение 3 лет со дня его принятия, а п. 14 ст. 56.6 ЗК РФ установлено, что решение об изъятии может быть обжаловано в суд.
Таким образом, отсутствие в ЕГРП сведений о принятом решении об изъятии земельного участка для муниципальных нужд препятствует его оспаривании в суде, что противоречит требованиям ЗК РФ.
Согласно п. 6.1 ст. 12 Закона о регистрации при поступлении в орган по государственной регистрации решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд запись об этом вносится в Единый государственный реестр прав в случаях и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. Данная запись подлежит исключению из Единого государственного реестра прав государственным регистратором по истечении 3 лет со дня принятия такого решения.
На основании п. 7 ст. 12 Закона о регистрации каждая запись о праве, его ограничении (обременении) и сделке с объектом недвижимости идентифицируется номером регистрации.
Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 г. N 765 (ред. от 26.03.2015 г.) утв. Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Правила ведения ЕГРП).
Правила ведения ЕГРП устанавливают структуру, состав записей Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав) о государственной регистрации прав, ограничений (обременении) прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ними, об изменении сведений, содержащихся в ранее внесенных в Единый государственный реестр прав записях (далее - записи), порядок внесения записей в Единый государственный реестр прав; особенности внесения записей в Единый государственный реестр прав о государственной регистрации прав, ограничений (обременении) прав на отдельные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, а также внесения в Единый государственный реестр прав записей о государственной регистрации отдельных видов прав, ограничений (обременении) прав, сделок.
В соответствии с п. 3 Правил ведения ЕГРП Единый государственный реестр прав состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества, а согласно п. 7 Правил ведения ЕГРП каждый раздел состоит из трех подразделов.
В подразделе I содержится описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных настоящими Правилами. При этом сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I Единого государственного реестра прав (приложение N 1).
В подраздел II вносятся записи о подлежащих государственной регистрации праве собственности и об иных вещных правах на каждый объект недвижимого имущества, о существенных и об иных условиях сделки об отчуждении, сведения о правообладателе, о правоустанавливающих документах в объеме сведений, определенных настоящими Правилами, а также дата внесения и номер записи, имя государственного регистратора и его подпись (приложение N 2).
В подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество, о документах, на основании которых возникают ограничения (обременения) прав, о существенных и об иных условиях сделки, на основании которой возникают ограничения (обременения) прав, в объеме сведений, определенных настоящими Правилами, а также дата внесения и номер записи, имя государственного регистратора и его подпись (приложения N 3-8).
В соответствии с п. 59 Правил ведения ЕГРП Подраздел Ш-6 предназначен для регистрации иных видов ограничений (обременении), которые не вошли в специальные части - Ш-5) подраздела III. В записи данного подраздела в отношении предмета ограничения (обременения) указывается содержание ограничения (обременения).
В соответствии с п. 61 Правил ведения ЕГРП в записи подраздела Ш-6 в отношении лица, права которого ограничиваются (обременяются), и лица, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права, указываются данные о соответствующих лицах. Если такое лицо не определено, то пишутся слова "Не определено".
При государственной регистрации решения об изъятии земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в записи подраздела Ш-6 в отношении лица, права которого ограничиваются (обременяются), указываются предусмотренные п. 17 настоящих Правил данные о правообладателе, а при описании лица, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права, указывается, для чьих нужд изымается объект недвижимого имущества, - РФ, наименование субъекта РФ либо наименование муниципального образования.
Приказом Росреестра от 24.07.2014 г. N П/349 утв. Правила ведения книг учета документом и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 3 Приказа книги учета и дела правоустанавливающих документов являются неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, разделы Единого государственного реестра прав, относящиеся к земельному участку, на котором расположен многоквартирный дом, и к иным объектам недвижимости, входящим в состав общего имущества в многоквартирном доме, объединяются в единое целое.
В начале такого объединенного раздела располагаются формы подраздела I для описания многоквартирного дома и объектов недвижимости, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, право общей долевой собственности на которые подлежит государственной регистрации в объединенном разделе (земельного участка и др.), затем формы подраздела II для регистрации прав общей долевой собственности на указанные объекты недвижимости лиц, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, далее формы подраздела III для регистрации ограничений (обременений) права общей долевой собственности на эти объекты недвижимости. Вслед за объединенным разделом следуют разделы, в которых регистрируются права собственников жилых и нежилых помещений на принадлежащие им помещения в многоквартирном доме.
Согласно п. 24 Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в отношении каждой записи в КУА указывается, в том числе, и иная информация, касающаяся акта об ограничении прав, иного документа, в том числе сведения о государственной регистрации ограничения (обременения) прав на основании акта об ограничении при открытии соответствующего раздела ЕГРП.
С учетом вышеизложенного судом правильно установлено, что у заинтересованного лица имеется не только возможность осуществить государственную регистрацию ограничения в виде изъятия земельного участка для муниципальных нужд, но и обязанность по ее проведению.
Кроме того, согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ (далее - Закон N 189-ФЗ) с момента формирования земельного участка и проведения его государственного иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 г. N 12-П переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом осуществляется без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него.
Таким образом, право собственности на спорный земельный участок, является общей долевой собственностью собственников помещений в силу закона.

Судом правильно указано, что в данном случае государственная регистрация прав на земельный участок носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер, а поэтому требования регистрирующего органа о проведении государственной регистрации права собственности на земельный участок под данным домом, является необоснованными, поскольку права в силу закона уже существуют у собственников помещений с момента постановки на государственный кадастровый учет земельного участка под домом, что также подтверждается позицией Министерства экономического развития РФ, изложенной в письмах от 21.12.2011 г. N Д06-6370 и от 09.07.2012 г. N 14-5162-ГЕ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что невыполнение в рассматриваемом случае регистрирующим органом при регистрации прав на первое жилое помещение в многоквартирном доме требований п. 2 ст. 23 Закона N 122-ФЗ об одновременности регистрации права общей долевой собственности на общее имущество - земельный участок, не может служить законным основанием для отказа в государственной регистрации ограничения (обременения) на земельный участок на основания постановления администрации об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2016 г. по делу N А55-5046/2016.
Судом также правильно указано, что изменения положений ст. 279 ГК РФ, предусматривающей государственную регистрацию решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд не влияют на обязанность заинтересованного лица по осуществлению государственной регистрации ограничения в виде изъятия земельного участка для муниципальных нужд, поскольку указанные изменения внесены в связи с внесением изменений в ЗК РФ и введением специальной Главы VII.1, регулирующей правоотношения по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд и не могут свидетельствовать об отсутствии обязанности по государственной регистрации решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает, что отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 11.01.2016 г. N 63/008/300/2015-7247 в государственной регистрации ограничения на земельный участок кадастровый номер 63:08:0103009:19, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, пер. Засызранский, д. 8, является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а поэтому суд первой инстанции сделал правильный вывод удовлетворении заявленных администрацией требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июля 2016 года по делу N А55-6822/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.Б.КОРНИЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)