Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец не согласен с оспариваемым отказом, поскольку все необходимые документы к заявлению были им приложены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Александровой Н.А., Куловой Г.Р.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГО адрес РБ по доверенности ХЛР на решение Октябрьского районного суда адрес РБ от дата, которым постановлено:
признать отказ Администрации го адрес Республики Башкортостан от дата за N... в постановке на учет ХЛР для однократного и бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства незаконным.
Обязать Администрацию Городского Округа адрес Республики Башкортостан поставить ХЛР на учет для однократного и бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в адрес".
Взыскать с Администрации ГО адрес Республики Башкортостан в пользу ХЛР расходы на оплату услуг представителя в размере... рублей.
Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия
установила:
ХЛР обратилась в суд с иском к Администрации ГО адрес Республики Башкортостан о признании незаконным отказа от дата за N..., которым истцу отказано в постановке на учет для однократного и бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 Закона РБ от дата N... (ред. от дата) "О регулировании земельных отношений в адрес".
В обоснование исковых требований указала, что дата ХЛР обратилась в Администрацию ГО адрес Республики Башкортостан с заявлением о постановке на учет для однократного и бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей. Все необходимые документы к заявлению были приложены. Однако, Администрация ГО адрес Республики Башкортостан письмом от дата за N... отказала ХЛР в постановке на учет для однократного и бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, мотивируя это тем, что ее супруг зарегистрирован по другому адресу. Супруг ХЛР ХЛР, проживает постоянно и преимущественно с ними по адресу: адрес. Также он является собственником данной жилой площади, о чем свидетельствует справка о регистрации от дата.
Истец просит обязать Администрацию ГО адрес Республики Башкортостан поставить ее на учет для однократного и бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Взыскать с Администрации ГО адрес Республики Башкортостан в пользу ХЛР расходы на оплату услуг представителя в размете... рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации ГО адрес РБ по доверенности ХЛР ставит вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что на момент обращения ХЛР в Администрацию городского округа адрес РБ с заявлением о постановке на учет в целях последующего предоставления ей земельного участка в собственность бесплатно, сведений о совместном проживании супруги с детьми в представленных документах не имелось. Представление иных сведений в суд не может служить доказательством незаконности оспариваемого решения, поскольку на момент принятия соответствующего решения сведения о совместном проживании у Администрации городского округа адрес РБ отсутствовали.
Все участники судебного процесса извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ (ред. от 21.07.2014) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2, ч. 2.1, ч. 3 ст. 10 Закон Республики Башкортостан от 05 января 2004 г. N 59-з (ред. от 29.12.2014) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц бесплатно осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также в случаях, определенных в частях 1.2 и 2 настоящей статьи.
Земельные участки предоставляются однократно и бесплатно, в том числе, для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, указанным в части 2.1 настоящей статьи.
Категории граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства:
- граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- молодые семьи, не состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возраст супругов в которых на дату подачи заявления не превышает 35 лет, либо неполные семьи, состоящие из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и имеющие одного и более детей, нуждающиеся в жилых помещениях на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством, не являющиеся собственниками жилых помещений;
- работники организаций бюджетной сферы, не состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не являющиеся собственниками жилых помещений, работающие по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, либо трудовому договору, заключенному на срок не менее трех лет, в следующих случаях:
а) нуждающиеся в жилых помещениях на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством;
б) проживающие в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
в) проживающие в общежитии;
г) проживающие в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной или двухкомнатной квартире в составе 2 семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке) независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
- граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
- граждане, имеющие ребенка-инвалида.
Наличие у гражданина на праве собственности, пожизненного наследуемого владения постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебного земельного участка), садоводства является основанием для отказа в однократном и бесплатном предоставлении в собственность земельного участка соответственно для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебного земельного участка), садоводства, за исключением предоставления однократно и бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства категории граждан, предусмотренной пунктом 4 части 2.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 10 Закон Республики Башкортостан от 05 января 2004 г. N 59-з (ред. от 28.05.2015) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также отдельным категориям граждан - в случаях, установленных настоящей статьей.
Земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно следующим категориям граждан:
1) гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- молодым семьям, возраст супругов в которых на дату подачи заявления не превышает 35 лет, либо неполным семьям, состоящим из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, имеющего одного и более детей, нуждающимся в жилых помещениях, на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством, не являющимся собственниками жилых помещений;
- гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей;
- гражданам, имеющим несовершеннолетнего ребенка-инвалида.
В соответствии с ч. 2 ст. 51, ст. 53 Жилищного кодекса России при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, дата ХЛР обратилась в Администрацию ГО адрес с заявлением о постановке ее семьи на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка в соответствии с ст. 10, 10.1 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в адрес" для индивидуального жилищного строительства в границах адрес. Администрация ГО адрес РБ письмом от дата за N С-4070 отказала истцу в постановке на учет для однократного и бесплатного предоставления земельного участка на том основании, что ее супруг зарегистрирован по другому адресу. В то время как необходимым условием является совместное проживание всех членов семьи.
Из материалов дела усматривается, что ХЛР состоит в зарегистрированном браке с ХЛР От брака имеют троих несовершеннолетних детей.
ХЛР с тремя детьми зарегистрирована в адрес. Данная квартира находится в совместной собственности истца и ее супруга Х., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата. Х. зарегистрирован по адресу: РБ, адрес2.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, разрешая возникший спор, пришел к правомерному выводу, о том, что отказ Администрации ГО адрес РБ от дата за N С-4070 ХЛР в постановке на учет для однократного и бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона РБ от дата N 59-з "О регулировании земельных отношений в адрес" является необоснованным.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции в полном объеме, и полагает необходимым отметить, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, направленная в том числе на повышение уровня рождаемости (за счет рождения в семьях второго и последующих детей) как важного условия сохранения и развития многонационального народа России, в настоящее время приобретает особую социальную значимость и является приоритетной задачей демографической политики Российской Федерации, а, следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также уровню экономического развития и финансовым возможностям государства... При установлении гарантий государственной поддержки и социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства законодатель вправе использовать дифференцированный подход к определению характера и объема таких гарантий, предоставляемых той или иной категории граждан, с учетом конкретных социально значимых обстоятельств, о чем указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2011 года N 28-П.
Закон Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в РБ", в части регламентирующей основания для отказа в предоставлении в собственность однократно и бесплатно земельного участка, указывает на наличие у гражданина на праве собственности, пожизненного наследуемого владения постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебного земельного участка), садоводства, но при этом содержит исключение в отношении семей, имеющие трех и более несовершеннолетних детей (п. 4 ч. 2.1 ст. 10 названного Закона).
Именно обладание статусом многодетной семьи является необходимым условием для осуществления прав, приобретаемых на основании п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в РБ", назначение данной нормы, заключается в установлении более высокого уровня гарантий в жилищной сфере в дополнении к мерам по обеспечению такой семьи жилым помещением.
Исходя из вышеизложенного, довод апелляционной жалобы о том, что истцом не представлены сведения о совместном проживании супруга с детьми является необоснованным. Суд первой инстанции, верно указал, что регистрация ХЛР по адресу, отличному от адреса регистрации его супруги не может ограничивать право ХЛР на предоставление земельного участка по месту своего проживания, поскольку учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков, осуществляется по месту жительства заявителя и не предусматривает обращение за постановкой на учет по месту жительства супруга. При этом, суд первой инстанции, исходил из положения ст. 20 ГК РФ, и правомерно счел, что местом жительства ХЛР является место жительства его супруги и детей по адресу: РБ, адрес.
Разрешая требования ХЛР о взыскании с ответчика судебных расходов суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 98, 100 ГПК РФ и, исходя из того, что исковые требования ХЛР удовлетворены, то понесенные ею судебные расходы подлежат взысканию с ответчика.
Определяя размер взыскиваемых с ответчика в пользу истца расходов по оплате услуг представителя, суд исходил из характера спора, количества судебных заседаний, в которых участвовал представитель истца, пришел к выводу, что заявленные истцом расходы на представителя в сумме... рублей являются завышенными и подлежат уменьшению до...
С указанными выводами судебная коллегия также соглашается, поскольку они основаны на верном применении норм процессуального права, а доводы жалобы полагает необоснованными и не влияющими на правильность выводов суда.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, оценил имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, правильно применил нормы права и вынес законное и обоснованное решение, и оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда адрес РБ от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации ГО адрес РБ по доверенности ХЛР без удовлетворения.
Справка: судья Жучкова М.Д.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 26.10.2016 ПО ДЕЛУ N 33-21631/2016
Требование: О признании незаконным отказа в постановке на учет для однократного и бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец не согласен с оспариваемым отказом, поскольку все необходимые документы к заявлению были им приложены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 октября 2016 г. по делу N 33-21631/2016
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Александровой Н.А., Куловой Г.Р.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГО адрес РБ по доверенности ХЛР на решение Октябрьского районного суда адрес РБ от дата, которым постановлено:
признать отказ Администрации го адрес Республики Башкортостан от дата за N... в постановке на учет ХЛР для однократного и бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства незаконным.
Обязать Администрацию Городского Округа адрес Республики Башкортостан поставить ХЛР на учет для однократного и бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в адрес".
Взыскать с Администрации ГО адрес Республики Башкортостан в пользу ХЛР расходы на оплату услуг представителя в размере... рублей.
Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия
установила:
ХЛР обратилась в суд с иском к Администрации ГО адрес Республики Башкортостан о признании незаконным отказа от дата за N..., которым истцу отказано в постановке на учет для однократного и бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 Закона РБ от дата N... (ред. от дата) "О регулировании земельных отношений в адрес".
В обоснование исковых требований указала, что дата ХЛР обратилась в Администрацию ГО адрес Республики Башкортостан с заявлением о постановке на учет для однократного и бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей. Все необходимые документы к заявлению были приложены. Однако, Администрация ГО адрес Республики Башкортостан письмом от дата за N... отказала ХЛР в постановке на учет для однократного и бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, мотивируя это тем, что ее супруг зарегистрирован по другому адресу. Супруг ХЛР ХЛР, проживает постоянно и преимущественно с ними по адресу: адрес. Также он является собственником данной жилой площади, о чем свидетельствует справка о регистрации от дата.
Истец просит обязать Администрацию ГО адрес Республики Башкортостан поставить ее на учет для однократного и бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Взыскать с Администрации ГО адрес Республики Башкортостан в пользу ХЛР расходы на оплату услуг представителя в размете... рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации ГО адрес РБ по доверенности ХЛР ставит вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что на момент обращения ХЛР в Администрацию городского округа адрес РБ с заявлением о постановке на учет в целях последующего предоставления ей земельного участка в собственность бесплатно, сведений о совместном проживании супруги с детьми в представленных документах не имелось. Представление иных сведений в суд не может служить доказательством незаконности оспариваемого решения, поскольку на момент принятия соответствующего решения сведения о совместном проживании у Администрации городского округа адрес РБ отсутствовали.
Все участники судебного процесса извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ (ред. от 21.07.2014) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2, ч. 2.1, ч. 3 ст. 10 Закон Республики Башкортостан от 05 января 2004 г. N 59-з (ред. от 29.12.2014) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц бесплатно осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также в случаях, определенных в частях 1.2 и 2 настоящей статьи.
Земельные участки предоставляются однократно и бесплатно, в том числе, для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, указанным в части 2.1 настоящей статьи.
Категории граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства:
- граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- молодые семьи, не состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возраст супругов в которых на дату подачи заявления не превышает 35 лет, либо неполные семьи, состоящие из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и имеющие одного и более детей, нуждающиеся в жилых помещениях на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством, не являющиеся собственниками жилых помещений;
- работники организаций бюджетной сферы, не состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не являющиеся собственниками жилых помещений, работающие по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, либо трудовому договору, заключенному на срок не менее трех лет, в следующих случаях:
а) нуждающиеся в жилых помещениях на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством;
б) проживающие в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
в) проживающие в общежитии;
г) проживающие в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной или двухкомнатной квартире в составе 2 семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке) независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
- граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
- граждане, имеющие ребенка-инвалида.
Наличие у гражданина на праве собственности, пожизненного наследуемого владения постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебного земельного участка), садоводства является основанием для отказа в однократном и бесплатном предоставлении в собственность земельного участка соответственно для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебного земельного участка), садоводства, за исключением предоставления однократно и бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства категории граждан, предусмотренной пунктом 4 части 2.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 10 Закон Республики Башкортостан от 05 января 2004 г. N 59-з (ред. от 28.05.2015) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также отдельным категориям граждан - в случаях, установленных настоящей статьей.
Земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно следующим категориям граждан:
1) гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- молодым семьям, возраст супругов в которых на дату подачи заявления не превышает 35 лет, либо неполным семьям, состоящим из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, имеющего одного и более детей, нуждающимся в жилых помещениях, на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством, не являющимся собственниками жилых помещений;
- гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей;
- гражданам, имеющим несовершеннолетнего ребенка-инвалида.
В соответствии с ч. 2 ст. 51, ст. 53 Жилищного кодекса России при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, дата ХЛР обратилась в Администрацию ГО адрес с заявлением о постановке ее семьи на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка в соответствии с ст. 10, 10.1 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в адрес" для индивидуального жилищного строительства в границах адрес. Администрация ГО адрес РБ письмом от дата за N С-4070 отказала истцу в постановке на учет для однократного и бесплатного предоставления земельного участка на том основании, что ее супруг зарегистрирован по другому адресу. В то время как необходимым условием является совместное проживание всех членов семьи.
Из материалов дела усматривается, что ХЛР состоит в зарегистрированном браке с ХЛР От брака имеют троих несовершеннолетних детей.
ХЛР с тремя детьми зарегистрирована в адрес. Данная квартира находится в совместной собственности истца и ее супруга Х., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата. Х. зарегистрирован по адресу: РБ, адрес2.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, разрешая возникший спор, пришел к правомерному выводу, о том, что отказ Администрации ГО адрес РБ от дата за N С-4070 ХЛР в постановке на учет для однократного и бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона РБ от дата N 59-з "О регулировании земельных отношений в адрес" является необоснованным.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции в полном объеме, и полагает необходимым отметить, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, направленная в том числе на повышение уровня рождаемости (за счет рождения в семьях второго и последующих детей) как важного условия сохранения и развития многонационального народа России, в настоящее время приобретает особую социальную значимость и является приоритетной задачей демографической политики Российской Федерации, а, следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также уровню экономического развития и финансовым возможностям государства... При установлении гарантий государственной поддержки и социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства законодатель вправе использовать дифференцированный подход к определению характера и объема таких гарантий, предоставляемых той или иной категории граждан, с учетом конкретных социально значимых обстоятельств, о чем указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2011 года N 28-П.
Закон Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в РБ", в части регламентирующей основания для отказа в предоставлении в собственность однократно и бесплатно земельного участка, указывает на наличие у гражданина на праве собственности, пожизненного наследуемого владения постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебного земельного участка), садоводства, но при этом содержит исключение в отношении семей, имеющие трех и более несовершеннолетних детей (п. 4 ч. 2.1 ст. 10 названного Закона).
Именно обладание статусом многодетной семьи является необходимым условием для осуществления прав, приобретаемых на основании п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в РБ", назначение данной нормы, заключается в установлении более высокого уровня гарантий в жилищной сфере в дополнении к мерам по обеспечению такой семьи жилым помещением.
Исходя из вышеизложенного, довод апелляционной жалобы о том, что истцом не представлены сведения о совместном проживании супруга с детьми является необоснованным. Суд первой инстанции, верно указал, что регистрация ХЛР по адресу, отличному от адреса регистрации его супруги не может ограничивать право ХЛР на предоставление земельного участка по месту своего проживания, поскольку учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков, осуществляется по месту жительства заявителя и не предусматривает обращение за постановкой на учет по месту жительства супруга. При этом, суд первой инстанции, исходил из положения ст. 20 ГК РФ, и правомерно счел, что местом жительства ХЛР является место жительства его супруги и детей по адресу: РБ, адрес.
Разрешая требования ХЛР о взыскании с ответчика судебных расходов суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 98, 100 ГПК РФ и, исходя из того, что исковые требования ХЛР удовлетворены, то понесенные ею судебные расходы подлежат взысканию с ответчика.
Определяя размер взыскиваемых с ответчика в пользу истца расходов по оплате услуг представителя, суд исходил из характера спора, количества судебных заседаний, в которых участвовал представитель истца, пришел к выводу, что заявленные истцом расходы на представителя в сумме... рублей являются завышенными и подлежат уменьшению до...
С указанными выводами судебная коллегия также соглашается, поскольку они основаны на верном применении норм процессуального права, а доводы жалобы полагает необоснованными и не влияющими на правильность выводов суда.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, оценил имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, правильно применил нормы права и вынес законное и обоснованное решение, и оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда адрес РБ от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации ГО адрес РБ по доверенности ХЛР без удовлетворения.
Председательствующий
З.А.НАУШИРБАНОВА
Судьи
Н.А.АЛЕКСАНДРОВА
Г.Р.КУЛОВА
З.А.НАУШИРБАНОВА
Судьи
Н.А.АЛЕКСАНДРОВА
Г.Р.КУЛОВА
Справка: судья Жучкова М.Д.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)