Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.12.2015 ПО ДЕЛУ N А60-50620/2015

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 декабря 2015 г. по делу N А60-50620/2015


Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи К.Н. Смагина, при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.С. Спириной, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-50620/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Вахненко Александра Владимировича (ИНН 662500051386, ОГРН 304662526700048)
к Администрации городского округа Первоуральск (ИНН 6625004730, ОГРН 1036601476922)
о признании ненормативного правового акта недействительным,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Фукалов С.А., представитель по доверенности от 17.02.2014,
от заинтересованного лица: Мезенцева Е.А., представитель по доверенности от 23.09.2015.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

ИП Вахненко А.В. просит признать недействительным постановление Администрации городского округа Первоуральск от 14.05.2015 N 980 "Об отмене постановления Администрации городского округа Первоуральск от 17.09.2013 N 3070 "О предоставлении земельного участка ИП Вахненко А.В., расположенного по адресу: Свердловская область, город Первоуральск, улица Вайнера, в 20 метрах на юго-восток от дома N 29 для размещения объектов розничной торговли".
Заинтересованное лицо возражения изложило в отзыве, который приобщен судом к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:

Как следует из материалов дела, 31.07.2013 ИП Вахненко А.В. обратился в Администрацию городского округа Первоуральск с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка по (согласно схеме) под установку временного сооружения для торговли сельхозназначения местных производителей.
06.08.2013 данное заявление было рассмотрено на заседании муниципальной межведомственной комиссии и принято решение предоставление земельного участка в аренду на 3 года под установку временного сооружения для торговли продуктами сельхозназначения местных производителей, с уточнением адреса, с внесением в схему нестационарных торговых объект
Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 16.08.2013 N 2725 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Вайнера, в 20 м на юго-восток от дома N 29 для размещения объектов розничной торговли.
20.08.2013, т.е. после утверждения схемы расположения спорного земельного участка, в печатном издании "Вечерний Первоуральск" опубликована информация о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 3 года под установку временного сооружения под торговлю продукцией сельхозназначения местных производителей по адресу: г. Первоуральск, ул. Вайнера (точное местоположение земельного участка в публикации не указано).
Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 17.09.2013 N 3070 ИП Вахненко А.В. был предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область, город Первоуральск, улица Вайнера, в 20 метрах на юго-восток от дома N 29 для размещения объектов розничной торговли.
10.04.2015 заявитель обратился в Администрации городского округа Первоуральск (далее - Администрация) с письмом (вх. N 2029) о подготовке проекта договора аренды указанного земельного участка.
12.05.2015 Администрация сообщила заявителю (письмо исх. N 2262) о невозможности подготовки проекта договора аренды, поскольку 06.05.2015 на заседании муниципальной межведомственной комиссии по выбору земельных участков установлено, что постановление Администрации городского округа Первоуральск от 17.09.2013 N 3070 вынесено с нарушением законодательства Российской Федерации.
23.06.2015 заявитель обратился в Администрацию с письмом о предоставлении ненормативного акта, которым было отменено постановление от 17.09.2013 N 3070, а также просил указать причины его отмены.
01.07.2015 Администрация с сопроводительным письмом N 3667 направила ИП Вахненко А.В. постановление от 14.05.2015 N 980 "Об отмене постановления Администрации городского округа Первоуральск от 17.09.2013 N 3070 "О предоставлении земельного участка ИП Вахненко А.В., расположенного по адресу: Свердловская область, город Первоуральск, улица Вайнера, в 20 метрах на юго-восток от дома N 29 для размещения объектов розничной торговли".
Полагая, что указанное постановление не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании представителей, арбитражный суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей до 01.03.2015, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Предусмотренное законом требование о заблаговременном информировании населения о предстоящем предоставлении земельных участков направлено на создание равных условий для реализации гражданами возможностей участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, на обеспечение принципа сочетания интересов общества и отдельных лиц, а также на защиту прав и законных интересов конкретных лиц, в частности, прав возможных претендентов на земельный участок.
Таким образом, независимо от установленной законом обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления в предоставлении земельных участков на конкурсной основе, например, для жилищного строительства (ст. 38 Земельного кодекса РФ), либо в случае, если заявления о предоставлении земельного участка поступили от нескольких претендентов, указанные органы обязаны соблюдать и иные перечисленные в ст. 34 Земельного кодекса РФ обязательные требования на стадии до предоставления земельных участков.
Эффективность, справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедур предоставления земельных участков связаны с совершением ряда перечисленных действий. Не совершение какого-либо одного из обязательных действий следует трактовать как нарушение перечисленных норм, закрепленных в ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Поскольку существенным условием договора аренды земельного участка является его местоположение, опубликование этой информации должно формировать как у населения, так и возможных претендентов на получение в аренду земельного участка.
Настоящее опубликование имеет комплексный характер. Для потенциальных арендаторов публикации носит характер уведомления о возможности подавать заявки на предоставление земельного участка. В случае подачи нескольких заявок заключению договора аренды должно предшествовать проведение торгов на право заключения договора аренды.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 4224/10 от 14.09.2010).
Доведение до неограниченного круга лиц этой информации предназначено для изучения общественного мнения граждан в отношении использования территории муниципального образования, поскольку граждане имеют право на благоприятную среду обитания, а также на участие в решении вопросов местного значения в соответствии со ст. 132 Конституции РФ и нормами Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. в редакции от 28.12.2013 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Как указано выше, в периодическом печатном издании - в газете "Вечерний Первоуральск" опубликована информация о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 3 года под установку временного сооружения под торговлю продукцией сельхозназначения местных производителей по адресу: г. Первоуральск, ул. Вайнера (точное местоположение земельного участка в публикации не указано). Кроме того, из текста объявления не ясно до какого времени заявки на предоставление земельного участка в аренду принимались Администрацией.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о предоставлении заявителю земельного участка, расположенного в городе Первоуральске, по улице Вайнера, в 20 метрах на юго-восток от дома N 29 иные возможные претенденты на земельный участок Администрацией не выявлялись и не рассматривались, мнение населения по вопросу о предоставлении земельного участка в аренду не учитывалось.
Следовательно, при принятии постановления от 17.09.2013 N 3070 "О предоставлении земельного участка ИП Вахненко А.В., расположенного по адресу: Свердловская область, город Первоуральск, улица Вайнера, в 20 метрах на юго-восток от дома N 29 для размещения объектов розничной торговли" нарушены требования ст. 34 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 1, 3, 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
По смыслу приведенных норм муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт в случаях, если они приняты с нарушением или в противоречие с действующим законодательством и произвольно ограничивают права граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, Администрацией городского округа Первоуральск при рассмотрении вопроса об отмене постановления от 17.09.2013 N 3070 "О предоставлении земельного участка ИП Вахненко А.В., расположенного по адресу: Свердловская область, город Первоуральск, улица Вайнера, в 20 метрах на юго-восток от дома N 29 для размещения объектов розничной торговли", было установлено несоответствие указанного постановления требованиям об информировании о предоставлении земельных участков обеспечиваемым гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, сочетания интересов общества и отдельных лиц, а также направлено на защиту прав и законных интересов конкретных лиц, в частности претендентов на земельный участок (ст. 34 Земельного кодекса РФ).
Более того, со дня опубликования информация о предоставлении в аренду испрашиваемого заявителем земельного участка (20.08.2013), до принятия постановления от 17.09.2013 N 3070 прошло менее месяца, что также противоречит требованиям закона.
При таких обстоятельствах, оснований для признания недействительным постановления Администрации городского округа Первоуральск от 14.05.2015 N 980 "Об отмене постановления Администрации городского округа Первоуральск от 17.09.2013 N 3070 "О предоставлении земельного участка ИП Вахненко А.В., расположенного по адресу: Свердловская область, город Первоуральск, улица Вайнера, в 20 метрах на юго-восток от дома N 29 для размещения объектов розничной торговли" у суда не имеется.
Довод Администрации о том, что разрешенное использование земельного участка, указанное в информационном сообщении от 20.08.2013 (под установку временного сооружения под торговлю продукцией сельхозназначения местных производителей) не соответствует разрешенному использованию, указанному в постановлении от 17.09.2013 N 3070 (для размещения объектов розничной торговли) отклоняется судом, поскольку они фактически являются идентичными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья
К.Н.СМАГИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)