Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.10.2017 N 07АП-8055/2017 ПО ДЕЛУ N А45-1763/2017

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2017 г. по делу N А45-1763/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2017 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л.А., судьи: Бородулина И.И., Усанина Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермаковой Ю.Н.
с использованием средств аудиозаписи
при участии согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Мэрии города Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 июля 2017 года
по делу N А45-1763/2017 (судья В.В. Шашкова)
по заявлению Мэрии города Новосибирска
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
третье лицо: ООО СК "ВИРА-Строй", г. Новосибирск (ОГРН 1115476030780)
о признании решения от 19.12.2016 незаконным,
установил:

Мэрия города Новосибирска (далее - заявитель, Мэрия, апеллянт) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Новосибирское УФАС, Управление) о признании незаконным его решения от 19.12.2016 г., которым Мэрия признана нарушившей закон "О защите конкуренции".
Требования Мэрии мотивированы тем, что ее действия по заключению Дополнительного соглашения N 1 к Договору аренды земельного участка на территории г. Новосибирска от 02.09.2014 г. N 119320 т. от 15.03.2016 г. с ООО СК "ВИРА-Строй", изменяющего вид разрешенного использования земельным участком, и ставящего в преимущественное положение на рынке строительства жилых домов смешанной этажности, то есть многоквартирных домов 14-18 этажей, положений земельного законодательства не нарушают, поэтому не привели и не могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью строительная компания "ВИРА-Строй" (далее - ООО СК "ВИРА-Строй").
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 24.07.2017 в удовлетворении заявленный требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Мэрия обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обосновании доводов апеллянт ссылается на то, что к сложившимся отношениям не применима норма, установленная статьями 39.6, 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации; вывод суда о том, что заключение Дополнительного соглашения ставит ООО СК "ВИРА-Строй" в преимущественное положение на рынке строительства 14-18-этажных домов не является обоснованным.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве и его представитель в судебном заседании просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица в судебном заседании указала на правомерность доводов апелляционной жалобы Мэрии.
Апеллянт явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей апеллянта.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей Управления, третьего лица, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, постановлением мэрии г. Новосибирска N 5556 от 30.06.2014 "О предоставлении на торгах в форме аукциона для строительства земельного участка по ул. Заслонова в Дзержинском районе" принято решение о предоставлении комиссией по организации и проведению торгов в сфере земельных отношений на торгах в форме аукциона для строительства земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 54:35:013135:31 по ул. Заслонова в Дзержинском районе с видом разрешенного использования: многоквартирные малоэтажные дома, в том числе со встроенными или встроено-пристроенными автостоянками, помещениями общественного назначения, помещениями общественного назначения и автостоянками.
На основании данного постановления земельный участок был выставлен на открытый аукцион.
Извещением о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Новосибирск, Дзержинский район, ул. Заслонова, предусмотрено целевое назначение и разрешенное использование земельного участка: разрешенное использование - многоквартирные малоэтажные дома, в том числе со встроенными или встроено-пристроенными автостоянками, помещениями общественного назначения, помещениями общественного назначения и автостоянками.
Извещение о проведении данного аукциона было опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления г. Новосибирска N 52 от 15.07.2014, а также на официальном сайте www.torgi.gov.ru N 150714/0149892/01.
По результатам проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Новосибирск, Дзержинский район, ул. Заслонова, из двух участников аукциона победителем признано ООО СК "ВИРА-Строй" (протокол о результатах аукциона N 376 от 19.08.2014), с которым заключен Договор аренды земельного участка на территории г. Новосибирска от 02.09.2014 N 119320 т.
Согласно данному договору мэрия г. Новосибирска передала ООО СК "ВИРА-Строй" в аренду для строительства земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 54:35:013135:31 площадью 72069 кв. м.
Пунктом 1.3 Договора аренды предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка - многоквартирные малоэтажные дома, в том числе со встроенными или встроено-пристроенными автостоянками, помещениями общественного назначения, помещениями общественного назначения и автостоянками. Установлено, что арендатор обязан эффективно использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием, предусмотренным в договоре (п. 4.2.1 Договора).
Согласно пункту 2.1 Договора размер годовой арендной платы составил 17116000, 00 рублей.
15.12.2014 ООО СК "ВИРА-Строй" обратилось в Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска с заявлением о переводе зоны Ж-2 (зона застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами) в зону Ж-1 (зона застройки жилыми домами смешанной этажности).
Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 31.03.2015 N 1315 "О внесении изменений в приложение 2 к решению Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О правилах землепользования и застройки г. Новосибирска", утверждено изменение жилой зоны застройки на зону застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1).
Пунктом 4 ст. 21 Решения Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска" установлен один из видов территориальных зон и его подзоны (в скобках приводится их кодовое обозначение): жилые зоны (Ж):
- - зона застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1);
- - зона застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2);
- - зона застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3);
- - зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4);
- - зона застройки жилыми домами повышенной этажности (Ж-5);
- - зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-6);
- - зона застройки сезонного проживания (Ж-7).
Из таблицы видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства следует, что вид разрешенного использования - многоквартирные малоэтажные дома (1-4 этажа), в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками, относится к территориальной зоне Ж-2, а вид разрешенного использования многоквартирные 14-18-этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками - Ж-1.
Дополнительным соглашением N 1 к Договору аренды земельного участка на территории г. Новосибирска от 02.09.2014 г. N 119320т от 15.03.2016 вид разрешенного использования земельного участка, предоставленного в аренду по результатам открытого аукциона, был изменен. Так, в соответствии с п. 1 Дополнительного соглашения N 1 к Договору аренды земельного участка на территории г. Новосибирска от 02.09.2014 N 119320т от 15.03.2016 пункт 1.3 договора изложен в следующей редакции: "разрешенное использование: многоквартирные 14-18-этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками; центральные тепловые пункты; трансформаторные подстанции".
В связи с данным изменением размер годовой арендной платы был установлен 2198100, 00 рублей на основании отчета независимого оценщика.
Таким образом, в результате заключения дополнительного соглашения N 1 к договору аренды земельного участка на территории г. Новосибирска от 02.09.2014 N 119320т были изменены существенные условия договора аренды, а именно: изменен вид разрешенного использования земельного участка, предоставленного в аренду по результатам открытого аукциона, также был изменением размер годовой арендной платы.
При этом в соответствии с пунктом 2.4 договора от 02.09.2014 N 119320т в течение срока действия договора размер арендной платы на земельный участок не подлежит пересмотру. Изменение размера арендной платы возможно только в случае продления срока действия (но не изменения) договора.
На момент возникновения рассматриваемых новых правоотношений между мэрией ООО СК "ВИРА-Строй" уже действовала часть 17 статьи 39.8 ЗК РФ, согласно которой внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.
Кроме того, в рассматриваемом случае заключение дополнительного соглашения, изменяющего существенные условия договора без проведения торгов, является нарушением требований, предусмотренных частью 1 статьи 39.6 ЗК РФ об обязательности проведения торгов при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поскольку указанные условия согласованы в момент заключения договора на торгах (часть 5 статьи 448 ГК РФ).
Управлением установлено, что нарушение выразилось в заключении мэрией г. Новосибирска в лице Управления по земельным ресурсам мэрии г. Новосибирска Дополнительного соглашения N 1 от 15.03.2016 г. к Договору аренды земельного участка на территории г. Новосибирска от 02.09.2014 г. N 119320 т. с обществом с ограниченной ответственностью Строительная Компания "ВИРА-Строй", изменяющего вид разрешенного использования земельного участка, и ставящего в преимущественное положение на рынке строительства жилых домов смешанной этажности, то есть многоквартирных домов 14-18 этажей, в нарушение положений земельного законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Оспаривая решение антимонопольного органа, заявитель ссылается на часть 2 статьи 422 ГК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого решения.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания данной нормы закона следует, что основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, является одновременное наличие двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного акта закону, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которое приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 135-ФЗ не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (пункт 1).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона N 135-ФЗ конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона N 135-ФЗ под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции необходимо установить все перечисленные признаки, в частности наличие конкурентных отношений между субъектами, что предполагает осуществление ими фактической деятельности на одном товарном рынке и в пределах определенных географических границ (на определенной территории), а также наличие соперничества, состязательности между ними на данном рынке; при наличии конкурентных отношений совершение одним из хозяйствующих субъектов каких-либо действий, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, направлены на приобретение преимуществ перед конкурентом, причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
При этом недоказанность одного из данных обстоятельств исключает возможность квалификации действий хозяйствующего субъекта в качестве нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации в виде недобросовестной конкуренции.
В силу части 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно части 19 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
В соответствии с частью 20 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
В силу части 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона;
3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
4) о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства);
5) о начальной цене предмета аукциона;
6) о "шаге аукциона";
7) о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
8) о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка;
9) о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом срок аренды такого земельного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 настоящего Кодекса;
10) о размере ежегодной арендной платы при предоставлении земельного участка юридическому лицу в аренду для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением первого арендного платежа, размер которого определяется по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства. При этом размер ежегодной арендной платы, если предметом аукциона является размер первого арендного платежа, определяется в порядке, установленном для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно части 22 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка.
В соответствии с частью 17 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.
Победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства (за исключением случаев проведения аукциона в соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса) признается участник аукциона, предложивший наибольший размер первого арендного платежа.
На основании части 20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона. Не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.
Из указанных выше норм права следует, что участнику, принявшему решение об участии в аукционе, известны условия договора, указанные в извещении и договоре, в том числе о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель. Также из указанных норм права не следует, что какие-либо условия договора (за исключением цены) могут быть изменены в ходе заключения контракта, проведения аукциона.
Таким образом, принимая участие в аукционе, участник выражает согласие со всеми условиями договора.
При этом в соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Таким образом, условие договора аренды земельного участка о целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка является существенным условием договора аренды.
Из материалов дела следует, что постановлением мэрии г. Новосибирска N 5556 от 30.06.2014 "О предоставлении на торгах в форме аукциона для строительства земельного участка по ул. Заслонова в Дзержинском районе" принято решение о предоставлении комиссией по организации и проведению торгов в сфере земельных отношений на торгах в форме аукциона для строительства земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 54:35:013135:31 по ул. Заслонова в Дзержинском районе с видом разрешенного использования: многоквартирные малоэтажные дома, в том числе со встроенными или встроено-пристроенными автостоянками, помещениями общественного назначения, помещениями общественного назначения и автостоянками.
На основании данного постановления земельный участок был выставлен на открытый аукцион.
Извещением о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Новосибирск, Дзержинский район, ул. Заслонова, предусмотрено целевое назначение и разрешенное использование земельного участка: разрешенное использование - многоквартирные малоэтажные дома, в том числе со встроенными или встроено-пристроенными автостоянками, помещениями общественного назначения, помещениями общественного назначения и автостоянками. Извещение о проведении данного аукциона было опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления г. Новосибирска N 52 от 15.07.2014, а также на официальном сайте www.torgi.gov.ru N 150714/0149892/01.
По результатам проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Новосибирск, Дзержинский район, ул. Заслонова, из двух участников аукциона победителем признано ООО СК "ВИРА-Строй" - Протокол о результатах аукциона N 376 от 19.08.2014, с которым заключен Договор аренды земельного участка на территории г. Новосибирска от 02.09.2014 N 119320 т.
В соответствии с данным договором мэрия г. Новосибирска в лице заместителя начальника управления по земельным ресурсам передала ООО СК "ВИРА-Строй" в аренду для строительства земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 54:35:013135:31 площадью 72069 кв. м.
Пунктом 1.3 Договора аренды земельного участка на территории г. Новосибирска от 02.09.2014 N 119320т - л.д. 38-47 т. 5 предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка - многоквартирные малоэтажные дома, в том числе со встроенными или встроено-пристроенными автостоянками, помещениями общественного назначения, помещениями общественного назначения и автостоянками. При этом установлено, что арендатор обязан эффективно использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием, предусмотренным в договоре (пункт 4.2.1 Договора аренды земельного участка на территории г. Новосибирска от 02.09.2014 N 119320т).
Согласно пункту 2.1 названного договора размер годовой арендной платы составил 17 116 000, 00 рублей.
15.12.2014 ООО СК "ВИРА-Строй" обратилось в Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска с заявлением (исх. N 586А/14 от 15.12.2014) о переводе зоны Ж-2 (зона застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами) в зону Ж-1 (зона застройки жилыми домами смешанной этажности).
Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 31.03.2015 N 1315 "О внесении изменений в приложение 2 к решению Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О правилах землепользования и застройки г. Новосибирска", утверждено изменение жилой зоны застройки на зону застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1).
Пунктом 4 статьи 21 Решения Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска" установлен один из видов территориальных зон и его подзоны (в скобках приводится их кодовое обозначение):
жилые зоны (Ж):
- - зона застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1);
- - зона застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2);
- - зона застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3);
- - зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4);
- - зона застройки жилыми домами повышенной этажности (Ж-5);
- - зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-6);
- - зона застройки сезонного проживания (Ж-7);
- Согласно таблице видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (Решение Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска") вид разрешенного использования - многоквартирные малоэтажные дома (1-4 этажа), в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками, относится к территориальной зоне Ж-2, а вид разрешенного использования - многоквартирные 14-18-этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками - Ж-1.
На основании заявления директора ООО СК "ВИРА-Строй" о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 02.09.2014 N 119320т, решения комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 54:35:013135:31 на "многоквартирные 14-18-этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками; центральные тепловые пункты; трансформаторные подстанции" было заключено дополнительное соглашение от 15.03.2016 N 1.
Дополнительным соглашением N 1 к Договору аренды земельного участка на территории г. Новосибирска от 02.09.2014 г. N 119320т от 15.03.2016 вид разрешенного использования земельного участка, предоставленного в аренду по результатам открытого аукциона, был изменен. Так, в соответствии с п. 1 Дополнительного соглашения N 1 к Договору аренды земельного участка на территории г. Новосибирска от 02.09.2014 N 119320т от 15.03.2016 пункт 1.3 изложен в следующей редакции: "разрешенное использование: многоквартирные 14-18-этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками; центральные тепловые пункты; трансформаторные подстанции".
Кроме того, в связи с данным изменением размер годовой арендной платы установлен в размере 21 981 00, 00 рублей на основании отчета независимого оценщика.
В связи с изложенным, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в результате заключения дополнительного соглашения N 1 к договору аренды земельного участка на территории г. Новосибирска от 02.09.2014 N 119320т изменены существенные условия договора аренды, а именно: изменен вид разрешенного использования земельного участка, предоставленного в аренду по результатам открытого аукциона, также изменением размер годовой арендной платы. При этом в соответствии с пунктом 2.4 договора от 02.09.2014 N 119320т в течение срока действия договора размер арендной платы на земельный участок не подлежит пересмотру. Изменение размера арендной платы возможно только в случае продления срока действия (но не изменения) договора.
В результате заключения дополнительных соглашений, изменяющих существенные условия договора, у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент заключения такого дополнительного соглашения (согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ).
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 03.02.2017 N 306-ЭС16-18848 по делу N А12-59505/2015, Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.02.2017 N Ф02-490/2017 по делу N А19-6400/2016). Указанной позиции придерживается и ФАС России (приложение к письму ФАС России от 04.09.2013 N АЦ/34611/13, Письмо ФАС России от 24.02.2014 N АЦ/6261/14, Письмо ФАС России от 13.11.2015 N ВК/63809/15, Письмо ФАС России от 10.02.2016 N АК/7531/16).
Судом установлено, что на момент возникновения рассматриваемых новых правоотношений между мэрией г. Новосибирска в лице заместителя начальника управления по земельным ресурсам и ООО СК "ВИРА-Строй" уже действовала часть 17 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой, внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.
Кроме того, с учетом вышеизложенного, в рассматриваемом случае заключение дополнительного соглашения, изменяющего существенные условия договора без проведения торгов, является нарушением требований, предусмотренных частью 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ об обязательности проведения торгов при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поскольку указанные условия согласованы в момент заключения договора на торгах (часть 5 статьи 448 ГК РФ).
Ссылка апеллянта на часть 2 статьи 422 ГК РФ правомерно не принята во внимание судом.
В силу части 2 статьи 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
При этом, как установлено выше, заключение дополнительного соглашения изменяет условия заключенного договора в части разрешенного использования, а также в части размера арендной платы, то есть это уже не заключенный ранее договор, а измененный.
Следовательно, в настоящем случае нормы части 2 статьи 422 ГК РФ не могут быть применены и при заключении дополнительного соглашения, в части изменения разрешенного использования следовало учесть часть 17 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку на момент заключения дополнительного соглашения указанная норма уже действовала.
Таким образом, заключение Дополнительного соглашения N 1 к Договору аренды земельного участка на территории г. Новосибирска от 02.09.2014 г. N 119320т от 15.03.2016 г., изменяющего вид разрешенного использования земельного участка, противоречит положениям действующего законодательства и не могло быть осуществлено на основании прямого запрета, установленного частью 17 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 N 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Довод апеллянта о том, что договор аренды содержит указание на возможность изменения разрешенного использования, отклоняется судебной коллегией как необоснованный.
Так в пункте 1.3 договора аренды земельного участка на территории г. Новосибирска от 02.09.2014 N 119320т указано, что изменение разрешенного использования допускается исключительно с письменного согласия арендодателя и оформляется в виде письменного соглашения к договору.
Из изложенного не следует, что изменение разрешенного использования является вопросом факта.
Кроме того, изменить в договоре разрешенное использование просто по желанию сторон невозможно, поскольку присвоение того или иного разрешенного использования земельному участку связано с видом территориальных зон и его подзоны.
Согласно таблице видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (Решение Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска") вид разрешенного использования - многоквартирные малоэтажные дома (1-4 этажа), в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками, относится к территориальной зоне Ж-2, а вид разрешенного использования - многоквартирные 14-18-этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками - Ж-1.
То есть малоэтажная застройка и многоэтажная застройка относятся к различным территориальным зонам.
Так в настоящем деле решением Совета депутатов г. Новосибирска от 31.03.2015 N 1315 "О внесении изменений в приложение 2 к решению Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О правилах землепользования и застройки г. Новосибирска", утверждено изменение жилой зоны застройки с Ж-2 на зону застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1).
Только после этого для рассматриваемой территориальной зоны можно было установить разрешение использовать многоквартирные 14-18-этажные дома.
При таких обстоятельствах суд обоснованно посчитал несостоятельным довод заявителя о том, что исходя из условий договора иные участники рынка многоэтажной (14-18-этажные дома) застройки могли сделать вывод о том, что в аукционе, предметом которого является аренда земельного участка с разрешенным использованием многоквартирные малоэтажные дома (1-4 этажа), можно участвовать, поскольку потом вид территориальной зоны, а значит и вид разрешенного использования будет изменен.
Условия аукциона о целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка существенно влияют на принятие решения об участии или неучастии в данном аукционе.
Учитывая изложенное, а также то, что изменение разрешенного использования не является вопросом факта, является обоснованным вывод суда о том, что условия аукциона о целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка существенно влияют на принятие решения об участии в данном аукционе.
В связи с тем, что условия аукциона о целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка существенно влияют на принятие решения об участии в данном аукционе, изменение данного условия договора аренды от первоначального, ставит строительную компанию в преимущественное положение на рынке, так как все хозяйствующие субъекты, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации, оказывающие услуги по строительству, соответствующие требованиям документации о торгах, могли участвовать в аукционе на право аренды земельного участка с видом разрешенного использования - многоквартирные 14-18-этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками; центральные тепловые пункты; трансформаторные подстанции.
Под признаками ограничения конкуренции согласно п. 14 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" понимается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что изменение мэрией г. Новосибирска разрешенного вида использования земельного участка, позволяющего осуществить строительство многоквартирных домов большей этажности, ставит ООО СК "ВИРА-Строй" в преимущественное положение на рынке строительства многоэтажных домов (14-18 этажей), следовательно, данные действия привели или могли привести к ограничению конкуренции.
Таким образом, действия мэрии г. Новосибирска в лице Управления по земельным ресурсам мэрии г. Новосибирска по заключению Дополнительного соглашения N 1 к Договору аренды земельного участка на территории г. Новосибирска от 02.09.2014 N 119320т от 15.03.2016 с ООО СК "ВИРА-Строй", изменяющего вид разрешенного использования земельным участком, и ставящего в преимущественное положение на рынке строительства жилых домов смешанной этажности, то есть многоквартирных домов 14-18 этажей, в нарушение положений земельного законодательства, привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что запрещено частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Иное толкование заявителем положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального закона.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на апеллянта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 июля 2017 года по делу N А45-1763/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.КОЛУПАЕВА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Н.А.УСАНИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)