Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.07.2016 ПО ДЕЛУ N 11-9597/2016

Требование: О признании недействительными постановления, договоров купли-продажи, исключении из реестра записи, прекращении права собственности.

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Ограничения, связанные с предоставлением земельных участков, расположенных в границах зон санитарной охраны, возникают, в силу закона, с момента установления их границ. Установление зоны санитарной охраны источников водоснабжения было произведено до вынесения муниципальным органом оспариваемых постановлений о предоставлении земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июля 2016 г. по делу N 11-9597/2016


судья Штрауб Г.О.

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шалиевой И.П.,
судей Чертовиковой Н.Я., Давыдовой В.Е.,
при секретаре Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 июля 2016 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Сосновского района Челябинской области на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 14 апреля 2016 года по иску прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Ф., К.В., Г., П., Н., Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании недействительным постановления, признании недействительными договоров купли-продажи, исключения из ГКН записи, прекращении права собственности.
Заслушав доклад судьи Шалиевой И.П. об обстоятельствах дела и доводах апелляционного представления, объяснения прокурора Соколовой Н.Ф., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителей ответчика администрации Сосновского муниципального района Челябинской области по доверенностям С., К.А., возражавших относительно доводов апелляционного представления, судебная коллегия
установила:

Прокурор Сосновского района Челябинской области обратился в суд с иском к Ф., К.В., Г., П., Н., Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, с учетом объединения гражданских дел (л.д. 106 т. 2), просил о:
- признании недействительным постановления администрации Сосновского муниципального района от 26.04.2010 N 3474 "О предоставлении в собственность, находящегося в государственной собственности, земельного участка Ф.";
- - признании ничтожным договора от 09.12.2010 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ***, заключенного между Ф. и К.В.;
- - признании ничтожным договора от 26.08.2011 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ***, заключенного между К.В. и Г.;
- - признании ничтожным договора от 18.05.2013 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ***, заключенного между Г. и П.; признании недействительным постановления администрации Сосновского муниципального района от 18.05.2010 N 4237 "О предоставлении в собственность, находящегося в государственной собственности, земельного участка Н.";
- - признании ничтожным договора от 28.05.2013 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ***, заключенного между Н. и П.;
- - исключении из Государственного кадастра недвижимости записи о земельных участках: с кадастровым номером ***, площадью 1000 кв. м, расположенном по адресу: Челябинская область, Сосновский район, 715 м по направлению северо-восток от п.Западный; с кадастровым номером ***, площадью 1000 кв. м, расположенном по адресу: Челябинская область, Сосновский район, 725 м по направлению северо-восток от п.Западный; прекращении права собственности П. на земельные участки: с кадастровым номером ***, площадью 1000 кв. м, расположенном по адресу: Челябинская область, Сосновский район, 715 м по направлению северо-восток от п.Западный; с кадастровым номером ***, площадью 1000 кв. м, расположенном по адресу: Челябинская область, Сосновский район, 725 м по направлению северо-восток от п.Западный.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что 11.02.2015 в прокуратуру Сосновского района поступила информация из Управления Росреестра по Челябинской области о земельных участках, расположенных во 2 поясе зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища, по результатам проверки установлено, что 12.04.2010 Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1000 кв. м, расположенном по адресу: Челябинская область, Сосновский район, 725 м по направлению северо-восток от п.Западный, и ***, площадью 1000 кв. м, расположенном по адресу: Челябинская область, Сосновский район, 715 м по направлению северо-восток от п.Западный. Постановлением администрации Сосновского муниципального района от 26.04.2010 N 3474 земельный участок с кадастровым номером *** предоставлен в собственность Ф. для ведения личного подсобного хозяйства. 09.12.2012 земельный участок продан К.В., 26.08.2011 земельный участок продан Г., 18.05.2013 земельный участок продан П. Постановлением администрации Сосновского муниципального района от 18.05.2010 N 4237 земельный участок *** предоставлен Н. 28.05.2013 земельный участок продан П. Полагал, что указанные постановления администрации Сосновского района и последующие сделки по купле-продаже земельных участков не соответствуют требованиям закона и нарушают законные права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятные условия окружающей среды, поскольку земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.
В суде первой инстанции заседании помощник прокурора Саренко О.Г. поддержала исковые требования по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика Администрации Сосновского муниципального района С. с иском не согласилась, просила применить сроки исковой давности по требованиям прокурора, поскольку прокурору стало известно о данном постановлении 07.05.2010, полагала, что начало течения срока исковой давности следует определять, исходя из того, когда о нарушении своего права узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление. Поскольку заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, то следует исходить из того, что публикации о застройке Шершневского водохранилища регулярно появлялись как в прессе, так и в сети Интернет, начиная с 2009 года, и потому сроки исковой давности пропущены. Также указывала на то, что прокурор не представил доказательств в обоснование своих требований о расположении земельного участка в границах 2 пояса зоны санитарной охраны. На момент вынесения оспариваемого постановления границы 2 пояса ЗСО Шершневского водохранилища в государственном кадастре недвижимости отсутствовали, границы ЗСО были внесены в ГКН только 05.06.2015 на основании данных, изложенных постановлении Совета Министров РСФСР "Об утверждении зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения города Челябинска" от 07.09.1977 N 465.
Ответчики Ф., К.В., Г., Н. извещались по месту регистрации, в суд первой инстанции не явились, конверты вернулись с отметкой "истек срок хранения".
Ответчик П. в суде первой инстанции при надлежащем извещении участие не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, с иском не согласился, его представитель по доверенности К.Е. с иском не согласилась, поддержала заявление представителя администрации Сосновского района о пропуске прокурором срока исковой давности, пояснила, что участок был приобретен в 2013 года, с момента приобретения земельного участка весной 2013 года приступили к его освоению, в настоящее время на участке возведен жилой двухэтажный дом, на который зарегистрировано право собственности 08.05.2015.
Третьи лица Филиал "ФГБУ ФКП Росреестра" по Челябинской области, Управление Росреестра по Челябинской области просили о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Суд отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
В апелляционном представлении прокурор Сосновского района Челябинской области просит решение суда отменить, принять новое, ссылаясь на то, что прокурором Сосновского района не пропущен срок исковой давности, обязанность по проверке актов ненормативного характера, к которым относятся постановления администрации Сосновского муниципального района на прокуратуру не возложена. Границы зоны с особыми условиями использования территории внесены в ГКН в 2011 году, таким образом, на момент вынесения постановлений администрацией Сосновского муниципального района указанные сведения, в том числе и в публичной кадастровой карте отсутствовали, в связи с чем, прокуратура не могла сопоставить номер земельного участка с публичной кадастровой картой. Сведения о возможных нарушениях законодательства при предоставлении в собственность конкретных земельных участков в пределах второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения г. Челябинска - Шершневского водохранилища, поступили в прокуратуру Сосновского района в феврале 2015, с данного времени и следует исчислять срок исковой давности. Указывает, что отсутствие утвержденного в соответствии с требованиями действующего законодательства проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, а также на земельные участки, попадающие в зону санитарной охраны не распространяются ограничения, установленные законом. Согласно плану земельных участков, представленному Управлением Росреестра по Челябинской области, земельные участки с кадастровыми номерами: ***, *** расположены в зоне санитарной охраны второго пояса Шершневского водохранилища в пределах прибрежной полосы в 304 и 310 метрах относительно фактической береговой линии, данные замеры произведены в марте 2015 года. Доказательств опровергающих нахождение спорного земельного участка в границах второго пояса санитарной охраны источника питьевого водоснабжения г. Челябинска в материалы дела не представлено. Судом не принято во внимание письмо заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области от 25.08.2015, согласно которому весь п. Западный, расположенный в Кременкульском сельском поселении Сосновского муниципального района, находится во втором поясе зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища.
Ответчики Ф., Г., К.В., Н., П., представители третьих лиц Управления Росреестра по Челябинской области, Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Челябинского областного суда, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения прокурора, представителей администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда по доводам апелляционного представления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением отдела кадастрового учета ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области 12.04.2010 года осуществлена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером *** из категории земель "земли населенных пунктов", площадью 1000 кв. м, расположенном по адресу: Челябинская область, Сосновский район, 715 м по направлению северо-восток от п.Западный - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Каких-либо ограничений и обременении не зарегистрировано (л.д. 43 - 44 т. 1).
Решением отдела кадастрового учета ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области 12.04.2010 года осуществлена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером *** из категории земель "земли населенных пунктов", площадью 1000 кв. м, расположенном по адресу: Челябинская область, Сосновский район, 725 м по направлению северо-восток от п.Западный - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Каких-либо ограничений и обременении не зарегистрировано (л.д. 11 - 12 т. 2).
Постановлением администрации Сосновского муниципального района от 26.04.2010 N 3474 "О предоставлении в собственность находящегося в государственной собственности земельного участка Ф." земельный участок с кадастровым номером *** из категории земель "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: Челябинская область, Сосновский район, 715 м по направлению северо-восток от п.Западный, предоставлен в собственность Ф. для ведения личного подсобного хозяйства в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 1000 кв. м (л.д. 42 т. 1).
По договору купли-продажи от 09.12.2010 Ф. продал земельный участок с кадастровым номером *** К.В. (л.д. 49 т. 1). По договору купли-продажи от 26.08.2011 Ж.С.В., действующий по доверенности от имени К.В., продал земельный участок с кадастровым номером *** Г. (л.д. 56 т. 1).
По договору купли-продажи от 18.05.2013 Г. продал земельный участок с кадастровым номером *** П. (л.д. 61 т. 1). Постановлением администрации Сосновского муниципального района от 18.05.2010 N 4237 "О предоставлении в собственность находящегося в государственной собственности земельного участка Н." земельный участок с кадастровым номером *** из категории земель "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: Челябинская область, Сосновский район, 725 м по направлению северо-восток от п.Западный, предоставлен в собственность Н. для ведения личного подсобного хозяйства в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 1000 кв. м (л.д. 10 т. 2)
По договору купли-продажи от 28.05.2013 Н. продала земельный участок с кадастровым номером *** П. (л.д. 19 т. 2).
Земельные участки с кадастровыми номерами ***, *** полностью входит в границу второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения "Шершневское водохранилище" (т. 1 л.д. 79, т. 2 л.д. 71 - схемы расположения, составленные ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области 17.11.2015, т. 1 л.д. 135 - письмо Управления Роспотребнадзора по Челябинской области о том, что весь пос. Западный расположен во втором поясе зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища, т. 1 л.д. 63, т. 2 л.д. 21 - планы расположения земельных участков, составленные ведущим специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Челябинской области).
27.10.2015 прокурор предъявил вышеуказанное исковое заявление.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из пропуска прокурором срока исковой давности.
В то же время судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что нельзя связывать начало течения срока исковой давности с публикациями в средствах массовой информации о массовой застройке Шершневского водохранилища, следует исходить только из того, что непосредственно самому прокурору уже в 2010 г. стало известно о принятии оспариваемого постановления.
На основании статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления и совершения сделок купли-продажи), если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начиналось со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 года N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений), разъяснялось, что в соответствии со статьей 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.
Аналогичная правовая позиция изложена и в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", а именно: при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Согласно пункту 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, срок исковой давности по вышеуказанному требованию прокурора, подлежит исчислению с момента, когда любое заинтересованное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав на благоприятную окружающую среду расположением земельного участка, предоставленного в частную собственность, во втором поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права частной собственности на такой земельный участок.
Решение Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области 29 августа 2011 года N 145 об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки поселка Западный Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области опубликовано в газете "Сосновская нива" от 14 апреля 2012 года N 41. Тогда же на официальном сайте администрации Сосновского муниципального район Челябинской области размещен Генеральный план поселка с нанесением на него береговой линии Шершневского водохранилища, а также конфигурации земельных участков с обозначением их кадастровых номеров, в том числе спорных земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***.
Информация о постановке земельных участков с кадастровыми номерами ***, *** на государственный кадастровый учет и о регистрации права частной собственности на эти же земельные участки внесены в открытые реестры в 2010 году.
Таким образом, начиная с апреля - мая 2010 года из государственных открытых реестров либо, начиная с апреля 2012 г. из публикации в средствах массовой информации решения Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области 29 августа 2011 года N 145 и Генерального плана поселка с нанесением на него береговой линии Шершневского водохранилища, а также конфигурации земельных участков с обозначением их кадастровых номеров, в том числе спорного земельного участка, любое заинтересованное лицо знало или должно было знать о том, что земельные участки с кадастровыми номерами ***, *** расположены вблизи Шершневского водохранилища, предоставлены в частную собственность.
Доказательств того, что кто-либо из граждан обращался в прокуратуру с заявлением о нарушении его права предоставлением спорных земельных участков в собственность до дня обращения прокурора в суд с иском, не представлено.
Учитывая, что иск в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами ***, *** подан прокурором 27.10.2015 г. (т. 1, 2 л.д. 3), то есть по истечении трех лет, исчисляя как с апреля - мая 2010 года, так и с апреля 2012 г., судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что срок исковой давности истек, что в силу статьи 199 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Кроме того, прокуратуре, как органу, осуществляющему надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, о предоставлении земельных участков, расположенных во втором поясе зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища, было известно, начиная с 2010 г., учитывая следующее:
07.05.2010 в связи с требованием прокурора от 15.01.2007 г. помощником прокурора Сосновского района Чиркиной К.А. получен электронный вариант постановлений администрации района, принятых апреле 2010 года с N 2444 по N 3762 и реестр этих постановлений, в котором имеется и оспариваемое, в постановлении указаны кадастровые номера земельных участков и при его сопоставлении с публичной кадастровой картой, находящейся на сайте Управления Росреестра по Челябинской области, было возможно определить местоположение данного земельного участка относительно береговой линии Шершневского водохранилища, также прокурору своевременно были направлены:
- постановления главы Сосновского муниципального района Челябинской области от 13.03.2012 N 2140 "О разработке документации по планировке и межеванию территории примерно в 920 м по направлению на северо-восток от ориентира пос.Западный Сосновского муниципального района Челябинской области" и N 1618 "О назначении публичных слушаний по рассмотрению проектов планировки и застройки и межевания территории земельных участков, расположенных примерно в 920 м по направлению на северо-восток от ориентира пос.Западный, примерно в 2270 и 370 м по направлению на северо-запад от ориентира дер. Осиновка Сосновского муниципального района Челябинской области"; постановление главы Сосновского муниципального района Челябинской области от 24.05.2013 N 4323 "Об утверждении документации по планировке и межеванию территории земельного участка, расположенного примерно в 920 м по направлению на северо-восток от ориентира пос.Западный Сосновского муниципального района Челябинской области" с приложенным опорным планом территории, на котором указано расположение спорного земельного участка;
- прокурор Сосновского района был своевременно проинформирован как о формировании данного земельного участка, так и о включении его в зону застройки по генплану пос.Западный и о расположении данного участка относительно Шершневского водохранилища, что подтверждается: направлением в прокуратуру Сосновского района решений Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 19.05.2010 N 47 "О протесте прокурора на решение Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 22.02.2007 N 390 "Об утверждении генерального плана п.Западный Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района, от 19.05.2010 N 49 "О протесте прокурора на решение Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 20.05.2009 N 851 "О корректировке генерального плана п.Западный"; протоколом N 6 шестого заседания Собрания депутатов Сосновского муниципального района четвертого созыва от 16.06.2010, с участием помощника прокурора, на котором решался вопрос о внесении изменений в решение Собрания депутатов N 851 о 20.05.2009 "О корректировке генерального плана п.Западный" в части приложений; Генеральный план и правила землепользования и застройки пос.Западный утверждены решением Совета депутатов Кременкульского сельского поселения от 29.08.2011 N 145 в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, информирование и населения осуществлялось в установленном порядке на публичных слушаниях с предварительной публикацией в газете "Сосновская Нива" от 19.02.2011 N 18, Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете "Сосновская нива" от 16.04.2011 N 41, генеральный план размещен на сайте www.chelsosna.ru (спорный земельный участок был включен в проектируемые границы п. Западный);
- 08.11.2010 Администрацией Сосновского района в Управление Росреестра по Челябинской области были направлены Решения Собрания депутатов от 20.05.2009 N 851 и решение Собрания депутатов от 16.06.2010 N 72 с просьбой о внесении в ГКН сведений о границах населенного пункта пос.Западный в порядке информационного взаимодействия, а также карту (план) границ населенного пункта пос.Западный, на который нанесен спорный земельный участок.
То обстоятельство, что информация о разработке проектной документации по пос.Западный являлась открытой для общего сведения, подтверждается также и представлением Челябинского природоохранного прокурора Екимова А.Б. от 15.04.2011, направленным в адрес Администрации Сосновского муниципального района об устранении нарушений природоохранного законодательства и приведении в соответствие с требованиями законодательства градостроительную деятельность в районе пос.Западный, в котором указано, что неблагоустроенная застройка индивидуального жилья производится на основании актов Администрации Сосновского муниципального района в районе ул. Набережная п.Западный, где в водоохранной зоне водохранилища размещается застройщиками размываемый грунт с отходами потребления, что не совместимо с режимом охраняемой территории, предусмотренным ст. 65 Водного кодекса РФ.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 15.09.2010 N 269 "О мерах по улучшению качества воды в Шершневском водохранилище" создан Межведомственный областной штаб по реализации мероприятий, направленных на улучшение качества воды в Шершневском водохранилище, утвержден его состав и определены меры по обеспечению законности застройки и приватизации земельных участков в зоне санитарной застройки.
02.11.2010 на заседании созданного Межведомственного областного штаба по реализации мероприятий, направленных на улучшение качества воды в Шершневском водохранилище принято предложение прокурора Челябинской области взять под контроль прокуратуры законность выделения земельных участков в прибрежной полосе шириной не менее 50 метров Шершневского водохранилища, ежеквартально запрашивать у глав Сосновского. Аргяшского районов и города Челябинска сведения о принятых постановлениях органов местного самоуправления по выделению земельных участков в прибрежной полосе не менее 500 метров, направлять исковые заявления суд на их отмену.
Таким образом, прокурор, как лицо, осуществляющее надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, также пропустил срок исковой давности, поскольку о конкретном местоположении спорного земельного участка, относительно Шершневского водохранилища прокурору было известно уже в 2010 года, о фактах незаконной застройки водоохранной зоны на территории Сосновского муниципального района Челябинской области прокурор знал со 02 ноября 2010 года, сообщение о нарушении действующего законодательства, связанного с предоставлением в собственность и застройкой земельных участков, расположенных во втором поясе зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища, поступило в прокуратуру 04 мая 2011 года.
Данное исковое заявление подано прокурором по истечении срока исковой давности.
Доводы о том, что без сообщения о нарушении законодательства прокурор не вправе был обратиться с иском в суд, тогда как такое сообщение получено прокурором только в феврале 2015 года, несостоятельны.
В силу статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор не только рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, но и принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Обладая информацией о нарушении прав и свобод значительного числа граждан, прокурор вправе был и обязан обратиться с иском об оспаривании предоставления спорного земельного участка в собственность в интересах неопределенного круга лиц еще в 2010 - 2011 г.г.
При указанных обстоятельствах доводы апелляционного представления о том, что срок исковой давности для обращения в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц прокурором не пропущен, являются не состоятельными.
Судебная коллегия не согласна с выводами суда первой инстанции о том, что прокурором не доказано нахождение спорного земельного участка в границах 2 пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения.
Действительно, зона второго пояса санитарной охраны питьевого источника Шершневского водохранилища согласно требований СанПиН 2.1.4.1110-02 до настоящего времени не разработана и в государственный кадастр недвижимости не внесена.
Как указано выше, граница второго пояса зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища внесена в государственный кадастр недвижимости 08 июня 2015 года на основании решения исполнительного комитета Челябинского областного совета депутатов трудящихся от 12 октября 1976 года N 492 и постановления Совета Министров РСФСР от 07 сентября 1977 года N 465 "Об утверждении зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения города Челябинска".
Согласно пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, находящиеся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
По смыслу приведенных правовых норм, приватизация земельных участков ограниченных в обороте, допускается только в том случае, если имеется специальный разрешающий закон федерального уровня. Однако такого закона для данной категории земельных участков не имеется.
Частью 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (части 4, 5 статьи 18).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие санитарных норм и правил "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" утверждены санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны.
Настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (п. 1.2).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. (п. 1.3).
ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. (п. 1.4).
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. (п. 1.5).
Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН. (п. 1.17).
Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 граница второго пояса ЗСО на водоемах должна быть удалена по акватории во все стороны от водозабора на расстояние 3 км - при наличии нагонных ветров до 10% и 5 км - при наличии нагонных ветров более 10%; граница 2 пояса ЗСО на водоемах по территории должна быть удалена в обе стороны по берегу на 3 или 5 км в соответствии с п. 2.3.2.5 и от уреза воды при нормальном подпорном уровне (НПУ) на 500-1000 м в соответствии с п. 2.3.2.4 (т.е. при равнинном рельефе местности не менее 500 м; при пологом склоне - 750 м; при крутом склоне - не менее 1000 м) (п. 2.3.2.4 - 2.3.2.6)
Постановлением Совета Министров РСФСР от 02.09.1977 г. N 465 "Об утверждении зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения г. Челябинска" утверждены первый и второй пояс зоны санитарной охраны источника водоснабжения г. Челябинска; во второй пояс зоны санитарной охраны источника водоснабжения г. Челябинска включена территория, смежная с первым поясом зоны санитарной охраны, в которую входит Шершневское водохранилище, р. Миасс до Аргазинского водохранилища и р. Биргильда.
Согласно п. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьей 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которой границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 5).
При этом Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.
Определение действия во времени и пространстве нормативных правовых актов Союза ССР по вопросам границ зон санитарной охраны ни Водным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не ограничено.
Постановление Совета Министров РСФСР от 02.09.1977 г. N 465 не регулирует кадастровые отношения.
Решением Исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 12 октября 1976 года N 492 "Об утверждении зоны санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского водопровода" утверждена зона санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского водопровода - реки Миасс и Шершневского водохранилища, состоящая из двух поясов (1 и 2 пояса), и установлены границы 1 и 2 поясов зоны санитарной охраны с натурным описанием границ (с указанием населенных, географических и тригонометрических пунктов).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 сентября 1977 года N 465 "Об утверждении зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения города Челябинска" было принято предложение Челябинского областного исполкома Совета депутатов трудящихся и утверждены зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения города Челябинска первого и второго пояса с натурным описанием границ (с указанием населенных, географических и тригонометрических пунктов), которые по своему содержанию аналогичны границам зон санитарной охраны, утвержденных решением Исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 12 октября 1976 года N 492.
Ни Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, ни Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, не предусмотрено, что введение в действие СанПиН 2.1.4.1110-02" влечет прекращение действия или иным образом ограничивает применение принятых ранее нормативных правовых актов, устанавливающих зоны санитарной охраны источников водоснабжения.
Земельные участки с кадастровыми номерами ***, *** полностью входят в границу второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения "Шершневское водохранилище", установленную Решением Исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 12 октября 1976 года N 492, Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 сентября 1977 года N 465, соответствующую требования п. 2.3.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02, так как находится на расстоянии менее 500 м от уреза воды при равнинном рельефе местности, что подтверждается вышеназванными схемой расположения, составленной ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области 17.11.2015, письмом Управления Роспотребнадзора по Челябинской области, планами расположения земельных участков, составленных ведущим специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Челябинской области; сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости, согласно которых участки полностью располагаются в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения г. Челябинска.
Ответчиками не представлено доказательств того, что спорный земельный участок находится за пределами границ второго пояса зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища.
Отсутствие в плане, составленным по замерам, проведенным ведущим специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Челябинской области Щ., даты проведения таких замеров, не свидетельствует о недостоверности данного доказательства. Кроме того, оно подтверждено совокупностью других доказательств, указанных выше.
Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границе 2 пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения "Шершневское водохранилище" лишь 05.06.2015 года не свидетельствует о том, что при принятии оспариваемых постановлений и последующих сделок купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами ***, *** не находились в зоне санитарной охраны второго пояса Шершневского водохранилища, и не влияет на факт нахождения спорных земельных участков в границах такой зоны.
Ограничения, связанные с предоставлением земельных участков, расположенных в границах зон санитарной охраны, возникают в силу закона с момента установления их границ. Установление зоны санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского водопровода - реки Миасс и Шершневского водохранилища было произведено до вынесения муниципальным органом оспариваемых постановлений о предоставлении земельных участков.
В то же время, учитывая, что пропущен срок исковой давности для предъявления вышеуказанных исковых требований, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, оснований для удовлетворения апелляционного представления прокурора не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

Решение Сосновского районного суда Челябинской области от 14 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Сосновского района Челябинской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)